Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методические рекомендации к изучению темы.

Социальная педагогика как наука: объект, предмет, функции, структура, связь с другими науками.

План.

1. Истоки происхождения социальной педагогики как науки, этапы ее развития.

2. Социальная педагогика, педагогика и социальная работа: общее и особенное.

3. Характеристика социальной педагогики как науки: объект, предмет, функции.

4. Структура социальной педагогики как науки.

5. Социальная педагогика как отрасль интегративного знания, ее связь с другими науками.

6. Социальная педагогика как учебный предмет: содержание, цели, задачи.

 

Задания для самостоятельной работы.

1. По учебникам и учебным пособиям изучите различные варианты определения социальной педагогики, выяснив, что в них общее и чем они отличаются. Сформулируйте современное понимание социальной педагогики как науки, отразите его в словаре-памятке.

2. Проследите динамику становления и развития социальной педагогики на основе анализа вклада выдающихся педагогов прошлого и настоящего в разработку социально-педагогической теории и практики. Составьте соответствующую таблицу, соблюдая хронологические рамки.

3. Постройте схему соотношения социальной педагогики с педагогикой и социальной работой, обоснуйте свои рассуждения, докажите их примерами.

4. Составьте план и подготовьте письменный ответ на вопрос «Характеристика социальной педагогики как науки». Отметьте специфику развития социальной педагогики как области научного знания в России.

5. Постройте схему структуры социальной педагогики, отразив ее и краткую характеристику каждого раздела с примерами в рабочих тетрадях.

6. Составьте план - тезисы для ответа на вопрос «Социальная педагогика как отрасль интегративного знания».

7. Составьте схему связей социальной педагогики с другими науками. Примеры связей занесите в таблицу, включив в нее основные отрасли современного общество- и человекознания. Отдельно приведите примеры связи социальной педагогики с различными отраслями педагогической и психологической наук.

8. Познакомьтесь с учебной и рабочей программами по «Социальной педагогике» для Вашей и других специальностей. Составьте «Пояснительную записку» к программе по «Социальной педагогике» для Вашей специальности, указав в ней цель, задачи изучаемой дисциплины, основные разделы содержания, а также требования к усвоению студентами знаний, умений и навыков.

9. Подготовьте реферат на одну из предложенных тем:

· Исторические этапы развития социальной педагогики за рубежом.

· Исторические этапы развития социальной педагогики в России.

· Социальная педагогика и социальная работа: проблемы соотношения.

· Особенности содержания социальной педагогики как отрасли научного знания.

· Социальная педагогика – научно-теоретическая основа профессиональной подготовки социальных педагогов.

· Социальная педагогика – научно-теоретическая основа профессиональной деятельности социального педагога.

Перед занятием оформите выставку, а в конце – подготовьте презентацию рефератов, объединившись в микрогруппы по сходным темам.

 

Литература:

1. Андреева, И.Н. Антология по истории и теории социальной педагогики: Учебное пособие для педагогических вузов. – М.: Издательский центр «Академия», 2000.– 173 с.

2. Бочарова, В.Г., Липский, И.А. Основные направления научных исследований в социальной педагогике. – М.: Издательство АСОП и Р РФ, 2001. –196 с.

3. Василькова, Ю.В., Василькова, Т.В. Социальная педагогика: Курс лекций: Учебное пособие для студ. пед. вузов. – 2-е изд. стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2000.– 440 с.

4. Галагузова, Ю.Н. Социальная педагогика: Практика глазами преподавателей и студентов: Пособие для студентов/ Ю.Н. Галагузова, Г.В. Сорвачева, Г.Н. Штинова.– М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2001.– 173 с.

5. Липский, И.А. Социальная педагогика. Методологический анализ: Учебное пособие для вузов / И.А. Липский.– М.: Сфера, 2004.–320 с.

6. Лодкина, Т.В. Социальная педагогика. Защита семьи и детства: Учебное пособие для студ. вузов – М.: Академия, 2003.– 192 с.

7. Мардахаев, Л.В. Социальная педагогика: Учебник.– М.: Гардарики, 2005. – 259 с.

8. Мардахаев, Л.В. Социальная педагогика: Курс лекций: Учебное пособие для студентов фак. соц. работы.– М.: Издательство МГСУ, 2002 – 248 с.

9. Мудрик, А.В. Введение в социальную педагогику: Учебное пособие для студентов/ Академия педагогических и социальных наук; Московский психолого-социальный институт. – М.: Институт практической психологии, 1997. – 368 с.

10. Мудрик, А.В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов / Под ред. В.А. Сластенина. – 5-е изд., испр. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. –200 с.

11. Никитин, В.А. Начала социальной педагогики: Учебное пособие для вузов.– 2-е изд.–М.: МПСИ «Флинта», 1999.– 66 с.

12. Никитина, Л.Е. Социальная педагогика: Учебное пособие для вузов. – М.: Академический проект, 2003.– 272 с.

13. Основы социальной педагогики: Учебное пособие для педагогических вузов и колледжей / В.И. Загвязинский, М.П. Зайцев, Г.Н. Кудашов, О.А. Селиванова, под ред. Пидкасистого. – М.: Педагогическое общество России, 2002. – 155 с.

14. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М. Бим-Бад.– М.: Большая Российская энциклопедия, 2003.– 528с. –С.267-268.

15. Российская педагогическая энциклопедия. В 2-х томах. Т.2. / Глав. Ред. В.В. Давыдов; Ред. кол. Э.Д. Днепров, В.П. Зинченко, И.С. Кон, А.В. Мудрик и др. – М.: Научное издательство «Большая российская энциклопедия», 1999. – 672 с. – С.361-363.

16. Словарь- справочник по отечественной социальной педагогике / Под редакцией С.А. Завражина.– Владимир: Владимирский государственный педагогический университет, 2000. – 254 с.

17. Социальная педагогика: Курс лекций: Учебное пособие для студентов высш. учеб. заведений / под общей редакцией М.А. Галагузовой.– М., Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003.– 416 с.

18. Социальная педагогика: Монография / А.И. Арнольдов, В.Г. Бочарова, А.С. Вишняков и др.; Под ред. В.Г. Бочаровой. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2004.– 366 с.

19. Социальная педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. В.А. Никитина. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2002. – 272 с.

20. Социодидактика: история и теория социальной педагогики: Моногр. / С.А. Расчетина, О.М. Зайченко. – Великий Новгород: НовГУ, 2003.– 343 с.

21. Теория и практика социальной работы: отечественный и зарубежный опыт. В 2-х томах. Т.1. / Отв. ред. Т.Ф. Яркина, В.Г. Бочарова.– М.: Ассоциация социальных педагогов и социальных работников РФ, 1993.– 460с. – С. 34-72.

22. Щелина, Т.Т. Духовно-ценностная ориентация социальных педагогов/ Т.Т. Щелина. – М.: МПГУ, 2006. – 385 с.

23. Щелина, Т.Т. Профессия «социальный педагог»: современные подходы к сущности и назначению // Стандарты и мониторинг в образовании. – 2006. –№2. – С.31-35.

24. Щелина, Т.Т. Профессия «социальный педагог»: современные подходы к сущности и назначению (продолжение)// Стандарты и мониторинг в образовании. – 2006. –№3. – С.30-33.

 

Методические рекомендации к изучению темы.

В процессе изучения данной темы необходимо сформулировать общее понятие о социальной педагогике как науке, изучив различные его варианты и выяснив, что в них общее и чем они отличаются в трактовке различных авторов учебных пособий и педагогов прошлого. В ходе анализа важно понять, каким образом и в какой последовательности во времени социальная педагогика развивалась как отрасль педагогики, исследующая социальное воспитание в контексте социализации, т.е. воспитание всех возрастных групп и социальных категорий людей, осуществляемое как в организациях специально для этого созданных, так и в тех, для которых воспитание не является основной функцией.

Этому поможет анализ исторических этапов развития социальной педагогики за рубежом (Е. Борнеманн, А. Дистервег, К. Магер, К. Молленгауэр, П. Наторп, Г. Ноль, Д. Пегелер, Ф. Шлипер), этапов и особенностей становления ее в России (А.С. Макаренко, В.Н. Сорока-Росинский, С.Т. Шацкий в 20–30-е гг. XX в., В.Г. Бочарова, М.А. Галагузова, А.В. Мудрик, М.М. Плоткин, В.Д. Семенов и др. – в 70–80-е гг. и позднее).

При этом необходимо обратить внимание на два направления в трактовке социальной педагогики, появившиеся в самом начале зарождения новой отрасли науки и практики в рамках немецкой науки. Первое направление предложено К. Магером, П. Наторпом (20-е гг. XIX в.). Оно отражает связь социальной педагогики с социальной стороной воспитания. В дальнейшем его представителями стали Е. Борнеманн, Ф. Шлипер (60-е гг.), Д. Пегелер (80-е гг.) и др. В их работах рассматривались предпосылки, методы и средства воспитания человека в обществе, для общества, чрез общество.

Другое направление рассматривает социальную педагогику как педагогическую помощь в определенных социальных условиях, ситуациях (А. Дистервег – 40–50-е гг. XIX в.). Его последователи – Г. Ноль, Г. Боймер (20–30-е гг. XXв.), К. Молленгауэр (50-е гг.) и др. связывали социальную педагогику с решением таких социальных вопросов, как социальная незащищенность, образование народа, беспризорность, воспитание молодежи вне школы и т.д. Впоследствии это направление окончательно оформилось в теоретическое осмысление и обоснование социального воспитания как помощи детям, совершившим правонарушения, внешкольная работа по месту жительства, воспитательная работа в домах ребенка, школах-интернатах и других учреждениях.

В России зарождение социальной педагогики приходится на конец XIX в., в 20-е годы XX в. она получает определенное развитие в трудах наиболее ярких педагогов-теоретиков и практиков (С.Т. Шацкий), но в массовом опыте не находит поддержки из-за весьма упрощенного переноса. Интерес к социальной педагогике возрождается в 70-е гг. XX в. (В.Г. Бочарова, М.М. Плоткин и др.), развивается в 80-е гг. (М.А. Галагузова, В.Д. Семенов и др.) и весьма плодотворно в наши дни.

Среди современных российских ученых и практиков можно выделить три основных подхода к пониманию сущности социальной педагогики как особой отрасли научного знания и практической деятельности человека.

Первый подход, основанный на исследованиях В.Г. Бочаровой и ее сотрудников, рассматривает социальную педагогику в связи с обеспечением педагогического компонента социальной работы посредством гуманизации социокультурной среды обитания человека, педагогизации отношений в социуме. В настоящее время разрабатывается также И.А. Липским.

Второй подход связывает социальную педагогику с социально – педагогической деятельностью с различными категориями детей девиантного поведения или оставшихся без попечения родителей, помощью им в социализации (разрабатывается М.А. Галагузовой и ее коллегами). К этому направлению можно отнести работы Л.В. Мардахаева, В.А. Никитина, С.А. Расчетиной и О.М. Зайченко.

Третий подход разрабатывается в русле концепции социального воспитания А.В. Мудрика как целенаправленное планомерное создание в воспитательных организациях благоприятных условий для позитивных развития и духовно-ценностной ориентации личности воспитанников.

Особое внимание следует обратить на актуальность последнего направления в связи с необходимостью осуществления в современных условиях социального воспитания как первичной (в ситуации позитивного развития) и вторичной (в условиях различных типов и степеней нарушений развития) социальной профилактики с целью планомерного создания в воспитательных организациях благоприятных условий для позитивных развития и духовно-ценностной ориентации личности воспитанников (Т.Т. Щелина) в отличие от обеспечения педагогического компонента социальной работы посредством гуманизации социокультурной среды обитания человека, педагогизации отношений в социуме (В.Г. Бочарова и др.) и социально-педагогической деятельности с различными категориями детей девиантного поведения или оставшихся без попечения родителей, помощи им в социализации (М.А. Галагузова и ее коллеги).

При характеристике социальной педагогики как науки в современном понимании, ее объекта, предмета, функций следует обратиться к направлению, идущему от П. Наторпа, развитому в современной России А.В. Мудриком и теоретико-методологической основой разработанного нами подхода к пониманию сущности и назначения профессиональной деятельности социальных педагогов (Т.Т. Щелина). При этом важно показать специфику теоретико-познавательной, прикладной и гуманистической функций социальной педагогики, связав их с принципом дополнительности.

В процессе изучения структуры социальной педагогики обратитесь к характеристике социального воспитания как одного из видов социальной практики, имея в виду, что для этого необходим синтез различных знаний о человеке, его развитии и функционировании в обществе. В дальнейшем это поможет прийти к выводу об интегративном характере социальной педагогики, обусловливающем специфичность ее связей с другими отраслями педагогической науки, а также различными отраслями человеко- и обществознания. Работа с таблицами позволит систематизировать знания и подготовиться к экзамену.

Работа с рабочими и учебными программами позволит сформировать целостное представление о том, что такое социальная педагогика как учебный предмет, зачем ее нужно изучать представителям разных специальностей, каковы ее содержание, цели и задачи, какие требования предъявляются к обучающимся по итогам изучения курса.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...