Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Выявление уровня тревожности у подростков




Методика - «Шкала тревожности», разработанная по принципу «Шкалы социально-ситуационной тревоги» Кондаша (1973).

Цель - выявить области действительности, объекты, являющиеся для школьника основным источником тревоги.

Инструкция - на следующих страницах перечислены ситуации, с которыми Вы часто встречаетесь в жизни. Некоторые из них могут быть для Вас неприятными, вызвать волнение, беспокойство тревогу, страх. Внимательно прочитайте каждое предложение и обведите кружком одну из цифр справа: 0, 1, 2, 3, 4.

Если ситуация совершенно не кажется Вам неприятной, обведите цифру 0.

Если она немного волнует, беспокоит Вас, обведите цифру 1.

Если ситуация достаточно неприятна и вызывает такое беспокойство, что Вы предпочли бы избежать ее, обведите цифру 2.

Если она для вас очень неприятна и вызывает сильное беспокойство, тревогу, страх, обведите цифру 3.

Если ситуация для Вас крайне неприятна, если Вы не можете перенести ее и она вызывает у Вас очень сильное беспокойство, очень сильный страх, обведите цифру 4.

Ваша задача - представить себе как можно яснее каждую ситуацию и обвести кружком ту цифру, в какой степени эта ситуация может вызвать у Вас опасение, беспокойство, тревогу или страх.

Текст методики.

1. Отвечать у доски 0 1 2 3 4

2. Пойти в дом к незнакомым людям 0 1 2 3 4

3. Участвовать в соревнованиях, конкурсах, олимпиадах 0 1 2 3 4

.   Разговаривать с директором школы 0 1 2 3 4

.   Думать о своем будущем 0 1 2 3 4

.   Учитель смотрит по журналу, кого бы спросить 0 1 2 3 4

.   Тебя критикуют, в чем-то упрекают 0 1 2 3 4

.   На тебя смотрят, когда ты что-нибудь делаешь 0 1 2 3 4

.   Пишешь контрольную работу 0 1 2 3 4

.   после контрольной учитель называет отметки 0 1 2 3 4

.   На тебя не обращают внимания 0 1 2 3 4

.   У тебя что-то не получается 0 1 2 3 4

.   Ждешь родителей с родительского собрания 0 1 2 3 4

.   Тебе грозит неуспех, провал 0 1 2 3 4

.   Слышишь за своей спиной смех 0 1 2 3 4

.   Сдаешь экзамены в школе 0 1 2 3 4

.   На тебя сердятся (не понятно почему) 0 1 2 3 4

.   Выступать перед большой аудиторией 0 1 2 3 4

.   Предстоит важное, решающее дело 0 1 2 3 4

.   Не понимаешь объяснений учителя 0 1 2 3 4

.   С тобой не согласны, противоречат тебе 0 1 2 3 4

.   Сравниваешь себя с другими 0 1 2 3 4

.   Проверяются твои способности 0 1 2 3 4

.   На тебя смотрят как на маленького 0 1 2 3 4

.   На уроке учитель неожиданно задает тебе вопрос 0 1 2 3 4

.   Замолчали, когда ты подошел 0 1 2 3 4

.   Оценивается твоя работа 0 1 2 3 4

.   Думаешь о своих делах 0 1 2 3 4

.   Тебе надо принять для себя решение 0 1 2 3 4

.   Не можешь справиться с домашним заданием 0 1 2 3 4

Методика включает ситуации трех типов:

)   ситуации, связанные со школой, общением с учителями;

)   ситуации, актуализирующие представление о себе;

)   ситуации общения.

Соответственно виды тревожности, выявляемые с помощью данной школы, обозначены: школьная, самооценочная, межличностная. Данные о распределении пунктов шкалы представлены в табл. 2.1.

Таблица 2.1. Виды тревожности

Вид тревожности Номер пункта шкалы
Школьная Самооценочная Межличностная 1 4 6 9 10 13 16 20 25 30 3 5 12 14 19 22 23 27 28 29 2 7 8 11 15 17 18 21 24 26

 

Подсчитывается общая сумма балов отдельно по каждому разделу школы и по шкале в целом. Полученные результаты интерпретируются в качестве показателей уровней соответствующих видов тревожности, показатель по всей шкале - как общий уровень тревожности.

В таблице 2.2 представлены стандартные данные, позволяющие сравнить показатели уровня тревожности в различных половозрастных группах. Стандартизация проводилась в городских школах, поэтому представленные характеристики неприменимы для сельских школьников.

 

Таблица 2.2. Уровень тревожности

Уровень тревожности

Группа учащихся

Уровень различных видов тревожности, баллы

  класс пол общая школьная самооценочная межличностная
1. Нормальный 8 9 10 ж м ж м ж м 30-62 17-54 17-54 10-48 35-62 23-47 7-19 4-17 2-14 1-13 5-17 5-14 11-21 4-18 6-19 1-17 12-23 8-17 7-20 5-17 4-19 3-17 5-20 5-14
2. Несколько повышенный 8 9 10 ж м ж м ж м 63-78 55-73 55-72 49-67 63-76 48-60 20-25 18-23 15-20 14-19 18-23 15-19 22-26 19-25 20-26 18-26 24-29 18-22 21-27 18-24 20-26 18-25 21-28 15-19
3. Высокий 8 9 10 ж м ж м ж м 79-94 74-91 73-90 68-86 77-90 61-72 26-31 24-30 21-26 20-25 24-30 20-24 27-31 26-32 27-32 27-34 30-34 23-27 28-33 25-30 27-33 26-32 29-36 20-23
4. Очень высокий 8 9 10 ж м ж м ж м Более 94 Более 91 Более 90 Более 86 Более 90 Более 72 Более 31 Более 30 Более 26 Более 25 Более 30 Более 24 Более 31 Более 32 Более 32 Более 34 Более 34 Более 27 Более 33 Более 30 Более 33 Более 32 Более 36 Более 23
5. «Чрезмерное спокойствие» 8 9 10 ж м ж м ж м Менее 30 Менее 17 Менее 17 Менее 10 Менее 39 Менее 23 Менее 7 Менее 4 Менее 2 - Менее 5 Менее 5 Менее 11 Менее 4 Менее 6 - Менее 12 Менее 8 Менее 7 Менее 5 Менее 4 Менее 3 Менее 5 Менее 5

 

Уровень тревожности для каждой половозрастной группы определялся исходя из среднего арифметического значения каждой группы; в качестве показателя интервала взято среднее квадратическое отклонение от результатов группы.

Следует обратить внимание на учащихся, характеризующихся, условно говоря, «чрезмерным спокойствием», особенно на те случаи, когда оценки по всей шкале не превышают 5 баллов. Подобная не чувствительность к неблагополучию носит, как правило, компенсаторный, защитный характер и препятствует полноценному формированию личности. Школьник как бы не допускает неприятный опыт в сознание. Эмоциональное неблагополучие в этом случае сохраняется ценой неадекватного отношения к действительности, отрицательно сказываясь и на продуктивной деятельности.

Ограничения, связанные с применением шкалы, как и других методов опроса, обусловлены зависимостью ответов школьника от наличия у него желания отвечать, доверия к экспериментатору, искренности. Это означает, что шкала в первую очередь выявляет тех школьников, которые не только испытывают тревожность, но и считают необходимым сообщить об этом. Часто высокие баллы по шкале являются своеобразным «криком о помощи» и, напротив, за «чрезмерным спокойствием» может скрываться повышенная тревога, о которой учащийся по разным причинам не может сообщать окружающим.

Шкала не полностью обеспечивает выявление тревожности учащихся прежде всего вследствие большого числа всевозможных «защитных» тенденций, начиная от элементарных (нежелания раскрываться перед посторонним человеком) до самых сложных защитных механизмов. Кроме того, шкала не выявляет тревожности, связанной жестко с определенными объектами.

Рассматриваемый класс по уровню тревожности находится на высоком среди мальчиков и несколько повышенном среди девочек. Это вполне объясняется чуть более быстрым развитием девочек и, соответственно, более сформированными психологическими основаниями.

 


Заключение

подростковый девиация фрустрация психокоррекция

Переходный самый трудный возраст. За достаточно короткий период примерно с 12 до 15 (девочки чуть раньше, мальчики чуть позже) - человек из ребенка превращается во взрослого.

Трудности подросткового возраста неизбежны. Но далеко не для всех он становится тяжелым и травматичным периодом. Многое зависит от того, насколько благополучным был предшествующий опыт человека, какая у него группа поддержки - друзья, семья, учителя, круг его общения. Но многое зависит и от самого подростка, от пути который он выбрал сам для себя.

В современных научных представлениях подтверждается существование подросткового кризиса как необходимого этапа развития личности, признается его важность.

Итак, мы завершили исследование особенностей подросткового периода. Главное содержание нашей работы включает:

развитие теории подросткового периода в истории психологии;

характеристику исследуемой проблемы в современной науке;

описание опытно-экспериментальной работы, проведенной нами с целью проверки на практике некоторых положений.

Результаты проведенного исследования позволяют нам сделать следующие выводы:

изучение данной проблемы не завершено, продолжаются споры психологов относительно некоторых положений, появляются новые данные, новые гипотезы;

· в современных научных представлениях подтверждается существование подросткового кризиса как необходимого этапа развития личности, признается его важность;

· несмотря на значительные научные достижения, сами подростки и их родители плохо осведомлены в этой области, что приводит к значительным трудностям и болезненности в протекании данного периода;

· хотя основные психологические характеристики подросткового возраста постоянны, но некоторые его черты изменяются в зависимости от исторических, социальных, культурных, образовательных и других условий;

- в подростковом периоде существует большое количество проблем, особенностей, которые могут привести к перекосам в последующем развитии.

Таким образом, подводя итог нашей работе мы еще раз отмечаем важность подросткового возраста для всего развития личности, считаем необходимым продолжение глубокого всестороннего исследования данной проблемы, постоянного поддерживания связи теории с практикой, и, наконец, подчеркиваем важность применения этих знаний в реальной жизни.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...