Основные составляющие психолого-педагогической работы школьного библиотекаря
Стр 1 из 3Следующая ⇒ Психолого-педагогические основы деятельности школьного библиотекаря
Исполнитель: Шиповская Елена Аркадьевна Библиотекарь Соревнованской осн. обр. школы, слушатель очно-заочных курсов повышения квалификации Преподаватель: Стародубова Г.А., канд. пед. наук, доцент кафедры ТДК КемГУКИ
пос. Промышленная Оглавление Введение Глава 1. Деятельность школьного библиотекаря: психолого-педагогический аспект 1.1 Основные составляющие психолого-педагогической работы школьного библиотекаря 1.2 Психолого-педагогические проблемы, возникающие в работе школьного библиотекаря с детьми 1.3 Авторитет школьного библиотекаря Глава 2. Технология психолого-педагогической работы библиотекаря со школьниками 2.1 Методические аспекты психолого-педагогической работы школьного библиотекаря 2.2 Программы работы школьного библиотекаря с детьми 2.2 Психолого-педагогическая работа библиотекаря (на примере Соревнованской школы) Заключение Список литературы Введение
Всем известно, что библиотекари и библиографы выполняют функцию посредника в процессе донесения информации до потребителя. И также ни для кого не секрет, что в последнее время функция эта становится все более значимой: информационный поток непрерывно растет, и самостоятельно ориентироваться в нем не только ребенку, но и вполне взрослому человеку все труднее и труднее. Главной, пожалуй, даже главнейшей проблемой сегодня стала не только проблема выбора, умения выделять в информационном потоке самое интересное, самое важное, самое полезное, самое необходимое, умение отличать это от сора и шлака, которые просто подавляют порой своей массой все по-настоящему глубокое и ценное, но психолого-педагогические основы работы с детьми в процессе преподнесения этой информации. Как научиться этому школьным библиотекарям? Вопрос весьма актуальный, можно сказать, сверхактуальный.
Дети, при всех их недюжинных способностях к адаптации, всегда находятся в самом уязвимом положении, тем более читающие дети. Излишне говорить о том, что таких становится все меньше и меньше, и виноваты в этом не только библиотекари. Да, дети действительно адаптируются к окружающему миру, в котором, кажется, осталось так мало времени и места для свободного чтения, для чтения вообще. Но современный ребенок перестает читать еще и потому, что из инстинкта самосохранения опасается оказаться погребенным под книжной лавиной, опасается захлебнуться в бездонном информационном море. В этой связи на первый план выходит личностный фактор - личность библиотекаря, помощника "не потеряться" в этом бескрайнем просторах информационного потока. Объект исследования - школьный библиотекарь. Предмет исследования - деятельность школьного библиотекаря. Цель исследования - изучить психолого-педагогическую составляющую деятельность школьного библиотекаря. Для реализации данной цели необходимо решить следующие задачи: рассмотреть основные составляющие психолого-педагогической работы школьного библиотекаря; проанализировать психолого-педагогические проблемы, возникающие в работе школьного библиотекаря с детьми; рассмотреть понятие авторитета школьного библиотекаря; рассмотреть методические аспекты психолого-педагогической работы школьного библиотекаря; изучить возможные программы работы школьного библиотекаря с детьми; Проанализировать психолого-педагогическую работу библиотекаря (на примере Соревнованской школы). Методы исследования: . Изучение психолого-педагогической и библиотековедческой литературы по теме исследования.
. Социологические методы (наблюдение за читателями). База исследования - библиотека Соревнованской школы. Глава 1. Деятельность школьного библиотекаря: психолого-педагогический аспект
Основные составляющие психолого-педагогической работы школьного библиотекаря
Библиотекарь имеет дело с книгами и с людьми. Что может быть на свете интереснее этого? Уважение библиотекаря к своей профессии состоит не только в том, что он неукоснительно соблюдает библиотечные правила. Библиотечная профессия - профессия творческая. Знания читателя по своей специальности во многом превосходят знания библиотекаря, но умение библиотечного работника разыскать и представить требуемый материал непревзойденно, и он вправе носить звание "лоцмана книжных морей" (5, С.36). В современных условиях, когда школа перестраивается в соответствии с изменениями, происходящими в обществе, все возрастающее значение приобретает дифференциация и индивидуализация психолого-педагогической деятельности библиотекаря Ориентир на абстрактного "среднего посетителя" утрачивает свое значение. Многоцветность и многогранность жизни захлестнула практическую жизнь школы. Можно с полной уверенностью сказать, что от декларации индивидуального подхода школа перешла к его реализации на уровне повседневной практики (4, С.34-35). В этой связи на современном этапе развития психолого-педагогическая работа школьного библиотекаря с детьми включает в себя несколько моментов: . Психологическая помощь. создать атмосферу доверия; возможность отдохнуть, отвлечься; помочь реабилитироваться или, наоборот, научить сдерживаться; помочь разобраться в себе; развивать рефлексию; вызвать доверие и своим авторитетом влиять на самочувствие ребенка; "вести за руку" в трудных нравственных ситуациях. 2. Психолого-педагогическая помощь. вовлекать во все мероприятия, проводимые библиотекой; помогать осваивать новые интересные навыки, умения; заинтересовать учащихся нужной и полезной деятельностью; формировать у них навыки здорового образа жизни. 3. Организационная помощь.
создавать ситуацию успеха для трудных учащихся; поддерживать их своим авторитетом перед товарищами; предоставить возможность проявить себя в тех видах деятельности, где они себя увереннее чувствуют, работа в библиотеке должна нацеливать и на успешную деятельность на уроках. 4. Эстетически-художественная помощь. влияние на эмоциональную сферу; создание красоты, привитие чувства прекрасного (6, С.66-69; 9, С.14-18). Работа с детьми в школьной библиотеке, проводимая в различных формах (чтение вслух, занятия в кружках, организация работы по сбору материала по заранее заданной теме и т.д.), в целом должна способствовать следующему: 1. Выявлять и развивать способности ребят. 2. Прививают интерес литературе, истории, музыке, искусству и т.д. 3. Развивают эмоциональную сферу личности ребенка. 4. Формируют отношение к культурным традициям. 5. Помогать ребенку адаптироваться в школьной среде, ощутить себя успешным, значимым среди сверстников. школьный библиотекарь психологический педагогический Работе библиотекаря должна быть снабжена соответствующими средствами и приемами: наглядно-образными (слайды, видеофильмы, репродукции); вербальными (рассказы, беседы, поэзия); музыкальными (песни, музыкальные произведения) и др. (8, С.93-97). Таким образом, работа библиотекаря, особенно ответственно относящегося к своей деятельности, - не проста. Он также, как учитель, несет воспитательную функцию. А если воспитание - постоянное восхождение к культуре и повседневное воссоздание культуры во всех жизненных актах, то назначением воспитания (в частности, назначением деятельности школьного библиотекаря) является формирование личности, которая бы приобретала в процессе развития способность самостоятельно строить свой вариант жизни, достойный человека.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|