Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 6. Персоногенез личности




Общая характеристика индивидуальности. Понятие о зрелой и здоровой личности (А.Маслоу, К.Роджерс и др.). Нормальное и отклоняющееся развитие личности.

Продуктивные проявления индивидуальности личности. Самоактуализация, самореализация и персонализация. Выход личности за пределы самой себя (трансценденция). Природа активности личности. Личность и творчество.

Инструментальные проявления личности. Личность и характер. Способности и их роль в обеспечении эффективности деятельности. Общие и специальные способности. Одаренность, талант и гениальность как разные уровни проявления способностей личности. Современные представления о компетентности личности. Индивидуальный стиль — интегральная характеристика индивидуальности.

Жизненный путь человека как история индивидуальности. Влияние жизненного пути человека на его онтогенетическую эволюцию. Жизненная стратегия и жизненная позиция личности. Организация личностью времени своей жизни.

Тема 7. Структура личности

Структура личности и различные методические подходы к ее изучению в психологии. Структурный и динамический подход к исследованию единиц организации личности. Стратегия анализа личности по элементам и по единицам.

Понятие черт личности как устойчивых тенденций поведения. Факторные подходы к изучению и систематизации личностных черт. Проблема устойчивости личности и дилемма личностно-ситуативной обусловленности поведения. Синдром основных черт личности.

Структура «Я» и ее исследование в разных направлениях психологии. Структура эмпирического «Я» в концепции У. Джемса. Понятие идентичности в концепции Э.Эриксона. Самосознание, самооценка и самоуважение. Строение и формирование самоотношения. Эгоизм и альтруизм. Диалогическая природа «Я» (М. Бахтин, М. Бубер, Л.С. Выготский).

Тема 8. Личность как субъект регуляции поведения и деятельности

Проблема воли. Волевая регуляция деятельности и поведения и ее смысловая природа.

Личность в критических ситуациях. Динамика процессов переживания. Психологическая защита и совладание — механизмы овладения поведением. Личностный выбор. Свобода и ответственность.

Тема 9. Теории личности

Теории личности. Психоанализ и личность (З. Фрейд, А. Адлер, К.Г. Юнг, Х. Кохут и др.). Бихевиористские подходы к пониманию личности (И.П. Павлов, Ф. Скиннер, А. Бандура и др.). Персонологические подходы к изучению личности (В. Штерн, Г. Мюррей, Г. Олпорт). Динамическая психология: теория поля и жизненного мира К. Левина. Когнитивный подход в психологии личности (Л. Фестингер, Дж. Келли и др.). Интеракционистский подход к исследованию личности (Д. Мид и др.). Гуманистическая парадигма в исследовании личности (А. Маслоу, К. Роджерс, Э. Фромм и др.). Экзистенциалистский подход к изучению личности (В. Франкл, А. Лэнгле, Р. Мэй, Дж. Бьюдженталь, Л. Бинсвангер, М. Босс). Феноменологический подход к исследованию личности. Герменевтическая ориентация в психологии личности. Психология установки (Д.Н. Узнадзе). Психология отношений (В.Н. Мясищев). Человекознание (Б.Г. Ананьев). Теория интегральной индивидуальности (В.С. Мерлин). Психология изучения личности как субъекта деятельности (С.Л. Рубинштейн). Культурно-историческая парадигма в психологии личности. Неклассическая психология развития личности (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, Л.И. Божович, П.Я. Гальперин, Б.В. Зейгарник, Д.Б. Эльконин). Системно-деятельностный, историко-эволюционный подход в психологии личности и его варианты в современной психологии. Психология смысла. Психология переживания (А.Г. Асмолов, Б.С. Братусь, Ф.Е. Василюк, В.А. Иванников, В.В. Лебединский, А.А. Леонтьев, Д.А. Леонтьев, В.В. Николаева, Е.Е. Насиновская, В.А. Петровский, В.Ф. Петренко, Е.В. Субботский, Е.Т. Соколова, А.Ш. Тхостов, А.У. Хараш).

 

7. ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Темы Задания для самостоятельной работы
Тема 1. Методологические основы психологии личности Изучить учебно-методическую литературу, подготовить ответы на контрольные вопросы.
Тема 2. Движущие силы и условия развития личности. Изучить учебно-методическую литературу, подготовить ответы на контрольные вопросы.
Тема 3. Периодизация развития индивида, личности и индивидуальности. Изучить учебно-методическую литературу, подготовить ответы на контрольные вопросы.
Тема 4. Индивидные свойства личности. Изучить учебно-методическую литературу, подготовить ответы на контрольные вопросы.
Тема 5. Личность в социогенезе. Изучить учебно-методическую литературу, подготовить ответы на контрольные вопросы.
Тема 6. Персоногенез личности. Изучить учебно-методическую литературу, подготовить ответы на контрольные вопросы.
Тема 7. Структура личности Изучить учебно-методическую литературу, подготовить ответы на контрольные вопросы.
Тема 8. Личность как субъект регуляции поведения и деятельности. Изучить учебно-методическую литературу, подготовить ответы на контрольные вопросы.
Тема 9. Теории личности. Изучить учебно-методическую литературу, подготовить ответы на контрольные вопросы.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Что является предметом изучения дисциплины «Психология личности»?

2. В чем состоит суть проблемы формирования адекватной теории личности?

3. Дать краткую характеристику основных подходов в изучении личности.

4. Объяснить значение комплексного подхода изучения личности.

5. Каковы особенности социально-психологического подхода к изучению личности?

6. Охарактеризовать процесс формирования понятия «структура личности».

7. Назвать основные биологические предпосылки и социальные условия развития личности.

8. Оценить вклад З. Фрейда в развитие представления о структуре личности.

9. Дать краткую характеристику основных подходов к изучению структуры личности.

10. Объяснить связь биологической, социальной и трансцендентальной подструктур личности.

11. Назвать психологический механизм достижения единства «Я».

12. В чем существенное различие между «Я-образом» и «Я-концепцией»?

13. Дать характеристику стадиям развития «Я».

14. По каким признакам можно сделать заключение о силе «Я»?

15. Каково соотношение между самооценкой и самоуважением личности?

16. Когда начинается и когда заканчивается процесс социализации личности? Правомерна ли такая постановка вопроса?

17. В чем особенность половой социализации?

18. Что оказывает существенное влияние на обоснование и выработку человеком позиции в жизни?

19. Чем определяется активность личности в социальных ситуациях?

20. Что определяет диапазон ролей личности?

21. Назвать основные этапы процесса формирования ценностей.

22. Оценить влияние диспозиционной концепции регуляции социального поведения личности на развитие современных представлений о социальной установке.

23. Объяснить психологический механизм саморегуляции.

24. В чем различие между саморегуляцией, самоуправлением и самоконтролем?

25. Почему саморегуляция имеет процессуальный характер?

26. Каковы функции защитных механизмов личности?

27. Каковы принципы формирования типологий личности?

28. Назвать основные характеристики социально-психологических типологий личности.

29. Какие социально-психологические представления положены в основу понятия о социальном характере?

30. Что такое синдром основных черт личности? Дать краткую характеристику.

 

 

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

 

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Мананикова Е.Н. Психология личности. – М.: Дашков и К, 2011.

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

­

1. Асмолов А.Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека. - М.:Смысл. 2007.

2. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. – М.: Мысль, 1991.

3. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. – М.: Прогресс, 1995.

4. Ананьев Б.Г. Проблема формирования характера // Избр. психол. тр.: В 2 т. – М.: Педагогика, 1980. – Т. 2.

5. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. - СПб.: Питер, 2001.

6. Аронсон Э. Общественное животное. - М.: 2000.

7. Асмолов А.Г. По ту сторону сознания: методологические проблемы неклассической психологии. – М.: Смысл, 2002.

8. Асмолов А.Г., Леонтьев Д.А. Личность // Новая философская энциклопедия: В 4 т. – М.: Мысль, 2001. – Т. 2.

9. Бандура А. Теория социального научения. - М., 1999.

10. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание / Пер. с англ. – М.: Прогресс, 1986.

11. Бернштейн Н.А. Физиология движений и активность. - М., 1990.

12. Бехтерев В.М. Личность и условия ее развития и здоровья. – 2-е изд. – СПб.: Рикеръ, 1905.

13. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте: Психологическое исследование. – М.: Просвещение, 1968. – С. 201-205.

14. Божович Л.И. Проблемы формирования личности: Избр. психол. тр. – М.: Ин-т практ. психологии; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995.

15. Братусь Б.С. Аномалии личности. - М.: Мысль, 1988.

16. Бубер М. Я и Ты. – М., 1993. – С. 6-24.

17. Василюк Ф.Е. Методологический анализ в психологии. - М.: МГППУ; Смысл, 2003.

18. Василюк Ф.Е. Психология переживания. - М.: Изд-во МГУ, 1984.

19. Веккер Л.М. Психика и реальность: единая теория психических процессов. - М.: Смысл, 1998.

20. Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1990.

21. Выготский Л.С. Исторический смысл психологического кризиса // Собр. соч.: В 6 т. – М.: Педагогика, 1982. – Т. 1.

22. Выготский Л.С. Проблема возраста // Собр. соч.: В 6 т. – М.: Педагогика, 1984 – Т. 4. – С. 244-268.

23. Выготский Л.С. Психология искусства. - М., 1998.

24. Гальперин П.Я. Психология как объективная наука: Избр. произв. – М.; Воронеж, 1998. - С. 399-414.

25. Гоффман Э. Представление себя другим // Современная зарубежная социальная психология: Тексты / Под ред. Г.М. Андреевой, Н.Н. Богомоловой, Л.А. Петровской. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. – С. 188-196.

26. Гусев А.Н. Психофизика сенсорных задач: Системно-деятельностный анализ поведения человека в ситуации неопределенности. – М.: Изд-во Моск. ун-та; УМК «Психология», 2004.

27. Джеймс У. Многообразие религиозного опыта. - СПб., 1993.

28. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. - М., 1995.

29. Егорова М.С. Психология индивидуальных различий. – М.: Планета детей, 1997.

30. Елисеев О.П. Практикум по психологии личности. - СПб.: Питер, 2001.

31. Зейгарник Б.В. Теории личности в зарубежной психологии. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982.

32. Иванников В.А. Психологические механизмы волевой регуляции. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1991.

33. Ильин E. П. Пол и гендер. – СПб.: Питер, 2010.

34. Капрара Дж., Сервон Д. Психология личности. - М., 2003.

35. Киршбаум Э.И., Еремеева А.И. Психологическая защита. – М., 2000.

36. Кон И.С. Введение в сексологию. – М.: Медицина, 1989.

37. Кон И.С. Открытие «Я». – М.: Политиздат, 1978.

38. Коул М. Культурно-историческая психология. - М.: Когито-Центр, 1997.

39. Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. - СПб.: Питер, 2010.

40. Кривцова С.В. Навыки жизни в согласии с собой и миром. М., 2003.

41. Куттер П. Современный психоанализ. – СПб., 1997.

42. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: Политиздат, 1977.

43. Леонтьев А.Н. Психология деятельности. – М.: Смысл, 2003.

44. Леонтьев Д.А. Очерк психологии личности. – М.:Смысл, 1993.

45. Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. – М.: Смысл, 2003.

46. Леонтьев Д.А. Самоактуализация как движущая сила личностного развития: историко-критический анализ // Современная психология мотивации / Под ред. Д.А. Леонтьева. – М.: Смысл, 2002. – С. 13-46.

47. Лурия А.Р. Язык и сознание. - 2-е изд. - М., 1998.

48. Лэнгле А. Жизнь наполненная смыслом. – М.: Генезис, 2003.

49. Маклаков А.Г. Общая психология. - СПб.: Питер, 2010.

50. Маслоу А. Мотивация и личность. – СПб.: Питер, 2008.

51. Мерлин В.С. Психология индивидуальности: Избр. психол. тр. – М.: Ин-т практич. психологии; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996.

52. Мид М. Культура и мир детства. Избр. произведения / Пер. с англ. – М.: Наука, 1988.

53. Муздыбаев К. Психология ответственности. – Л.: Наука, 1983.

54. Мясищев В.Н. Психология отношений. - Москва - Воронеж, 1995.

55. Нюттен Ж. Мотивация, действие и перспектива будущего. – М., 2004.

56. Олпорт Г. Становление личности. – М.: Смысл, 2002.

57. Первин Л., Джон О. Психология личности: теория и исследования. – М.: Аспект-Пресс, 2000.

58. Перлз Ф.С. Гештальт-подход и свидетель терапии: Пер с англ. – М.: Либрис, 1996.

59. Петренко В.Ф. Основы психосемантики. - Смоленск: Изд-во Смоленского гуманит. ун-та, 1997.

60. Петровский В.А. Личность в психологии: Парадигма субъектности. – Рост. н/Д.: Феникс, 1996.

61. Платонов К.К. Структура и развитие личности. М.: Наука. 1986.

62. Психология и культура / Сб. статей под ред. Д. Мацумото. - М.. 2003.

63. Психология индивидуальных различий/ Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, В.Я.Романова. – М.: ЧеРо, 2002.

64. Психология личности: Тексты / Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, А.А.Пузырея. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982.

65. Реан А.А. Психология человека от рождения до смерти. – СПб., 2000.

66. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. – М.: Прогресс, 1994.

67. Росс Л., Нисбетт Р. Человек и ситуация. Уроки социальной психологии / Пер. с англ. В.В. Румынского под ред. Е.Н. Емельянова, В.С. Магуна. – М.: Аспект Пресс, 2000.

68. Рубинштейн С.Л. Человек и мир. - М.: Наука, 1997.

69. Слотина Т.В. Психология личности. – СПб.: Питер, 2008.

70. Соколова Е.Т., Николаева В.В. Особенности личности при пограничных расстройствах и соматических заболеваниях. – М.: SvR – Аргус, 1995.

71. Солдатова Г.У. Психология межэтнической напряженности. - М.: Смысл, 1998.

72. Традиции и перспективы деятельностного подхода в психологии: школа А.Н. Леонтьева / Под ред. А.Е. Войскунского, А.Н. Ждан, О.К. Тихомирова. - М.: Смысл, 1999.

73. Триандис Г., Малпасс Р., Дэвидсон Э. Психология и культура // История зарубежной психологии (30-60 гг. ХХ в.): Тексты / Под ред П.Я. Гальперина, А.Н. Ждан. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1986.

74. Фельдштейн Д.И. Психология становления личности. – М., 1994.

75. Франкл В. Человек в поисках смысла. - М.: Прогресс, 1990.

76. Фрейд З. Психопатология обыденной жизни // Психология бессознательного: Сб. произв. / Под ред. М.Г. Ярошевского. – М., 1990.

77. Фрейд З. Тотем и табу. - М., 1998.

78. Фрейджер Р., Фейдимен Дж. Личность: теории, эксперименты, упражнения. – СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2001.

79. Фромм Э. Бегство от свободы / Пер. с англ. – М.: Прогресс, 1990. - С. 214-225.

80. Фромм Э. Душа человека: Перевод. - М.: Республика, 1992.

81. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность: В 2 т. / Пер. с нем. - М.: Педагогика, 1986.

82. Хорни К. Невроз и развитие личности. – М.: Смысл, 1998.

83. Хорни К. Невротическая личность нашего времени. Самоанализ / Пер с англ. – М.: Прогресс; Универс, 1993.

84. Хорни К. Невротическая личность нашего времени. Самоанализ / Пер с англ. – М.: Прогресс; Универс, 1993.

85. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности (основные положения, исследования и применение). – СПб: Питер Пресс, 2006.

86. Цвейг С. Врачевание и психика: Месмер. Бекер-Эдди. Фрейд. – М.: Политиздат, 1992.

87. Шибутани Т. Социальная психология. – Ростов н/Д: Феникс, 1998.

88. Шульц Д.П., Шульц С.Э. История современной психологии / Пер. с англ. – СПб.: Изд-во «Евразия», 1998.

89. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации развития в детском возрасте // Вопр. психол. – 1971. - № 4. – С. 6-20.

90. Эммонс Р. Психология высших устремлений: мотивация и духовность личности / Пер. с англ. под ред. Д.А. Леонтьева. – М.: Смысл, 2004.

91. Эриксон Э. Детство и общество / Пер. с англ. – 2-е изд. – СПб.: Ленато; АСТ; Университет. книга, 1996.

92. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. – М., 1996.

93. Эфроимсон В.П. Гениальность и генетика. – М.. 1998.

94. Юнг К.Г. Архетип и символ / Пер с англ. и нем. – М.: Ренессанс, 1991.

95. Юнг К.Г. Психологические типы. - М., 1998.

 

 

Авторы: канд. психол. наук, доцент кафедры психологии развития и образования Килошенко М.И.,

 

Рецензент(ы) ______________________________

 

Заведующий кафедрой общей

и прикладной психологии,

канд. психолог. наук, доцент ____________________Г.Ю. Авдиенко

 

Декан факультета

доктор психол. наук, профессор ___________________ А.Г. Маклаков

 

Программа согласована с учебным отделом университета _________________

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...