Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Описание ситуаций успеха в собственной педагогической деятельности





Цель: выделить и осознать эффективные способы построения отношений в конкретных условиях (с учениками, их родителями, коллегами, администрацией).

 

В силу того, что педагогическая деятельность является деятельностью, ориентированной на взаимодействие людей, ее необходимым компонентом является рефлексия. Понятие «рефлексия» в широком смысле означает анализ своей личности и ее проявлений как внешнего объекта. Вид рефлексии конкретизируется в зависимости от сферы психической реальности: рефлексия своих познавательных процессов, рефлексия своих действий, личностная рефлексия (своих мотивов, ценностей и др.), рефлексия себя как субъекта общения.

Осознание и анализ своей педагогической деятельности (целей, условий их достижения, средств и способов их достижения, последствий совершённых действий) дает возможность педагогу овладеть этой деятельностью, т.е. осуществлять ее произвольно, целенаправленно, самостоятельно регулировать данный процесс, свободно ориентируясь, выделяя неизвестное и прогнозируя последствия. Одним из средств развития профессиональной рефлексии является анализ возникающих затруднений (проблемных ситуаций) в привычном способе осуществления деятельности. Необходимо отметить, что в реальной педагогической проблемной ситуации (особенно в ситуациях взаимодействия) нередко приходится реагировать немедленно, а значит, стихийно подбирать новый прием, что может оказаться как успешно, так и неуспешно. Кроме того, случайный успех нередко выполняет лишь функцию снятия возросшего эмоционального напряжения педагога и потому проблемная ситуация остается не проанализированной.

Если педагог не осознает, почему его действие привело к положительному итогу, т.е. не осознает сработавшую закономерность, то он относит позитивный результат на счет подобранного эффективного приема, а не на счет собственного понимания ситуации как оснований своего успеха. Такое положение вещей может ограничивать профессиональное развитие количественным накоплением методов и приемов как инструментов влияния на учеников. В развитии профессионального целеполагания и достижении адекватных результатов необходимо сознательное выделение частных затруднений.



Анализ успешного разрешения проблемной ситуации имеет специфический и неспецифический эффекты. Специфический эффект заключается в рефлексии собственных педагогических действий, установлении связи между действием и результатом, возрастании предсказуемости педагогического взаимодействия, а также в осознании и запоминании эффективных способов построения отношений и возможности использовать их в дальнейшей работе. Неспецифический эффект заключается в переживании эмоционального благополучия, чувства своей компетентности в сложных ситуациях, в повышении уверенности и раскованности в своей педагогической активности, в готовности принимать новые условия педагогических ситуаций.

Описание методики

Содержание задания. Описать три проблемные ситуации в педагогической деятельности студента-практиканта, которые получили успешное (психологически грамотное) разрешение. Субъективным индикатором проблемной ситуации является состояние личной озадаченности, затрудненности студента: проблемную ситуацию необходимо выделять сквозь вопросы: «В чем проблема для меня?», «Что мне делать в этом случае?».

Сферы, в которых происходят подобные ситуации, разнообразны, например:

· организация групповой деятельности учеников;

· межличностный или групповой конфликт;

· применение организационного или методического приема на уроке и в рамках внешкольной деятельности;

· установление контакта с родителями, администрацией, коллегами;

· ситуация субъективного открытия (для себя) эффективного способа взаимодействия с классом или отдельным учеником в конкретных условиях.

Примечание. Возможно, что студенту в небольшой период практики не удается найти решение возникшего вопроса, и он остается нерешенным (т.е. не оценивается как успех). В таком случае необходимо описать содержание обнаруженной проблемы, а также описать свои усилия в ее разрешении.

Схема анализа успешного разрешения проблемной ситуации

1. Дата, внешние условия ситуации (урок, внешкольное мероприятие, ситуация взаимодействия с коллегой и пр.).

2. Опишите произошедшее событие, динамику его развития.

3. Обозначьте психологическую проблему в возникшей ситуации (в чем проблема для вас, что вызывает ваше затруднение?).

4. Что вы предприняли в сложившихся условиях, какие действия совершили? Выделите то, что считаете своим личным достижением.

5. Почему, на ваш взгляд, прием оказался эффективным, «сработал»?

6. В каких ситуациях вы могли бы использовать обнаруженный прием?

Примечание. Выполнение задания оценивается по степени осознания своей роли в проблемной ситуации профессионального общения. Задание считается невыполненным, если описание сводится к подобным формулировкам: «мы поговорили наедине, и на уроках он стал тише», «я пошел с ученицей к завучу, и после этого конфликт не повторялся» – формулировки с «пропущенным собственным участием». Такие описания свидетельствуют о том, что, разрешив ситуацию, студент осознал лишь факт причастности к разрешению ситуации, но не осознал конкретное содержание своих действий, детерминирующих данный успех.

 

Описание проблемных ситуаций

Проблемная ситуация 1

 

1. Дата: 27.09.2012, урок химии.

2. Две ученицы (Анастасия К. и Анастасия С.) на уроке разговаривали между собой, на замечания практически не реагировали. Я снова сделала им замечание:

– Девочки, вы не только сами не слушаете, но и мешаете остальным.

– Мы слушаем, – ответили они, умолкли на минуту, затем опять продолжили разговаривать.

3. Мне было трудно продолжать объяснение новой темы, ученики переспрашивали, не могли сосредоточиться.

4. Я замолчала, подошла к ним. Попросила их ответить на несколько вопросов по материалу, который я только что объясняла. Они не смогли ответить ни на один. Поэтому я прекратила объяснение и дала самостоятельное задание всему классу: прочитать параграф и сделать конспект. В конце урока я проверила тетради.

5. Прием оказался эффективным, поскольку из-за двух девочек пострадал весь класс, им пришлось самостоятельно осваивать тему.

6. Этот прием можно использовать при различных нарушениях дисциплины на уроке, если замечания не действуют.

Проблемная ситуация 2

 

1. Дата: 02.10.2012, урок биологии.

2. В начале урока я проводила опрос домашнего задания у доски. Задаю вопрос:

Расскажите, пожалуйста, о строении и видах нейронов.

Можно я, можно я! – кричит Никита и тянет руку.

Пожалуйста, если желаешь, – говорю я.

Ответ ученика был невнятным. Говорил он отрывками из учебника, четких определений не давал, но кое-как, с моей помощью и помощью класса рассказал о нейронах.

– Садись, Никита, шесть баллов, – говорю я.

– Как шесть? Почему? Я ведь почти все сказал! – возмущенно сказал ученик.

3. Ученик был недоволен, он думал, что если сам вызвался отвечать, то я обязана ему поставить высокую оценку. Я должна была обосновать отметку.

4. – Хорошо, если ты не согласен с отметкой, ответь мне на пару вопросов, – говорю я.

Я задала три вопроса по теме. В ответ молчание.

– Ну, вот видишь, шесть баллов и ни балла выше, – спокойным голосом сказала я.

Никита замолчал и сел на свое место.

5. Прием «сработал», поскольку ученик понял, что не сможет продолжать спор.

6. Такой прием можно использовать, когда ученики оспаривают свою отметку.

Проблемная ситуация 3

 

1. Дата: 10.10.2012, урок химии.

2. Я заметила, что Андрей на уроке не смотрел на доску, не слушал объяснения, а занимался чем-то посторонним. Я присмотрелась и увидела, что у него в руках телефон. Он сидел на последней парте и думал, что я не замечу этого.

3. Необходимо было заставить ученика слушать и конспектировать

4. Я направилась к нему. Андрей стал поспешно прятать телефон.

– Спрячь телефон и займись делом, – спокойно сказала я.

– Я уже прячу, – ответил он.

– Хорошо, – сказала я, – В конце урока покажешь мне свой конспект. Если конспекта не будет, я поставлю тебе единицу.

До конца урока Андрей внимательно слушал. А в конце принес тетрадь со всеми необходимыми записями.

5. Не только Андрей, но и остальные перестали заниматься на уроке посторонними делами, поскольку боялись получить плохую отметку.

6. Такой прием можно использовать, если ученик занимается на уроке посторонними делами.

 


 

Рефлексия

 

В ходе психологических исследований я изучила свои коммуникативно-организаторские способности, а также описала несколько ситуаций успеха в своей педагогической деятельности.

По результатам исследования коммуникативных и организаторских способностей можно сказать, что я обладаю высоким уровнем проявления коммуникативных и организаторских способностей. Я считаю, что результаты совпадают с действительностью, поскольку в период педагогической практики я не испытывала трудностей при установке контакта с детьми, организации мероприятий. Я думаю, этому способствовали не только мои личностные качества, но и опыт, приобретенный в период педагогической практики на четвертом курсе.

Описание ситуаций успеха в собственной педагогической деятельности позволило проанализировать свое поведение, установить связь между действием и результатом. Такой анализ способствует возрастанию предсказуемости педагогического взаимодействия, осознанию и запоминанию эффективных методов с целью использования их в дальнейшей работе.

Я считаю, что педагогическая практика прошла успешно. Такая практика необходима будущим учителям: иногда бывает очень сложно выбрать методики, которые бы имели успех. Психология же помогает разобраться во внутреннем мире учеников и самого себя, выявить проблему, понять, на что в дальнейшем нужно обращать внимание. Учитель, и особенно классный руководитель, несомненно, должен быть хорошим психологом. Без знаний психологии невозможна педагогическая деятельность.

Впечатления о практике остались только хорошие. Работа в качестве классного руководителя помогала наладить контакт с классом, лучше узнать каждого из учеников, понять интересы учащихся. Были установлены доверительные отношения с учителями и учениками, была организована взаимопомощь.

Педагогическая практика дала мне многое: я почувствовала себя учителем в реальной школе, с реальными учениками, я объясняла конкретные темы, старалась подобрать адекватные методы и приемы в обучении. В условиях университета добиться такого было бы невозможно. Теоретические знания – это основа, но опыт их применения просто незаменим. Я считаю, что такой вид деятельности помогает студенту раскрыться, показать, на что он способен, почувствовать, сможет ли он справляться с этой работой, на что нужно обратить особое внимание, что получается хорошо, а что не очень. Мне понравилась эта работа, после окончания университета я хотела бы работать учителем в школе.





Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015- 2021 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.