Традиционная и командно – административная экономические системы.
Любая экономическая система должна решить 3 основных вопроса: Что производить? Как производить? Для кого производить? В зависимости от способа решения этих вопросов принято выделять 5 основных типов экономических систем: 1) Традиционная экономика; 2) Командно – административная экономика; 3) Рыночная экономика; 4) Смешанная экономика; 5) Переходная экономика. При традиционной экономике выбор осуществляется согласно традиции или обычаю. Данный тип преобладал в примитивном хозяйстве древних народов. Элементы традиционной экономики свойственны любому замкнутому натуральному хозяйству. На вопрос «Что производить?» традиционная экономика отвечает «То же, что и раньше». На вопрос «Как производить», ответ «Так же, как и раньше». На вопрос «Для кого производить?», ответ «Для себя, для общины». Командно – административная система представляет собой особую форму организации экономической деятельности, опирающуюся на абсолютное господство государства в экономике, принудительное планирование и уравнительное внеэкономическое распределение материальных благ. Примеры командно – административной системы: СССР, Северная Корея, Куба. Принципы хозяйствования командно – административной системы: 1) Полное, тотальное огосударствление народного хозяйства. В этой системе только государство является собственником производственных ресурсов и может принимать экономические решения. Вся экономическая жизнь подчиняется административным распоряжениям органам власти. Работники полностью отделены от владения и управления средствами производства. 2) Принудительное планирование. В командно – административной системе экономическая жизнь направляется государственным планом. Планированию в командно – административной системе присущи следующие черты:
А) централизованность, т.е. распределение заданий центральным государственным органом или другими уполномоченными органами; Б) директивность, т.е. обязательность для исполнения; В) адресность, т.е. доведение задания до конкретного предприятия исполнителя. 3) В командно – административной системе действуют назначаемые органы власти; 4) Ограничено предпринимательство; 5) Нет места конкуренции, данная система до предела монополизирована; 6) Существует уравнительное распределение доходов. Понятие рынка. Преимущества и недостатки рынка. Рынок, как экономическая категория представляет собой совокупность конкретных экономических отношений и связей между покупателями и продавцами, а также торговыми посредниками по поводу движения товаров и денег, отражающий экономические интересы субъектов рыночных отношений и обеспечивающий обмен продуктами труда. Преимущества рынка: 1) Эффективное распределение в обществе ресурсов; 2) Гибкость и высокая адаптивность к изменяющимся условиям; 3) Свобода выбора и действий рыночных субъектов; 4) Максимальное использование достижений научно – технического прогресса; 5) Способность к удовлетворению разнообразных потребностей, повышение качества товара и услуг; 6) Относительно быстрое восстановление нарушенного равновесия. Недостатки рынка: 1) Рынок не может регулировать бумажное денежное обращение, согласуя его с товарной массой, т.к. в этом процессе присутствие частного интереса должно быть, исключено, выпуск денег и контроль над денежным обращением должно выполнять государство. 2) Рынок в состоянии удовлетворять только те потребности, которые выражаются через индивидуальный спрос. Однако, кроме них имеются не коммерческие потребности общества:
- расходы на государственное управление; - правопорядок; - национальную оборону; - систему коммуникаций. Такие блага называют общественными товарами. В них заинтересовано общество в целом и только оно может обеспечить их удовлетворение. 3) Рынок стимулирует внедрение новых технологий, повышение качества товаров и услуг, однако, при этом бизнес стремится финансировать проекты, имеющие, как правило, небольшие сроки окупаемости и достаточные гарантии прибыльности в перспективе. Финансирование фундаментальной науки и дорогостоящих наукоемких проектов, бизнес участвует не охотно и недостаточно; 4) Безработица; 5) Социальное расслоение общества, социальная незащищенность, социальная напряженность; 6) Частные интересы отдельных производителей могут противоречить интересам общества. Например, наносится вред окружающей среде и здоровью людей в результате использования несовершенных технологий. Рыночный механизм в этом случае не стимулирует владельцев предприятий к изменению производства и снижению его вредных последствий, т.к. такие затраты увеличивают издержки производства и уменьшают прибыль; 7) Рыночная экономика подвержена нестабильному развитию с соответствующими рецессионными (спад или замедление темпов роста производства) и инфляционными процессами. Вывод: решением социальных экономических проблем общества, с которыми рынок не может справиться самостоятельно, должно заниматься государство. Функции рынка 1) Информационная – через систему ряда показателей (цены, проценты, количество, сортимент продукции и т.д.) рынок собирает, перерабатывает и выдает обобщенную информацию в рамках той экономической территории, которую он охватывает, информирует общество о состоянии экономики; 2) Посредническая – рынок соединяет в единую систему экономически обособленных, товаропроизводителей и потребителей; 3) Регулирующая – рынок дает ответы на вопросы «Что? Как? Для кого производить?». На основе конкуренции происходит постоянное перемещение капиталов и ресурсов, что в итоге формирует такую структуру в экономике, которая отвечает требованиям рынка, требованиям потребителей; 4) Ценообразующая – на рынке при взаимодействии спроса и предложения устанавливаются равновесные рыночные отношения;
5) Санирующая – отсталые и морально устаревшие производства в условиях рынка не могут победить в конкуренции и неизбежно разоряются. Данная функция улучшает производственную структуру, выравнивает ее, делает способной к выполнению более сложных задач, т.к. ее теперь представляют более эффективные производители. 6) Функция стимулирования экономии используемых ресурсов – конкуренция на рынке заставляет снижать издержки производства т.к. в этом случае возможна увеличение массы прибыли; 7) Функция адаптации производства к изменяющемуся спросу – рынок заставляет быстро приспосабливаться к спросу, менять ассортимент, повышать качество выпускаемой продукции.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|