Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методические рекомендации преподавателю «Ноксология»




Методические рекомендации преподавателю

По дисциплине

 

«Ноксология»

 

Составитель: канд. техн. наук, доцент А.Х. Агадуллина

 

Уфа-2012

Методические рекомендации преподавателю «Ноксология»

 

Ноксология в высшем образовании - это необходимый превентивный анализ всех принимаемых техногенных решений с целью обнаруже­ния возможных опасных проявлений, требуется применение научно обоснованных требований к созданию малоопасных технологий, машин и производств, установление современ­ных норм и правил для обеспечения безопасности зон труда и отдыха, нормативов возможного допустимого воздействия техносферы на человека и на окружающую среду. Одновре­менно имеется потребность в массовом внедрении в обще­ство культуры безопасности, основанной на получении каждым человеком знаний о происхождении и принципах появления опасностей; знаний о современном мире опасно­стей и защите от него.

Таким образом, объективно возникла необходимость ак­тивного развития человеко- и природозащитной деятельно­сти на научной основе путем создания науки об опасностях окружающего материального мира — ноксологии, а также подготовки инженерно-технических и научных кадров — носителей соответствующих знаний.

Дисциплина «Ноксология» относится к математическо­му и естественнонаучному циклу и обеспечивает понимание и логическую взаимосвязь систем «человек — техносфера — природа» на уровне их негативного взаимодействия.

Ноксология изучает:

ü происхождение и совокупное дейст­вие опасностей,

ü описывает зоны и показатели их влияния на материальный мир,

ü оценивает ущерб, наносимый опас­ностями человеку и природе.

В задачи ноксологии входит:

ü изучение принципов минимизации опасностей в ис­точниках;

ü основ защиты от них в пределах опасных зон.

Дисциплина «Ноксология» отражает и систематизирует научно-практические достижения в области человеко-и природозащитной деятельности, основывается на теоре­тических разработках отечественных и зарубежных ученых. Известные знания о безопасности жизнедеятельности и за­щите природы объединены в рамках этого учения далеко не случайно. Они имеют одну понятийную основу и неразрыв­но связаны с понятием «опасность». Кроме того, они имеют общее реальное содержание, обусловленное общностью ис­точников опасностей, действующих, как правило, одновре­менно на человека, общество и природу, а также значитель­ную общность средств защиты.

Цель дисциплины: формирование у студентов базовой профессиональной ноксологической компетентности (в ча­сти знаний теоретических основ мира опасностей и принци­пов обеспечения безопасности, готовности к реализации этих знаний в процессе жизнедеятельности, осознании при­оритетов задач по сохранению жизни и здоровья человека, значимости дальнейшей профессиональной деятельности), выступающей результатом заявленных в ФГОС ВПО обще­культурных и профессиональных компетенций (организаци­онно-управленческих и экспертных, надзорных и инспекци-онно-аудиторских) по направлению 280700 «Техносферная безопасность» (квалификация/степень — бакалавр).

Задачи дисциплины:

ü дать представление об опасностях современного мира и их негативном влиянии на человека и природу;

ü сформировать критерии и методы оценки опас­ностей;

ü описать источники и зоны влияния опасностей;

ü дать базисные основы для анализа источников опасности и представления о путях и способах защиты человека и при­роды от опасностей.

Дисциплина призвана подготовить студентов к решению следующих профессиональных задач:

1) проектно-конструкторская: идентификация источников опасностей на предприятии, определение уровней опасностей;

2) организационно-управленческая: участие в деятель­ности по защите человека и среды обитания на уровне пред­приятия, а также деятельности предприятий в чрезвычай­ных ситуациях;

3) научно-исследовательская: анализ опасностей техно­сферы, участие в исследованиях воздействия антропоген­ных факторов и стихийных явлений на промышленные объ­екты.

Место дисциплины. Дисциплина «Ноксология» базиру­ется на изучении дисциплины математического и естествен­нонаучного цикла «Экология». Перед изучением дисципли­ны «Ноксология» студент должен:

1) знать: факторы, определяющие устойчивость биосфе­ры; основы взаимодействия живых организмов с окружаю­щей средой; естественные процессы, протекающие в атмосфе­ре, гидросфере, литосфере; характеристики антропогенного воздействия на природу, принципы рационального приро­допользования;

2) уметь: осуществлять в общем виде оценку антропо­генного воздействия на окружающую среду с учетом специ­фики природно-климатических условий.

Компетенции обучающегося, формируемые в резуль­тате освоения дисциплины. В результате освоения дисцип­лины у студента должна быть заложены мотивационные, теоретические и деятельностные основы базовой профессио­нально-ориентированной ноксологической компетентности как интегральной характеристики личности высших профес­сиональных кадров в области обеспечения техносферной безопасности.

Мотивационный (ценностный) критерий ноксологиче­ской компетентности студентов выражается в:

• сформированности профессионального мотива, заклю­чающегося в убежденности значимости дальнейшей профес­сиональной деятельности в области защиты объекта от опас­ностей и создания безопасной среды обитания для человека;

• понимании необходимости обеспечения безопасности на всех уровнях, превентивности вопросов безопасности, осознании ценности человеческой жизни;

• сформированности положительного отношения к предмету.

Когнитивный критерий ноксологической компетентности студентов определяется:

• объемом, полнотой, устойчивостью, системностью зна­ний в области теоретических основ опасностей и теоретиче­ских основ обеспечения безопасности;

• качеством знаний в области теоретических основ опас­ностей и теоретических основ обеспечения безопасности, приэтом в понятие качества включается глубина, точность (чет­кость), освоенность, прочность, результативность;

• сформированностью познавательной активности уча­щихся.

Деятельностный критерий ноксологической компетент­ности студентов включает следующие показатели:

• готовность к практическому применению полученных знаний в области теоретических основ опасностей и теоре­тических основ обеспечения безопасности в учебной и про­фессиональной деятельности, при этом учитываются направ­ленность, динамичность и действенность применения;

• готовность, способность к самостоятельному решению поставленных профессиональных и жизненных задач;

• творческий подход при решении поставленных про­фессиональных и жизненных задач.

Структура и содержание дисциплины. Общая трудоем­кость курса ноксологии составляет пять зачетные единицы — 180 час. Для повышения мобильности студентов в рамках на­правления «Техносферная безопасность» дисциплина должна реализовываться в рамках второго года обучения. Разделы дисциплины, их понедельное распределение, пред­лагаемые виды учебной работы и формы контроля приведе­ны в рабочей программе.

 

1. Лекция - ведущая форма организации учебного процесса в вузе. Роль лекции в вузе так же велика, как и роль урока в общеобразовательной школе. Ее особое значение состоит в том, что она знакомит студента с наукой, расширяет, углубляет и совершенствует ранее полученные знания, формирует научное мировоззрение, учит методике и технике лекционной работы. Преподаватель в процессе изложения курса связывает теоретические положения своей науки с практикой. Вместе с тем на лекции мобилизуется внимание, вырабатываются навыки слушания, восприятия, осмысления и записывания информации. Лекция несет в себе четкость, стройность мысли, живость языка, эмоциональное богатство и культуру речи. Все это воспитывает логическое мышление студента, закладывает основы научного исследования.

Лекция дает возможность показать образец логического, четкого, аргументированного изложения мыслей, обоснований, суждений, формулирования выводов в соответствии со схемами:

Каждой лекции отводится определенное место в системе учебных занятий по курсу. В зависимости от дидактических целей лекции могут быть: вводными; обзорными; обобщающими; тематическими; установочными. Они различаются по строению, приемам изложения материала, характеру обобщений и выводов. Выбор типа лекции обусловлен спецификой учебного предмета и решением воспитательных и развивающих задач.

Студентам необходимо готовиться к восприятию лекции, чтобы сознательно усваивать материал, мыслить вместе с преподавателем. Что же входит в предварительную подготовку к лекции, ее восприятию?

Во-первых, психологический настрой на эту работу: осознание необходимости ее систематического выполнения.

Во-вторых, целенаправленная познавательно-практическая деятельность накануне лекции (просматривание записей предыдущей лекции с целью восстановления в памяти ранее изученного материала; ознакомление с заданиями для самостоятельной работы, включенными в программу, подбором литературы).

Подготовка к лекции мобилизует студента на творческую работу, главными в которой являются умения слушать, воспринимать, анализировать, записывать.

Завершающим этапом самостоятельной работы над лекцией является обработка, закрепление и углубление знаний по теме.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...