Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Применяемые в системе деских оздоровительных лагерей

ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МЕТОДИКИ,

Дудкин П.Н.

 

"Человека нужно стремиться понять

не через себя, а через него самого"

Наталия Федотова

Цель диагностики – получение представлений о возможностях, способностях, интересах, уровне интеллектуального и нравственного развития, творческого потенциала детей; взаимоотношений внутри группы, ролевом аспекте детей в отряде.

Форма диагностики:

1. наблюдение при многопрофильности оценки личности в ходе участия ребенка в конкретной деятельности;

2. анкетирование при изучении направленности интересов, мотивов действий;

3. анкетирование по выявлению влияния коллектива на личность и личности на коллектив, позиции детей и взрослых в коллективе;

4. тесты: проективные (ситуации, незаконченные предложения,…), графические (рисунки, графики, шкалы,…)

5. метод экспертной оценки для анализа отношений, сложившихся в группе, эффективности и рейтинга популярности проводимых дел.

Условия проведения:

– учет возрастных особенностей детей; понимание вопросов, заданий для выполнения;

– формулировка вопросов, удобная для обработки результатов;

– проведение различных видов опроса в удобное для подобной работы время и удобном месте.

Любой вожатый должен помнить, что все, что он делает в лагере, имеет педагогическое значение и ценность. Эффективность работы летнего педагога значительно повысится при использовании инновационных педагогических технологий, к которым, как раз и относятся диагностические методики, адаптированных в дол.

Предлагаемые детям формы диагностики должны быть рассчитаны на коллективную оценку личности каждого, на самооценку и самоанализ подростков и на анализ участия в деятельности.

Одной из самых распространенных форм диагностических методик является социометрия, адаптированная для проведения в условия детского лагеря.

СОЦИОМЕТРИЯ (от лат. so(cietas) – общество, metreo – измеряю) – социально-психологический тест, применяемый для оценки межличностных эмоциональных связей в группе. В основе социометрии лежит стремление объяснить отношения между людьми, их симпатия и антипатия по отношению друг к другу.

Целью социометрического исследования является выявление сплоченности группы, а также “лидеров” и “отверженных”.

Методика: Социометрический метод – это метод опроса, направляемый на выявление межличностных отношений путем фиксации взаимных чувств симпатии и неприязни среди членов группы (отряда). В основе лежат критерии, формулируемые в виде вопросов, ответы на них и служат основанием для установления структуры взаимоотношений. Социометрия проводится только в коллективах, имеющих опыт совместной работы (отрядное дело). Анкетирование проводится 3 раза в смену (конец организационного периода, середина основного и за 2-3 дня до окончания смены)

Анкета 1:

1. Ты в лагере. Совпали ли твои представления с тем, что ты увидел?

2. Какие дела, мероприятия, проведенные в классе, школе тебе больше всего запомнились?

3. Чему бы ты хотел научиться в лагере?

4. Каковы твои представления об отряде?

5. Назови трех ребят из отряда, которые могли бы стать твоими хорошими друзьями.

Анкета 2:

1. Нравится ли тебе прожитые дни в лагере? Ответ поясни.

2. Что ты за эти дни узнал, чему научился?

3. В каких делах тебе больше нравится принимать участие?

4. Если бы ты был вожатым, что бы ты изменил в отрядной работе?

5. Скоро будет проходить одно интересное дело, где вы будите участвовать группами. Назови трех самых близких тебе ребят из отряда, с которыми ты бы хотел участвовать.

Анкета 3:

1. Какие мероприятия, проведенные в лагере, тебе больше всего понравились?

2. Что нового узнал, чему научился?

3. Назови достоинства и недостатки твоего отряда.

4. За что ты ценишь своих друзей?

5. Если бы тебе еще удостоился шанс провести смену в лагере, назови трех ребят, с которыми ты бы хотел оказаться в одном отряде?

 

Обработка результатов: Таблица 1.

В таблицу сначала записываются девушки, потом только ребята или наоборот.

ФИО          
1. Хитрова Юля       + +
2. Голованова Люда +   + +  
3. Веркина Марина   +   +  
……………
15. Варинец Михаил   +     +
16. Карпенко Олег   +   +  
Итого:          

Строится данная таблица по следующему принципу: в горизонтальных строках и вертикальных столбцах, которых в каждом случае столько же, сколько членов группы, соответственно указывается, кто выбирает и кого выбирают. В местах пересечения строк и столбцов ставят знаки + в случае положительного выбора. Личная позиция каждого члена группы может быть представлена количественно и определяется как алгебраическая сумма отдельных значений i-го столбца таблицы. Это дает возможность установить популярность членов группы (т.е. степень привлекательности для окружающих).

Наглядно характер межличностных отношений может быть отражен на социограмме. Она представляет собой совокупность концентрических окружностей, внутри которых размещаются номера фамилий членов исследованной группы и соединяются между собой стрелками, указывающими направленность и характер взаимо выборов. Причем индивиды с высоким социометрическим статусом располагаются во внутреннем круге; лица, получившие число выборов, близкое к среднестатистическому - в следующем кольце к наружи и т. д.

Иногда на социограмме номера юношей изображают внутри условных знаков - маленьких треугольников, а номера лиц женского пола - внутри окружностей. Такая форма изображения социограммы нам представляется наиболее приемлемой, т.к. это увеличивает наглядность изображения.

Социометрические методы интенсивно применяются в лагерях Международного детского центра «Артек». "Широкое распространение социометрии имеет ряд причин, - пишет Я. Л. Коломинский, - среди которых можно указать на тот факт, что она как бы заполнила вакуум, связанный с отсутствием других экспериментальных приемов, далее сказалось и то, что она давала результаты в форме количественных индексов в сфере, считавшейся традиционно неформализуемой". По мнению А. В. Петровского, социометрическая техника на сегодняшний день один из немногих способов, посредством которого можно увидеть зачастую скрытую от непосредственного наблюдения систему межличностных взаимоотношений в малой группе.

На проведение социометрии у вас уйдет порядка 20-30 минут, но результаты, полученные посредством данной методикой, позволят вам эффективнее управлять «коллективом через личность и личностью через коллектив», ведь вы знаете даже те отношения, которые не видны глазу.

Игровая социометрия "Большая семейная фотография"

Предлагается, чтобы ребята представили, что они одна большая семья и нужно всем сфотографироваться для семейного альбома. Необходимо выбрать фотографа. Он должен расположить всю семью для фотографирования. Первым из семьи выбирается дедушка, он тоже может участвовать в расстановке членов семьи, больше никаких установок детям не дается, они должны сами решить кому, где стоять.

Эта игра, проведенная в середине смены, может открыть вам новых лидеров и раскрыть систему симпатий, антипатий в группах. После распределений ролей в расстановке «членов семьи «фотограф считает до трех. На счет «три!» все дружно и громко кричат «сыр» и получается отличная «семейно-отрядная» фотография.

Игровая социометрия «Карета»

Принимают участие все члены отряда необходимо, чтобы ребята построили карету, так чтобы все были задействованы. Вожатый наблюдает, регулирует ход игры.

Эта игра, проведенная в начале смены, может открыть вам лидеров и раскрыть систему симпатий, антипатий в группах, которые уже успели образоваться в вашем отряде. Обратите внимание на то, кто будет «строить» карету, кто сразу займет место, например, лошади или извозчика, кто просто будет стоять и ждать, что его поставят на место колеса… Здесь вам и пригодится навыки наблюдения и анализа при выполнении этого задания.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...