Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Субординационные и паритетные.

Первичные защитные механизмы

  • Всемогущий контроль — восприятие себя как причины всего, что происходит в мире.
  • Диссоциация — отделение себя от своих неприятных переживаний.
  • Интроекция, в частности Идентификация с агрессором — бессознательное включение в свой внутренний мир воспринимаемых извне взглядов, мотивов, установок и пр. других людей.
  • Отрицание — полный отказ от осознания неприятной информации.
  • Примитивная идеализация — восприятие другого человека как идеального и всемогущего.
  • Примитивная изоляция, в частности защитное фантазирование — уход от реальности в другое психическое состояние.
  • Проективная идентификация — когда человек навязывает кому-либо роль, основанную на своей проекции.
  • Проекция — ошибочное восприятие своих внутренних процессов как происходящих извне.
  • Расщепление Эго — представление о ком-либо как о только хорошем или только плохом, с восприятием присущих ему качеств, не вписывающихся в такую оценку, как чего-то совершенно отдельного.
  • Соматизация или Конверсия — тенденция переживать соматический дистресс в ответ на психологический стресс и искать в связи с такими соматическими проблемами медицинской помощи.

Вторичные защитные механизмы

  • Аннулирование или Возмещение — бессознательная попытка «отменить» эффект негативного события путём создания некоего позитивного события.
  • Вытеснение, Подавление или Репрессия — в бытовом смысле «забывание» неприятной информации.
  • Вымещение, Замещение или Смещение — в бытовом смысле «поиск козла отпущения».
  • Игнорирование или Избегание — контроль и ограничение информации об источнике пугающего психологического воздействия либо в искажённое восприятие подобного воздействия, его наличия или характера.
  • Идентификация — отождествление себя с другим человеком или группой людей.
  • Изоляция аффекта — удаление эмоциональной составляющей происходящего из сознания.
  • Интеллектуализация — неосознанное стремление контролировать эмоции и импульсы на основе рациональной интерпретации ситуации.
  • Компенсация или Гиперкомпенсация — прикрытие собственных слабостей за счёт подчеркивания сильных сторон или преодоление фрустрации в одной сфере сверхудовлетворением в других сферах.
  • Морализация — поиск способа убедить себя в моральной необходимости происходящего.
  • Отыгрывание, Отреагирование вовне или Разрядка — cнятие эмоционального напряжения за счет проигрывания ситуаций, приведших к негативному эмоциональному переживанию.
  • Поворот против себя или Аутоагрессия — перенаправление негативного аффекта по отношению к внешнему объекту на самого себя.
  • Раздельное мышление — совмещение взаимоисключающих установок за счёт того, что противоречие между ними не осознаётся.
  • Рационализация — объяснение самому себе своего поведения таким образом, чтобы оно казалось обоснованным и хорошо контролируемым.
  • Реактивное образование — защита от запретных импульсов, с помощью выражения в поведении и мыслях противоположных побуждений.
  • Реверсия — проигрывание жизненного сценария, с переменой в нём мест объекта и субъекта.
  • Регрессия — возврат к ребячливым, детским моделям поведения.
  • Сексуализация или Инстинктуализация — превращение чего-то негативного в позитивное, за счёт приписывания ему сексуальной составляющей.
  • Сублимация — перенаправление импульсов в социально приемлемую деятельность

ВОПРОС 8.

· Индивид -это совокупность всех человеческих качеств, свойственных людям, независимо от того, присутствуют или отсутствуют они у данного конкретного человека.

· Личность -это индивид, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных по природе связях и отношениях, являются устойчивыми и определяют правильные, сточки зрения общества, поступки человека.

 

· Индивидуальность - это личность в ее своеобразии. Это понятие содержит в себе лишь те индивидные и личностные качества человека, такое их сочетание, которое данного человека отличает от других людей. В повседневной жизни имеют в виду оригинальность личности. Чаще всего словом индивидуальность подчеркивают какую-либо выступающую особенность личности, делающую ее контрастной, не похожей на окружающих.

 

Вопрос 9 Межличностные отношения - это отношения, складывающиеся между отдельными людьми. Они часто сопровождаются переживаниями эмоций, выражают внутренний мир человека
.Межличностные отношения делятся на следующие виды:

1) официальные и неофициальные;

2) деловые и личные;

3) рациональные и эмоциональные;

субординационные и паритетные.

Официальными (формальными) называют отношения, возникающие на должностной основе и регулируемые уставами, постановлениями, приказами, законами. Это отношения, имеющие правовую основу. В такие взаимоотношения люди вступают по должности, а не из личных симпатий или антипатий друг к другу. Неофициальные (неформальные) отношения складываются на базе личных взаимоотношений людей и не ограничиваются никакими официальными рамками.
Деловые взаимоотношения возникают в связи с совместной работой людей. Ими могут быть служебные взаимоотношения, основанные на распределении обязанностей между членами организации, производственного коллектива.
Личные взаимоотношения - это отношения между людьми, которые складываются помимо их совместной деятельности. Можно уважать или не уважать своего коллегу, испытывать к нему симпатию или антипатию, дружить с ним или враждовать. Следовательно, в основе личных отношений лежат чувства, которые люди испытывают по отношению друг к другу. Поэтому личные взаимоотношения носят субъективный характер. Выделяют отношения знакомства, товарищества, дружбы и интимные отношения. Знакомство - это такие отношения, когда мы знаем людей по имени, можем вступать с ними в поверхностный контакт, поговорить с ними. Товарищество — это более тесные положительные и равноправные отношения, складывающиеся со многими людьми на основе общих интересов, взглядов ради проведения досуга в компаниях. Дружба — это еще более тесные избирательные отношения с людьми, основанные на доверии, привязанности, общности интересов. Интимные отношения являются видом личных отношений. Интимные отношения — это отношения, при которых другому человеку доверяется самое сокровенное. Эти отношения характеризуются близостью, откровенностью, привязанностью друг к другу.
Рациональные отношения — это отношения, основанные на разуме и расчете, они строятся исходя из ожидаемой или реальной пользы от устанавливаемых отношений. Эмоциональные отношения, напротив, основаны на эмоциональном восприятии друг друга, часто без учета объективной информации о человеке. Поэтому рациональные и эмоциональные отношения чаще всего не совпадают. Так, можно испытывать неприязнь к человеку, но вступать с ним в рациональные отношения во благо общей цели или личной выгоды. Субординационные отношения — это отношения руководства и подчинения, т. е. неравноправные отношения, в которых одни люди имеют более высокий статус (должность) и больше прав, чем другие. Это отношения между руководителем и подчиненными. В противоположность этомупаритетные отношения означают равноправие между людьми. Такие люди не подчинены друг другу и выступают как независимые личности.

Вопрос 10. Эмоции (от лат. emovere – возбуждать, волновать) – особый вид психических процессов или состояний человека, которые проявляются в переживании каких-либо значимых ситуаций (радость, страх, удовольствие), явлений и событий в течение жизни.
Многообразные проявления эмоциональной жизни человека делятся на аффекты, собственно эмоции, чувства, настроения и стресс.

1. Аффект - кратковременное эмоциональное проявление, быстро овладевающее человеком, бурно проявляющееся, характеризуется нарушением волевого контроля и изменением сознания. Возникают к концу действия и отражают суммарную итоговую оценку ситуации.

2. Собственно эмоции -более длительные состояния. Они - реакция не только на события совершившиеся, но и на вероятные или вспоминаемые. Смещаются к началу действия и предвосхищают результат. Носят опережающий характер, отражая события в форме обобщенной субъективной оценки личностью определенной ситуации, связанной с удовлетворением потребностей человека.

3. Чувства -еще более, чем эмоции, устойчивые психические состояния, имеющие четко выраженный предметный характер: они выражают устойчивое отношение к каким-либо объектам (реальным или воображаемым). Человек не может переживать чувство вообще, безотносительно, а только к кому-нибудь или к чему-нибудь.

4. Настроение -устойчивое эмоциональное состояние, отражающееся на деятельности и поведении человека.

5. Страсть -эмоциональное состояние повышенного напряжения, характеризующееся направленностью на что-либо или кого-либо.

6. Стресс -состояние напряжения, возникающее под влиянием сильных воздействий (выделяют психологический стресс и физиологический стресс). Книги: г. Силье. Стресс без дистресса. Немчин. Состояние нервно-психического напряжения

ВОПРОС 11.

Фундаментальные эмоции являются важными в жизни индивида, они присущи всем, но выражаются по-разному. Существуют не в сочетании с другими эмоциями, имеют врожденный характер, но каждая культура имеет свои правила проявления этих эмоций (их подавление или маскировка). Их 10:

1. Интерес с волнением

2. Отвращение

3. Радость,

4. Презрение

5. Удивление

6. Страх

7. Горе - страдание

8. Вина

9. Гнев

10. Стыд.

 

Фундаментальные эмоции могут существовать изолированно, но если 2 проявляются часто или стабильно, то они становятся эмоциональной чертой, т.е. Характерологическим свойством личности.

К эмоциональным чертам относятся:

· Тревожность (ее образуют гнев, страх, горе, стыд, вина, иногда интерес)

· Депрессия (включает горе, гнев, отвращение, презрение, страх, вину), побочными продуктами депрессии являются повышенная утомляемость, повышенная раздражимость.

· Любовь. Ее много видов. Каждый из них имеет свой комплекс фундаментальных эмоций, любое проявление любви имеет свое культурное, биологическое, социальной, историческое значение

· Враждебность (включает гнев, отвращение, презрение). Крайний вариант враждебности - ненависть.

 

ВОПРОС 12.

Воля - сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, связанное с преодолением внутренних и внешних препятствий.

Волевой акт всегда связан с приложением усилий, принятием решения и его реализацией.

Волевые действия бывают простые и сложные. К простым волевым действиям относятся те. При которых человек без колебаний идет к намеченной цели, ему ясно, чего и каким путем он будет добиваться, т.е. Побуждение к действию переходит в само действие почти автоматически.

Для сложного волевого действия характерны следующие этапы:

· Возникновение побуждения к действию;

· Осознание цели и стремление достичь ее;

· Осознание ряда возможностей достижения цели;

· Появление мотивов, утверждающих или отрицающих эти возможности;

· Борьба мотивов и выбор доминирующего мотива;

· Принятие одной из возможностей в качестве решения;

· Осуществление принятого решения;

· Преодоление внешних препятствий, объективных трудностей самого дела, всевозможных помех до тех пор, пока принятое решение и поставленная цель не будут достигнуты, реализованы

ВОПРОС 13.

· Волевые качества личности:

· Первичные - проявляются на личностном уровне, определяют поведение, которое характеризуется следующими свойствами: сила воли, энергичность, настойчивость, выдержка и др.

· Вторичные -развиваются несколько позже первичных, проявляются в единстве с характером, поэтому их можно рассматривать не только как волевые, но и как характерологические: решительность, смелость, самообладание, уверенность в себе.

· Третичные -обычно формируются только к подростковому возрасту,связаны с морально-ценностными ориентациями человека: ответственность, деловитость, дисциплинированность, принципиальность, обязательность,, инициативность.

 

ВОПРОС 14.

Темперамент - совокупность свойств, характеризующих динамические аспекты всех видов его деятельности, особенности протекания психических процессов и поведения человека, их силу, скорость, возникновение, прекращение и изменение, имеют устойчивый характер.

Теории темперамента:

1.Гиппократ (v в. До н.э.) Описал 4 типа темперамента, исходя из физиологических представлений того времени:считалось, что в организме человека имеются 4 основные жидкости:кровь, слизь, желтая желчь и черная желчь. Смешиваясь в каждом человеке в определенных пропорциях, они и составляют его темперамент. Конкретные наименования каждый темперамент получил по латинскому названию той жидкости, которая якобы преобладает в организме: сангвинический - кровь, холерический - желчь, флегматический - слизь, меланхолический - черная желчь

Типы темперамента по Павлову:

1) сильный, уравновешенный, подвижный тип («живой», по И. П. Павлову — сангвинический темперамент);

2) сильный, уравновешенный, инертный тип («спокойный», по И. П. Павлову — флегматический темперамент;

3) сильный, неуравновешенный, с преобладанием возбуждения («безудержный» тип, по И. П. Павлову — холерический темперамент);

4) слабый тип («слабый», по И. П. Павлову — меланхолический темперамент). Сангвинистический темперамент. Представитель этого типа — живой, любознательный, подвижный (но без резких, порывистых движений) человек. Как правило, весел и жизнерадостен. Эмоционально неустойчив, легко поддаётся чувствам, но они у него обычно не сильны и не глубоки. Быстро забывает обиды, сравнительно легко переживает неудачи. Очень склонен к коллективу, легко устанавливает контакты, общителен, доброжелательный, приветлив, быстро сходится с людьми, легко налаживает хорошие отношения. Флегматический темперамент. Представитель этого типа медлителен, спокоен, нетороплив. В деятельности проявляет основательность, продуманность, упорство. Склонен к порядку, привычной обстановке, не любит перемен в чем бы то ни было. Как правило, доводит начатое дело до конца. Все психические процессы у флегматика протекают замедленно. Эта медлительность может мешать ему в учебной деятельности, особенно там, где требуется быстро запомнить, быстро понять, сообразить, быстро сделать. В подобных случаях флегматик может проявить беспомощность, но зато запоминает он обычно на долго, основательно и прочно.В отношениях с людьми флегматик всегда ровен, спокоен, в меру общителен, настроение у него устойчивое. Спокойствие человека флегматического темперамента проявляется и в отношении его к событиям и явлениям жизни: флегматика нелегко вывести из себя и задеть эмоционально, он уклоняется от ссор, его не выводят из равновесия неприятности и неудачи. Холерический темперамент. Представители этого типа отличаются быстротой (иногда лихорадочной быстротой) движений и действий, порывистостью, возбудимостью. Психические процессы протекают у них быстро, интенсивно. Неуравновешенность, свойственная холерику, ярко сказывается в его деятельности: он с увлечением и даже страстью берётся за дело, проявляет инициативу, работает с подъёмом. Но запас нервной энергии у него может быстро истощиться в процессе работы, особенно когда работа однообразна и требует усидчивости и терпения, и тогда может наступить охлаждение, подъём и воодушевление исчезают, настроение резко падает. Преобладание возбуждения над торможением, свойственное этому темпераменту, ярко проявляется в общении с людьми, с которыми холерик допускает резкость, вспыльчивость, раздражимость, эмоциональную сдержанность (что часто не даёт ему возможности объективно оценивать поступки людей) и на этой почве порой создает конфликтные ситуации в коллективе. Меланхолический темперамент. У представителей этого темперамента психические процессы протекают замедленно, люди с трудом реагируют на сильные раздражители; длительное и сильное напряжение вызывает у них замедленную деятельность, а за тем и прекращение её. Они быстро утомляются. Но в привычной и спокойной обстановке люди с таким темпераментом чувствуют себя спокойно и работают продуктивно. Эмоциональные состояния у людей меланхолического темперамента возникают медленно, но отличаются глубиной, большой силой и длительностью; меланхолики легкоуязвимые, тяжело переносят обиды, огорчения, но внешне эти переживания выражаются в них слабо.Представители меланхолического темперамента склонны к замкнутости, избегают общения с малознакомыми, новыми людьми, часто смущаются, проявляют большую неловкость в новой обстановке. Меланхолики часто отличаются мягкостью, тактичностью, деликатностью, чуткостью и отзывчивостью: кто сам раним, тот обычно тонко чувствует и боль, которую сам причиняет другим людям.

Вопрос 15.

Характер -это совокупность устойчивых черт личности, определяющих отношение человека к людям, к выполняемой работе. Характер проявляется в деятельности и в общении (как и темперамент) и включает в себя то, что придает поведению человека специфический, характерный для него оттенок (отсюда название «характер»).
Акцентуация характера – это находящаяся в пределах клинической нормы особенность характера (в других источниках — личности),

при которой отдельные его черты чрезмерно усилены, вследствие чего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении одних психогенных воздействий при сохранении хорошей устойчивости к другим.

ВОПРОС 16.

Способность - индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого, т.е. те, которые имеют психологическую природу и которые индивидуально варьируют.

Физиологической основой способностей являются задатки. Недостаточно создать условия, нужно иметь задатки, они врожденные, но без условий они могут и не развиться.
способности и задатки взаимосвязаны друг с другом. Задатки являются предпосылками к развитию способностей, а это значит, что от задатков зависит развитие личности в целом. При благоприятных жизненных условиях, личность может достичь успеха, приобретая способности в процессе жизнедеятельности и вне зависимости от того были ли у него изначально предпосылки к тому чтобы прийти к каким-либо жизненным достижениям. Ученые спорят, существуют ли у человека задатки от рождения или их вовсе не существует как таковых. Несмотря на то, что анатомическое происхождение задатков не доказано, психологи сходятся во мнении, что при правильном воспитании и обучении, человек быстрее добьется успеха в жизни. Если ребенок не получает почву для развития своих способностей, и родители не поддерживают его в различных интересах и увлечениях, такой человек рискует так и не раскрыть свои таланты. Такие ошибки в воспитании встречаются довольно часто. Не обращая внимания на природные способности и задатки ребенка, родители стремятся навязать ему свои когда-то не реализованные возможности. Иными словами, ребенок вынужден делать все то, чего не смогли достигнуть родители, так и не реализовав свой внутренний потенциал. Однако во взрослой жизни можно самостоятельно определить есть ли у вас задатки, и какие вы имеете способности. Для этого достаточно разобраться в определении этих понятий.

ВОПРОС 17

Общие включают те, которыми определяются успехи человека в самых различных видах деятельности (это умственные способности, тонкость и точность ручных движений, развитая память, совершенная речь специальные способности определяют успехи человека в специфических видах деятельности, для осуществления которых необходимы задатки особого рода и их развитие (это музыкальные, математические, литературные, лингвистические, технические, спортивные и ряд других). Наличие у человека общих способностей не исключает развития специальных и наоборот. Нередко общие и специальные способности сосуществуют, взаимно дополняя и обогащая друг друга.

Условия развития и проявления способностей:

· Страстная увлеченность делом (проистекает из осознания социальной значимости деятельности, ее результатов),

· Сильная воля:целеустремленность, решительность, мужество, настойчивость, самостоятельность

· Способность преодолевать трудности

· Трудолюбие

· Большая работоспособность

· Высокая требовательность к себе, самокритичность

· Разностороннее развитие личности, ее цельность

 

 

ВОПРОС 18

Психические познавательные процессы представляют собой последовательное отражение в сознании человека предметов и явлений объективного мира

1. Ощуще́ние — простейший психический процесс, представляющий собой психическое отражение отдельных свойств и состояний внешней среды, возникающее при непосредственном воздействии на органы чувств, дифференцированное восприятие субъектом внутренних[1] или внешних стимулов и раздражителей при участии нервной системы

Дистантные ощущения

  • Зрение
  • Слух
  • Обоняние

Контактные ощущения

  • Вкус
  • Осязание
  • Боль
  • Температурные ощущения
  • Вибрационные ощущения
  • Кинестетические ощущения

Глубинные ощущения

  • Чувствительность от внутренних органов
    • Мышечная чувствительность
  • Вестибулярная чувствительность
    • Головокружение (симптом)

 

2. Восприятие, — познавательный процесс, формирующий субъективную картину мира. Это психический процесс, заключающийся в отражении предмета или явления в целом при его непосредственном воздействии на рецепторные поверхности органов чувств. Восприятие — одна из биологических психических функций, определяющих сложный процесс приёма и преобразования информации, получаемой при помощи органов чувств, формирующих субъективный целостный образ объекта, воздействующего на анализаторы через совокупность ощущений, инициируемых данным объектом.

Свойства восприятия

  • Предметность — объекты воспринимаются не как бессвязный набор ощущений, а как образы, составляющие конкретные предметы.
  • Структурность — предмет воспринимается сознанием уже в качестве абстрагированной от ощущений смоделированной структуры.
  • Апперцептивность — на восприятие оказывает влияние общее содержание психики человека.
  • Константность — постоянство восприятия одного и того же дистального объекта при изменении проксимального стимула.
  • Избирательность — преимущественное выделение одних объектов по сравнению с другими.
  • Осмысленность — предмет сознательно воспринимается, мысленно называется (связывается с определённой категорией), относится к определённому классу

Осмысление состоит из этапов:

1. Селекция — выделение из потока информации объекта восприятия

2. Организация — объект идентифицируется по комплексу признаков

3. Категоризация и приписывание объекту свойств объектов этого класса

ВОПРОС 19.

Внимание -это процесс сознательного или бессознательного отбора одной информации, поступающей через органы чувств, и игнорирование другой.

Виды внимания:

1. Природное или естественное -врожденная способность организма определенным образом реагировать на внешние и внутренние стимулы, которые несут в себе элемент информационной новизны.

2. Социально обусловленные -складываются при жизни в результате обучения, воспитания, связано с волевой регуляцией поведения, с избирательным сознательным реагированием на объекты.

3. Непосредственное. Не управляется ничем, кроме того объекта, на который оно направлено и который соответствует актуальным потребностям и интересам человека

4. Опосредствованное. Регулируется с помощью специальных средств, например, жестов, слов, указательных знаков, предметов привлечения внимания.

5. Непроизвольное. Без усилий воли, из-за привлекательности объекта.

6. Произвольное. Включает волевую регуляцию при непривлекательности объекта, потом обычно переходит в непроизвольное, т.к. В объекте находится что-то привлекательное.

7. Чувственное. Связано с эмоциями и избирательной работой органов чувств

8. Интеллектуальное. Связано с сосредоточенностью и направленностью мысли.

ПАМЯТЬ -СЛОЖНЫЙ ПСИХИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС, ЗАКЛЮЧАЮЩИЙСЯ В ЗАПОМИНАНИИ, СОХРАНЕНИИ И ВОСПРОИЗВЕДЕНИИ ВСЕХ ТЕХ ВОЗДЕЙСТВИЙ, КОТОРЫМ ПОДВЕРГАЛСЯ ОРГАНИЗМ.

Классификация памяти:

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...