Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные составляющие психолого-педагогической работы школьного библиотекаря




Психолого-педагогические основы деятельности школьного библиотекаря

 

Исполнитель: Шиповская Елена Аркадьевна

Библиотекарь Соревнованской осн. обр. школы,

слушатель очно-заочных курсов повышения квалификации

Преподаватель: Стародубова Г.А., канд. пед. наук,

доцент кафедры ТДК КемГУКИ

 

пос. Промышленная


Оглавление

Введение

Глава 1. Деятельность школьного библиотекаря: психолого-педагогический аспект

1.1 Основные составляющие психолого-педагогической работы школьного библиотекаря

1.2 Психолого-педагогические проблемы, возникающие в работе школьного библиотекаря с детьми

1.3 Авторитет школьного библиотекаря

Глава 2. Технология психолого-педагогической работы библиотекаря со школьниками

2.1 Методические аспекты психолого-педагогической работы школьного библиотекаря

2.2 Программы работы школьного библиотекаря с детьми

2.2 Психолого-педагогическая работа библиотекаря (на примере Соревнованской школы)

Заключение

Список литературы


Введение

 

Всем известно, что библиотекари и библиографы выполняют функцию посредника в процессе донесения информации до потребителя. И также ни для кого не секрет, что в последнее время функция эта становится все более значимой: информационный поток непрерывно растет, и самостоятельно ориентироваться в нем не только ребенку, но и вполне взрослому человеку все труднее и труднее.

Главной, пожалуй, даже главнейшей проблемой сегодня стала не только проблема выбора, умения выделять в информационном потоке самое интересное, самое важное, самое полезное, самое необходимое, умение отличать это от сора и шлака, которые просто подавляют порой своей массой все по-настоящему глубокое и ценное, но психолого-педагогические основы работы с детьми в процессе преподнесения этой информации. Как научиться этому школьным библиотекарям? Вопрос весьма актуальный, можно сказать, сверхактуальный.

Дети, при всех их недюжинных способностях к адаптации, всегда находятся в самом уязвимом положении, тем более читающие дети. Излишне говорить о том, что таких становится все меньше и меньше, и виноваты в этом не только библиотекари. Да, дети действительно адаптируются к окружающему миру, в котором, кажется, осталось так мало времени и места для свободного чтения, для чтения вообще. Но современный ребенок перестает читать еще и потому, что из инстинкта самосохранения опасается оказаться погребенным под книжной лавиной, опасается захлебнуться в бездонном информационном море.

В этой связи на первый план выходит личностный фактор - личность библиотекаря, помощника "не потеряться" в этом бескрайнем просторах информационного потока.

Объект исследования - школьный библиотекарь.

Предмет исследования - деятельность школьного библиотекаря.

Цель исследования - изучить психолого-педагогическую составляющую деятельность школьного библиотекаря.

Для реализации данной цели необходимо решить следующие задачи:

рассмотреть основные составляющие психолого-педагогической работы школьного библиотекаря;

проанализировать психолого-педагогические проблемы, возникающие в работе школьного библиотекаря с детьми;

рассмотреть понятие авторитета школьного библиотекаря;

рассмотреть методические аспекты психолого-педагогической работы школьного библиотекаря;

изучить возможные программы работы школьного библиотекаря с детьми;

Проанализировать психолого-педагогическую работу библиотекаря (на примере Соревнованской школы).

Методы исследования:

. Изучение психолого-педагогической и библиотековедческой литературы по теме исследования.

. Социологические методы (наблюдение за читателями).

База исследования - библиотека Соревнованской школы.


Глава 1. Деятельность школьного библиотекаря: психолого-педагогический аспект

 

Основные составляющие психолого-педагогической работы школьного библиотекаря

 

Библиотекарь имеет дело с книгами и с людьми. Что может быть на свете интереснее этого? Уважение библиотекаря к своей профессии состоит не только в том, что он неукоснительно соблюдает библиотечные правила. Библиотечная профессия - профессия творческая. Знания читателя по своей специальности во многом превосходят знания библиотекаря, но умение библиотечного работника разыскать и представить требуемый материал непревзойденно, и он вправе носить звание "лоцмана книжных морей" (5, С.36).

В современных условиях, когда школа перестраивается в соответствии с изменениями, происходящими в обществе, все возрастающее значение приобретает дифференциация и индивидуализация психолого-педагогической деятельности библиотекаря Ориентир на абстрактного "среднего посетителя" утрачивает свое значение. Многоцветность и многогранность жизни захлестнула практическую жизнь школы. Можно с полной уверенностью сказать, что от декларации индивидуального подхода школа перешла к его реализации на уровне повседневной практики (4, С.34-35).

В этой связи на современном этапе развития психолого-педагогическая работа школьного библиотекаря с детьми включает в себя несколько моментов:

. Психологическая помощь.

создать атмосферу доверия;

возможность отдохнуть, отвлечься;

помочь реабилитироваться или, наоборот, научить сдерживаться;

помочь разобраться в себе;

развивать рефлексию;

вызвать доверие и своим авторитетом влиять на самочувствие ребенка;

"вести за руку" в трудных нравственных ситуациях.

2. Психолого-педагогическая помощь.

вовлекать во все мероприятия, проводимые библиотекой;

помогать осваивать новые интересные навыки, умения;

заинтересовать учащихся нужной и полезной деятельностью;

формировать у них навыки здорового образа жизни.

3. Организационная помощь.

создавать ситуацию успеха для трудных учащихся;

поддерживать их своим авторитетом перед товарищами;

предоставить возможность проявить себя в тех видах деятельности, где они себя увереннее чувствуют, работа в библиотеке должна нацеливать и на успешную деятельность на уроках.

4. Эстетически-художественная помощь.

влияние на эмоциональную сферу;

создание красоты, привитие чувства прекрасного (6, С.66-69; 9, С.14-18).

Работа с детьми в школьной библиотеке, проводимая в различных формах (чтение вслух, занятия в кружках, организация работы по сбору материала по заранее заданной теме и т.д.), в целом должна способствовать следующему:

1. Выявлять и развивать способности ребят.

2. Прививают интерес литературе, истории, музыке, искусству и т.д.

3. Развивают эмоциональную сферу личности ребенка.

4. Формируют отношение к культурным традициям.

5. Помогать ребенку адаптироваться в школьной среде, ощутить себя успешным, значимым среди сверстников.

школьный библиотекарь психологический педагогический

Работе библиотекаря должна быть снабжена соответствующими средствами и приемами:

наглядно-образными (слайды, видеофильмы, репродукции);

вербальными (рассказы, беседы, поэзия);

музыкальными (песни, музыкальные произведения) и др. (8, С.93-97).

Таким образом, работа библиотекаря, особенно ответственно относящегося к своей деятельности, - не проста. Он также, как учитель, несет воспитательную функцию. А если воспитание - постоянное восхождение к культуре и повседневное воссоздание культуры во всех жизненных актах, то назначением воспитания (в частности, назначением деятельности школьного библиотекаря) является формирование личности, которая бы приобретала в процессе развития способность самостоятельно строить свой вариант жизни, достойный человека.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...