Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Условия реализации программы

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по хореографии

Направленность программы художественная

Студия «До, Ми, Соль»

Возраст обучающихся: 7-14 лет

Срок реализации: 3 года

 

Автор-составитель:

Азема Надежда Игоревна,

педагог дополнительного образования

 

Приаргунск, 2017 год

Пояснительная записка.

Программа дополнительного образования хореографической студии «Карамелька» разработана преподавателем ритмики Азема Надеждой Игоревной на базе МБУ ДО ДТДВ с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей

Направленность программы:

Программа по хореографии имеет художественно - эстетическую направленность

Актуальность хореографического образования:

Система дополнительного образования – неотъемлемая часть системы непрерывного образования, призванная обеспечить ребенку дополнительные возможности для духовного, интеллектуального и физического развития, удовлетворения его творческих и образовательных потребностей в сфере досуга.

Главная задача хореографического образования детей школьного возраста состоит в том, чтобы дети потянулись душой к прекрасному, реализовали свой эмоциональный порыв на занятиях и выступлениях, развивали себя физически и получали бы от этого высшее эстетическое удовлетворение.

Программа ориентирована на детей от 7 до 14 лет, имеющих склонность к танцевальной деятельности. В ходе занятий используются разнообразные и доступные движения классического и народно - сценического танца, элементы аэробики, пластики и актерского мастерства. Широко используются коллективные и индивидуальные методы работы с учащимися: беседа, рассказ, игра, метод погружения в образ, показ видеоматериала.

Программа рассчитана на 3 года обучения. За этот период дети изучают танцевальную азбуку, партерную гимнастику, основы музыкальной грамотности, упражнения для развития координации, танцевальные игры, музыкальные этюды, основы народно-сценического танца, элементы ритмики, аэробики, пластики, современных танцевальных направлений. Все это помогает развиваться детям разносторонне, они получают возможность правильно формироваться, исправлять физические недостатки. У них развиваются художественное воображение, ассоциативная память, творческие способности.

Программа учитывает принципы возрастного и индивидуального подхода к детям, предполагает различные виды деятельности: упражнения на развитие координации, прослушивание и анализ музыки, постановку и использование танцев. Все это используется как эффективное средство, помогающее детям лучше почувствовать и понять музыку и танец.

Система упражнений выстроена от простого к сложному, с учетом всех необходимых музыкально-ритмических методов и навыков выразительного движения при условии многократного повторения заданий, что помогает успешному выполнению требований Программы.

Цель и задачи программы

Целью занятий студии являются духовное и физическое развитие ребенка в танцевальной области, формирование интереса к искусству, художественным традициям своего народа, достижениям мировой культуры, современным тенденциям в танце.

Задачи:

Образовательные:

-формировать у учащихся музыкально-ритмические навыки;

- формировать и развивать навыки и умения правильного и выразительного движения в области танца;

- ознакомить с терминологией.

Развивающие:

-обучать приемам самостоятельной и коллективной работы, самоконтроля и взаимоконтроля;

-развивать эмоциональную сферу;

- развивать творческую инициативу, художественное воображение, ассоциативную память.

Воспитательные:

-способствовать формированию общей культуры личности;

-развивать коммуникативные способности личности, умение работать в коллективе;

-приучать детей к сотворчеству.

СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ 3 года

В студии (До, Ми, Соль) должны заниматься 3 возрастные группы: подготовительная, младшая, средняя. Состав групп переменный. Дети должны переходить из группы в группу по возрасту. Набор в объединение должен проводиться без конкурса, свободно

Всего в студии должно быть около 35 человек, по 10-12 человек в каждой группе:

подготовительная группа (возраст 7-8 лет);

младшая группа (9-10 лет);

средняя группа (12-13лет);

Подготовительная и младшая группы должны заниматься 2 раза в неделю по 45 минут.

Средняя группа -4 раза в неделю по 45 минут или 2 раза в неделю по 1,5 часа

Предполагаемые результаты

-Подготовительная группа. Дети должны знать, что на занятия надо приходить вовремя, в чистой аккуратной одежде, с аккуратно причесанными волосами, здороваться и прощаться, спрашивать разрешения педагога.

Учащиеся подготовительной группы должны уметь красиво ходить по кругу на всей стопе, на полупальцах, на пятках, высоко поднимая колени, исполнять бег, галоп, держать прямо спину, правильно руки на поясе. Дети должны уметь делать упражнения головой, плечами, корпусом на середине зала под различную музыку, могут выполнять простейшие ритмические упражнения и элементарные танцевальные композиции. Должны уметь справляться с упражнениями партерной гимнастики, помнить порядок упражнений, различать характер музыкальных произведений, темп, ритм. Дети должны уметь создать под музыку образ, участвовать в развивающих играх. Должны уметь исполнять задания красиво и правильно.

-Младшая группа. Дети должны знать порядок занятия, правильно и четко исполнять выученные комбинации, устойчиво стоять на полупальцах на середине зала, прыгать под музыку, координировать движения рук и ног. Учащиеся должны знать понятия: «круг», «линия», «колонна»; уметь легко перестраиваться, различать «марш», «вальс», «польку», справляться с нагрузкой партерной гимнастики, исполнять «березку», «коробочку», «позу лотоса».

-Средняя группа. Дети должны уметь справляться с усложненными заданиями, в которые вводятся элементы народно-сценического и эстрадного танца, различать танцы разных народностей, исполнять на середине зала более сложные элементы, танцевальные композиции, проходки, хлопушки. Воспитанники должны принимать участие в танцевальных номерах, уметь вести себя за кулисами и на сцене, уметь равняться и держать интервалы, рисунок танца. Дети должны бережно относятся к сценическому костюму и реквизиту, сопереживать своим товарищам, помогать отстающим.

Содержание программы.

УЧЕБНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Подготовительная группа(7-8 лет).

Образовательные задачи:

o научить правильно и красиво ходить, держать спину;

o разучить физические и элементарные ритмические упражнения;

o изучить позиции рук, ног, головы.

Развивающие задачи:

o развивать начальные физиологические данные детей посредством занятий партерной (напольной) гимнастики;

o развивать чувство ритма, музыкальности детей посредством участия в развивающих играх.

Воспитательные задачи:

o воспитывать аккуратность, вежливость, дисциплинированность, доброжелательные отношения друг к другу, требовательность к себе и окружающим.

 

 

N п/п Наименование темы   Количество часов
Всего Теория Практика
1. Основы музыкальной грамотности      
2. Упражнения для развития координации      
3. Физические и ритмические упражнения        
4. Партерная гимнастика        
5. Основы классического танца        
  Танцевальные игры        
  Танцевальные этюды      
Итого        

 

Младшая группа(, 9-10 лет).

Образовательные задачи:

o научить детей управлять движениями рук, головы в разных направлениях и в различных темпах, соединяя с прыжками;

o разучивать новые более сложные движения, соединяя в комбинации;

o учить ориентироваться в танцевальном зале;

o увеличить движения партерного станка и классического экзерсиса.

Развивающие задачи:

o продолжить развитие физических данных детей, их эмоциональности;

o развивать творческую инициативу в игровых заданиях;

o развивать критичность и самокритичность.

Воспитательные задачи:

o продолжить воспитание выносливости и вежливости, доброжелательного отношения к товарищам.

 

N п/п Наименование темы   Количество часов
Всего Теория Практика
1. Выразительные средства музыки      
2. Танцевальная азбука      
3. Партерная гимнастика.        
4. Основы классического танца.        
5. Элементы народно-сценического танца.        
  Элементы эстрадного танца.        
  Танцевальные импровизации      
Итого        

 

Средняя группа (10-13 лет).

В эту группу поступают дети, наиболее благоприятного для начала занятий танцами возраста. Они более развиты в физическом и умственном отношении, поэтому весь материл, который проходят дети младшего возраста, усваивают значительно быстрее. Возвращение к азам, полученным в предыдущих группах, полезно, так как дает им возможность осознать и закрепить уже полученные навыки.

Образовательные задачи:

o создавать танцевальные произведения с выходом на сцену;

Развивающие задачи:

o научить детей правильно держаться на сцене, ориентироваться в ее

пространстве;

o научить держать рисунок танца, равняться с партнерами по танцам;

o научить обращаться с реквизитом.

Воспитательные задачи:

o воспитывать чувство ответственности каждого ребенка за успех общего дела;

o воспитывать организованность во время репетиций и концертных выступлений.

N п/п Наименование темы   Количество часов
Всего Теория Практика
1. Прослушивание и анализ музыки.          
2. Азбука музыкального движения.        
3. Элементы классического танца.        
4. Элементы народно-сценического танца.        
5. Элементы историко-бытового танца.        
  Элементы эстрадного танца      
  Танцевальные импровизации      
Итого        

Формы аттестации.

 

- выступления детей на открытых мероприятиях;

- участие в тематических праздниках;

- контрольные занятия;

- итоговое занятие;

- открытые занятия для родителей;

- отчетный концерт по итогам года.

Условия реализации программы

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса:
- учебный кабинет;

- магнитофон;

диски DVD, диски DVD – караоке - детские песни из мультфильмов;

- наглядные демонстрационные пособия;

- коврики для выполнения упражнений;

 

Занятия танцем проходят в просторном, светлом, проветренном, чистом помещении. Для опоры используются стулья. Опора используется для поддержки тела в равновесии при разучивании различных упражнений. Опора устанавливается напротив зеркала. Но в нашем зале зеркала нет к сожалению. Руководитель студии планирует его установить. Ведь зеркало помогает проверить правильность выполнения упражнений, стройность осанки, красоту позы. Оно отмечает и ошибки и достижения.

Обувь воспитанников легкая, облегающая ступню, не стесняющая свободу ее движений.

Форма для занятия удобная, не стесняющая движений и не скрывающая от педагога работу мышц.

Руководитель требует, чтобы одежда была чистой, все это помогает привить ребенку элементарные санитарные навыки, научить личной гигиене.

 

 

СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПЛАНА

Подготовительная группа.

1Введение. Начальная и выходная диагностика.

При наборе детей в студию танца проводится начальная диагностика, в ходе которой руководитель оценивает физические и музыкальные способности ребят: эластичность стопы, гибкость корпуса, танцевальный шаг, музыкальность, ритмичность движений. В этой группе предполагается усвоение элементарных танцевальных движений, развитие и укрепление всего организма ребенка. На занятиях логически сочетаются все виды деятельности: прослушивание и анализ музыки, упражнения на развитие координации движений в пространстве, развитие танцевальных и физических способностей.

2Основы музыкальной грамотности.

С помощью учителя,музыки рассказать о разнообразии характеров музыкальных произведений. Определить характер музыки как веселый, спокойный, энергичный, торжественный. Познакомить выразительным значением темпа музыки: очень медленно, умеренно, быстро, очень быстро. Предполагаемые упражнения: хлопки в темпе музыки, «дирижирующие руки».

3 Упражнения для развития координации движений.

Движение руками по очереди: на пояс, к плечам, вытянуть вперед, к плечам, на пояс, опустить вниз. Повторить, ускоряя темп. Движения ногами: ковырялочка в сторону, прыжки на двух ногах из шестой позиции во вторую невыворотную и обратно.

4 Физические и ритмические упражнения.(ПРИЛОЖЕНИЕ 1)

Танцевальные шаги по кругу, с носка на всю стопу, на полупальцах, на пятках. Бег, сгибая колени вперед («лошадка»). Упражнения для головы: наклоны головы в стороны, вперед, назад с фиксацией головы прямо; повороты головы. Упражнения для плечевого сустава, для рук. Упражнения для мышц спины: наклоны вперед и в стороны.Галоп с правой и с левой ноги по кругу.

5 Партерный станок.

Упражнения для укрепления мышечного аппарата, развития физических данных ребенка, а также силы и выносливости, (см. «Партерная гимнастика в подготовительной и младшей группах»).

Основы классического танца.

Понятие «вытянутая стопа», «прямая спина», «выворотная позиция». Упражнения на середине зала вытянутой ногой «батман тандю»: выдвижение ноги вперед по шестой позиции, руки на поясе; выдвижение ноги в сторону по первой позиции, руки на поясе. Подъем на полупальцы «релеве» на середине зала, руки на поясе, шестая позиция ног.

6 Танцевальные игры.

«Танец пяти движений: выполняются упражнения под запись с музыкой разных характеров. «Игры для первого года обучения»).

7 Танцевальные этюды.

Хлопки по одному, по три справа и слева, по одному спереди и сзади, с приседанием, сверху вниз, справа и слева. Притопы: удар поочередно каждой ногой, дробный шаг. Прыжки по шестой позиции. Этюды: «Куклы»,, «Снежинки», «Снеговики», «Елочка».

Контрольное занятие.

По окончании полугодия и учебного года проводится контрольное занятие, с приглашением родителей, на котором подводится итог умениям и навыкам, приобретенным воспитанниками.

Младшая группа (начальная и выходная диагностика проводится традиционно.)

1 Выразительные средства музыки

Разнообразные динамические оттенки: тихо, очень тихо, спокойно, громко, очень громко. Предполагается выполнение притопов и хлопков, соответствующих характеру звучащей музыки. Понятие легато (связно) и стаккато (отрывисто). Выполнение плавных или резких движений руками и ногами, головой, корпусом в зависимости от характера музыкального произведения. Строение музыкального произведения: вступление, музыкальные фразы, заключение.

2. Танцевальная азбука.

Танцевальные шаги по кругу с носка на всю стопу, поднимая колени вперед, на полупальцах, сгибая ноги в коленях (назад). Галоп с остановкой, с ударом по шестой позиции. Шаг польки с переступанием, подскоки на месте. Упражнения для шеи, плечевого сустава, рук, мышц спины.

3. Партерная гимнастика (см. «Партерная гимнастика в младшей группе»).

4. Основы классического танца.

Релеве на середине зала по шестой позиции, по первой позиции, подъем поочередно правой и левой пяток по шестой позиции, руки на поясе. Упражнения вытянутой ногой «батман тандю», перевод стопы с носка на пятку, бросок ноги на 30° вперед по шестой позиции, в сторону по первой позиции. Дети получают знания движений: «плие», «гранд плие», «ронд де жамб» и других, стоя лицом к опоре. В дальнейшем эти движения переносятся на середину зала. Это способствует дальнейшему развитию координации движений.

5. Элементы народно-сценического танца.

Начинает изучаться свой экзерсис. Аналогичные позициям классического танца – те же пять открытых позиций, переводы ног из позиции в позицию, движение руки, движение руки в координации с движением ноги, приседания, полуприседания. Хлопушки: хлопки над головой, в паре по коленям, по рукам партнера; тройной притоп. Прыжки с поджатыми ногами назад.

6.Элементы эстрадного танца.

Воспитанники начинают изучать простые особенности эстрадного танца: шаги, наклоны головы, движения руками и ногами. Но к практическим занятиям приступают только тогда, когда педагог дал обучающимся необходимые теоретические знания.

7. Танцевальные игры и импровизации.

Игра «Тренируем эмоции: передать веселое настроение музыкального этюда «Цирк» М.Дунаевского через образ лошадки, клоуна, дрессировщика.

Контрольное занятие.

По окончании полугодия и учебного года проводится контрольное занятие в присутствии родителей, на котором подводится итог умениям и навыкам, приобретенными воспитанниками.

Средняя группа

Начальная и выходная диагностика.

1. Прослушивание и анализ музыки.

Особенности танцевальных жанров; марш, галоп, вальс. Предполагаемые упражнения: Передача динамических оттенков музыки в движении: самостоятельно придумать и показать в движениях характерные особенности музыкального произведения, Музыкальные размеры, понятие синкопы, триоли. Прослушивание и просмотр сказочных спектаклей-балетов «Золушка», «Спящая красавица», «Щелкунчик».

2. Азбука музыкального движения.

Повторение изученных движений в младшей группе. Бег по кругу, выбрасывая прямые ноги вперед, сгибая колени вперед. Галоп с поворотом во время движения. Подскоки с продвижением, с поворотом, с хлопками. Упражнения для головы, рук, мышц спины, плечевого сустава. Коллективно-порядковые и ритмические упражнения, упражнения на развитие техники танцевальных движений,

3. Элементы классического танца.

В классическом экзерсисе изученные движения повторяются в более ускоренном темпе. Подъем на полупальцы (релеве), подъем носков, перекат с носков на пятки. Упражнения вытянутой ногой (батман тандю), перевод с носка на пяты с приседанием (деми плие), смена йог прыжком. Дополнительно изучается уровень подъема ног, идут развитие силы ног путем введения полупальцев в экзерсисе, увеличение количества упражнений, развитие устойчивости. Вводится более сюжетная координация за счет использования поз на середине за зала. Начинается изучение прыжков с приземлением на одну ногу, ознакомление с техникой поворотов.

4. Элементы народно-сценического танца.

Хлопушки: хлопки с подскоками, хлопки в сочетании с тройным притопом. Прыжки с поджатыми вперед коленями «Елочка» в сочетании с ковырялочкой и притопом. «Гармошка» в сторону и по кругу вокруг себя. Изучение элементов танцев разных народностей, более сложных танцевальных композиций, способствующих развитию координации движений учащихся.

5 Элементы историко-бытового танца.

Изучение простых особенностей и разновидностей историко-бытового танца: поклоны, шаги, наклоны головы, движения руками

6.Элементы эстрадного танца

Воспитанники начинают изучать простые особенности эстрадного танца: шаги, наклоны головы, движения руками и ногами. Но к практическим занятиям приступают только тогда, когда педагог дал обучающимся необходимые теоретические знания.

7. Танцевальная импровизация. Задания па определение способностей к импровизации: «Свободный танец», «бег по кругу с препятствием….

Контрольное занятие.

В программе «До, Ми, Соль» широко используются коллективные и индивидуальные методы работы с учащимися: беседа, рассказ, игра, метод погружения в образ, показ видеоматериалов. В студии танца используется система развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств…

Это происходит через постановку и реализацию следующих положений:

- выявить, учесть и развить творческие способности;

- приобщить учащихся к многообразной творческой деятельности с выходом на конкретный продукт;

- обучить творческой деятельности;

- ознакомить с приемами творческого воображения;

- воспитать общественно-активную творческую личность, способную приумножить общественную культуру;

В процессе постановочной деятельности, репетиций дети приучаются к сотворчеству. Они осваивают музыкально-танцевальную природу искусства. Полностью бездарных детей нет: у кого-то лучше получается одно, кто-то лучше справляется с другим, - нужно выявить эти характерные особенности каждого ребенка и акцентировать внимание именно на них. Развивать все, но больше внимания уделять именно индивидуальным возможностям.

Для четкого и результативного проведения занятия существует примерный план. (Приложение2). Продолжительность каждой части занятия и распределение программного материала могут изменяться в зависимости от степени подготовленности, возраста, способностей обучающихся, сложности материала. Но на каждый год обучения предполагается определенный минимум умений, навыков, сведений по хореографии.

Непосредственная связь движения с музыкой просматривается на всем этапе. Учащиеся должны усвоить понятия «ритм», «счет», «размер», узнать, что музыка состоит из тактов и музыкальных фраз, при этом дети должны уметь различать выступления и основную мелодию, вступать в танец с начала музыкальной фразы. Каждый танец имеет определенные исторические корни и географическое происхождение. Приступая к изучению того или иного танца, учащиеся знакомятся с историей его создания, узнают, в какой стране и у какого народа он произошел. Условия и обычаи, характер и темперамент народа, его костюм, отражаются в танце.

Список литературы.

1. Буренина А.И. Ритмическая мозаика. Программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста. - СПб, 2000. - 220 с.

2. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. - М.: Просвещение, 1967. – 203 с.

3. Горькова Л.Г., Обухова Л.А. Занятия физической культурой в ДОУ. Основные виды, сценарии занятий. –М.: 5 за знания, 2007. - 112 с.

4.Ефименко Н.Н. Физкультурные сказки или как подарить детям радость движения, познания, постижения. – Харьков: Ранок. Веста. 2005 – 64 с.

5. Каплунова И., Новоскольцева И. Этот удивительный ритм. Развитие чувства ритма у детей. –СПб.: Композитор, 2005. - 76 с.

6.Латохина Л., Андрус Т. Творим здоровье души и тела. –СПб.: Пионер, 2000. – 336 с.

7.Михайлова М.А., Воронина Н.В. Танцы, игры, упражнения для красивого движения. - Ярославль: Академия развития, 2000. - 112 с.

8.Савчук О. Школа танцев для детей -Спб.: Ленинградское издательство, 2009.-224с.

9.Музыка и движение / С.И. Бекина, Т.П. Ломова, Е.Н. Соковкина. – М.: Просвещение, 1973.

 

10.Основы русского народного танца / А. Климов. – М.: Искусство, 1981.

 

11.Сочинение танца / Р. Захаров. – М.: Искусство, 1983.

 

12.Биомеханика хореографических упражнений / Е.Г. Котельникова. – Л.: 1973.

 

13.Танец на эстраде / Н. Шереметьевская. – М.: Искусство, 1985.

 

14. Бахто С.Е., Сердюков В.П., Ритмика и танец. – М., 1984.

 

15. Борзов А.А.,Народно-сценический танец. Программа для хореографических отделений ДМШ и ДШИ. – М., 1983.

 

16. Климов А., Основы русского народного танца. – М., «Искусство», 994.

 

17. Костровицкая В., Сто уроков классического танца. – Л., 1981.

 

18. Костровицкая В., Писарев А., Школа классического танца, 1976.

 

19. Конорова Е., Танец и ритмика в начальной школе, 1960.

 

20. Васильева Т.И., Балетная осанка – основа хореографического воспитания детей – М., 1993.

 

Приложение № 1

 

Предполагаемые упражнения для занятий с детьми.

(Для подготовительной группы)

Танцевальные шаги по кругу: шаги с носка на всю стопу, на полупальцах, на пятках. Бег: бег, сгибая колени, вперед.

Галоп: с правой и левой ноги по кругу.

Подъем на полупальцы: на середине зала, руки на пояс: 1 такт - подъем, 2 такт -фиксация, 3 такт - спуск, 4 такт - пауза, повторить.

Упражнения для головы: наклоны головы вперед, назад, в стороны, с фиксацией положения головы прямо, повороты головы.

Упражнения для плечевого сустава: подъем поочередно плеч, подъем вместе плеч, сочетание с наклонами корпуса вперед и в стороны.

Хлопушки: хлопки по 1, по 3, справа, слева, по! спереди, с приседанием, хлопки сверху вниз, справа налево.

Притопы: удар одной ногой, потом другой ногой по l, дробный шаг.

(Для младшей группы)

Все упражнения повторяются и добавляются следующие:

Подъем на полупальцы: поочередно правой и левой пяток.

Упражнения для головы: наклоны головы без фиксации прямо с релеве.

Упражнения для плечевого сустава: круговое вращение плечами вперед, назад поочередно и вместе.

(Для средней группы)

Все упражнения повторяются и добавляются следующие:

Бег: бег, выбрасывая прямые ноги вперед, сгибая колени вперед и назад.

Галоп: с поворотом во время галопа через каждые 8 счетов.

Подъем на полупальцы: подъем носков, перекат с носков на пятки.

Подскоки: с продвижением, с поворотом, с хлопками.

Танцы и танцевальные этюды по программе.

Приложение№2

Примерный план занятия.

Вводная часть – 3-4 мин.

Коллективно-порядковые и ритмические упражнения – 7-8 мин.

Упражнения для развития техники танца – 7-9 мин.

Элементы танца, танцевальные комбинации, танцы – 25 мин.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...