Крах журналиста (миф о Софье)
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Из двух влюбленных в нее братьев (сыновей «пани цыганки») 26-летняя Софья выбрала младшего, 18-летнего Георгия. В браке с ним родила троих сыновей (см. мифы 1.2–1.4.) и дочь, Ларисину бабку. В отличие от своей свекрови и будущих снох, Софья не отличалась красотой, зато превосходила их всех энергией и практической сметкой. На ней держался дом. Муж, до революции 1917 г. упражнявший свои литературные дарования в разных газетах, после почти уже ничего не зарабатывал. Держался (да и выглядел), скорее, как младший брат Софьи, а не муж. Роман, захвативший Георгия лет пятнадцать спустя женитьбы, имел трагикомичный, на взгляд Ларисы, финал, казавшийся и профессиональным крахом Георгия-журналиста. Софья диктовала прощальное послание, а Георгий писал: «Милая Люся, я люблю тебя и вечно буду помнить, но четверо детей… жена… долг…» (и т.д. и т.п.) Софья однажды услышала, что загулял ее брат. «Ничего, мы его вернем, – заверила невестку Софья. – Купи себе новую шляпку и приходи ко мне по ночам чай пить!» Неделю, другую муж приходит за полночь, а жена – под утро (довольная и в шляпке). Призадумался Софьин брат, стал за женой следить, выследил, наконец, у родной сестры. И все у них на лад пошло. Семейные предания Ларисы умалчивают о том, сколько шляпок сменила сама Софья, прежде чем начать диктовку (и сколько слез пролила). Зато известно, что в Великую Отечественную только трудами Софьи не голодали ее семья и вся родня мужа. 2. «Ольга Георгиевна» (миф про Ольгу ) В тридцатые годы Софья запретила дочери принять предложение того, кого Ольга любила: социальное происхождение его было по тем временам опасно. А Софья не затем «маскировала» после семнадцатого года дворянство своего мужа, чтобы теперь иметь проблемы с зятем.
Ольга послушалась, а ее любимый уехал в другой город и там быстро женился – в пику отвергшей его невесте. Тогда и Ольга поспешила выйти замуж за будущего Лариного деда, пожалев недавно осиротевшего скромного Алешу. Ольга днями была на работе, вечерами училась. Алексей, скучая, все чаще захаживал к сестре – той самой пирами славной красавице Полине. Он стал уже сутками там пропадать, когда Ольга, не желая разделить участь Веры, явилась к золовке и – раз и навсегда – извлекла мужа из «вертепа». Рождение Ларисиной матери совпало с несчастным случаем, постигшим Алексея. Оставив работу по инвалидности, он занялся воспитанием дочки. Вкусно готовил, придумывал сказки и в одиночестве попивал. Ольга же посвятила себя заработку и научной карьере. Ее бывший жених раз в год бывал проездом в Москве и с некоторых пор всякий раз стал звонить Ольге. Они встречались на пару часов и, кажется, оба год жили этой встречей. Еще три раза Ольга отклоняла предложение любимого: потому что дети еще маленькие; когда дети выросли – потому что она не может бросить инвалида мужа; наконец, когда овдовела – потому что не хочет разбить жизнь другой женщины. Слишком порядочная была? Слишком гордая? Или слишком боялась?.. Последний «визит проездом» не застал Ольгу в живых. «Миф про Ольгу» Лариса узнала позже, от матери. В детстве же видела бабушку в ее комнате, заваленной рукописями и книгами, в институте, где все ее знали, видела смеющейся в кругу студентов, табунившихся за седовласой обожаемой «Ольгой Георгиевной». Почтенный образ бабушки Ольги не вязался как-то ни с семейной жизнью, ни тем более с легкомыслием любви в представлении Ларисы. Странно, что именно молодую бабку – в материнском изложении – все больше стала напоминать себе Лара с того дня, как вернула Сергея дочери. «Положив на место» то, что, оказывается, плохо лежало, потому и было украдено у нее, Лариса спросила себя, как смогут они с мужем жить дальше. Неожиданным ответом стало то, что Лара затеяла писать диссертацию, до ночи пропадала по клиникам и библиотекам, стараясь как можно меньше с Сергеем пересекаться.
Сергей же охотно впрягся в домашние заботы, ощутив себя снова в своей тарелке. И начал время от времени навещать «вторую семью», боязливо скрывая это от Ларисы. Та знала и не отказывала себе в удовольствии иногда «пугнуть» мужа неожиданным проявлением осведомленности. Но боли уже не чувствовала: потерявши голову, по волосам не плачут. Явилась жалость: Сергей казался затравленным озябшим существом, жмущимся к родному очагу. Утолив в себе жажду мстительной Гекаты, почти утешив негодующую Геру и, кажется, уже к Афине, целомудренной и рациональной, обратив внутренний взор, Лариса вдруг оглянулась на смертных – Анну, Зою, Нину… Она подумала, что считанные годы в жизни этих женщин были отданы любви, а каждой долгий век был отпущен. Никто не знает, как провели они череду лет, какие иллюзии испытали, какие разочарования. Какие они проглотили обиды и какие мозоли натерли на их ладонях вожжи семейной упряжки… Царственный блеск и твердая рука этих женщин, насмешливо взиравших на «физические» измены преданных мужей, – в каком огне закалились? «Земной любови недовесок», выражаясь стихом М. Цветаевой, гнал их в «цыганский табор», отказ «слезой солить» его и там приводил домой. Лариса заподозрила, что, обойдя хоровод богинь, взглянув каждой в лицо, она опять приблизилась – только с черного хода – к наивному идеалу своей юности, образу «роковой женщины», манившему сияющим фасадом. Круг богинь замкнулся: в циничной Кибеле сквозило видение Геры (пробовавшей однажды родить дитя без Зевса), Геката скользила вослед Афродите, та милостиво сменяла Кибелу. В каждой реальной женской судьбе танец богинь не прерывался. Лишь мифы, как старые снимки, являли застывшие па. Очередное рождение в мир все приводило в движение. Утешительно всякое новое открытие, что земля бесконечно кругла, как замкнуто и коловращение образов нашей души. «Хоровод богинь» вселил в Ларису надежду на возрождение.
V. Миф назидательный Чужая сказка Вдоль чешской дороги стоят рядом одиннадцать простых деревянных крестов. Они поставлены там, по преданию, в память расстрелянного свадебного поезда. Дело было так: девушка вылечила раненного охотника и обещала стать его женой. Но изменила данному слову: собралась замуж за другого. Охотник не пощадил свою спасительницу: спрятавшись в лесу у дороги, он застрелил молодых после венчания, перебил восьмерых их родственников, а одиннадцатую пулю послал себе в сердце. Когда я рассказала Ларисе эту легенду, мы обе уже знали, что она может быть только «чужой сказкой». Смерть, истребление рода разомкнут божественный хоровод. На «мертвый» миф некому будет смотреть из будущего. Никто в него не вдохнет жизнь. Собственно, некому будет создать этот миф. Потому что связь жизни с мифологией – обратная причинно-следственной. Эта связь определяет зависимость прошлого от настоящего, а не наоборот. Не бывает четко прописанного сценария и его реализации. Однако человек нуждается в сценарной интерпретации мифа, меняющейся в зависимости от жизненного опыта. Диапазон возможностей человека постепенно вскрывает в мифе соразмерный диапазон архетипических моделей. Узнавание происходит, как правило, постфактум, поэтому рискованно пророчить. Но обратить человека к мифологии – этнической ли, семейной – полезно: взгляд в вечное поможет организовать хаос настоящего в направлении будущего. «Я почувствовала, как тени моих предков обступили меня почти осязаемым хранительным кругом, спасая от беспомощности перед лицом разразившейся беды», – написала мне Лариса после завершения наших с ней встреч. Каждому из нас кажется, что он идет по целине. Но часто «новая стежка» пролегает уже по чьим-то следам, заметенным временем. Нанесены они или нет на карту семейных преданий, главное, чтобы путь, который мы выбираем, вел нас правильно, то есть к себе подлинному, к себе самому. Заключение Уважаемый читатель! Тем, что вами здесь прочитано, не исчерпываются ни теория, ни методы, ни область применения на практике социальной психологии личности. И в списке литературы вы найдете учебники и монографии, способные расширить представление о предмете.
Я же ставила себе главной целью распахнуть академическую мантию, в которую облачают Психологию многие учебники, чтобы показать ее роскошные карнавальные костюмы, под которыми всегда замирает и бьется живое сердце самой загадочной из наук. Если вы все это увидели, считайте, что Психология раскрыла вам объятия. Дело в том, что личность – не «предмет такой-то дисциплины», это – вы, неповторимый! Вы сегодняшний, вы завтрашний… А «социальная психология личности» не набор абстрактных терминов! Это ваши любовь и неприязнь, размолвки и примирения, ваши обольщения и разочарования, вы – всегда среди «чужих» и «своих». Психология – вечное «познай ближнего как самого себя», простите за кентаврическое смешение заповедей. «Надеюсь, – сказал как-то мой Учитель, профессор МГУ Валерий Викторович Петухов, завершая лекционный курс, – я коснулся вопросов, которые будут теперь вставать перед вами всю оставшуюся жизнь». И добавил: «Университетское образование ведь тем и отличается от просто высшего, что не отвечает на вопросы, а учит задаваться ими». Курс психологии в таком молодом университете, как МГИМО(У), – тоже, прежде всего, курс пробуждения любопытства к себе и к внутреннему миру того, с кем встретился взглядом. Хорошо, если уже в семнадцать лет этому интересу будет придано верное направление. Ведь «юношеский возраст, – пишет Э. Бёрн, – преподносит наибольшее число самоубийств, употребление алкоголя и наркотиков, а также значительное количество психозов. Однако и провал на экзаменах надо принимать всерьез, так как одной такой «метки» порой бывает достаточно, чтобы определить судьбу человека на всю жизнь… В юности человек решает, что он будет делать в своей жизни или, по крайней мере, чем заполнит время до такого решения» [83]. Вы выбрали специальность, связанную с человеческим общением. Поэтому психологом станете неизбежно, если Вам суждено добиться профессионального успеха. Но я бы хотела, чтобы университетский курс психологии избавил вас от необходимости заново изобретать велосипед. Я надеюсь также, что познакомила вас с книгами, которые станут вашими неизменными собеседниками, и с «породой» людей (практических психологов), по которым в час сомнений можно прочитать самого себя. Учась договариваться с людьми, преследуя при этом определенные цели, сверяйте эти цели по камертону своей души: подлинно ли они ваши. Став знатоком «слабых струн» людей и мастером манипуляции, не перехитрили ли вы самого себя? Чтобы показать, как это бывает, я позволю себе привести слова другого моего университетского профессора, Елизаветы Петровны Кучборской, о журналисте Эмиле Блонде из «Шагреневой кожи» Бальзака: «Он был психолог: он умел выбирать себе убеждения и покровителей. Победителем он должен был стать, но нет, нет, не стал! Это огромная ведь бальзаковская тема – побежденные, победители. Сколько людей, принадлежащих к профессии Эмиля Блонде, оказываются в стане побежденных, хотя умеют выбирать убеждения и покровителей! Чего-то им не хватает?».
Понимания себя, верности себе, памяти о себе, юном… Желаю, чтобы вас, уважаемый читатель, сия чаша миновала – не без помощи прослушанного когда-то курса социальной психологии личности! Литература
Литература на английском языке
Статьи
[1] Юнг К.Г. Сознание и бессознательное. СПб.; М., 1997. С. 173. [2] Юнг К.Г. Психология бессознательного. М., 1996. С. 255. [3] Юнг К.Г. Сознание и бессознательное. С. 58. [4] Юнг К.Г. Душа и миф: Шесть архетипов. Киев; М., 1997. С. 111. [5] Юнг К.Г. Сознание и бессознательное. С. 48. [6] Самуэлс Э. Указ. соч. С. 65. [7]Юнг К.Г. Душа и миф… С. 88. [8]Нолл Р. Арийский Христос: тайная жизнь Карла Юнга. М., 1998. [9] Юнг К.Г. Душа и миф… С. 206. [10] Юнг К.Г., Нойманн Э. Психоанализ и искусство. М., 1998. С. 45. [11] Юнг К.Г. Душа и миф… С. 89. [12] Юнг К.Г. Сознание и бессознательное… С. 43. [13] Юнг К.Г. Сознание и бессознательное. С. 144-145. [14] Юнг К.Г. Психология бессознательного. С. 296. [15 Юнг К.Г. Сознание и бессознательное. С. 100-101. [16] Там же. С. 104. [17]Юнг К.Г., Нойманн Э. Психоанализ и искусство. С. 45. [18] Юнг К.Г. Сознание и бессознательное. С. 76-77. [19] Юнг К.Г. Душа и миф. С. 118-119. [20]Юнг К.Г. Сознание и бессознательное. С. 115. [21] Там же. С. 116. [22] Юнг К.Г. Сознание и бессознательное. С. 158. [23] Юнг К.Г., Нойманн Э. Психоанализ и искусство. С. 52. [24] Юнг К.Г. Психология бессознательного. С. 254. [25] Юнг К.Г. Душа и миф. С.228. [26] Юнг К.Г. Сознание и бессознательное. С.149. [27] Юнг К.Г. Сознание и бессознательное. С. 161. [28] Там же. С. 164. [29] Розанов В.В. Люди лунного света: Метафизика Христианства // В.В. Розанов. Соч.: в 2 т. Т. 2. М.,1990. С. 31. [30] Самуэлс Э. Указ. соч. С. 341. [31] Там же. С. 336. [32] Юнг К.Г. Сознание и бессознательное. С. 309. [33] Юнг К.Г. Сознание и бессознательное. С. 165. [34] Там же. С. 88-89. [35] Юнг К.Г. Психология бессознательного. [36] Сосинский В.Б. Неопубликованные воспоминания //Архив автора. [37] Цветаева М.И. Собр. соч.: В 7 т. Т.4. М., 1994. С. 485. [38] Юнг К.Г. Психология бессознательного. С. 280. [39] Юнг К.Г. Сознание и бессознательное. С. 173. [40] Юнг К.Г. Структура психики и процесс индивидуации.М.,1996. С. 87. [41] Там же. С. 94. [42] Юнг К.Г. Структура психики… С. 102. [43] Там же. С. 92. [44] Там же. С. 95. [45] Юнг К.Г. Структура психики. С. 94. [46] Там же. С. 100. [47] Юнг К.Г. Психология бессознательного. С. 299. [48] Юнг К.Г. Сознание и бессознательное. С. 188. [49] Юнг К.Г. Душа и миф… С. 241. [50] Там же. С. 219. [51] Юнг К.Г. Душа и миф… С. 184. [52]Юнг К.Г. Сознание и бессознательное. С. 139. [53]Юнг К.Г. Душа и миф… С. 233. [54]Юнг К.Г. Божественный ребенок. М., 1997. С. 361. [55] Юнг К.Г. Душа и миф… С. 234. [56] Юнг К.Г. Душа и миф… С. 223. [57] Там же. С. 217. [58] Юнг К.Г. Божественный ребенок. С. 366. [59] Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. СПб., 1996. С. 213. [60] Там же. С. 178. [61] Там же. С. 317. [62]Бёрн Э. Указ. соч. С. 353. [63] Самуэлс Э. Указ. соч. С. 33. [64] Гоголь Н.В. Собр. Соч.: В 4 т. Т. 1. М., 1999. С. 131. [65]Берн Э. Указ. соч. С. 357. [66]Там же. С. 335. [67]Бёрн Э. Указ. соч. С. 207. [68] Там же. С. 240. [69] Там же. С. 305. [70] Бёрн Э. Указ. соч. С. 209. [71]Там же. С. 205. [72] Бёрн Э. Указ. соч. С. 219. [73] Там же. С. 241. [74]Там же. С. 276. [75] Там же. С. 185. [76] Бёрн Э. Указ. соч. С. 193. [77]Бёрн Э. Указ. соч. С. 349. [78] Кибела – древнегреческая богиня плодородия, требовавшая, в отличие от благостной Деметры, кровавых жертвоприношений и полного самоотречения служителей ее оргиастического культа. [79] Афродита – древнегреческая богиня прелести и любовных чар, мать Влечения (Эрота) и Гармонии. [80]Геката – древнегреческая богиня колдовства. Змееволосая покровительница покинутых возлюбленных. По некоторым источникам, мать Медеи. Отождествлялась с римской «богиней трех дорог» – распутья – Тривией. [81] Слово образовано мной от имени Гекаты и эриний – древнегреческих богинь безумной мести, хранительниц архаичного материнского права. [82] Гера – сестра-супруга Зевса, верховного бога-олимпийца в древнегреческой мифологии. Покровительница брака и рождения законных детей. Требовала супружеской верности, противостоя воле Зевса. [83] Бёрн Э. Указ. соч. С. 259, 270.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|