Составление динамической модели
Задание № 2 «Управление производственной фирмой посредством привлечения кредитов»
Цель работы: Нахождение потока привлекаемых кредитов, обеспечивающих переход фирмы в область прибыли.
1. Условия задачи. Предприятие выпускает изделия для сельского хозяйства. Общая длительность реализации изготовленной в течение квартала партии составляет n периодов (кварталов). При этом производство изделий и их реализация осуществляются в соответствие с таблицей. В этой таблице указаны также средние переменные затраты
Порядок выполнения 2.1. Составить динамическую модель предприятия, а затем представить ее в виде Simulink – модели в среде Matlab и оценить выпуск продукции на ближайшие 10 кварталов без привлечения собственных финансовых средств и кредитов. По осциллографу (Scope) зафиксировать траекторию выпуска. 2.2. Определить себестоимость изделия, точку безубыточности предприятия x0 и емкость рынка 1,5* x0. 2.3. Составить имитационную модель привлечения и погашения кредитов в пакете Simulink.
Объединить Simulink – модели (2.1) и (2.3). 2.4. Смоделировать поток кредитов, обеспечивающий выпуск продукции выше точки безубыточности, размер кредитов должен обеспечивать выпуск, не превышающий емкости рынка, а их число должно быть минимальным. При этом кредиты можно брать только краткосрочные с погашением в L кварталов, а накладные расходы уменьшать не более чем на 25%. Построить диаграмму работы фирмы, изобразив на ней траектории выпуска изделий и кредитов. 2.5. Моделирование осуществить в среде Matlab/ Simulink.
Литература 4.1. Жданов С.А. Экономические модели и методы в управлении. М.: Дело и Сервис, 1998. 176 с. 4.2. Жданов С.А. Методы и рыночная технология экономического управления. – М.: Дело и Сервис, 1999. - 272 с.
Методические указания к заданию № 1 Динамическая модель управления фирмой Составление динамической модели Рассмотрим построение динамической модели фирмы для наиболее простого случая, когда предприятие производит и реализует только один вид изделий; производственные мощности не сдерживают выпуска продукции; реализация продукции занимает значительное время (n периодов); рынок изучен, стабилен, имеется статистика о реализации произведенных товаров во времени. Основным фактором, ограничивающим возможный выпуск продукции, является объем имеющихся на начало планируемого периода (месяц, квартал и т.д.) собственных финансовых средств и полученных кредитов. Пусть к началу текущего периода i на предприятии нет ранее оплаченных запасов сырья, материалов, комплектующих, готовой продукции, не отправленной в торговлю. Платежи за произведенную продукцию поступают после продажи ее покупателям. Реализация каждого выпуска продукции осуществляется в среднем за n периодов, длительность каждого периода T. Известны коэффициенты ar реализации изготовленных в периоды i-r,
Производство продукции сопряжено с затратами, которые можно представить в виде суммы переменных CV и постоянных CF затрат
Переменные затраты, зависящие от объема производимой продукции, включают расходы на сырье, материалы, комплектующие изделия, топливо, зарплату производственного персонала с учетом налогов и обязательных платежей на нее. Постоянные затраты, не зависящие от объема выпуска, включают арендную плату за землю, помещения и оборудование, амортизационные отчисления, накладные расходы, плату за телефон, электроэнергию и топливо, используемое в непроизводственной сфере, расходы на охрану, платежи в погашение ранее полученных кредитов, заработную плату непроизводственного персонала с учетом налогов и платежей с нее, затраты службы маркетинга и пр. Обозначим через
а совокупные затраты записать
Таблица 1
Совершенно очевидно, что запланированный выпуск может быть произведен, если предприятие располагает финансовыми средствами в объеме (2). Фирма может иметь три источника текущего финансирования: собственные финансовые средства Sc[i], привлекаемые кредиты Sкр[i] и поступления в период i выручки от ранее произведенной и реализованной по цене p=const продукции
Таким образом, выпуск продукции в объеме xi возможен в том случае, если выполняется баланс финансовых средств (3), которыми располагает предприятие на начало i –го периода, и затрат на производство (2)
При замене p на p [ i ] может быть учтено изменение цены продукции по периодам
Уравнение баланса (4) характеризует возможности фирмы приобрести все необходимые для производства продукции в объеме xi материальные ресурсы, оплатить труд персонала, сделать амортизационные отчисления, оплатить постоянные расходы предприятия, платежи во внебюджетные фонды. Уравнение (4), по сути дела, является разностным уравнением, связывающим неизвестную числовую последовательность выпусков x[i] с известной числовой последовательностью V[i], представляющей алгебраическую сумму последовательностей собственных финансовых средств, кредитов и постоянных затрат
Преобразуем разностное уравнение (4) к стандартной форме, сгруппировав содержащие
Представим модель (6) графическим образом в виде структурной схемы управления выпуском продукции. Для этого разрешим (6) относительно последовательности
Величины Таким образом, решение о выпуске продукции в объеме x [ i ] при заданной технологии производства, определяемой величинами u [ i ], C F[ i ], принимается на основании информации о собственных финансовых средствах, привлекаемых кредитах и поступающих по каналу обратной связи сведений о платежах. Следует отметить, что объем продукции зависит также от прогнозируемой выручки в текущем периоде
Рис. 1
Анализ модели фирмы Статика модели. Производственная деятельность фирмы оценивается доходом в виде выручки
которая зависит от объема произведенной и реализованной продукции и издержек производства. Если
где α – ставка налога на прибыль. При учете налога на прибыль финансовые средства предприятия уменьшаются на величину налога и баланс (4), определяющий выпуск в объеме x [ i ] принимает вид
Предположим, что в течении n периодов фирма выпускает один и тот же объем продукции
В зависимости от соотношения между доходом и затратами фирма может иметь прибыль
Выпуск Часто точку безубыточности определяют графически путем построения в соответствии с (10)
Рис. 2
Запишем функцию прибыли (10) по иному
введя в рассмотрение себестоимость производства единицы продукции
которая определяется суммой средних переменных и постоянных затрат. Из последней формулы следует важный для управления фирмой вывод, что себестоимость единицы продукции снижается с увеличением объема выпуска за счет уменьшения средних постоянных затрат. При выпуске, соответствующем точке безубыточности Одним из направлений преодоления убыточности производства является снижение себестоимости единицы продукции за счет уменьшения средних переменных u и постоянных затрат CF предприятия. Снижение средних переменных затрат связано, как правило, с внедрением новых технологий, и в подобной ситуации маловероятно. Остается лишь путь существенного уменьшения постоянных издержек.
Другое направление связано с ростом производства продукции за счет привлечения кредитов S КР. Достаточные кредитные средства позволяют увеличить выпуск, превосходящий точку безубыточности, и получить прибыль, за счет которой можно возвратить кредиты и проценты по ним. На практике используют оба способа выхода из кризиса при условии, что средние переменные издержки ниже цены реализации Динамика модели. Динамическая модель фирмы, представляющая собой неоднородное линейное разностное уравнение (6), связывает объем выпускаемой продукции x [ i ] с собственными финансовыми средствами
Динамическая модель позволяет планировать производство продукции на текущий и последующие периоды с учетом финансового состояния предприятия. Последовательность выпусков фирмы определяется в результате решения разностного уравнения (14) при известных начальных условиях. В качестве начальных условий в момент Решение определяется наиболее просто, если разностное уравнение (14) разрешить относительно последовательности
Положим
Полагая, далее,
Продолжая подобные вычисления, последовательно (рекуррентно) определяем единственные значения числовой последовательности
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|