Педагогические основы практических занятий
Термин «практическое занятие» используется в педагогике как родовое понятие, включающее такие виды, как лабораторную работу, упражнение, семинар в его разновидностях. Аудиторные практические занятия играют исключительно важную роль в выработке у слушателей навыков применения полученных знаний для решения практических задач в процессе совместной деятельности с преподавателями. Практические занятия носят систематический характер, регулярно следуя за каждой лекцией или двумя-тремя лекциями. Почти весь лекционный курс в его основной, наиболее сложной части проходит через лекции и практические занятия, которые логически продолжают работу, начатую на лекции. Если лекция закладывает основы научных знаний в обобщенной форме, практические занятия призваны углубить, расширить и детализировать эти знания, содействовать выработке навыков профессиональной деятельности. Практические занятия развивают мышление и речь слушателей, позволяют проверить их знания, в связи с чем, практические занятия выступают важным средством достаточно оперативной обратной связи. Для успешной подготовки к практическим занятиям слушателю невозможно ограничиться слушанием лекций. Требуется предварительная самостоятельная работа по теме планируемого занятия. Не может быть и речи об эффективности занятий, если слушатели предварительно не поработают над конспектом, учебником, учебным пособием, чтобы основательно овладеть теорией вопроса. Практические занятия служат своеобразной формой осуществления связи теории с практикой. Структура практических занятий в основном одинакова - вступление преподавателя, вопросы слушателей по материалу, который требует дополнительных разъяснений, собственно практическая часть, заключительное слово преподавателя. Разнообразие возникает в основной, собственно практической части, включающей рефераты, доклады, дискуссии, тренировочные упражнения, решение задач, наблюдения, эксперименты и т. д. Опыт показывает, что нельзя на практических занятиях ограничиваться выработкой только практических навыков, техникой решения задач, построения графиков и т. п. Слушатели должны всегда видеть ведущую идею курса и связь ее с практикой. Цель занятий должна быть понятна не только преподавателю, но и студентам. Это придает учебной работе жизненный характер, утверждает необходимость овладения опытом профессиональной деятельности, связывает их с практикой жизни.
Слушатели, как правило, отдают себе отчет в том, в какой мере им необходимы данные практические занятий для предстоящей профессиональной деятельности. Если они поймут, что все учебные возможности занятий исчерпаны, интерес к ним будет утрачен. Учитывая этот психологический момент, очень важно организовать занятия так, чтобы слушатели постоянно ощущали рост сложности выполняемых заданий, что ведет к переживанию собственного успеха в учении и положительно мотивирует слушателя. Если же слушатели замечают «топтание на месте», уровень мотивации может заметно снизиться. Преподаватель должен проводить занятия так, чтобы все слушатели были заняты напряженной творческой работой, поисками правильных и точных решений. Каждый слушатель должен получить возможность «раскрыться», проявить способности, поэтому при разработке плана занятий и индивидуальных заданий преподаватель должен учитывать подготовку и интересы каждого слушателя. Преподаватель при этом будет выступать в роли консультанта, наблюдающего за работой каждого обучающегося и способного вовремя оказывать педагогически оправданную помощь, не подавляя самостоятельности и инициативы слушателя. При такой организации проведения занятий не возникает мысли о том, что возможности занятий исчерпаны.
При проведении практических занятий особенно важно, как, впрочем, и в учении вообще, учитывать роль повторений. Однообразие примеров, иллюстраций, субъективное ощущение повторения как замедления движения вперед значительно ухудшают усвоение. Поэтому важно проводить повторения под новым углом, зрения, в новом аспекте, что, к сожалению, не всегда используется в практике обучения. В педагогическом процессе задача является одним из средств овладения системой научных знаний, формирования умений решать жизненные, производственные задачи. Решение каждой задачи, в особенности познавательной, требует от обучающихся не только актуализации, систематизации и воспроизведения ранее усвоенных знаний. В этом процессе обучающийся, опираясь на известное ему, ведет дальнейший поиск и усвоение новых знаний, неизвестных ему ранее способов и средств решения задачи. Задача стимулирует мышление слушателей, сближает их учебную деятельность с научным поиском, в определенной степени знакомит с этапами, методами и средствами научного познания и, безусловно, готовит обучающихся к их будущей практической деятельности. Для активной мыслительной деятельности весьма полезны различные задачи, процесс решения которых характеризуется высоким мыслительным напряжением, самостоятельным поиском, доказательствами, рассуждениями. При проведении практических занятий максимально мобилизует и развивает такие умственные операции, как анализ и синтез, абстрагирование, сравнение, конкретизация, обобщение, обучает слушателей правильному, применению этих операций в своей познавательной деятельности. Этот процесс вносит в занятие эмоциональное оживление, повышает интерес к данной дисциплине. Однако роль и значение задач не следует переоценивать. Решение задач дает положительные результаты только тогда, когда оно применяется в сочетании с другими способами и средствами и когда преподаватель методически правильно определит место задачи в учебном процессе.
В практическом обучении задачи могут выполнять различную роль. Они применяются с целью: 1) более доказательного разъяснения на занятиях отдельных теоретических положений; 2) эффективной организации применения знаний на практике и показа практического значения теоретических положений; 3) повторения, воспроизведения и закрепления знаний; 4) контроля и самоконтроля знаний, умений; 5) формирования умений творческого использования знаний в новых условиях. Очередное занятие начинается с обсуждения первой задачи, в процессе которого слушателями выдвигаются разные - верные и ошибочные - действия. Уловив удобный момент в процессе практического занятия, преподаватель начинает изложение основных положений урока и в нужное время обращает внимание учащихся на содержание второй задачи. Педагогические задачи при практическом занятии обсуждаются с большим интересом, оживленно, споры продолжаются и после занятия. Опыт показывает, что правильное построения самого занятия заметно повышает активность, интерес учащихся к изучаемой дисциплине в целом. Решение поставленных задач, слушатель должен решить самостоятельно, но при помощи преподавателя. Для этого он просматривает специальную литературу, обращается к справочникам, анализирует прошлый опыт и т. д. Использование педагогических задач позволяет осуществить связь теории с практикой, развивает у учащихся умение самостоятельного решения практических вопросов на занятии. Таким образом, педагогические задачи способствуют повышению эффективности практических занятий только при соблюдении определенных требований: во-первых, они должны быть связаны с обсуждаемой на лекции проблемой; во-вторых, задачу следует подбирать с учетом знаний полученных на лекции,; в-третьих, на практическом занятии формируется закрепление пройденного материала слушателями. При выборе задач для использования на занятиях необходимо прежде всего определить те аспекты, проблемы изучаемой темы, которые могут и должны быть доведены до обучающихся и усвоены ими в процессе решения поставленных на практическом занятии задач. В целях развития мыслительной активности учащихся приемлема не всякая задача, а только та, которая: во-первых, способствует организации творческой познавательной деятельности учащихся, более активному овладению основными, принципиальными упражнениями, действиями; во-вторых, учитывает педагогические требования к содержанию, структуре учебных занятий и включается в систему средств как органически необходимый элемент занятия.
Следует подчеркнуть, что иногда встречается смешение познавательной задачи с заданием, упражнением. В чем особенность заданий и какую роль они играют в активизации учебной деятельности? Задание в практике и педагогике понимается как разновидность учебы, работы, которая возложена (задана) на слушателя и ограничена сроках выполнения. На практических занятиях дается задание - выполнить упражнения и т.д. Задания как правило носят характер отработки упражнения. Выводы: Задачи и задания являются одними из важнейших средств активизации мыслительной деятельности слушателей при проведении практического занятия и эффективность использования задач и заданий зависит от их поэтапного и правильного выполнения. Приемы активизации познавательной деятельности слушателей на практическом занятии
Как известно, с целью активизации внимания, мыслительной деятельности учащихся на занятиях применяются разнообразные способы и приемы. Активная познавательная деятельность должна быть организована с самого начала занятия. Активность учащихся на последующих этапах занятия во многом зависит от того, как организована его деятельность в начале занятий, от того, как сумеет преподаватель с первых же слов овладеть их вниманием, увлечь темой. Если, преподаватель «не видит» учащихся, не устанавливает с ними контакт, не обратит внимание на то, как они подготовлены к занятию, не назовет тему и план практического занятия, то такое начало занятия не организует учащихся на серьезное отношение к теме и не вызовет интереса у многих учащихся. Начало любого занятия требует четкой организации, требовательности, глубокого продумывания каждого структурного элемента. Психологи отмечают, что перестройка внимания учащегося в системе перерыв (перемена) - занятие сопряжено с включением слушателей в новую психологическую ситуацию. Опыт показывает, что целесообразно применять энергичную форму начала занятия и весьма важно разнообразить вводную часть различными приемами. Как известно, начало занятия может быть организовано по-разному: 1) связь практического занятия темой лекции с содержанием прошлого занятия (преподаватель, напоминая один из основных вопросов прошлой лекции, прокладывает мостик-переход к новой теме); 2) подчеркивание значения темы занятия для будущей деятельности учащегося, для практики; 3) дается интересная историческая справка, показывающая предысторию данной темы или справка о лицах, работающих над этой темой; 5) ставится интересный, захватывающий вопрос или задача, решению которой посвящается данное занятие
Рассказ и постановку целей на занятии целесообразно начинать с привлекательного факта, примера, постановки жизненной задачи, познавательного вопроса. Опыт показал, что постановка вопросов, задач в начале занятия может применяться в разных вариантах, план занятия может быть представлен в виде вопросов, возбуждающих интерес учащихся, поставлен проблемный вопрос по основному содержанию темы или названы вопросы, представляющие затруднение для учащихся. Подобные вопросы определяются на основе анализа опыта учебной работы учащихся прошлых групп. Проблемы, задачи, вопросы в начале занятия могут быть поставлены при помощи видеофрагментов, диафильмов, телевизионной вставки. Например, на уроке по дисциплине «Пожарная техника», показывается применение пожарных автомобилей на практике. Такое начало также будет способствовать мобилизации внимания учащихся. Таким образом, с учетом особенностей содержания изучаемого материала, особенностей состава слушателей, условий проведения занятий и других факторов, преподаватель может разнообразить начало практического занятия, активизировать внимание учащихся с первых же минут занятия. Следует отметить, что когда преподаватель применяет, например, подробное повторение материала прошлой лекции или сразу же приступает к обсуждению материала чрезмерной сложности, наблюдается спад внимания и активности учащихся. Поэтому целесообразны лишь те приемы, которые постепенно мобилизуют внимание слушателей и способствуют дальнейшему развитию и поддержанию активности. Активность учащихся, их интерес к изучаемому материалу, развитый в начале занятия, должны быть поддержаны до конца занятия. В основной части занятия оправдывают себя следующие приемы активизации: ) сталкивание мнений различных авторов, исследователей данной проблемы. В процессе изложения отдельных теоретических положений преподаватель приводит мнения различных ученых, показывая на разногласие в их подходах к решению данного вопроса. В одном случае педагог на этом же занятии высказывает свое мнение по этому вопросу, обосновывает правильность или наоборот, неточность того или иного подхода, а в другом - оставляет этот вопрос для самостоятельного об суждения самими учащимися, а на одном из очередных занятий вновь возвращается к этому вопросу, проверяет правильность его решения учащимися. )преподаватель по тому или иному вопросу делает вывод не до конца, т. е. рассмотрев основные сведения, показав направление решения вопроса, задачи дает возможность самим учащимся сделать выводы обобщения. Иногда занятие специально строится таким образом, что она прерывается на самом интересном месте, при разборе самого увлекательного положения, а обсуждение материала продолжается на следующем занятии. )установление контакта с аудиторией: использование элементов беседы, постановка вопросов. В особо сложных местах занятия могут быть поставлены вопросы: «Вам понятно, как это получилось...?», «Вам ясно почему...?», «Вы поняли, каким именно образом...» )лженеумение, лжезатруднение. При решении той или иной проблемы, задачи преподаватель создает такую обстановку, сам как бы оказывается в затруднительном положении, «не знает», как дальше действовать, и приглашает учащихся вместе подумать, искать выход из положения; )педагогически целесообразная перемена интонации, темпа, громкости речи. Безусловно, не может быть постоянного темпа изложения материала при проведении занятия. Он динамичен, меняется: в зависимости от содержания материала, той или иной ситуации, ускоряется или замедляется. Так, основные положения, которые должны быть усвоены и отработаны в процессе занятия, излагаются в замедленном темпе, а интересные факты, вспомогательный материал сообщаются в более быстром темпе. Важную роль играет умение преподавателя регулировать громкость речи. Педагогически необоснованным является чрезмерное усиление громкости речи в начале занятия: якобы излишняя громкость звучания голоса способствует быстрой мобилизации внимания учащихся, что это помогает устранению непрекратившегося разговора. Педагогически оправданным является некоторое ослабление громкости и темпа речи в начале с тем, чтобы постепенно его усиливать. Ослабление громкости речи в начале занятия способствует активному сосредоточению внимания учащихся, которые по собственной инициативе просят своих соседей быстрее включиться в работу. Определенное значение имеет умелое использование пауз, которые нужны и для учащихся, и для самого преподавателя. Во время паузы учащиеся анализируют сведения, полученные в процессе слушания, фиксируют отдельные положения в тетради, а преподаватель мысленно готовит очередной тезис. Паузы обычно делаются после изложения целого тезиса, законченного положения. Длительность паузы не должна превышать 7-10 секунд; )приведение по ходу отработки упражнения убедительных примеров, фактов из жизни, практики, анализ которых активизирует мыслительную деятельность учащихся, одновременно обучает их методике анализа жизненных фактов и примеров. Факты и примеры должны быть использованы во взаимосвязи с выполняемым упражнением. )акцент на те или иные вопросы. Переходя к изложению очередного упражнения, преподаватель обращает внимание слушателей на важность, сложность того или иного вопроса: «Прошу обратить внимание на следующее...», «А теперь рассмотрим вопрос более сложный...» и подобными фразами педагог подчеркивает особенности отдельных вопросов. В данной работе названы лишь некоторые способы и приемы активизации познавательной деятельности на практических занятиях В богатом опыте передовых, творчески работающих преподавателей можно обнаружить множество других приемов, что требует их внимательного изучения и обобщения. Безусловно, важную роль в решении проблемы активизации мыслительной деятельности учащихся на занятиях играют внутренняя теплота, наличие у преподавателей глубокой убежденности в достоверности, точности тех положений, фактов, которые он излагает, наличие у преподавателя умений и навыков связанных с техникой педагогического дела, которые играют немаловажную роль в повышении интереса учащихся, привлечении их внимания к изучаемой теме. «Точно рассчитывать свои движения» (А. С. Макаренко), жесты, мимику и умение «немного играть». Процесс активизации будет тем продуктивнее, чем выше мастерство преподавателя, ибо педагогическое мастерство состоит из множества элементов, среди которых важное место занимает умение активизировать познавательную деятельность учащихся, организовать их творческие способности. Вывод: Условиями успешного применения вышеизложенных приемов и способов активизации являются максимальная опора на активную мыслительную деятельность учащихся, ведение учебного процесса на оптимальном уровне развития учащихся, эмоциональная атмосфера обучения, положительный эмоциональный тонус учебного процесса. Глава. 2. Методическая разработка по проведению практического занятия по дисциплине «Пожарная и аварийно-спасательная техника, связь, автоматика, противопожарное водоснабжение»
2.1 Краткая характеристика дисциплины «Пожарная и аварийно-спасательная техника, связь, автоматика, противопожарное водоснабжение.» в ГБОУ ДПО Тюменский учебный центр ФПС
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН Пожарная и аварийно-спасательная техника, связь, автоматика, противопожарное водоснабжение. Цель: профессиональная подготовка пожарных. Категория слушателей: сотрудники (работники) принятые на должность пожарного. Срок обучения: 11 учебных дней, 64 учебных часа. Форма обучения: очная. Режим занятий: продолжительность учебных занятий 6 часов в день. продолжительность самоподготовки 2 часа в день.
Учебно-тематический план рассмотрен на заседании цикла Протокол № ___ от «__» _____________ 2010 г. Основным назначением дисциплины "Пожарная и аварийно - спасательная техника, связь, автоматика, противопожарное водоснабжение" является формирование у обучаемых знаний, умений и навыков, позволяющих эффективно использовать пожарную технику, оборудование, вооружение и технику связи при тушении пожаров. Также предполагается накопление базовых знаний для правильного понимания тактического использования пожарной техники. В результате изучения дисциплины слушатели должны: Знать: устройство и правила эксплуатации боевой одежды и снаряжения, спасательных средств, механизированного и немеханизированного ручного инструмента, пожарных рукавов, рукавного оборудования, средств и оборудования пенного тушения, ручных пожарных лестниц, огнетушителей; виды, назначение, устройство и технические характеристики основных пожарных автомобилей; правила содержания и эксплуатации пожарно-технического оборудования; назначение и классификация пожарных насосов; правила охраны труда при работе с пожарно-техническим оборудованием. Уметь: применять пожарную технику, пожарно-техническое оборудование при тушении пожаров и ликвидации аварий; Организационные формы изучения дисциплины предполагают групповые и практические занятия. Часть учебного материала планируется для самостоятельной работы слушателей в соответствии с учебной программой. При изучении дисциплины необходимо использовать информацию о новых видах пожарной техники и средств связи. Практические занятия проводятся на базе УПЧ и пожарных частей гарнизона. Закрепление навыков по эксплуатации пожарного оборудования осуществляется во время практики слушателей в УПЧ. государственное образовательное УЧРЕЖДЕНИЕ дополнительного профессионального образования Тюменский Учебный центр федеральной противопожарной службы
Утверждаю Начальник цикла ПТиС п/полковник вн. службы С.В. Дитер «____»__________2012г.
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ
по учебной дисциплине «Пожарная и аварийно-спасательная техника, связь, автоматика, противопожарное водоснабжение» Тема № 11 «Работа с насосом на АЦ и АНР» Вид занятия практическое. Отводимое время 4 часа Цель занятия: 1. Закрепить изученный теоретический материал путём практической отработки их на специальных агрегатах пожарных автомобилей; . Овладеть рациональными и безопасными приёмами работы; . Уяснить технику выполнения действий в определённой последовательности; . Приобретение умений и навыков при отработке приёмов практического использования специального оборудования пожарного автомобиля; . Проверить качество усвоения обучаемыми учебного материала. «____»___________________20___ г. Фамилия,И.О.преподавателя_______________________________ Подпись преподавателя ___________________________________ План обсужден на заседании цикла _________________________ (дата) Протокол № ___________________ Воспитательные цели . Формирование познавательной потребности в осмысленных действиях при практической отработке приёмов работы; . Воспитание интереса к получаемым знаниям, как очень важным и необходимым в практической работе; . Воспитание аккуратного и бережного отношения к пожарной технике и оборудованию; . Формирование необходимых качеств, позволяющих оказывать товарищескую помощь и взаимовыручку в практической деятельности; . Привитие слушателям интереса к учебному материалу и стимулирование желания к дальнейшей самостоятельной проработке материала. . Развитие умения применять свои знания на практике; . Развитие умения действовать самостоятельно;
Развернутый план занятия
Учебно-материальное обеспечение Пожарные автомобили АЦ-3,2-40 (4331)8ВР, АЦ - 0,8-40/2 (5304002)ММ, пожарное оборудование, инструктивные карты, смазочные материалы и ветошь, необходимые инструменты. Методические рекомендации преподавателю по подготовке и проведению практического занятия. Не позже 15-ти дневного срока подать заявку в УПЧ на выделение необходимой пожарной техники на занятие. Накануне занятия в часы самоподготовки: ориентировать слушателей на качественную подготовку к занятию, как имеющему большое практическое значение для профессиональной подготовки; выдать перечень вопросов, которые необходимо изучить на самоподготовке (приложение 1); провести инструктаж по охране труда (под роспись); объявить тему, вид, время, место проведения занятия и требования к форме одежды; организовать заполнение (пополнение) пожарных водоёмов от водопроводной сети или подвозом воды в цистернах; проверить заправку автомобилей необходимыми горюче-смазочными материалами, водой, пенообразователем и укомплектованность необходимым пожарно-техническим вооружением; подготовить необходимое количество плакатов для дополнительных пояснений во время занятия; в день проведения занятия, заблаговременно, лично проверить техническое состояние прибывшей к месту проведения занятия пожарную технику (в случае обнаружения замечаний совместно с водителями принять меры к их устранению); установить пожарный автомобиль на стояночный тормоз; установить под колеса противооткатные упоры. Вводная часть (10 минут) принять рапорт дежурного, проверить присутствие слушателей на занятии, проверить внешний вид, сделать замечания, устранить недочеты; объявить тему, учебные цели и вопросы занятия, последовательность их отработки, ориентировочное время выполнения задания; объявить критерии оценки действий слушателей на занятии; напомнить основные требования охраны труда при проведении практического занятия (приложение 2); проверить заполнение журнала по охране труда; разбить группу на две подгруппы, назначить старших; развести подгруппы по местам проведения занятия. Основная часть (100 минут) При изучении учебных вопросов занятия используются методы: «объяснение, демонстрация, практическая работа слушателя под контролем преподавателя». Во время отработки первого учебного вопроса: построить подгруппу у пожарного автомобиля, проверить знания слушателей о целях, сроках и порядке выполнения ЕТО, путем краткого блиц-опроса, для определения теоретических знаний и степени их готовности к занятию. После опроса слушатели совместно с преподавателем осуществляют внешний осмотр пожарного автомобиля, с целью визуального выявления наружных повреждений, а именно: проверить состояние дверей кабины, кузова, стекол, стеклоподъемников, зеркал заднего вида, противосолнечных козырьков, оперенья, регистрационных знаков, запорного механизма откидной кабины, фиксаторов и замков дверей кузова, рамы, рессор, шин и крепления колес. проверить правильность опломбирования спидометра и счетчика наработки моточасов специального оборудования пожарного автомобиля; исправность приборов освещения, световой и звуковой сигнализации, в т.ч. специальной; работу стеклоочистителей, омывателей ветрового стекла, системы отопления, вентиляции и обогрева стекол (в холодное время года); проверить работу и исправность гидроусилителя рулевого управления, привода тормозов, механизма выключения сцепления; проверить состояние и натяжение приводных ремней. проверить люфт рулевого колеса, состояние рулевых тяг, ограничителей максимальных углов поворота управляемых колес. проверить уровень масла в картере двигателя; проверить уровень жидкости в гидроприводе тормозов и механизме выключения сцепления, в системе охлаждения двигателя при этом, обратив внимание слушателей, что без проверки наличия технических жидкостей и смазочных материалов в системах и механизмах двигателя запускать его при ЕТО запрещается; проверить уровень топлива в топливном баке, уровень воды в бачках омывателей ветрового стекла и фар; проверить запуском и на холостом ходу работу двигателя пожарного автомобиля; проверить исправность контрольно-измерительных приборов, действие сигнала сирены, освещения отсеков кузова; проверить возможность включения коробки отбора мощности для привода центробежного насоса; остановить двигатель и на слух проверить работу фильтра центробежной очистки масла. После выполнения основных операций ЕТО предложить слушателям самостоятельно сделать вывод о техническом состоянии автомобиля и ответить на вопросы о порядке проведения ЕТО. Отработка второго учебного вопроса. Построить подгруппу слушателей у насосного отсека «полукругом». Напомнить, что проверка технического состояния пожарного насоса и проверка его на герметичность (сухой вакуум), так же входит в операции ЕТО. Проверить знания слушателей о необходимом перечне работ, выполняемых при проверке технического состояния пожарного насоса. При этом один из слушателей под контролем преподавателя практически выполняет весь необходимый комплекс работ, а именно: проверить действие кранов, вентилей, задвижек, пеносмесителя и вакуумного затвора; В ходе выполнения данных операций задать вопросы о назначении того или иного элемента конструкции насоса. проверить уровень масла в масляной ванне пожарного насоса, наличие смазки в колпачке пресс масленки; В ходе проверки наличия смазочных материалов, спросить у одного из слушателей об их видах и назначении в элементах конструкции насоса. проверить уровень воды в цистерне и уровень пенообразователя в пенобаке, а также отсутствие течи. Ответить на вопросы слушателей о порядке проведения проверки технического состояния пожарных центробежных насосов. Отработка третьего учебного вопроса. Провести опрос слушателей о цели и порядке проверки насоса на герметичность. После опроса произвести практический показ (без запуска двигателя) слушателям последовательность действий, обращая внимание на принцип действия узлов и агрегатов, порядок их взаимодействия, физический смысл происходящих процессов, а именно: проверить наличие заглушки на всасывающем патрубке насоса, плотность закрытия всех водопенных коммуникаций и сливного крана; открыть вакуумный затвор (положение рукоятки управления «на себя»); включить газоструйный вакуум аппарат ГВА (положение рукоятки управления «от себя»); плавно увеличить обороты коленчатого вала двигателя (имитация) рукояткой управления дроссельной заслонкой карбюратора (плавный перевод рукоятки управления в положение «на себя»; создать разрежение в полости насоса (имитация) не менее 0,073-0,076 МПа (550-570 мм рт. ст.); при достижении необходимого разрежения (показания мановакууметра на всасывающем патрубке) закрыть вакуумный затвор (положение рукоятки управления «от себя»); снизить обороты коленчатого вала двигателя до холостых (положение рукоятки управления «от себя»); выключить ГВА (положение рукоятки управления «на себя»); засечь время по секундомеру и следить по показаниям мановакууметра за падением разрежения (падение разрежения в насосе не должно превышать 0,013 МПа (100 мм рт. ст.) за 2,5 мин.);
Рис. 1. Показания мановакууметра при испытании насоса на герметичность (сухой вакуум). Деления шкалы от 0 до -1 показаны условно.
по истечении времени - сделать заключение о герметичности насоса и открыть сливной кран центробежного насоса. После показа последовательности проведения проверки запустить двигатель и предложить одному из слушателей осуществить проверку насоса на герметичность, попросив его прокомментировать свои действия и использовать допущенные ошибки при работе для подробного разбора характерных ошибок при выполнении данного упражнения. Предложить еще нескольким слушателем повторить проверку. После выполнения перечисленного комплекса работ, напомнить, что все эти операции водитель пожарной автоцистерны должен выполнять каждое утро, при смене дежурства. Обратить их внимание в необходимости осуществления контроля за действиями водителей со стороны начальствующего состава пожарных частей в повседневной деятельности оперативных подразделений ГПС МЧС России. Ответить на вопросы о порядке проведения проверки на герметичность пожарных центробежных насосов. Отработка четвертого учебного вопроса. Дать задание подсоединить к напорному патрубку насоса напорный рукав, к рукаву подсоединить ручной ствол. Выполнить упражнение самостоятельно, в медленном темпе, сопровождая свои действия подробными пояснениями по порядку выполнения упражнения, при этом привлечь к пояснениям слушателей. Порядок действий: присоединить рукавную линию к напорному патрубку (при этом нужно стремиться, чтобы количество изгибов при прокладке рукава было минимальным); проверить при помощи ключа плотность закрытия заглушки на всасывающем патрубке насоса, а также вентилей, задвижек и краник
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|