Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Экологические приемы формообразования в дизайне

 

УДК: 62:7,05
ББК: 30.18

Исследование направлено на изучение новых приемов для создания экологических объектов дизайна, в том числе и из отходов промышленного производства, природного и бытового мусора. Эти приемы наиболее эффективно воздействует на формирование экологических мировоззренческих установок, сознание общества и здоровье людей через образы, символы, эмоции и ассоциации.

Ключевые слова: экодизайн, биоморфизм, антропоморфизм, зеленые офисы, вертикальное озеленение

 

Актуальность данного исследования продиктована глобальными экологическими проблемами в мире, стране и Урало-Сибирском регионе, связанные с загрязнением как внутреннего мира человека, так и окружающего его пространства.

Дизайн среды является посредником (границей) между внутренним и внешним миром человека. Он играет ключевую роль в процессе эволюции человечества, так как постоянно и повсеместно присутствует в окружающем нас предметном мире, с которым мы взаимодействуем визуально, тактильно, образно-эмоционально и функционально. Человек не осознает воздействие дизайна на психологические и физиологические факторы восприятии реальности, негативное или позитивное влияние на свое здоровье. Длительное время осуществляется тотальное загрязнение окружающей среды отходами промышленного производства, происходит уничтожение природных ресурсов (лес, почва, чистая вода, воздух, полезные ископаемые и т.д.), что ведет к значительному понижению качества жизни во всех направлениях, включая мировоззренческие и психофизиологические аспекты. Новые технологии производства создали в современном обществе предпосылки экологической катастрофы как на материальном, так и на духовном уровне. Отсутствие здоровой, экологически чистой среды обитания как вне, так и внутри жилого пространства создало реальную угрозу здоровью человека, предпосылки для массовой деградации населения региона и страны. Одним из путей решения данной проблемы может стать обращение к экодизайну как к инструменту возврата человека к своей природе, истинным человеческим ценностям, духовному обновлению общества, здоровому образу жизни.

Цель данного исследования заключается в решении противоречия между результатами деятельности техногенного общества и здоровьем нации, привлечении внимания к экодизайну как главному фактору формирования экологического мировоззрения, необходимого для развития общества.

Высокие технологии в производстве тех или иных объектов дизайна, созданные с целью улучшения качества жизни массового потребителя, вступили в критическое противоречие с природой человека. Обращение к природной тематике естественно для социально ответственного проектировщика, понимающего и разделяющего проблемы современного общества. Во многих европейских странах уже приняты программы по разумному и бережному использованию природных ресурсов и созданию среды, наиболее близкой человеческой природе. Появился и новый термин – «антропологический дизайн», который органично вписывается в мировую концепцию экодизайна в качестве неотъемлемой части живой природы человеческого организма и его сознания.

 

Анализ материала позволяет выделить комплекс художественно-образных приемов экодизайна для формирования экологического мировоззрения нации, необходимого для её физического, психологического и духовного здоровья:

  • использование графических элементов природной тематики в отделочных материалах, декоре, аксессуарах, текстиле, графическом, предметном и веб-дизайне (орнаменты, принты, фотообои, живопись, фотопанно, художественная роспись, интерактивные экраны и т.д.);
  • биоморфизм и антропоморфизм в формообразовании предметов дизайна и создании среды, близкой природе человека;
  • применение природного колорита (оттенки зеленого цвета: лайм, салатовый и т.п.) в графическом и предметном дизайне;
  • использование живой зелени в дизайне предметов интерьера, оборудовании, модульных композициях и арт-объектах;
  • создание арт-объектов с ассоциативно-образным рядом живой природы и их внедрение в городскую, общественную и жилую среду обитания человека;
  • повторное использование натуральных материалов для создания новых коллекций мебели и аксессуаров;
  • создание уникальных предметов дизайна из природного мусора;
  • использование отходов промышленного производства в дизайне товаров народного потребления как постоянного, так и одноразового использования;
  • применение биоморфной пластики в отделочных материалах поверхностей пространства (стены и потолок);
  • применение в объектах дизайна натуральных материалов природного происхождения без ущерба окружающеё среде (санитарные вырубки леса, искусственные посадки, использование отходов различных производств по металлу и деревообработке).

Таким образом, с помощью средств дизайна, а именно – психологического, образно-эмоционального и физиологического аспекта объектов, наполнения функциональных предметов новым смысловым содержанием, в обществе постепенно формируются мировоззренческие установки на здоровый образ жизни, возрождение гармоничной природы человека и экологически чистой среды обитания.

 

 

9.Орлова О.О. Екологічний фактор формоутворення в дизайні

Пожалуйста, не забудьте правильно оформить цитату:
Иващенко И. И. ИСТОРИОГРАФИЯ ЭКО-КУЛЬТУРНОГО ПОТЕНЦИАЛА ГРАФИЧЕСКОГО ЯЗЫКА В ДИЗАЙНЕ // В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии: сб. ст. по матер. XXXI междунар. науч.-практ. конф. № 12(31). – Новосибирск: СибАК, 2013.

 

Односторонность в средствах языка дизайна, семиотический шум, проблемы культурной идентичности, а также становление и развитие экологического дизайна поднимаются Е. Кулишовой в статье «Перспективы развития дизайна: экологический аспект». В заключение исследовательница утверждает, что современный дизайн ориентирован исключительно на экологическое мировоззрение: «…перед современным дизайном в обозримом будущем будет стоять задача научно-исследовательской деятельности в области решения экологических проблем… где полный экоцикл переориентирует проектную культуру в сторону создания экологически здорового общества» [7].

Кулишова Е. «Перспективы развития дизайна: экологический аспект» / Е. Кулишова // Вісник ХДАДМ. — 2007 — № 10. — [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://archive.nbuv.gov.ua/portal/soc_gum/VKhdadm/2007-10/07keedea.pdf, свободный Загол. с экрана. — Язык рус. (дата обращения 18.02.13).



Пожалуйста, не забудьте правильно оформить цитату:
Иващенко И. И. ИСТОРИОГРАФИЯ ЭКО-КУЛЬТУРНОГО ПОТЕНЦИАЛА ГРАФИЧЕСКОГО ЯЗЫКА В ДИЗАЙНЕ // В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии: сб. ст. по матер. XXXI междунар. науч.-практ. конф. № 12(31). – Новосибирск: СибАК, 2013.

 

http://sibac.info/conf/philolog/xxxi/36003

Лекция Варвары Рябининой:

«Экология и графический дизайн: точки соприкосновения»

 

Экология сегодня – это глобальный тренд, определяющий развитие различных профессиональных областей, и дизайн – не исключение.

 

На лекции разговор пойдет об экологических тенденциях в графическом дизайне, об экологии визуальных коммуникаций и о том, как сделать окружающую среду более комфортной и безопасной, используя возможности графического дизайна. Вопросы экологии касаются каждого человека, ведь все мы хотим быть здоровыми и жить в гармонии с окружающей средой. Что же такое экологичный графический дизайн и реклама? Какие способы придумывают дизайнеры, чтобы привлечь внимание к проблемам окружающей среды? Какие экологичные технологии используют? Что такое визуальная экология и как она касается каждого из нас? Об этом расскажет Варвара Рябинина, член Санкт-Петербургского Cоюза дизайнеров, преподаватель кафедры графического дизайна художественно-промышленной академии им. А.Л.Штиглица.

http://www.designspb.ru/news/lektsii/LektsiyaVarvaryRyabininoyEkologiyaigraficheskiydizayntochkisoprikosnoveniya/

 

 

для ст. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ В РАБОТЕ ДИЗАЙНЕРА.

Кулябина С.А.

 

 

В последние десятилетия проблемы экологии и экологической культуры человека выступили на первый план. Главным приоритетом для решения природоохранной проблемы становится идея органичного включения созданных человеком продуктов в среду.

 

Этимология термина «экология». Он образован от двух греческих слов (oikos – дом, жилище, родина и logos – наука, учение) и означает дословно «наука о доме» или «наука о местонахождении».

 

 

Нет никаких сомнений, что экологическая обстановка на нашей планете продолжает ухудшаться. Исчезают растения и животные, снижается общая продуктивность многих экосистем, опасными темпами идет загрязнение территорий, акваторий и воздушного пространства вредными выбросами и стоками промышленных производств и коммунального хозяйства населенных пунктов. Поступление в атмосферу, так называемых, парниковых газов способствует глобальному изменению климата, последствия которого могут оказаться крайне не благоприятными для существования всей человеческой цивилизации.

 

 

Тема эта очень обширна и злободневна, и перечисление только одних отрицательных последствий человеческой деятельности для состояния природной среды заняло бы слишком много места.

 

 

В человеческом обществе давно и подспудно сложилось мнение, что от усилий одного человека мало чего зависит в сфере улучшения состояния окружающей среды. Мол, это прерогатива руководства страны и её регионов, соответствующих природных служб и общественных объединений.

 

Велика роль и ответственность огромного количества предприятий, как крупного, так и малого бизнеса. А среднестатистический гражданин играет в этом деле весьма незначительную роль, скорее наблюдателя, чем непосредственного участника.

 

Но надо осознавать, что так называемый среднестатистический гражданин, является далеко не однообразной субстанцией. Состояние окружающей среды зависит от всех членов общества, потому что в силах каждого внести ту или иную посильную лепту в дело охраны природы.

 

И неважно где – близ своего постоянного места жительства, на даче или в пребывании на природе. Самое простое - не оставлять после себя мусор, не выбрасывать его где попало, не допускать попадания на общие свалки отходов, содержащих токсические компоненты (ртутные лампы, батарейки, ядохимикаты и т.д.)

 

В последнем случае очень желательно видеть заинтересованность в этом вопросе глав администрации городов и поселков, а также участие педагогов образовательных учреждений в формировании экологической культуры с самого раннего возраста.

 

К сожалению, в отдельных случаях именно «телега едет впереди лошади».

Так вполне разумное предложение об экономии электроэнергии за счет замены ламп накаливания более экономичными современными источниками света, полностью нивелируются, если не сказать больше, стихийной и не продуманной системой утилизации ламп. Они в массе попадают на полигоны твердых бытовых отходов и другие места, загрязняя почвы, грунтовые воды, источники водоснабжения и т.д., то есть таким длительно сохраняющимся экотоксикантом, как ртуть, крайне опасным для здоровья человека.

 

Упущения здесь очевидны – внедрение энергосберегающих источников света должна была предшествовать или осуществляться в комплексе, как просвещение населения, так и создание придуманной системы утилизации ртутьсодержащих ламп.

 

И ещё неизвестно что, в конечном итоге для государства будет дороже – сэкономленная электроэнергия или затраты на лечение последующих поколений граждан, здоровье ухудшается из-за воздействия ядовитых, изготовленных из произрастающих или выращиваемых на окрестных территориях.

 

Вернемся к вопросу активной роли конкретного гражданина и специалиста в давно набившей оскомину проблеме улучшения состояния окружающей среды. Тема эта фактически безбрежная, как и описание конкретных возможностей тех или иных специалистов в разных сферах человеческой деятельности, поэтому остановимся на возможностях специалиста в дизайне – дизайнера (cлово design переводится с английского как замысел, план, цель, намерение, а также – проект, чертеж, эскиз, рисунок, узор, композиция, расчет, конструкция, кроме того – проектирование, конструирование).

 

Надо сразу сказать, это и возможности дизайнера, и его роль в решении актуальных проблем в снижении загрязнения окружающей среды отнюдь не так мала, как может показаться на первый взгляд.

 

Деятельность дизайнера – создавать пространство для жизни, поэтому должна иметь экологический характер. Экологические аспекты должны фигурировать в проектной деятельности специалиста графического, промышленного, средового дизайна, поэтому логично уделить внимание проектной культуре дизайнера.

 

Проектная деятельность дизайнера, совмещая в себе художественное и техническое начала, включает различные сферы науки и производства, а также ориентирует в области общекультурных знаний: философии, психологии, социологии, медицины, педагогики и экологии.

 

Возникший в 1970-х годах экологический подход в дизайне явился реакцией на научно-техническую революцию. В направление экологического движения входит охрана и восстановление окружающей среды, т.е. создание продукции совместимой с окружающей средой [1].

 

В силу своей деятельности, дизайнер занимается не только художественно-технологической, конструктивной, но и экологической составляющей конкретного объекта, изделия.

 

В первую очередь он, обязан предусмотреть и его экологичность в отношении конкретного потребителя, его безопасность при утилитарном использовании, как взрослыми, так и их детьми. Чаще всего, к сожалению не всегда, это условие грамотный специалист соблюдает. Ведь оно, так сказать, находится не на виду.

 

Но существует и другой более отдаленный во времени аспект этой проблемы, как творчества дизайнера. Оно включает в себя необходимость и крайнюю желательность пристального рассмотрения и экологических последствий утилизации созданного изделия, которая рано или поздно наступает, со своей неотвратимостью этого.

 

Естественно, что многие предметы утилитарного назначения прекращают своё существование обычно быстрее, чем предметы более высокого художественного уровня (например, повседневно используемые тарелки и чашки, имеют больше шансов разбиться, чем изящная статуэтка, украшающая сервант) и поэтому быстрее оказываются на полочках Т.Б.О.

 

Но конечным итогом существования того, что создано человеком, все равно является окружающая природная среда, как не прискорбно это отметить.

Поэтому промышленный дизайнер, как никто другой не должен замыкаться только на периоде использования его творения.

 

Культурный и образованный специалист должен видеть, пусть отдаленную, но неизбежную перспективу возвращения изделий в природную среду со всеми вытекающими из этого последствиями для неё. И если быстрый возврат составляющих изделия материалов в круговорот веществ в природе невозможен, то крайне желательно, чтобы от них не повышалось химическое загрязнение окружающей среды, вредной для биосферы.

 

Подобное перспективное видение дальнейшей судьбы своих разработок в плане длительности или краткосрочности их использования, анализ с гражданских позиций проблем утилизации или возвращения использованных материалов в природную среду позволяет осознанно подходить как к выбору материалов, как и технологиям получения промышленных серий созданных дизайнерских разработок. Подобная нравственность будущего дизайнера должна формироваться, в том числе, и в стенах учебного учреждения.

 

Чтобы изменить сознание художников-проектировщиков, необходимо формировать экологическую культуру с самого начала профессионального образования. Ведь современный дизайн – массовое искусство, воздействие которого избежать невозможно. Он связывает духовную и материальную культуру, он отражает ценностные позиции и ярко выражает мировоззренческую ориентацию на человека.

 

Изменить сложившееся отношение к материальным ценностям, можно только прививая духовные, творческие и интеллектуальные ценности. А жить следует (словами древнеримского философа) в соответствии с природой!

 

1. Уваров А.В. Экологический дизайн: опыт исследования процессов художественного проектирования: дис… канд. Искусствоведения. – М.: МЕХПУ, 2010. 127с.

2. http://cyberleninka.ru/article/n/ekologicheskiy-dizayn-instrumenty-i-kriterii-proektirovaniya-globalnogo-sotsiokulturnogo-prostranstva

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...