Субординационные и паритетные.
Первичные защитные механизмы
Вторичные защитные механизмы
ВОПРОС 8.
· Индивид -это совокупность всех человеческих качеств, свойственных людям, независимо от того, присутствуют или отсутствуют они у данного конкретного человека.
· Личность -это индивид, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных по природе связях и отношениях, являются устойчивыми и определяют правильные, сточки зрения общества, поступки человека.
· Индивидуальность - это личность в ее своеобразии. Это понятие содержит в себе лишь те индивидные и личностные качества человека, такое их сочетание, которое данного человека отличает от других людей. В повседневной жизни имеют в виду оригинальность личности. Чаще всего словом индивидуальность подчеркивают какую-либо выступающую особенность личности, делающую ее контрастной, не похожей на окружающих.
Вопрос 9 Межличностные отношения - это отношения, складывающиеся между отдельными людьми. Они часто сопровождаются переживаниями эмоций, выражают внутренний мир человека 1) официальные и неофициальные; 2) деловые и личные; 3) рациональные и эмоциональные; субординационные и паритетные. Официальными (формальными) называют отношения, возникающие на должностной основе и регулируемые уставами, постановлениями, приказами, законами. Это отношения, имеющие правовую основу. В такие взаимоотношения люди вступают по должности, а не из личных симпатий или антипатий друг к другу. Неофициальные (неформальные) отношения складываются на базе личных взаимоотношений людей и не ограничиваются никакими официальными рамками.
Вопрос 10. Эмоции (от лат. emovere – возбуждать, волновать) – особый вид психических процессов или состояний человека, которые проявляются в переживании каких-либо значимых ситуаций (радость, страх, удовольствие), явлений и событий в течение жизни. 1. Аффект - кратковременное эмоциональное проявление, быстро овладевающее человеком, бурно проявляющееся, характеризуется нарушением волевого контроля и изменением сознания. Возникают к концу действия и отражают суммарную итоговую оценку ситуации.
2. Собственно эмоции -более длительные состояния. Они - реакция не только на события совершившиеся, но и на вероятные или вспоминаемые. Смещаются к началу действия и предвосхищают результат. Носят опережающий характер, отражая события в форме обобщенной субъективной оценки личностью определенной ситуации, связанной с удовлетворением потребностей человека. 3. Чувства -еще более, чем эмоции, устойчивые психические состояния, имеющие четко выраженный предметный характер: они выражают устойчивое отношение к каким-либо объектам (реальным или воображаемым). Человек не может переживать чувство вообще, безотносительно, а только к кому-нибудь или к чему-нибудь. 4. Настроение -устойчивое эмоциональное состояние, отражающееся на деятельности и поведении человека. 5. Страсть -эмоциональное состояние повышенного напряжения, характеризующееся направленностью на что-либо или кого-либо. 6. Стресс -состояние напряжения, возникающее под влиянием сильных воздействий (выделяют психологический стресс и физиологический стресс). Книги: г. Силье. Стресс без дистресса. Немчин. Состояние нервно-психического напряжения ВОПРОС 11. Фундаментальные эмоции являются важными в жизни индивида, они присущи всем, но выражаются по-разному. Существуют не в сочетании с другими эмоциями, имеют врожденный характер, но каждая культура имеет свои правила проявления этих эмоций (их подавление или маскировка). Их 10: 1. Интерес с волнением 2. Отвращение 3. Радость, 4. Презрение 5. Удивление 6. Страх 7. Горе - страдание 8. Вина 9. Гнев 10. Стыд.
Фундаментальные эмоции могут существовать изолированно, но если 2 проявляются часто или стабильно, то они становятся эмоциональной чертой, т.е. Характерологическим свойством личности. К эмоциональным чертам относятся: · Тревожность (ее образуют гнев, страх, горе, стыд, вина, иногда интерес) · Депрессия (включает горе, гнев, отвращение, презрение, страх, вину), побочными продуктами депрессии являются повышенная утомляемость, повышенная раздражимость. · Любовь. Ее много видов. Каждый из них имеет свой комплекс фундаментальных эмоций, любое проявление любви имеет свое культурное, биологическое, социальной, историческое значение · Враждебность (включает гнев, отвращение, презрение). Крайний вариант враждебности - ненависть.
ВОПРОС 12. Воля - сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, связанное с преодолением внутренних и внешних препятствий.
Волевой акт всегда связан с приложением усилий, принятием решения и его реализацией. Волевые действия бывают простые и сложные. К простым волевым действиям относятся те. При которых человек без колебаний идет к намеченной цели, ему ясно, чего и каким путем он будет добиваться, т.е. Побуждение к действию переходит в само действие почти автоматически. Для сложного волевого действия характерны следующие этапы: · Возникновение побуждения к действию; · Осознание цели и стремление достичь ее; · Осознание ряда возможностей достижения цели; · Появление мотивов, утверждающих или отрицающих эти возможности; · Борьба мотивов и выбор доминирующего мотива; · Принятие одной из возможностей в качестве решения; · Осуществление принятого решения; · Преодоление внешних препятствий, объективных трудностей самого дела, всевозможных помех до тех пор, пока принятое решение и поставленная цель не будут достигнуты, реализованы ВОПРОС 13. · Волевые качества личности: · Первичные - проявляются на личностном уровне, определяют поведение, которое характеризуется следующими свойствами: сила воли, энергичность, настойчивость, выдержка и др. · Вторичные -развиваются несколько позже первичных, проявляются в единстве с характером, поэтому их можно рассматривать не только как волевые, но и как характерологические: решительность, смелость, самообладание, уверенность в себе. · Третичные -обычно формируются только к подростковому возрасту,связаны с морально-ценностными ориентациями человека: ответственность, деловитость, дисциплинированность, принципиальность, обязательность,, инициативность.
ВОПРОС 14. Темперамент - совокупность свойств, характеризующих динамические аспекты всех видов его деятельности, особенности протекания психических процессов и поведения человека, их силу, скорость, возникновение, прекращение и изменение, имеют устойчивый характер. Теории темперамента: 1.Гиппократ (v в. До н.э.) Описал 4 типа темперамента, исходя из физиологических представлений того времени:считалось, что в организме человека имеются 4 основные жидкости:кровь, слизь, желтая желчь и черная желчь. Смешиваясь в каждом человеке в определенных пропорциях, они и составляют его темперамент. Конкретные наименования каждый темперамент получил по латинскому названию той жидкости, которая якобы преобладает в организме: сангвинический - кровь, холерический - желчь, флегматический - слизь, меланхолический - черная желчь Типы темперамента по Павлову: 1) сильный, уравновешенный, подвижный тип («живой», по И. П. Павлову — сангвинический темперамент); 2) сильный, уравновешенный, инертный тип («спокойный», по И. П. Павлову — флегматический темперамент; 3) сильный, неуравновешенный, с преобладанием возбуждения («безудержный» тип, по И. П. Павлову — холерический темперамент); 4) слабый тип («слабый», по И. П. Павлову — меланхолический темперамент). Сангвинистический темперамент. Представитель этого типа — живой, любознательный, подвижный (но без резких, порывистых движений) человек. Как правило, весел и жизнерадостен. Эмоционально неустойчив, легко поддаётся чувствам, но они у него обычно не сильны и не глубоки. Быстро забывает обиды, сравнительно легко переживает неудачи. Очень склонен к коллективу, легко устанавливает контакты, общителен, доброжелательный, приветлив, быстро сходится с людьми, легко налаживает хорошие отношения. Флегматический темперамент. Представитель этого типа медлителен, спокоен, нетороплив. В деятельности проявляет основательность, продуманность, упорство. Склонен к порядку, привычной обстановке, не любит перемен в чем бы то ни было. Как правило, доводит начатое дело до конца. Все психические процессы у флегматика протекают замедленно. Эта медлительность может мешать ему в учебной деятельности, особенно там, где требуется быстро запомнить, быстро понять, сообразить, быстро сделать. В подобных случаях флегматик может проявить беспомощность, но зато запоминает он обычно на долго, основательно и прочно.В отношениях с людьми флегматик всегда ровен, спокоен, в меру общителен, настроение у него устойчивое. Спокойствие человека флегматического темперамента проявляется и в отношении его к событиям и явлениям жизни: флегматика нелегко вывести из себя и задеть эмоционально, он уклоняется от ссор, его не выводят из равновесия неприятности и неудачи. Холерический темперамент. Представители этого типа отличаются быстротой (иногда лихорадочной быстротой) движений и действий, порывистостью, возбудимостью. Психические процессы протекают у них быстро, интенсивно. Неуравновешенность, свойственная холерику, ярко сказывается в его деятельности: он с увлечением и даже страстью берётся за дело, проявляет инициативу, работает с подъёмом. Но запас нервной энергии у него может быстро истощиться в процессе работы, особенно когда работа однообразна и требует усидчивости и терпения, и тогда может наступить охлаждение, подъём и воодушевление исчезают, настроение резко падает. Преобладание возбуждения над торможением, свойственное этому темпераменту, ярко проявляется в общении с людьми, с которыми холерик допускает резкость, вспыльчивость, раздражимость, эмоциональную сдержанность (что часто не даёт ему возможности объективно оценивать поступки людей) и на этой почве порой создает конфликтные ситуации в коллективе. Меланхолический темперамент. У представителей этого темперамента психические процессы протекают замедленно, люди с трудом реагируют на сильные раздражители; длительное и сильное напряжение вызывает у них замедленную деятельность, а за тем и прекращение её. Они быстро утомляются. Но в привычной и спокойной обстановке люди с таким темпераментом чувствуют себя спокойно и работают продуктивно. Эмоциональные состояния у людей меланхолического темперамента возникают медленно, но отличаются глубиной, большой силой и длительностью; меланхолики легкоуязвимые, тяжело переносят обиды, огорчения, но внешне эти переживания выражаются в них слабо.Представители меланхолического темперамента склонны к замкнутости, избегают общения с малознакомыми, новыми людьми, часто смущаются, проявляют большую неловкость в новой обстановке. Меланхолики часто отличаются мягкостью, тактичностью, деликатностью, чуткостью и отзывчивостью: кто сам раним, тот обычно тонко чувствует и боль, которую сам причиняет другим людям. Вопрос 15. Характер -это совокупность устойчивых черт личности, определяющих отношение человека к людям, к выполняемой работе. Характер проявляется в деятельности и в общении (как и темперамент) и включает в себя то, что придает поведению человека специфический, характерный для него оттенок (отсюда название «характер»). при которой отдельные его черты чрезмерно усилены, вследствие чего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении одних психогенных воздействий при сохранении хорошей устойчивости к другим. ВОПРОС 16. Способность - индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого, т.е. те, которые имеют психологическую природу и которые индивидуально варьируют. Физиологической основой способностей являются задатки. Недостаточно создать условия, нужно иметь задатки, они врожденные, но без условий они могут и не развиться. ВОПРОС 17 Общие включают те, которыми определяются успехи человека в самых различных видах деятельности (это умственные способности, тонкость и точность ручных движений, развитая память, совершенная речь специальные способности определяют успехи человека в специфических видах деятельности, для осуществления которых необходимы задатки особого рода и их развитие (это музыкальные, математические, литературные, лингвистические, технические, спортивные и ряд других). Наличие у человека общих способностей не исключает развития специальных и наоборот. Нередко общие и специальные способности сосуществуют, взаимно дополняя и обогащая друг друга. Условия развития и проявления способностей: · Страстная увлеченность делом (проистекает из осознания социальной значимости деятельности, ее результатов), · Сильная воля:целеустремленность, решительность, мужество, настойчивость, самостоятельность · Способность преодолевать трудности · Трудолюбие · Большая работоспособность · Высокая требовательность к себе, самокритичность · Разностороннее развитие личности, ее цельность
ВОПРОС 18 Психические познавательные процессы представляют собой последовательное отражение в сознании человека предметов и явлений объективного мира 1. Ощуще́ние — простейший психический процесс, представляющий собой психическое отражение отдельных свойств и состояний внешней среды, возникающее при непосредственном воздействии на органы чувств, дифференцированное восприятие субъектом внутренних[1] или внешних стимулов и раздражителей при участии нервной системы Дистантные ощущения
Контактные ощущения
Глубинные ощущения
2. Восприятие, — познавательный процесс, формирующий субъективную картину мира. Это психический процесс, заключающийся в отражении предмета или явления в целом при его непосредственном воздействии на рецепторные поверхности органов чувств. Восприятие — одна из биологических психических функций, определяющих сложный процесс приёма и преобразования информации, получаемой при помощи органов чувств, формирующих субъективный целостный образ объекта, воздействующего на анализаторы через совокупность ощущений, инициируемых данным объектом. Свойства восприятия
Осмысление состоит из этапов: 1. Селекция — выделение из потока информации объекта восприятия 2. Организация — объект идентифицируется по комплексу признаков 3. Категоризация и приписывание объекту свойств объектов этого класса ВОПРОС 19. Внимание -это процесс сознательного или бессознательного отбора одной информации, поступающей через органы чувств, и игнорирование другой. Виды внимания: 1. Природное или естественное -врожденная способность организма определенным образом реагировать на внешние и внутренние стимулы, которые несут в себе элемент информационной новизны. 2. Социально обусловленные -складываются при жизни в результате обучения, воспитания, связано с волевой регуляцией поведения, с избирательным сознательным реагированием на объекты. 3. Непосредственное. Не управляется ничем, кроме того объекта, на который оно направлено и который соответствует актуальным потребностям и интересам человека 4. Опосредствованное. Регулируется с помощью специальных средств, например, жестов, слов, указательных знаков, предметов привлечения внимания. 5. Непроизвольное. Без усилий воли, из-за привлекательности объекта. 6. Произвольное. Включает волевую регуляцию при непривлекательности объекта, потом обычно переходит в непроизвольное, т.к. В объекте находится что-то привлекательное. 7. Чувственное. Связано с эмоциями и избирательной работой органов чувств 8. Интеллектуальное. Связано с сосредоточенностью и направленностью мысли. ПАМЯТЬ -СЛОЖНЫЙ ПСИХИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС, ЗАКЛЮЧАЮЩИЙСЯ В ЗАПОМИНАНИИ, СОХРАНЕНИИ И ВОСПРОИЗВЕДЕНИИ ВСЕХ ТЕХ ВОЗДЕЙСТВИЙ, КОТОРЫМ ПОДВЕРГАЛСЯ ОРГАНИЗМ. Классификация памяти:
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|