Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 3. Психолого-педагогические основы




Учебная работа

 

Согласно задачам педагогической практики, студент-практикант должен сформировать ряд профессиональных умений и навыков психолого-педагогического характера, а так же закрепить полученные теоретические знания на практике. Для достижения этих целей производится работа по различным направлениям: учебной, воспитательной, организации внеклассных мероприятий, работа в качестве классного руководителя. Каждое из этих направлений помогает развить те или иные качества практиканта, сформировать у него целостную картину учебного процесса в школе.

Учебная работа является ведущим направлением для практикантов, именно здесь происходит отработка навыков преподавания географии в рамках определенного класса, а так же позволяет применить все полученные теоретические знания на практике.

В течение педагогической практики мною было проведены уроки по следующим темам: «Многообразие стран современного мира», «Политико-административное деление стран. Политические строи мира», «Политическая география. Геополитика», «География мировых природных ресурсов. Общество и природа», «Мировые ресурсы. Ресурсообеспеченность». После изучения крупного раздела «Политическая карта мира», я провел контрольную работу, что позволило закрепить получены знания, и отработать умения учащихся.

Стоит отметить, что каждый из уроков проходил этапы разработки и проверки. На этапе разработки мною изучалась основная тематика (согласно учебному плану), прорабатывался материал (текст, иллюстрации, дополнительные источники), конспектировался ход урока с указанием целей и задач, оборудования, и т.д. Затем урок проверялся ведущим учителем и корректировался, если были замечены какие-либо ошибки или недоработки.

Важным аспектом преподавания географии было также и то, что класс не профильный и поэтому учебный план по географии был ограничен количеством часов. Это означало то, что весь объем информации должен был даваться учащимся в виде самостоятельных заданий, акцентировалось внимание на самообучение. Таким образом, целью уроков было ознакомление с наиболее общими вопросами, объяснение наиболее характерных понятий, работа по проблемным вопросам вызывающим наибольшие сложности у учащихся. Построение урока в хронологическом отношении в этом случае было максимально смещено на проверку домашнего здания и объяснения нового материала.

Подготовка к уроку включала с себя не только обеспечение рабочего места учителя – подготовку доски, размещение наглядных пособий, но и работу с проектором, что позволяло максимально наглядно представить учебный материал, повысить интерес к географии. Из наглядных средств обучения на уроках географии мною широко использовался наглядный материал: иллюстрации учебника, настенные карты, электронные и мультимедийные каты. Все они служили одной цели – повышению информативности излагаемого материала.

В своем большинстве проводимые мною уроки географии по структуре были комплексные, т.е. включали в себя несколько блоков: проверка домашнего задания, объяснение нового материала, закрепление материала, домашнее задание. Однако не все они удовлетворяли этой схеме, в течение преподавания географии мною было начаты две крупные темы, а это значит встала необходимость в проведении вводных уроков – уроков в которых отсутствует элемент проверки домашних заданий, и которые носят, в общем, обзорный характер, позволяющий подготовить учеников к восприятию нового материала. Так же мною была проведена контрольная работа по теме «Политическая карта мира» в качестве элемента контроля степени усвоения информации, она включала в себя как вопросы, касающиеся терминологии, так и творческие задания, позволяющие расширить кругозор учеников.

По формам все уроки мною строились в форме беседы, т.к. это позволяет организовать двустороннюю связь, что, на мой взгляд, позволяет включиться в процесс наибольшее количество учеников, задействовать их внимание, оценить степени увлеченности вопросами географии. Таим образом, в структуре урока всегда присутствовал элемент воспроизводящей беседы, когда мною задавались вопросы, подводящие учеников к новому материалу, затем объяснялся новый материал, завершалось это все фронтальным опросом, посвященному только что изученной теме. Но это не единственная форма проведения урока, так же мною был проведен урок с использованием Шаталовской схемы, посвященный «Многообразию стран мира», в котором я наглядно в виде схем и рисунков представил классификацию стран по различным показателям. В дальнейшем при проверке знаний учащихся было заметно, что этот способ оказался наиболее удачным, т.к. степени усвоения и запоминания материала существенно отличалась от остальных уроков. Однако трудность разработки такого урока, существенно затрудняют использование его на всем протяжении педагогической практики. Один из уроков был построен на работе с докладами учеников по теме «Мировые ресурсы», в котором они, разбившись на группы, выступали с подготовленными докладами и презентациями. В этом случае весь новый материал озвучивался ими и лишь комментировался мною, в случае если какие-то важные факты были упущены.

Для контроля усвоения нового материала, мною применялись различные методы проверки знаний учеников, как по форме, так и по охвату (индивидуальные, фронтальные). Как уже упоминалось ранее, почти в каждом уроке присутствовал блок проверки домашнего задания, он проводился в виде индивидуальных и фронтальных опросов, работу с картой, проверки тетрадей и контурных карт. Те вопросы, которые вызывали наибольшую трудность, повторялись мною еще раз. Большое внимание я уделял проверке навыков работы с наглядными материалами, с целью формирования навыка совершенного чтения карты. При оценке ответов исходил из их стройности, структурированности, если речь идет о творческих заданиях, то акцентировал внимание на ответах, в которых имел место нестандартный подход, личностная характеристика.

Воспитательная работа

 

Следующим направлением, по которому осуществлялась моя деятельность, в качестве практиканта, была воспитательная работа. По своей структуре она носит комплексный характер и имеет ряд направлений: мировоззренческое, учебное, эстетическое, нравственное и т.д. учебный процесс в школе предполагает, что воспитание по всем этим направлением происходит в единстве. Различные виды деятельности школьников построены, так что бы охватить максимальное количество этих направлений, некоторые из них могут включать различные их сочетания.

В рамках педагогической практики я постарался реализовать комплексный подход и сочетать различные виды деятельности с разными направлениями воспитательной работы. В рамках уроков географии я старался воспитать у учеников стремление к самообучению, развить их кругозор на примере сопоставления глобальных и региональных аспектов географии. В беседах посвященных проблемным вопросам таким как: ресурсообеспеченость Земли, взаимодействие человека и природы я старался в рамках экологического образования заострить их внимание на проблемах экологии, природопользования, воспитать чувство неотрывности человека от окружающей среды. Так же в ряде тем затрагивал и политические вопросы, задавал задания, которые требовали осмысления современных геополитических ситуаций в мире. Старался выслушать оценку каждого из учеников, высказывал свою точку зрения, иногда специально противоположную, чтобы заставить школьников вступать в дискуссии. Все это приводило к тому, что объект изучения для них казались уже не статическим, а динамическим, изменяющимся во времени, с учетом социально-экономических особенностей он приобретал уже личностный подход т.к. отношение к ним порой носит слишком субъективный характер и может быть оценено с разных позиций. Здесь так же я пытался развить некоторые личностные черты учащихся, умение их отстаивать свою позицию.

Немного другие направления воспитания я старался развить уже во внеурочное время, это различные внеклассные мероприятия, классные часы, беседы с учениками. Это связано с их спецификой, т.к. здесь уже имеет место неформальная обстановка, и имеется больше возможностей для беседы на отвлеченные темы. Сюда можно отнести и беседы о вреде курения, проводимые не только с учащимися 10А класса, профессионально-ориентационные беседы, выяснении о дальнейших учебных планах учеников, об их предпочтениях к определенным профессиям. В такой атмосфере очень просто налаживается взаимосвязь с учениками, большую роль играет так же и открытость учеников к таким беседам. Я старался во время таких разговоров делал акцент на необходимости обучения в жизни людей, о роли спорта и здорового образа жизни и т.д. в целом можно сказать, что эти беседы я старался направить на эстетическое и мировоззренческое воспитание школьников.

Во время классных часов посвященных борьбе с наркотиками, ценностным ориентациям, правам и обязанностям людей, которые были подготовлены мною, главный упор делался на воспитание личностных качеств, приоритетности тех или иных ценностей.

Внеклассные мероприятия, проводимые, в течение педпрактики я условно разделил, на учебные и неученые. К первым относится экскурсия по краеведению «Изучение одного края», в рамках которой школьникам демонстрировали кинофильм, посвященный дню г. Калининграда, посещение музея мирового океана на экспозицию «Удивительные миниатюры», все они были объедены краеведческой целью, изучение родного города, и т.д. Другие же цели я преследовал, когда организовывал поход в Зоопарк и кинотеатр Плаза, здесь я делал упор на развитие межличностных взаимоотношений в коллективе, коммуникативных свойств, повышению дружеской атмосферы в коллективе. Я посчитал это необходимым вследствие того, что класс является сборным и в целях сплочения ребят подобные мероприятия необходимы. Подобные цели преследовались при организации групповых работ по уборке и дежурству по школе, развить чувство коллектива, трудовую дисциплину, ответственность и исполнительность.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...