Имитационное моделирование и функционально-стоимостной анализ бизнес-процессов
Структура модели бизнес-процессов
Модель бизнес-процессов, согласно методологии SADT, создается на основе принципа декомпозиции: "…декомпозиция заключается в начальном разделении объекта на более мелкие части и последующем соединении их в более детальное описание объекта". На верхнем уровне модели рассматриваемая система представляется в виде одного процесса, например, "Деятельность по производству и продаже оборудования", далее он декомпозируется на совокупность бизнес-процессов верхнего уровня. Каждый из бизнес-процессов верхнего уровня декомпозируется на ряд подпроцессов. В качестве критерия выделения подпроцессов второго уровня можно использовать промежуточные состояния объекта управления. Например, процесс "Продвижение и продажи" может быть декомпозирован на подпроцессы: Продвижение продуктов; Выяснение потребности клиента; Заключение договора с потребителем; Прием текущих заказов; Производственное планирование; Выполнения заказа клиента; Организация удовлетворения претензий клиентов; Анализ удовлетворенности клиентов. Количество уровней декомпозиции выбирается исходя из стоящих задач и необходимой степени подробности описания. На практике используют 3-5 уровней декомпозиции. Система бизнес-моделированияBusinessStudio позволяет создавать графические модели бизнес-процессов с помощью диаграмм, выполненных в той или иной нотации моделирования. Поддерживается пять типов нотаций графического моделирования - IDEF0, Процесс и Процедура, BPMN, EPC. Для создания модели бизнес-процессов используют любую из этих нотаций или их комбинации. Рекомендуется в зависимости от уровня процесса в модели для его описания использовать следующие нотации (табл. 4.3.).
Таблица 4.3. Уровни модели и нотации описания бизнес-процессов
Если в модели используются метапроцессы, то уровни сдвигаются, начиная с 1. Моделирование деятельности на низких уровнях модели тесно коррелирует с прикладными методиками и технологиями деятельности, т.е. в ряде случаев вопросы "что делать" и "как делать" сливаются воедино.
Ключевые показатели эффективности бизнес-процессов Деятельность управляема, если всегда можно спланировать и оценить результат этой деятельности с помощью численных значений. Для решения этих задач служат ключевые показатели эффективности (KPI – Key Performance Indicators, далее - Показатели). Business Studio позволяет определить для процессов набор показателей, задать их числовые плановые значения и обеспечить сбор фактических значений. Для определения показателей процесса используются показатели из справочника "Показатели". Если какой-либо показатель является показателем достижения цели организации, то в документе "Регламент процесса" будет зафиксировано, что деятельность по процессу направлена на достижение этой цели. Для должностных лиц, являющихся владельцами или исполнителями процесса, показатели будут занесены в Должностную инструкцию, а для подразделений - в Положение о подразделении.
В табл. 4.5 приведены основные параметры и списки, которые необходимо заполнить для получения максимально подробных регламентов процессов и процедур, должностных инструкций и положений о подразделениях.
Таблица 4.5.
Имитационное моделирование и функционально-стоимостной анализ бизнес-процессов В большинстве средств бизнес-моделирования поддерживается применение методик имитационного моделирования (ИМ) и функционально-стоимостного анализа (ФСА) для оценки времени и стоимости выполнения процесса и проведения оптимизации.[1] В результате проведения ИМ и ФСА можно: оценить средние значения и разброс ключевых параметров процесса; найти самые затратные и самые длительные процессы; найти "бутылочные горлышки" - перегруженные ресурсы", к которым постоянно выстраивается очередь операций, в результате чего они задерживают выполнение всех процессов; получить рекомендацию о необходимом количестве таких ресурсов; найти ресурсы с низкой загрузкой; проанализировать производство и потребление материальных ресурсов; проанализировать статистику по изменению значений переменных. Имитационное моделирование - метод исследования, основанный на том, что изучаемая система заменяется имитирующей. С имитирующей системой проводят эксперименты (не прибегая к экспериментам на реальном объекте) и в результате получают информацию об изучаемой системе. С помощью этого метода имитируется выполнение бизнес-процессов так, как если бы оно происходило в действительности: с учетом графиков рабочего времени, занятости временных ресурсов и наличия необходимого количества материальных ресурсов.
В результате, можно оценить временные параметры как одного, так и нескольких процессов, найти узкие места или простаивающие ресурсы. Имитационное моделирование процессов в нотации Процесс, Процедура, ЕРС или BPMN заключается в том, что система последовательно имитирует выполнение операций процесса по алгоритму, заданному на его диаграмме. Если на диаграмме есть подпроцессы, то система переходит на диаграмму подпроцесса, имитирует его выполнение и возвращается обратно. Функционально-стоимостной анализ (ФСА) используется для операционно-ориентированного расчета себестоимости продукта (услуги). В основе ФСА лежит положение о том, что для производства продукта (услуги) необходимо выполнить ряд операций, каждая из которых требует определенных ресурсов. Расходы на выполнение каждой операции рассчитываются путем переноса стоимости ресурсов на стоимость операции. Поскольку в Business Studio ряд операций представлен с помощью моделей процессов, то с помощью ФСА оценивается стоимость именно процессов. Совокупная стоимость процессов, необходимых для производства продукта, и будет определять себестоимость продукта. Имитационное моделирование и функционально-стоимостной анализ обычно используются совместно. Это позволяет одновременно оценивать временные и стоимостные параметры процессов. Для проведения ИМ и ФСА необходимо выполнить следующие шаги: · Разработать диаграммы исследуемых процессов. · Для операций, входящих в исследуемые процессы на всех уровнях декомпозиции, заполнить параметры "Время выполнения", "Время ожидания" и назначит ресурсы. Ресурсы могут быть следующих типов: временные, материальные, постоянный расход.
· Заполнить стоимостные параметры тех субъектов и объектов деятельности, которые используются как ресурсы. · Провести имитацию для исследуемых процессов. Время выполнения и Время ожидания операции могут быть заданы в виде случайных величин. Ход выполнения процессов в нотациях Процесс, Процедура, ЕРС и BPMN в общем случае, также носит вероятностный характер. Поэтому временные и стоимостные параметры процесса, в общем случае, являются случайными величинами.
Бизнес-инжиниринг —деятельность по созданию и обеспечению оптимального функционирования и развития бизнес-систем, основанная на инженерном подходе. Бизнес-инжиниринговые технологии—совокупность технологий управления, основанных на точном, полном и всестороннем описании компании через построение электронных моделей ее деятельности. Бизнес-инженер (бизнес-архитектор) —специалист, владеющий методами построения и преобразования бизнес-систем на основе электронного моделирования их деятельности. Бизнес-модель — абстракция, отражающая многомерное представление об организации деятельности предприятия. Бизнес-модель, как и любая модель, — это упрощенное представление реального объекта, т. е. она отражает ключевые аспекты знаний об объекте (бизнесе) и имеет свойство давать правильные ответы на вопросы, признанные существенными для управления. Основные атрибуты, отображаемые в бизнес-моделях: цели бизнес-системы; структурабизнес-системы; функции системы и ее составных частей; процессы, протекающие в системе; распределение ресурсов по процессам; распределение ответственности за процессы и ресурсы. Модель, отражающую все атрибуты - корпоративная архитектура. Корпоративная архитектура —совокупность способов и средств ведения бизнеса, включающая политику инвесторов, стратегии, набор функций компании, технологии, бизнес-процессы, ресурсную и информационную поддержку деятельности (рис.1.1).
Источник: Менеджмент по нотам /Под ред. Л. Ю. Григорьева. — М.: Альпина Паблишерз, 2010.
Рис. 1.1. Корпоративная архитектура
В управлении бизнес-системой следует различать две сферы, которые требуют разных подходов и техник, — это управление организацией деятельности и управление ресурсами. Предметные области этих сфер иногда называют контурами управления. Инструментов управления ресурсами много, а вот инструментов управления деятельностью организации — значительно меньше. И один из наиболее известных и востребованных из них — это бизнес-моделирование(назовем так для краткости организационное моделирование бизнес-системы).
Бизнес-моделирование позволяет точно и полно описать бизнес и сформировать регламенты управления. Использование бизнес-модели обеспечивает более быстрое внедрение систем управления ресурсами. Становится технологически возможным оперативное реагирование бизнес-системы на наступившие и прогнозируемые изменения внешней среды, ведь в бизнес-модель можно быстро внести упреждающие изменения, что делает бизнес-систему более адаптивной и устойчивой. Кроме того, процессный подход и документальное оформление регламентов деятельности — этотребования стандарта менеджмента качества ISO 9001, аккумулирующего мировой опыт рационального управления. Для современного управления важна системность описания деятельности. Компания наиболее точно представлена на процессном уровне. Любая деятельность будет прозрачной, если ее разложить на операции или процессы. Это высшая степень точности описания деятельности компании. Но система бизнес-моделирования должна не только строить процессы в заданных границах, но и охватить всю деятельность в целом (или элементы этой деятельности), причем не на уровне отдельного процесса, а по всей цепочке создания потребительской ценности. С помощью бизнес-модели и современных программных средств класса Оrgware это становится возможным. При этом изменение модели деятельности автоматически ведет к обновлению управленческих регламентов. Теперь скорость проведения изменений ограничена не технологическими факторами, как ранее, а только социально-психологическими — способностью менеджеров найти новые идеи, а персонала эти идеи воспринять.
[1]Имитационное моделирование и функционально-стоимостной анализ http://www.businessstudio.ru/wiki/docs/v4/doku.php/ru/simulation_fca/simulation_fca
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|