Н.А. Римский-Корсаков опера «СНЕГУРОЧКА» 1-2 действие
Действие первое. Летний вечер. Сад в усадьбе Лариных. Дочери Лариной Татьяна и Ольга поют дуэтом «Слыхали ль вы?», он очень похож на бытовавшие в XIX века романсы. Спокойное течение этого дуэта дополняется репликами их матери и няни. Ларина и Филиппьевна вспоминают о временах своей молодости. Все дышит покоем. И тут этот покой нарушает появление крестьян. Их песни «Болят мои скоры ноженьки» и «Уж как по мосту, мосточку» очень похожи на народные песни и оттеняют покой сельской картины.Их песни привлекают девушек – задумчивой, мечтательной Татьяны и беззаботной, шаловливой Ольги. В гости приезжает жених Ольги Владимир Ленский. Прерывистая мелодия ариозо Ленского «Я люблю вас, я люблю вас, Ольга» передает восторженную влюбленность юного поэта. Вместе c влюбленным поэтом появляется его друг Онегин - недавно прибывший из Петербурга светский молодой человек. Татьяна глубоко взволнована встречей с Онегиным. В нем она видит своего избранника. Комната Татьяны. Девушка во власти тревожных дум. Она не может уснуть и просит няню рассказать о её молодости. Но и это не рассеивает волнение Татьяны. Поглощённая новым неведомым ей чувством, она пишет Онегину письмо- признание. На сцене не происходит никакого действия, но музыка так полна чувством, вернее, даже не чувством, а каким-то тончайшим, еле уловимыми оттенками чувств. Завершается сцена письма картиной рассвета. Поет пастушеский рожок, и его спокойный, умиротворенный наигрыш еще больше оттеняет драматизм предыдущей сцены. В саду Лариных девушки с песнями «Девицы, красавицы» собирают ягоды. В смятении вбегает Татьяна. Онегин приехал, сейчас он будет здесь. Что он ответит на её письмо? Онегин учтив и сдержан. Он тронут искренностью Татьяны, но ответить на её любовь не может. После «урока» Онегина снова вступает хор девушек. Потрясенная девушка с горечью выслушивает нравоучения.
В доме Лариных бал. На именины Татьяны съехалось множество гостей. В эту картину входят несколько танцев (вальс, мазурка, котильон). Онегин танцует с Татьяной. Провинциальный бал с пересудами и сплетнями наводят на Онегина жестокую скуку. Чтобы отомстить Ленскому, который привез его сюда, он начинает ухаживать за Ольгой. Ленский возмущен поведением друга, легкомыслием невесты. Он вызывает Онегина на дуэль. Гости и хозяева безуспешно пытаются примирить друзей. Зимнее утро- сцена дуэли - вводит в мир трагедийных образов. Знаменитая ария Ленского полна мягкой элегической задумчивости – «Что день грядущий мне готовит?».Сцена поединка сопровождается дуэтом «Враги! Давно ли друг от друга нас жажда крови отвела?» - в форме канона. Онегин вторит мелодию Ленского. И вот звучит роковой выстрел. Трагедия сопровождается оркестром темы из арии Ленского. Действие третье Действие переносится в столицу. И вновь бал. Но этот балл отличается от простодушной музыки на балу у Лариных. Открывается торжественным полонезом. На этом балу Онегин лишен былого равнодушия и надменности. В его ариозо «И здесь мне скучно» звучит тоска от сознания бесцельности жизни и раскаяния в убийстве друга. На балу появляется Татьяна. В образе Онегина происходит перелом, впервые его музыка наполнена искренностью и теплом «Увы, сомненья нет, влюблен я». Он признается Татьяне, но она ему отказывает ему и остается верна своему долгу. Действие происходит в деревне и Петербурге в 20-х годах. Первое исполнение. Дек. 1878, Московская консерватория. 1877 год, май, Москва. П.И.Чайковскому только что исполнилось 37 лет. Если посмотреть на весь творческий путь Чайковского - композитора, то к этому моменту он прошел, практически, его половину. Он уже стал известен в России. Его музыка уже начала распространяться в Европе. Чайковский был тогда автором трех симфоний, четырех опер. Им были написаны такие всемирно известные его шедевры, как балет "Лебединое озеро", Первый фортепианный концерт, фортепианный цикл "Времена года" и многое,многое другое.
Эскизы оперы были завершены осенью 1877 года. За это время Чайковский пережил большие потрясения в личной жизни, скорая женитьба невероятно быстро завершилась разрывом с женой. Чайковский оставил службу в консерватории, покинул Москву, Россию и в Европе окончил эскизы и инструментовал свою новую оперу. в марте 1879 года состоялась премьера "Евгения Онегина" на сцене Малого театра в Москве в исполнении учащихся Московской консерватории Н.А. Римский-Корсаков опера «СНЕГУРОЧКА» 1-2 действие Наиболее полно дарование Римского-Корсакова проявилось в произведениях, связанных с миром сказки и с разнообразными формами русского народного творчества. Здесь раскрылся его живописно-изобразительный дар, чистота лирики — искренней, но несколько созерцательной, без повышенной эмоциональной напряжённости. Сказка А.Н. Островского «Снегурочка» была в первый раз прочитана Римским-Корсаковым около 1874 г. (когда она только появилась в печати), и, по признанию самого композитора мало ему понравилась. Весенняя сказка "Снегурочка", основанная на народных сказках, песнях, преданиях и легендах, удалена от социальной реальности российского общества. В фольклорной форме она выражает представления драматурга о природе женских характеров, чувств, о смысле любви. Это отражение поэтических и утопических взглядов Островского на возможность гармонических отношений между людьми. Зимой 1879-1880 гг. Римский-Корсаков перечел "Снегурочку" и на этот раз «точно прозрел на ее удивительную красоту». Воодушевленный, он отправился в Москву, чтобы встретиться с Островским и испросить у того разрешения воспользоваться его произведением для создания либретто с правом внесения в драму необходимых при работе над оперой изменений. Драматург принял композитора очень любезно, предоставил право должным образом распоряжаться текстом и даже подарил экземпляр своей сказки.
Опера в четырех действиях с прологом Николая Андреевича Римского-Корсакова на либретто композитора, основанное на одноименной пьесе А.Н.Островского. Действующие лица: В прологе: Весна-красна (меццо-сопрано),Дед-Мороз (бас),Девушка-Снегурочка(сопрано),Леший(тенор),Масленица (соломенное чучело)- бас, Бобыль Бакула(тенор),Бобылиха, его жена(меццо-сопрано),Свита Весны, птицы: журавли, гуси, утки, грачи,сороки, скворцы, жаворонки и другие. Берендеи обоего пола и всякого возраста. В опере: Царь Берендей(тенор),Бермята, ближний боярин(бас),Весна-Красна(меццо-сопрано),Девушка-Снегурочка(сопрано),Бобыль Бакула(тенор),Бобылиха(меццо-сопрано),Лель, пастух(альт),Купава, молодая девушка, дочь богатого слобожанина(сопрано),Мизгирь, торговый гость из посада Берендеева(бapитoн),Первый бирюч(бас),Второй бирюч(тенор),Царский отрок(меццо-сопрано),Леший(тенор),Бояре, боярыни и свита царя, гусляры слепые, скоморохи, гудочники, волынщики, пастухи, парни и девки, берендеи всякого звания, обоего пола, лешие, цветы — свита Весны Время действия: доисторические времена. Место действия: страна берендеев. Пролог Состоит из 2х частей. 1-ария Снегурочки «С подружками по ягоды ходить». Звучит соло у флейты, холодная мелодия «аукание». 2- проводы масленицы, звучит много народных песен в исполнении хора; песни и пляски птиц, где птици изображаются в форме фаршлаков и высокого регистра, проходят мотивы народных песен « Сбирались птицы », « Орел воевода ». Первое действие. Происходит в царстве Берендел. Представлены образы: 1 ) Леля - через песни (кониральто), звучание деревянных духовых инструментов.2) Купава- исполняет арриэту « Снегурочка я счастлива ». Второе действие. Во дворе Берендел. Образ берендел показан через дуэт с Купавой- каватина и шествие царя берендел.
М.П. Мусоргский. Опера «Борис Годунов». История создания. Литературный источник. Общая характеристика. «Борис Годунов» — народная музыкальная драма Модеста Мусоргского в четырёх действиях с прологом (в семи, во второй редакции восьми картинах). Либретто композитора по мотивам одноимённой трагедии А. С. Пушкина. Первая редакция завершена в 1869, первая постановка в 1874.Работу над оперой Мусоргский начал в октябре 1868, используя для написания либретто текст Пушкина и материалы «Истории государства Российского» Н. М. Карамзина. Тема — период правления царя Бориса Годунова, c 1598 по 1605, непосредственно перед началом «Смутного времени». В выбранном историческом эпизоде композитора привлекала возможность отразить отношения царя и народа, представить народ и царя в качестве главных действующих лиц. Мусоргский писал: «Я разумею народ как великую личность, одушевленную единой идеей. Это моя задача. Я попытался решить её в опере».Опера была завершена в конце 1869 года и представлена в Дирекцию императорских театров. Театральный комитет не принял её к постановке, объяснив решение отсутствием выигрышной женской роли. После отказа Мусоргский внёс ряд изменений, в частности, введя «польский» акт с любовной линией Лжедмитрий — Марина Мнишек, а также добавив эффектный финал — монументальную сцену народного восстания под Кромами. Однако вторая редакция (1872) также была отвергнута. Оперу удалось поставить лишь два года спустя, благодаря энергичной поддержке в театральных и музыкальных кругах. Премьера состоялась 27 января (8 февраля) 1874 на сцене Мариинского театра. Несмотря на восторженный приём публики, критика встретила оперу резко отрицательно. В 1882 году она была снята с репертуара.
В 1896 году Н. А. Римский-Корсаков предпринял попытку возродить оперу, создав новую редакцию.Существует несколько редакций «Бориса Годунова»: две редакции автора (1869 и 1872), две редакции Римского-Корсакова (1896 и 1908), редакция и оркестровка Дмитрия Шостаковича (1940). Кроме того, сцена у собора Василия Блаженного (отсутствующая в обеих редакциях Римского-Корсакова) существует в инструментовке М. Ипполитова-Иванова. Варианты Римского-Корсакова, в которых были сглажены многие шероховатости музыкального текста Мусоргского, получили наибольшее распространение. В современных постановках часто используются и авторские редакции, которые по мнению музыковедов точнее соответствуют характеру повествования и персонажам. Действующие лица: Борис Годунов (баритон или бас),Фёдор, сын Бориса (меццо-сопрано),Ксения, дочь Бориса (сопрано),мамка Ксении (меццо-сопрано или контральто),князь Василий Шуйский (тенор),Андрей Щелкалов (баритон),Пимен (бас),Самозванец под именем Григория (тенор),Марина Мнишек, дочь сандомирского воеводы (меццо-сопрано),Рангони, тайный иезуит (бас),Варлаам, бродяга (бас),Мисаил, бродяга (тенор),хозяйка корчмы (меццо-сопрано),Юродивый (тенор),Никитич, пристав (бас),боярин Хрущов (тенор),иезуит Лавицкий (бас),Черниковский (бас),Бояре, стрельцы, рынды, приставы, паны и пани, сандомирские девушки, калики перехожие, народ московский.
Действие происходит в России и Польше в 1598—1605 годах. народная музыкальна драма. В ней реалистически показана многогранная картина эпохи, поражающая шекспировской широтой. Действующие лица обрисованы с исключительной глубиной. В музыке с потрясающей силой раскрыта трагедия одиночества и обреченности царя, новаторски воплощен мятежный бунтарский дух народа. Пролог состоит из 2х картин. Оркестровое вступление выражает скорбь. Хор «На кого ты нас покидаешь» сродни заунывным народным причитаниям. Новаторским достижением является хоровой речитатив. Мусоргский применяет излюбленный им прием показа трагического содержания через внешне комическую форму. В хоровом речитативе метко воспроизведены характерные интонации народного говора. Вторая картина пролога - монументальная хоровая сцена, предваряемая колокольным звоном. Торжественная величальная царю «Уж как на небе» основана подлинной народной мелодии «Слава». В центре картины - монолог Бориса «Скорбит душа», в музыке которого царственное величие сочетается с трагической обреченностью. Первая картина 1действия открывается кратким оркестровым вступлением. Музыка передает однообразный скрип пера летописца в тишине кельи. Мерная и сурово-спокойная речь Пимена (монолог «Еще одно, последнее сказанье») очерчивает строгий и величественный облик старца. Вторая картина заключает в себе сочные бытовые сцены. Среди них - песня шинкарки «Поймала я сиза селезня» и Варлаама «Как во городе было во Казани» (на народные слова). Эта песня насыщена богатырской стихийной силой и удалью. Второе действие широко обрисовывает образ Бориса Годунова. Большой монолог «Достиг я высшей власти» насыщен мятущимися скорбными чувствами, тревожными контрастами. Душевный разлад Бориса оттеняется в беседе с Шуйским и достигает предельного напряжения в сцене галлюцинаций (Сцена с курантами). Третье действие. Польские сцены, имеющие непосредственное отношение к развитию драматургической линии Самозванца и раскрывающие картину политической интриги против Русского государства, представляют в музыкальном отношении яркий контраст русским сценам. Используя пример Глинки в «Иване Сусанине», Мусоргский применил для характеристики надменной польской шляхты и честолюбивой Марины Мнишек ритмы польской танцевальной музыки (в частности, мазурки). Четвертое действие. Первая картина - драматически напряженная народная сцена. В этой сцене появляется новый персонаж. Это Юродивый, несчастный нищий, над которым безнаказанно глумятся мальчишки. И именно он оказывается первым смельчаком, отважившимся от имени всего народа бросить в лицо царю обвинение в убийстве. Образ Юродивого, воплощение народного горя, символизирует бесправное положение народа. Из жалобного стона песни Юродивого «Месяц едет» вырастает потрясающий по силе трагизма хор «Хлеба!». Вторая картина завершается сценой смерти Бориса. Третья картина - исключительная по размаху и мощи монументальная народная сцена. Начальный хор «Не сокол летит по поднебесью» (на подлинную народную песню) звучит насмешливо и грозно. Песня Варлаама и Мисаила «Солнце и луна померкнули» основана на мелодии народной былины (Жил Святослав). Кульминация картины - бунтарский хор «Расходилась, разгулялась», полный стихийного разгула. Средний раздел хора «Ой ты сила» основан на размашистом напеве хороводной песни (Заиграй, моя волынка), который приводит к грозным, гневным возгласам «Смерть Борису!». Опера завершается скорбным плачем Юродивого.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|