Особенности психолого-педагогического подхода к оценке результатов обучения
Адаптивность системы образования требует определения соответствия деятельности конкретной педагогической системы возможностям и образовательным потребностям конкретного учащегося. Учение в условиях компетентностно-ориентированного образования становится преимущественно активной самостоятельной деятельностью, управляемой посредством использования контроля и диагностики10. Средства контроля и диагностики в новых условиях изменяются. Отметочной системы, измеряющей только единичный конкретный результат, становится недостаточно. Для отслеживания процесса достижения образовательных целей необходимы средства, дающие возможность проследить и оценить динамику процесса достижения целей. Таким образом, возникает необходимость введения накопительной системы оценок, к которой относятся известные в отечественной системе обучения мониторинг, рейтинговое оценивание, портфолио. К накопительной оценке относятся, кроме того, используемые для оценивания интервью, деловые игры, дневники самооценивания, метод заключения соглашения и другие методы, используемые в западной дидактике. Накопительные оценки позволяют обучающимся формировать положительное отношение к учебе, так как дают им возможность продемонстрировать то, как много они знают и умеют, а не их недостатки, что характерно для традиционных методов оценки. Они делают процесс обучения более эффективным, особенно при правильно организованной и конструктивной обратной связи. Новые методы оценки, такие как моделирование, практика, ролевые игры, позволяют студенту понять, как применить приобретенные умения и навыки внутри и за пределами образовательной среды. Появляется возможность оценить более разнообразный спектр умений учащихся в большем количестве ситуаций. При этом оценивать могут не только педагоги, но и родители, и, что самое важное, сам учащийся11.
К основным характеристикам эффективной оценки относят то, что она фокусируется на процессе и на продукте. Оценивается не только то, чему ученика учат, но и то, что от него ожидается. В процесс оценки активно вовлекаются и педагоги и учащиеся. Оценка основывается на разнообразных и вариативных средствах; оценка проходит на всех этапах и уровнях обучения и обеспечивает участников оценки необходимой информацией для совершенствования процесса обучения посредством обратной связи. Накопительная оценка, при ее правильном использовании, реализует все эти требования. Оценить результаты обучения в компетентностно-ориентированном образовании можно с помощью контроля как мониторинг. Педагогический мониторинг - это форма организации, сбора, обработки, хранения и распространения информации о деятельности педагогического коллектива, позволяющая непрерывно отслеживать состояние и прогнозировать его деятельность. В процессе мониторинга выявляются тенденции в развитии системы образования, соотнесенные во времени, а также последствия принимаемых решений. В рамках мониторинга проводится выявление и оценивание проведенных педагогических действий. При этом обеспечивается обратная связь, осведомляющая о соответствии фактических результатов деятельности педагогической системы ее конечным целям. Мониторинг затрагивает различные аспекты жизнедеятельности образовательного учреждения: анализ целесообразности постановки задач образовательного процесса, планов учебной и воспитательной работы; работу с кадрами и создание условий для творческой работы педагогов; организацию учебного процесса; сочетание контроля с оказанием практической помощи.
Главное отличие мониторинга качества обучения от контроля, прежде всего в том, что задача мониторинга - установление причин и величины несоответствия результата целям. Кроме того, мониторинг отличается систематичностью и протяженностью во времени, применяемыми критериями и показателями. К основным функциям мониторинга относятся: диагностическая - сканирование состояния системы образования и происходящих в ней изменений, что позволяет дать оценку данным явлениям; экспертная - в рамках мониторинга возможно осуществление экспертизы состояния, концепции, форм и методов развития системы образования, ее компонентов и подсистем; информационная - мониторинг является способом регулярного получения сопоставимой информации о состоянии и развитии системы, необходимой для анализа и прогноза состояния и развития системы; интегративная - мониторинг является одним из системообразующих факторов, обеспечивающих комплексную характеристику процессов. Выделяют общие особенности деятельности: объекты мониторинга динамичны, подвержены влиянию внешних воздействий, которые могут вызвать различные изменения в состоянии объекта; реализация мониторинга предполагает организацию постоянного слежения за объектом, изучение и оценку его состояния; организация слежения предусматривает отбор обоснованных критериев и показателей, по которым ведется измерение и описание параметров объекта; каждая конкретная система мониторинга ориентирована на конкретного потребителя, которым может быть как отдельное учреждение, так и государство в целом. Можно выделить основные виды мониторинга по содержанию: дидактический мониторинг, предметом которого являются новообразования учебного процесса (получение знаний, умений, навыков, соответствие их уровня требованиям ГОС и т. д.); воспитательный мониторинг, который учитывает изменения в создании условий для воспитания и самовоспитания обучающихся, «приращение» их воспитательного уровня; социально-психологический, показывающий уровень социально-психологической адаптации личности обучающегося; управленческой деятельности, показывающий изменения в различных управленческих подсистемах.
По характеру используемых методов и методик - статистический и нестатистический мониторинг. По направленности: мониторинг процесса - представляет картину факторов, влияющих на реализацию конечной цели; мониторинг условий организации деятельности - выявляет отклонения от запланированной нормы деятельности, уровень рациональности деятельности, необходимые ресурсы; мониторинг результатов - выясняет, что было сделано из запланированного, какие результаты достигнуты. При организации мониторинга важно выполнить следующие задачи: . Определить критерии качества реализации мониторинга, выработать комплекс показателей, обеспечивающих целостное представление о состоянии системы, качественных и количественных изменениях в ней. . Отобрать средства диагностики. . Установить уровень соответствия реального состояния объекта ожидаемым результатам. . Систематизировать информацию о состоянии и развитии системы. . Обеспечить регулярное и наглядное представление информации о происходящих процессах. . Организовать информационное обеспечение анализа и прогнозирования состояния и развития системы образования, выработки управленческих решений. Информация, собираемая в процессе мониторинга, должна соответствовать требованиям объективности, точности, полноты и достаточности. Традиционный мониторинг в форме контрольных работ, экзаменов, инспекторских проверок недостаточно эффективен. Прежде всего, потому, что: контроль состояния обучения носит нерегулярный, эпизодический характер, не вскрывается динамика изменений; контролируя итоги обучения, оставляют без внимания сам процесс обучения; используются достаточно субъективные балльные отметки и интегральные оценки выполнения проверочных заданий в целом, что не позволяет выяснить, какие конкретно и в какой мере элементы содержания не усвоены; по существу не используются диагностические методики, позволяющие вскрыть причины тех или иных ошибок учащихся, недочетов в работе учителя, выявить факторы, влияющие на успеваемость.
Для проведения мониторинга могут применяться общие методы психолого-педагогических исследований - наблюдение, опрос, анкетирование, тестирование, эксперимент. Используются и специфические методы - анализ продуктов деятельности (например, документов), методы изучения состояния воспитательной работы, игровые методы, творческие отчеты, методы экспертных оценок, аналитико-оценочные методы (самооценка, анализ занятия, шкалирование и др.). Для обработки результатов мониторинга используют математико-статистические метод. Мониторинг проводится по следующим этапам: . Подготовительный этап: формирование заказа на мониторинг, выделение объекта мониторинга, методическое обеспечение мониторинга, определение критериев и показателей, создание рабочего проекта или программы, инструктаж или подготовка кадров, проводящих мониторинг. . Этап проведения мониторинга: проведение диагностики системы с использованием выбранных методов в соответствии с рабочей программой, сбор и анализ, хранение результатов. . Этап обработки данных и принятия решений: обработка данных, в том числе математико-статистическая, анализ, обобщение и систематизация полученных данных, подготовка заключительного документа, принятие решений, комплекс мероприятий, активизирующих использование данных, в том числе информационное обеспечение мониторинга12. Контроль в широком смысле - проверка чего-либо, установление обратной связи. Контроль учебной деятельности учащихся обеспечивает получение информации о результате их учебной деятельности, способствует установлению внешней обратной связи (контроль, выполняемый учителем) и внутренней обратной связи (самоконтроль учащегося).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|