Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Структуры разноуровневых тестовых заданий.




Тест I уровня. Содержит в явном виде все компоненты задачи. Учащийся должен дать заключение об их совместимости.

             
3
 
Ц
 
С
 
Д


              =     +   +                         

Где: З - задача

Ц - цель, достижение которой возможно с помощью определенных действий (Д), определенной ситуации (С).

Тесты I уровня усвоения состоят из заданий:

1). На опознание - вид тестового задания наиболее точно определяет естественную ситуацию действия. Прямо ставит вопрос на узнавание. Задание должно тестировать только один фрагмент знаний, а вопрос формулироваться таким образом, что можно было дать недвусмысленный ответ.

Пример:

Можно ли использовать серебряную амальгаму в качестве постоянной пломбы для | 1?

Ответы:

1. Да

2. Нет.

Эталон: 2 Р = 1

Где:  Р - решение.

2). На различие - выполнение заданий осуществляется в условиях, когда "помехи", создаваемые рядом стоящими вариантами ответа, с одной стороны, затрудняют выбор правильного решения, а с другой - контрастируют с ним. Все дистракторы содержат элемент правильного ответа. В этих заданиях из списка возможных решений (3-6) предлагается выбрать одно или несколько.

Пример:

             Назначение стоматологического зеркала

Ответы:

1.Фиксация губ, языка.

2.Медикаментозная обработка.

3.Удаление зубного налета.

4.Фиксация пальцев врача.

Эталон: 1 Р = 4

                                           (Выбор нескольких правильных ответов)

Применение 3% р-ра хлорамина:

Ответы:

1.Стерилизация зеркала.

2.Дезинфекция плевательниц.

3.Обработка рук (перчаток).

4.Борьба с туберкулезной инфекцией.

Эталон: 1,2 Р = 4

 

3). На классификацию - дальнейшее развитие многократного опознания и различия.

Испытуемому предлагается восстановить соответствие между элементами двух списков. Выявляется подробная фактическая информация. Число правильных ответов равно числу сопоставлений и числу существенных операций тестового задания.

 

Тестовое задание с классификацией с одинаковыми списками элементов.

Установите соответствие:

Группы пломбировочных материалов: 1. Для временных пломб 2. Для лечебных прокладок. 3. Для заполнения корневых каналов. Представители: а). Дайкал. б). Эндометазон. в). Темпопро.
Эталон: 1В, 2А, 3Б. Р = 3

 

Тестовое задание на классификацию с разными списками элементов.

Установите соответствие:

Группы зубных паст: 1. Фторосодержащие 2. Солевые 3. Для заполнения корневых каналов Виды: а). "Семейная" б). "Прима" в). "Бленд-а-мед" г). "Поморин" д). "Ремодент"
Эталон: 1В, 2А, 3Б. Р=3

 

Число входных данных одного списка не должно превышать десяти. Все списки и вопросы должны помещаться на одной странице.

Выполнение тестовых заданий I уровня усвоения - это репродуктивная деятельность при внешне заданном алгоритмическим описанием с "подсказкой", условно названная ученическим уровнем деятельности.

Тесты II уровня содержат лишь цель и ситуацию, а учащимся надо воспроизвести подходящую деятельность по памяти для достижения заданной цели в заданной ситуации. Это - алгоритмический уровень деятельности.

?
С
Ц
3
              =     +   +                         

 

Тесты II уровня усвоения включают задания:

1). На подстановку (тесты - подстановки)

В этом виде задания пропущено слово, фраза, формула и т.д. Испытуемый должен заполнить промежуток, давая свои ответы. Число существенных операций равно числу подстановок.

Слова должны подбираться тщательно и быть точными ("Помни о Низами!")

Пример:

Заполните пропуски

При глубоком кариесе термометрия..., реакция на электрический ток …….

Эталон: болезненна; 2-6 мк А. Р = 2

2). Конструктивные задания - вид тестового задания, требующий самостоятельного создания (конструирования) ответа. Испытуемый должен воспроизвести целое высказывание, соблюдая точность формулировки.

Примеры

Тестовое конструктивное задание с одним ответом:

Как называется бормашина со скоростью бора 300 тыс. об. мин?

БПК - 300 Р = 1

 

Тестовое конструктивное задание с несколькими ответами:

Приведите формулу для расчета уровня гигиены полости рта по Федорову - Володкиной; дайте определение всех ее элементов.

И.Г. =     ; где: И.Г. - индекс гигиены, n - число зубов И. Г. в норме равен 1.   Р = 3

 

3).  Задания на сравнение - вид тестового задания, в котором задается названия параметров для сравнения, а их характеристики необходимо привести испытуемому по памяти. Тестовые задания на сравнения имеют большое обучающее значение.

Пример:

Назовите классификации кариеса:

1. По локализации;

2. Топографическую;

3. По Блеку;

4. По клинике.

Эталон: 1. Фиссурный, пришеечный, апроксимальный. 2. Эмали, дентгена, цемента. 3. I. - естественные углубления, II. - контактные поверхности моляров, премоляров. III. - контактные поверхности резцов, клыков. IV. - контактные поверхности с нарушением режущего края.  V. - пришеечная область. 4. Начальный, поверхностный, средний, глубокий. Р = 15

 

4). Типовые задания - содержат полярную информацию о целях решения задач, исходные данные. Основная функция этих заданий - проверка умения выполнять мыслительные операции на основе полученных знаний. Число существенных операций будет равно числу выполненных действий.

Пример:

Назовите условия препарирования твердых тканей зубов, которые делают процедуру менее болезненной для пациента:

Эталон: 1. работа в сухой кариозной полости; 2. без давления на зуб; 3. Отсутствие вибрации бора; 4. применение острых боров; 5. охлаждение тканей и бора; 6. скоростные бормашины.   Р = 6

 

?
?   С
Ц
3
Тесты III уровня усвоения содержат цель и неполную ситуацию, которую учащийся должен дополнить, чтобы применить известную деятельность.

              =     +   +                         

 

Это продуктивное действие эвристического типа, условно названное эвристическим уровнем деятельности. Учащийся работает не по готовому алгоритму, а по самостоятельно созданному решению.

Тестовые задания содержат задания на применение знаний в практической работе и позволяют преподавателю определить уровень овладения учащимися программным материалом на уровне умения.

Число существенных операций определяется по количеству дополнительных ситуаций, по умению применить ранее усвоенные действия для решения данной нетекстовой задачи, по количеству выполненных действий.

Особенностью эталона тестового задания второго уровня является то, что по нему можно определить правильность выполнения задания по отдельным критериям и

 

По конечному результату, который является однозначным. Пути же выполнения задания не однозначны, хотя и не влияют на конечный результат.

Пример:

Составить этапы препарирования кариозной полости II класса по Блеку и нарисовать схему сформированной полости. У словия: 1.Зуб - | 6_ 2.Зубной ряд непрерывный. 3.Кариозная область локализована в пришеечной области на дистальной поверхности | 6_  
                                   Эталон 1. Выбор инструмента (для формирования стенок кариозной полости – фиссурный бор; для формировании углов – обратноконусовидный, для финирования краев эмали – бор с алмазным покрытием). 2. Раскрытие кариозной полости с жевательной поверхности. 3. Препарирование основной кариозной полости, формирование дна, стенок и углов. 4. Формирование дополнительной полости в пределах жевательной поверхности. 5. Финирование краев эмали кариозной полости. 6. Схема:                                                         Р = 6

 

Тесты IV уровня усвоения

?
?
ц
З
Задание для теста IV уровня содержит только цель, а ситуация, условия, действия за испытуемым.

              =        +       +      

 

При решении такого теста происходит продуктивное действие творческого типа, условно названное творческим уровнем деятельности. В процессе выполнения деятельности добывается объективно новая информация. Человек действует «без правил», но в известной ему области, создавая новые правила действия, т. е. осуществляет творческую (исследовательскую) деятельность.

Число существенных операций определяется по найденной ситуации, количеству выполненных действий, достигнутой цели. Примером тестового задания IV уровня усвоения может служить задание – логическая цепочка, где количество существенных операций определяется по количеству приведенных пояснений и конечному результату. Следует учесть, что если в ходе рассуждения учащегося цепочка прервалась (несоответствие понятия или пояснения), то количество существенных операций определяется до разрыва логической цепочки.

Особенность составления тестовых заданий этого уровня усвоения заключается в том, что практически невозможно создать однозначный эталон. Эталон может быть создан в виде схемы решения проблемы.

Пример: логическая цепочка.  

Составить логическую цепочку из пяти понятий. Условие:   * каждое последующее понятие необходимо соотнести с предыдущим, т. е. логически связать с ним посредством общего действия. *связь предыдущего и последующего понятий необходимо пояснить. *последнее понятие необходимо соотнести как с предыдущим, так и с исходным понятием, т. е. логическая цепочка должна замкнуться

 

                                

 

                  Задание

                   Эталон

  Исходное понятие

Зубная паста

- Зубная паста -

  Пояснение к понятию I

 

Зубная паста является средством индивидуальной гигиены

  I

 

- Индивидуальная гигиена -

  Пояснение к понятию II

 

Индивидуальная гигиена помогает предотвратить кариес

  II

 

- Кариес -

  Пояснение к понятию III

 

Кариес зубов развивается при недостатке фтора в питьевой воде

  III

 

- Фтор -

  Пояснение к понятию IV

 

Местное применение фтористых препаратов относится к профессиональной гигиене

  IV

 

- Профессиональная гигиена -

  Пояснение к тексту V

 

К профессиональной гигиене относится удаление зубных отложений

V

 

- Зубные отложения -

Пояснение к исходному понятию

 

Зубные отложения удаляются с помощью зубной щетки и зубной пасты

Исходное понятие

Зубная паста

- Зубная паста -

 

P = 12
           

                                                                                                 

Конструирование тематических тестов успешности.

Тест успешности обучения - совокупность определенного числа заданий различного уровня трудности, расположенных в тесте с учетом системообразующих связей.

После подготовки отдельных тестов по конкретной теме и по каждому из уровней усвоения их можно объединить в тесты по каждому уровню усвоения. При этом число существующих операций равно              

 

 

Число существенных операций теста                     определяется как сумма существенных операций тестовых заданий  входящих в тест.

 

 


Оценка результата тестового контроля

Результат тестового контроля качества усвоения с помощью тестов успешности усвоения знаний учащимися характеризуется коэффициентом усвоения Ka, где а - уровень, который принимает значения I, II, III, IV.

Коэффициент усвоения по каждому уровню усвоения может изменяться

 

 Результат контроля качества усвоения с помощью тематических тестов успешности усвоения знаний учащимися можно определить

по формуле:

 

 

где:                      - число правильных операций тематического теста;

- число существенных операций тематического текста;

     
 

 

 


По величине коэффициента усвоения судят о завершенности процесса обучения. Проведение исследования показывает, что  при Ка<0,7 процесс обучения можно считать завершенным, так как в последующей деятельности учащийся способен совершенствовать свои знания. При усвоении с коэффициентом Ка<0,7         учащийся в последующей деятельности совершает систематические ошибки и не способен к их самостоятельному исправлению. Таким образом, процесс обучения можно считать завершенным на данном уровне усвоения, когда 

Если же то переходить к новому учебному материалу - значит готовить недоучек.

Коэффициент усвоения поддается нормировке и на этой основе легко сопоставляется с любой шкалой оценки, а вся процедура контроля усвоения очень просто авторизуется.

В случае тематического тестового контроля можно пользоваться привычной четырех бальной шкалой, которая превращается в шкалу интервалов по методике, предложенной В.П. Беспалько.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...