Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Традиционная и командно – административная экономические системы.




Любая экономическая система должна решить 3 основных вопроса: Что производить? Как производить? Для кого производить?

В зависимости от способа решения этих вопросов принято выделять 5 основных типов экономических систем:

1) Традиционная экономика;

2) Командно – административная экономика;

3) Рыночная экономика;

4) Смешанная экономика;

5) Переходная экономика.

При традиционной экономике выбор осуществляется согласно традиции или обычаю. Данный тип преобладал в примитивном хозяйстве древних народов. Элементы традиционной экономики свойственны любому замкнутому натуральному хозяйству. На вопрос «Что производить?» традиционная экономика отвечает «То же, что и раньше». На вопрос «Как производить», ответ «Так же, как и раньше». На вопрос «Для кого производить?», ответ «Для себя, для общины».

Командно – административная система представляет собой особую форму организации экономической деятельности, опирающуюся на абсолютное господство государства в экономике, принудительное планирование и уравнительное внеэкономическое распределение материальных благ.

Примеры командно – административной системы: СССР, Северная Корея, Куба.

Принципы хозяйствования командно – административной системы:

1) Полное, тотальное огосударствление народного хозяйства. В этой системе только государство является собственником производственных ресурсов и может принимать экономические решения. Вся экономическая жизнь подчиняется административным распоряжениям органам власти. Работники полностью отделены от владения и управления средствами производства.

2) Принудительное планирование. В командно – административной системе экономическая жизнь направляется государственным планом. Планированию в командно – административной системе присущи следующие черты:

А) централизованность, т.е. распределение заданий центральным государственным органом или другими уполномоченными органами;

Б) директивность, т.е. обязательность для исполнения;

В) адресность, т.е. доведение задания до конкретного предприятия исполнителя.

3) В командно – административной системе действуют назначаемые органы власти;

4) Ограничено предпринимательство;

5) Нет места конкуренции, данная система до предела монополизирована;

6) Существует уравнительное распределение доходов.

Понятие рынка. Преимущества и недостатки рынка.

Рынок, как экономическая категория представляет собой совокупность конкретных экономических отношений и связей между покупателями и продавцами, а также торговыми посредниками по поводу движения товаров и денег, отражающий экономические интересы субъектов рыночных отношений и обеспечивающий обмен продуктами труда.

Преимущества рынка:

1) Эффективное распределение в обществе ресурсов;

2) Гибкость и высокая адаптивность к изменяющимся условиям;

3) Свобода выбора и действий рыночных субъектов;

4) Максимальное использование достижений научно – технического прогресса;

5) Способность к удовлетворению разнообразных потребностей, повышение качества товара и услуг;

6) Относительно быстрое восстановление нарушенного равновесия.

Недостатки рынка:

1) Рынок не может регулировать бумажное денежное обращение, согласуя его с товарной массой, т.к. в этом процессе присутствие частного интереса должно быть, исключено, выпуск денег и контроль над денежным обращением должно выполнять государство.

2) Рынок в состоянии удовлетворять только те потребности, которые выражаются через индивидуальный спрос. Однако, кроме них имеются не коммерческие потребности общества:

- расходы на государственное управление;

- правопорядок;

- национальную оборону;

- систему коммуникаций.

Такие блага называют общественными товарами. В них заинтересовано общество в целом и только оно может обеспечить их удовлетворение.

3) Рынок стимулирует внедрение новых технологий, повышение качества товаров и услуг, однако, при этом бизнес стремится финансировать проекты, имеющие, как правило, небольшие сроки окупаемости и достаточные гарантии прибыльности в перспективе. Финансирование фундаментальной науки и дорогостоящих наукоемких проектов, бизнес участвует не охотно и недостаточно;

4) Безработица;

5) Социальное расслоение общества, социальная незащищенность, социальная напряженность;

6) Частные интересы отдельных производителей могут противоречить интересам общества. Например, наносится вред окружающей среде и здоровью людей в результате использования несовершенных технологий. Рыночный механизм в этом случае не стимулирует владельцев предприятий к изменению производства и снижению его вредных последствий, т.к. такие затраты увеличивают издержки производства и уменьшают прибыль;

7) Рыночная экономика подвержена нестабильному развитию с соответствующими рецессионными (спад или замедление темпов роста производства) и инфляционными процессами.

Вывод: решением социальных экономических проблем общества, с которыми рынок не может справиться самостоятельно, должно заниматься государство.

Функции рынка

1) Информационная – через систему ряда показателей (цены, проценты, количество, сортимент продукции и т.д.) рынок собирает, перерабатывает и выдает обобщенную информацию в рамках той экономической территории, которую он охватывает, информирует общество о состоянии экономики;

2) Посредническая – рынок соединяет в единую систему экономически обособленных, товаропроизводителей и потребителей;

3) Регулирующая – рынок дает ответы на вопросы «Что? Как? Для кого производить?». На основе конкуренции происходит постоянное перемещение капиталов и ресурсов, что в итоге формирует такую структуру в экономике, которая отвечает требованиям рынка, требованиям потребителей;

4) Ценообразующая – на рынке при взаимодействии спроса и предложения устанавливаются равновесные рыночные отношения;

5) Санирующая – отсталые и морально устаревшие производства в условиях рынка не могут победить в конкуренции и неизбежно разоряются. Данная функция улучшает производственную структуру, выравнивает ее, делает способной к выполнению более сложных задач, т.к. ее теперь представляют более эффективные производители.

6) Функция стимулирования экономии используемых ресурсов – конкуренция на рынке заставляет снижать издержки производства т.к. в этом случае возможна увеличение массы прибыли;

7) Функция адаптации производства к изменяющемуся спросу – рынок заставляет быстро приспосабливаться к спросу, менять ассортимент, повышать качество выпускаемой продукции.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...