Измерение степени неравенства доходов
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3
Амплитуда неравенства становится очевидной при более глубоком рассмотрении распределения доходов. Для этого семьи распределяются в порядке возрастания доходов, а затем делятся на группы. Степень социального расслоения определяется посредством расчета ряда коэффициентов. Наиболее часто применяется коэффициент дифференциации доходов или коэффициент фондов – это соотношение между средними доходами 10 % наиболее богатого населения () и 10 % наиболее бедного населения ():
Он показывает, во сколько раз доходы 10 % самых богатых семей страны превышают доходы 10 % самых бедных семей. Чем выше коэффициент фондов, тем больше неравенство в доходах, выше степень дифференциации населения. В Республике Беларусь коэффициент фондов составляет 6,1, тогда как в странах – соседях России, Украине, Литве и Польше – соответственно 11,0; 6,0; 10,3; 9,0. Более наглядный подход к оценке степени неравномерности распределения доходов между гражданами (семьями) заключается в построении кривой распределения доходов, названной по имени американского экономиста М. Лоренца (1876 — 1959). На графике по оси абсцисс откладывают кумулятивную долю семей, располагающих определенным уровнем дохода. На оси ординат расположена кумулятивная доля совокупного дохода, начиная с беднейшей, приходящаяся на соответствующую часть семей. Если бы доходы у всех людей были одинаковы, т.е. 1 % населения располагал 1 % доходов, 15 % населения – 15 % доходов, то кривая Лоренца заняла бы положение линии абсолютного равенства и превратилась бы в прямую линию. На графике теоретически абсолютно равное распределение доходов иллюстрирует линия ОЕ, ее угол наклона к оси абсцисс составляет 450.
Рис.15..1. Кривая Лоренца Чем больше кривая Лоренца отклоняется от линии абсолютного равенства, тем более неравномерно распределены в обществе доходы. Так, пунктирная кривая характеризует большую неравномерность распределения дохода, чем сплошная кривая распределения. Отношение площади сегмента между биссектрисой ОЕ и кривой Лоренца к площади треугольника ОАЕ называетс я коэффициентом Джини, который назван по имени итальянского экономиста и статистика К. Джини(1884 — 1965). Если коэффициент равен 0, кривая Лоренца совпадает с линией ОЕ, доходы в обществе распределены абсолютно равномерно. При значении коэффициента, равном единице, кривая Лоренца представлена линией ОАЕ, что свидетельствует об абсолютном неравенстве в распределении доходов. Практически коэффициент Джини никогда не достигает ни нуля, ни единицы, однако считается, что его значение, большее 0,4 (40), отражает высокую степень расслоения общества. В современных условиях наименьшая дифференциация доходов в мире наблюдается в Чешской Республике, где 10 % самых обеспеченных лишь в 5,3 раза богаче самых бедных, а коэффициент Джини составляет 0,258. На другом «полюсе» находится Нигер, в которой соотношение доходов последней и первой децильных групп составляет 15,3, коэффициент Джини — 43,9. Для Республики Беларусь данные показатели составляют соответственно 6,1 и 0,279. С проблемой дифференциации доходов связана проблема бедности,которая определяется как состояние длительного вынужденного отсутствия необходимых ресурсов для обеспечения удовлетворительного образа жизни. Это не только недостаток денег, но и ограничение возможностей потенциала человека, которое вызвано отсутствием хорошей работы, комфортабельного жилища, доступа к соответствующему образованию и здравоохранению. Бедность является глобальной проблемой. Это многоаспектное социально-экономическое явление, связанное с низким уровнем потребления, нестабильностью общественной жизни, слабыми возможностями эффективной реализации своего трудового потенциала.
Крайнее проявление бедности выступает в форме нищеты. Семьи (индивид, домохозяйство) признаются нищими, если их продовольственное потребление не обеспечивает 80% минимального пищевого рациона, определенного ВОЗ, или затраты на питание превышают 80% их совокупных доходов.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|