Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Характеристика и специфика применения психологических методов в социальной работе

 

Профессия специалиста социальной работы еще очень молода. В настоящее время из 120 тыс. социальных работников почти половина имеет высшее или среднее профессиональное образование, но профильное, т.е. социальное, медицинское, юридическое, педагогическое или экономическое, — только 8% из них.

Варианты психологической помощи человеку разнообразны. Но они только тогда эффективны, когда применяются в сочетании теории, методологии и технологии использования психологических знаний. Специалисту в области социальной работы важно уметь выбрать и использовать в практической деятельности методы, соответствующие индивидуальности конкретного человека и учитывающие его социальные потребности и интересы.

К сожалению, оказание психологической помощи населению не имеет сложившихся культурно-исторических традиций в российском обществе. Для сравнения: во Франции рано или поздно к психологу обращается 80% населения, тогда как для нашего соотечественника характерно критическое отношение (страх) перед визитом к психологу (психиатру, психоаналитику). Современная практическая психология становится конкретной живой наукой, когда изучает и дает ответы на многие вопросы воспитания и обучения, психического развития человека (ребенка), трудовой деятельности, вносит нормы поведения в повседневную жизнь. В работе практического психолога сложились четыре основных направления: психодиагностика, психокоррекция, психологическое консультирование и психопрофилактика. Такое разделение труда и последующая глубокая специализация в каждой области, включающая как дополнительные теоретические знания, так и технологическую практику, позволяет достичь высокого уровня профессионализма.

Социальная помощь населению оказывается по тем же направлениям практической психологии:

сообщение клиенту объективной информации о его расстройствах на основе психодиагностики. Клиент вырабатывает собственное отношение к получению информации и принимает решение о ее использовании;

психологическая коррекция, с помощью которой для клиента разрабатывается индивидуальная программа определенного вида деятельности (чтение, письмо, счет и т.п.) в соответствии с общими требованиями;

психологическое консультирование, цель которого — помочь индивиду найти как можно больше вариантов поведения, мыслей, чувств, поступков для активного взаимодействия с людьми и социальными группами внутри социума;

психопрофилактическая работа, направленная на то, чтобы заблаговременно предупреждать возможные нарушения в развитии индивида, создавая условия для полноценного психического развития на каждом возрастном этапе.

Важным направлением является психотерапия — организованное воздействие на психику клиента с целью ее восстановления или трансформации. Как правило, она осуществляется социальными работниками при содействии медиков. Терапевтическая технология располагает большим количеством психотехнических, инструментальных, тренинговых методов воздействия. Как правило, специалист социальной службы работает со своим подопечным в будничной, житейской обстановке и пытается решить социальные проблемы с ориентацией на его самочувствие, психологическое состояние. Социальный работник не всегда имеет возможность непосредственно сотрудничать с профессиональными психологами, психотерапевтами, и поэтому ему приходится рекомендовать клиенту обратиться к психотерапевту. Но он должен оказать первичную социальную помощь, опираясь на принципы и нормы правильного психологического общения с клиентом. При всей своей эффективности психологическая помощь не решает собственно социальных проблем, а лишь обеспечивает психологически благоприятный фон, смягчает субъективную тяжесть существующего положения.

Анализ технологии работы психологов позволяет выделить четыре типа взаимодействия его с клиентами.

Первый тип. Решение социальных задач. Ориентация на определенные критерии и нормы социального поведения, понимания. Попытка клиента осознать и следовать новым социальным ценностям ведет к дискомфорту и даже психосоматическим заболеваниям. В этом случае требуется изменить и ввести новые критерии, оценки, которые помогут клиенту увидеть свою цель в другом свете, расширить перспективы, позволят отойти от шаблонного поведения и переживания.

Второй тип. Этические задачи. Клиент стоит перед выбором между общественным мнением и собственной оценкой существующей проблемы. Здесь технология предписывает показать клиенту ограниченность его оценочной шкалы «хорошо — плохо», которая не дает возможности активизировать деятельность, сделать правильный выбор.

Третий тип. Нравственные задачи. Необходимость ориентации на критерии добра и зла, которые требуют осуществления нравственного выбора того или иного поступка. Здесь важно показать ограниченность критериев и границ добра и зла, которыми пользуется индивид.

Четвертый тип. Собственно психологические задачи, т.е. помощь клиенту в осознании и изменении своей системы переживаний, в понимании проблем, системы оценок, которые приводят к иным переживаниям и целям деятельности.

Технология решения психологических задач предполагает:

— понимание психологических особенностей и закономерностей формирования основных психических состояний человека;

— понимание психологических механизмов коррекции и самокоррекции психических состояний с целью устранения отрицательных состояний (в том числе стрессовых) и целенаправленного формирования положительных, продуктивных состояний;

— овладение приемами самоуправления жизненным тонусом, уровнем работоспособности и творческим потенциалом;

— выработку необходимых навыков психогигиены, рациональных привычек, свойств личности, черт характера;

— рациональную постановку и разумное обоснование жизненных целей (как ближайших, так и перспективных), выбор приемлемых путей их достижения;

— понимание прямого влияния нравственного облика на устойчивость нервно-психической сферы и состояние здоровья человека;

— знание психологических приемов и методов, которые непосредственно применяются на практике;

— четкое представление об используемых психосоциальных и терапевтических методах профилактики, влиянии лекарственных средств и о возможных побочных эффектах их применения.

В социальной сфере, функционируют различные виды психологических служб, складывающиеся в сложную многоуровневую структуру. Она включает социально-реабилитационные центры для несовершенно летних, социальные приюты для детей и подростков, центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей.


Заключение

Реальная практика показывает, что поиск готовых образцов, схем «правильного консультирования» не только безнадежен, но и тормозит самостоятельное развитие личности. Однако творческое использование известных принципов мудрого отношения к жизни повышает не только мотивационную саморегуляцию, но и уровень собственной психологической активности. Однако, к необходимым принципам в социально-психологической работе можно отнести:

Умение отличать главное от второстепенного. В основе лежит принцип выбора наиболее значимых мотивов и побуждений и отказа от несущественных. Став сознательным психическим действием, правильный выбор освобождает нас от многих не стоящих внимания проблем и приносит несомненную пользу в разрешении различного рода кризисных ситуаций.

Внутреннее спокойствие. Этот принцип не исключает энергичности и активности человека, здесь главное — в сохранении сложившейся системы личностных ценностей, иерархии мотивов, ясности ума и четкости поведения, т.е. создание оптимальной психической раскованности, способствующей лучшей самоорганизации личности.

Эмоциональная зрелость и устойчивость. Эмоции выступают своеобразным и обязательным фоном для развертывания мотивационных и волевых процессов, в основе которых лежат принципы высокой нравственности.

Знание меры воздействия на события. Усиление или сдерживание мотивации в зависимости от складывающейся ситуации, событий, имеющих свою объективную причину, внутреннюю логику развертывания.

Умение подходить к проблемам с разных точек зрения. Это качество бывает особенно полезным в ситуациях, когда человеку необходимо сопоставлять, оценивать, соединять и разводить различные мотивы своего поведения.

Готовность к любым неожиданным событиям. Гибкость, своевременное и адекватное реагирование на внешние изменения, но, разумеется, при этом не должно нарушаться основное ядро личностной мотивации. Восприятие действительности такой, какова она есть, а не такой, каковой человеку хотелось бы ее видеть. Этот принцип тесно связан с предыдущим. Следование ему способствует сохранению психической устойчивости даже в случаях, лишенных, с точки зрения индивида, жизненной логики и внутреннего смысла.

Стремление к выходу за рамки проблемной ситуации. Постоянное стремление к разрешению своих противоречивых отношений с миром, к поиску новых, более содержательных мотивов жизнедеятельности помогает личности повышать жизненную устойчивость в экстремальных ситуациях.

Наблюдательность. Многие ненужные, бесполезные реакции, мысли и действия отпадут, если человек сможет научиться беспристрастно наблюдать за собой. Когда человек приучает себя к оценке своих желаний, побуждений, мотивов как бы со стороны, ему гораздо легче управлять ими и регулировать их. Дальновидность. Предохранение человека от ситуативного подхода к решению актуальных задач побуждает отвергать непродуктивные с точки зрения будущего линии мотивации, перекрывать формирование и развитие конфликтогенных мотивов.

Стремление понять других. Выработка способности понять мотивацию других, встать на иную, пусть даже противоположную, точку зрения не только облегчает общение, но и помогает предвидеть поведение людей в той или иной ситуации.

Умение извлекать положительный опыт из всего происходящего. Это качество позволяет критически оценивать ныне действующие мотивы, а также те, которые только начинают входить в общую систему мотивации, определяющую перспективу жизнедеятельности человека. Именно здесь бывает важно учесть причины прежних неудач и ошибок и своевременно отказаться от сомнительных и неконструктивных побуждений.


Список литературы

1) «Технология социальной работы» И.Г. Зайнышев учебное пособие для ВУЗов: «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС» «Московский государственный социальный университет»/ Москва, 2002г.

2) «Технологии социальной работы в различных сферах жизнедеятельности» под ред. Профессора П.Д. Павленка: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Кº»/ Москва, 2006г.

3) «Профессионально-этические основы социальной работы» Г.П. Медведева, курс лекций/ изд. МГСУ, 2002г.

4) Социально-психологический факультет КемГУ - Информация о факультете. Психосоциальные технологии работы с населением (сексология,... основы социальной работы, PR в социальной работе, организационная психология и...www.spf.kemsu.ru/f_specs.htm - 20k

5) Факультет психологии и социальной работы. На факультете два специализированных кабинета - кабинет психологической диагностики (ауд. 3-15) и информационных технологий в социальной работе (ауд. 2-37).... pssw.vspu.ru/other/about/index.html - 25k

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...