Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Черты современного российского общества (последние 15-20 лет)

Механизмы социализации

 

  1. социально-психологические:
  • импринтинг («отпечаток») – механизм, который фиксирует особенности окружающих человека предметов и явлений, функционирует на уровне подсознания и рефлексов (как обжечься и понять, что такое горячо, кисло, сладко и т.д.)
  • подражание: *осознанное – человек пытается подражать тому, кого видит, это закладывается в первые дни жизни. *неосознанное (слова паразиты, заразительное зевание и т.д.)
  • идентификация – стремление быть похожим. Огромная разница между подражанием и идентификацией. Посещение студенческой столовой – идентификация себя со студентом.
  • Экзистенциальный нажим – происходит усвоение языка и социальных норм. Общество принуждает выучить язык.
  • Рефлексия – внутренний диалог, в результате которого человек принимает или отвергает какие-либо ценности общества. После этого наступает успокоение.
  1. социально-педагогические:
  • традиционный механизм – «делай как я» - лозунг. Воздействует в границах близких человеку людей. Недолго остается с человеком.
  • Институционный – взаимодействие человека с институтами общества (семья, школа, труд, коллектив и т.д.)
  • Межличностный стиль социализации – присущ людям-инвалидам, востребован у людей интровертного типа (обычно дружит только с 1-м человеком, с которым всем делится).

В зависимости от возраста, пола, места жительства один из 4-х механизмов может становиться доминирующим (житель села – традиционный, первоклассник – институционный).

 

Мегафакторы социализации:

1). Космос или вселенная. Космос влияет на социализацию (цикл 24 часов, биологические ритмы, влияние магнитных бурь).

Биолог Чижевский, психиатр Бехтерев, географиик Лазарев – изучали влияние космоса на поведение человека.

Вывод Чижевского: открытия, революции – все эти события приходятся на пик солнечной активности.

2) Планета (кислород, температура, притяжение и т.д.)

3) Мир (совокупность людей живущих на планете).

4 глобальные проблемы человечества:

1. экологическая, возникла в середине 20 века (озоновые дыры, глобальное потепление).

2. экологическая (о ней заявили ООН 1982 опубликовали статистику: 20% населения планеты владеет 80% мирового климата, а 80% населения планеты владеет 20% мирового климата).

Сейчас проблема экологического неравенства не между людьми или странами, а между континентами (например, богатая Америка и бедная Африка). Идет борьба за ресурсы.

3. проблема военно-политических конфликтов. Перестало существовать понятие локальных конфликтов. Конфликты стали угрожать не отдельным странам, а всему человечеству. Страны объединяются и запрещают использовать ядерное оружие, энергию.

Появляется движение «хиппи» (против войны – за мир). Они понимают, что завтра может и не быть, нужно жить здесь и сейчас. В связи с этим отпадает необходимость иметь семью, детей, работу. Жить в гармонии с природой. Возникает новый стиль жизни, взаимоотношений. Появились неполные семьи, появились связи без обязательств, изменилось отношение к сексу. Общество перестроило свои общественные отношения.

4. демографическая проблема имеет 3 аспекта:

* перенаселенность планеты, на рубеже 19-20 вв напланете проживало 1,5 млрд человек. В 1980 г. – 5 млрд, на рубеже 20-21 вв – 6 млрд человек в связи с улучшением медицины, которая ведет к высокой продолжительности жизни. Проблема: ресурсов достаточно, чтобы прокормить 4 млрд. человек.

* старение населения (вытекает из первой проблемы). До 18 века в России средняя продолжительность жизни 35 лет, в 19 веке благодаря медицине продолжительности 45 лет, в 20 века – 62 года.

В Японии средняя продолжительность жизни 80 лет, средняя продолжительность жизни человечества растет, государство должно их кормить в связи с этим отодвигают пенсионный возраст. С 1945-1950 гг в России был демографический взрыв (отмена абортов, разрешение гражданских браков).

* неравномерное распределение населения на планете (например, Китай).

 

Макрофакторы социализации

1.Страна – это территория выделенная по географическому природно-климатическому, социально-культурному критерию. Государство – это институт власти.!!

На территории одной страны может находится несколько государств (например, Северная и Южная Корея или Восточная и Западная Германия). На территории одного государства может быть несколько стран (например, Россия).

Влияние стран на социализацию (климат, стиль отдыха, деторождения, пища, стиль общения, поведения, гостеприимства или враждебность). У Ключевского отражены русские особенности социализации.

2. Государство – это система властных институтов, управляемых обществом.

А) стихийная социализация в государстве (объективные обстоятельства, которые от вас не зависят).

Б) относительно направленная социализация

В) относительно-контролируемая социализация осуществляется по государственной программе. О воспитании на государственные финансовые средства, в системе государственных образовательно-воспитательных учреждений педагогами, допущенными к педагогической деятельности государства.

Этнос

Аспекты социализации:

а) витальные особенности социализации определяются режимом питания, традициями деторождения, стилем жизни и влияют на изменения во внешности представителей этноса.

(Акселерация- дети выше родителей, т.к. дети не голодали, режим питания, например, фаст фуд влияет на фигуру, раньше детей рожали намного больше, чем сейчас.)

б) ментальные особенности проявляются в отношении этноса к труду, семейному счастью, представлениям о красоте и определяются менталитетом.

Менталитет (психические установки) у каждого этноса заложены свои характеристики.

 

4. Общество- это совокупность социальных институтов (общество содержит в себе этносы). Стихийная социализация в обществе определяет:

- статус полов (только в 20 веке появилось биархальное общество – равенство полов, в России патриархальное общество);

- участие во власти в 1995 г. Женщин во власти России 10%, чем дальше, тем меньше, до 90-х г. Было 25% женщин во власти.

- разница в уровне образования в России женщин с высшим образованием 60%, мужчин 40%. С высшим образованием женщина более конкурентоспособна с мужчинами.

 

Черты современного российского общества (последние 15-20 лет)

  1. Криминализация (в начале 90-х годов власть ослабела). Сейчас Россия криминальное гос-во, коррупционное.
  2. Люмпенизация – переворот ценностей (например, в середине 90-х годов в школах в анкетах девочки писали, что они хотят быть проститутками (красивая жизнь), а мальчики – рекитирами. То что было плохим, стало быть хорошим, появляется понятие «лох».
  3. Появление среднего класса.

Средний класс – люди, которых устраивает их бытие (он всегда приветствуется государством). Как правило это служащие, наемные работники, которые имеют жилье и их устраивает их з/п.

3 основные ценности среднего класса (все времена и народы):

- семья;

- труд;

- образование.

Любая власть ориентированна на поддержание среднего класса.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...