Основные разделы и показатели производственной программы
Производственная программа отражает основные направления и задачи развития предприятия в плановом периоде, производственно-хозяйственные связи с другими предприятиями, профиль и степень специализации и комбинирования производства.
Основные разделы производственной программы для предприятий, занятых производством материального продукта, представляют собой планы:
— по производству товарной (валовой) продукции;
— выпуска продукции на экспорт;
— по повышению качества продукции;
— реализации продукции.
При разработке производственной программы основываются на потребностях народного хозяйства и мирового рынка в продукции предприятия, общей рыночной ситуации, состоянии конкурентных предприятий и отраслей.
В упрощенном виде результат подготовки производственной программы проявляется в ответах на ключевые вопросы управления производственной структурой:
— какие виды продукции и в каких количествах производить;
— в какие сроки должна быть готова продукция к отправке покупателю;
— какого качества должна быть продукция в планируемом периоде;
— сколько дополнительно предприятие может выпустить продукции, какого вида и качества в случае возникновения срочных заказов;
— каков нижний предел объема выпуска продукции, при котором следует перейти в режим его консервации или остановить для модернизации;
— каковы должны быть объемы потребляемых ресурсов для производства продукции и возможности для их удовлетворения?
План по производству товарной (валовой) продукции включает в себя формирование показателей объема выпуска товарной и валовой продукции.
В зависимости от степени готовности разделяют несколько видов продукции:
— товарная продукция, т.е. готовая продукция, которая прошла все стадии обработки, удовлетворяет требованиям ГОСТа и ТУ, принята службой технического контроля качества, упакована к отправке, сдана на склад поставщика и снабжена сдаточной документацией;
— незавершенная продукция, т.е. незаконченная в процессе обработки продукция, находящаяся на различных стадиях производственного цикла получения товарной продукции;
— полуфабрикаты собственного производства, т.е. продукция, технологический процесс изготовления которой закончен в одном цехе или производстве и которая подлежит доработке в других цехах предприятия или за его пределами;
— валовая продукция, т.е. продукция всех видов и качества, выпускаемая предприятием, вне зависимости от степени ее готовности.
Показатель валовой продукции характеризует общий объем производства, в том числе для внешнего оборота.(реализации) и внутри производственного потребления (оборота). В объем валовой продукции включают также выполненные работы промышленного характера и производственные услуги.
Под внутрипроизводственным потреблением (оборотом) понимают стоимость продукции и услуг цехов предприятия, потребляемых другими цехами того же предприятия.
К внутризаводскому производственному обороту относится стоимость:
— переработки на предприятии полуфабрикатов собственного производства;
— электроэнергии, пара, воды, сжатого воздуха и холода собственной выработки для технологических целей, вентиляции, освещения и отопления цехов, заводских складов, здания заводоуправления и т.п.;
— инструментов, приспособлений, штампов, моделей, деталей, запасных частей, вспомогательных материалов собственной выработки, использованных для производственных целей;
— материалов собственной выработки, израсходованных при текущих ремонтах и при уходе за оборудованием (смазка, чистка и т.п.);
— тары собственного производства, предназначенной для упаковки продукции предприятия, если стоимость тары включена в оптовые цены на эту продукцию.
Предприятия с высоким уровнем внутрипроизводственного кооперирования, которые имеют большое количество полуфабрикатов (полупродуктов) для внутреннего потребления и переработки, формируют в составе производственной программы предприятия отдельные плановые балансы производства и переработки полуфабрикатов (полупродуктов).
Итоговые показатели плана по производству продукции необходимы для анализа загрузки оборудования, определения потребности в ресурсах для производства и технологической оснастки, общего объема выпуска продукции, его структуры, темпов роста выпуска и динамики производительности труда, фондоотдачи материалоемкости и энергоемкости продукции, объемов выручки и ее структуры, других показателей эффективности производства.
Объем товарной продукции в плане включает стоимость:
— готовых изделий, предназначенных для реализации на сторону, для собственного капитального строительства и непромышленных хозяйств своего предприятия;
— полуфабрикатов собственной выработки и продукции вспомогательных-и подсобных производств, предназначенных к отпуску на сторону;
— работ промышленного характера, выполняемых по заказам со стороны или непромышленных хозяйств и организаций своего предприятия.
В целях элиминирования прошлого труда и выявления результатов производственной деятельности, динамики производства продукции и зависящих от предприятия показателей производства некоторые предприятия планируют и оценивают свою деятельность по показателям чистой продукции вместо объема реализованной продукции.
Предприятия с большим ассортиментом продукции, могут устанавливать показатели объема выпуска по групповым (средним) ценам.
Для обеспечения ритмичности производства, как одного из факторов повышения его эффективности, улучшения качества продукции и всей работы предприятия необходимо весьма тщательно распределить годовой объем производства продукции по кварталам с учетом следующих показателей:
— установленных сроков и объемов поставки продукции;
— наращивания выпуска продукции за счет прироста и улучшения использования мощностей и основных фондов, а также за счет организационных мероприятий;
— сроков ввода в действие новых мощностей и оборудования;
— обеспечения равномерной загрузки и ритмичной работы всех производственных подразделений предприятия;
— числа рабочих дней в году, квартале;
— сезонности и сменности работы;
— требований сбытовых организаций и сезонности сбыта отдельных видов продукции;
— возможного выбытия основных фондов, а также остановки отдельных цехов для ремонта оборудования;
— снятия с производства устаревших видов продукции и замены их новыми видами продукции и т.п.
План выпуска экспортной продукции включает в себя показатели объемов выпуска продукции предприятия, соответствующей требованиям ее поставок на экспорт на условиях конкретных соглашений и договоров.
План по повышению качества продукции содержит показатели обновления ассортимента и потребительных свойствпродукции, обусловленные требованиями международных и отечественных стандартов качества, нововведениями и динамикой технического развития производства.
План по реализации продукции включает в себя показатели объемов реализации продукции предприятия конкретным покупателям, выявленным в процессе маркетингового исследования рынка.
Реализованная продукция — это отгруженная заказчику, принятая им и оплаченная продукция предприятия, денежные средства за которую поступили на расчетный счет поставщика.
По объему реализуемой продукции оценивается производственно-хозяйственная деятельность отраслей, объединений и предприятий. Объем реализуемой продукции в плане определяется как стоимость предназначенных к поставке и подлежащих оплате в плановом периоде: готовых изделий; полуфабрикатов собственного производства; работ промышленного характера, предназначаемых к реализации на сторону (включая капитальный ремонт своего оборудования и транспортных средств, выполняемый силами промышленно-про-изводственного персонала), а также как реализация продукции и выполнение работ для своего капитального строительства и других непромышленных хозяйств, находящихся на балансе предприятия.
При расчете реализуемой продукции учитывается изменение остатков нереализованной продукции на начало и конец планируемого периода. Остаток нереализованной продукции к началу планируемого периода состоит из остатка готовой продукции на складе и в неоформленных отгрузках; товаров отгруженных, по которым не наступил срок оплаты; товаров отгруженных, не оплаченных в срок покупателями; товаров на ответственном хранении у покупателей.
Для того чтобы обеспечить выполнение производственной программы в будущем, анализируют факторы, влияющие на объем реализованной продукции:
— рост объема товарной продукции;
— осуществление мероприятий технического и организационного развития производства, в том числе выпуск новых видов продукции, повышение качества выпускаемой продукции, внедрение новых технологических процессов механизации и автоматизации производственных процессов, экономия сырья, материалов, прочих мероприятий, структурные сдвиги;
— изменение остатков нереализованной готовой продукции;
— другие.
Основными показателями производственной программы являются: номенклатура, содержащая наименование продукции с указанием количества, качества и сроков сдачи; товарная продукция; незавершенное производство; валовая продукция.
Определенные на основе расчетов размеры выпуска продукции в натуральном выражении еще нельзя рассматривать как реальное задание по ее производству, т.е. как производственную программу. Выпуск планируемого объема продукции предполагает наличие соответствующих производственных мощностей.
План производства
Составление производственной программы необходимо в планово-экономических и планово-производственных подразделениях промышленных предприятий для построения согласованного плана производства или валового выпуска продукции и услуг. Планирование осуществляется в пределах заданного горизонта, разбитого с необходимой периодичностью (год, квартал, месяц, декада, неделя, день) с учетом следующей исходной информации:
товарный спрос по номенклатуре или ассортиментным группам, ранжированный согласно значимым факторам заключенных и/или предполагаемых к заключению контрактов и детализированный по периодам отгрузки;
внутренние условно-постоянные потребности, детализированные по периодам;
качественные и количественные характеристики трудовых ресурсов и производственных мощностей по периодам, ранжированные по приоритетам использования;
графики доступности трудовых ресурсов и производственного оборудования;
технологические или маршрутные карты;
спецификации изготовления, ранжированные по приоритетам использования;
складские запасы на начало горизонта планирования;
величина нормативных страховых запасов в натуральных и временных единицах, точки заказов по периодам;
незавершенное производство и предопределенная производственная программа по периодам;
ранжированные по приоритету исполнения контрактные обязательства поставщиков и подрядчиков
Факторы внешней среды, производственные возможности и технологические особенности производства, влияющие на качественный состав и количество выпуска продукции и полуфабрикатов. Среди них:
конкуренция продуктов за оборудование;
вариабельность оборудования;
вариабельность спецификаций изготовления;
контроль сроков хранения и сроков обеспечения;
внутрикорпоративная кооперация;
цикличность спецификаций изготовления;
дискретность производства и поставок;
производство возвратных отходов, сопряженной продукции;
минимальная партия производства
Результатом расчета плана производства являются согласованные во времени и сбалансированные между собой следующие информационные массивы:
валовой выпуск продукции по производственным участкам и рабочим центрам, в том числе выпуск полуфабрикатов;
пооперационный расход материалов и полуфабрикатов;
удовлетворение товарного спроса и внутренних потребностей;
консолидированное движение товарно-материальных ценностей по складу;
дерево ограничений производства (технология ConstraintTree ™)
Методика расчета применима как к дискретному типу производства, так и к процессному. Применяемые алгоритмы (маршрутный и полуфабрикатный соответственно) изменяются в зависимости от состава входной информации и соответствующих настроек. Вне зависимости от типа алгоритма результатом расчета является максимально полное обеспечение потребности при минимизации складских издержек и простоев оборудования при ограниченности ресурсов.
Расчетная методика учитывает следующие ограничивающие факторы:
недостаток производственных мощностей;
ограничение по поставке сырья и материалов;
ограничение из-за раннего срока обеспечения;
недостаток возвратных отходов, используемых в производстве.
Рассчитанный план производства и сопутствующие информационные массивы являются основой для оценки результатов финансово-хозяйственной деятельности предприятия в плановом периоде. Результаты расчета можно использовать как для решения локальных задач планово-экономических и планово-производственных служб предприятия, так и для построения комплексной многофакторной системы планирования и бюджетирования.
К основным локальным задачам плановых служб, решаемым на основании расчетных данных, можно отнести следующие:
генерация различных версий производственной программы посредством применения системы приоритетов входных данных, моделирование «что если» и выбор оптимального варианта с точки зрения ранжированного списка значимых в конкретный момент времени внешних и внутренних факторов (например, график ремонтов, сезонные колебания спроса и др.);
оценка реальных возможностей производства, анализ оптимальности загрузки производственных мощностей;
анализ плана продаж;
анализ плана закупок;
анализ движения материальных ценностей по складу, складских издержек.
Путем использования ценовых показателей, информации по плану условно-постоянных и прочих затрат далее становится возможным получить ряд экономических показателей, таких как себестоимость выпуска и отгрузки, рентабельность продаж, маржинальный анализ и др.
На основе полученных операционных планов строятся основные формы бюджетной отчетности бюджет доходов и расходов, бюджет движения денежных средств, прогнозный баланс.
73. Анализ выполнения плана производства
Предприятия самостоятельно планируют свою деятельность на основе договоров, заключенных с потребителями продукции и поставщиками материально-технических ресурсов, и определяют перспективы развития исходя из спроса на производимую продукцию, работы и услуги. В своей деятельности предприятия обязаны учитывать интересы потребителя и его требования к качеству поставляемой продукции и услуг.
Поэтому анализ работы промышленных предприятий начинают с изучения показателей выпуска продукции, который предполагает следующие этапы:
1. Анализ формирования и выполнения производственной программы;
1.1. Анализ объема продукции;
1.2. Анализ ассортимента продукции;
1.3. Анализ структуры продукции;
2. Анализ качества продукции;
3. Анализ ритмичности производства;
4. Анализ выполнения договорных обязательств и реализации продукции.
Источники информации: плановые и оперативные планы-графики, данные текущей и годовой отчетности (ф.1-П «Отчет предприятия (объединения) по продукции, ф. № 1 «Баланс предприятия», ф. № 2 «Отчет о прибылях и убытках»; данные текущего бухгалтерского и статистического учета (ведомость №16 «Движение готовых изделий, их отгрузка и реализация», журнал ордер №1, карточки складского учета готовой продукции и др.)
Объем производства промышленной продукции может выражаться в натуральных, условно-натуральных и статистических измерителях. Обобщающие показатели объема производства продукции получают с помощью стоимостной оценки – в оптовых ценах.
Основными показателями объема производства являются товарная и валовая продукция.
Валовая продукция – стоимость всей продукции и выполненных работ, включая незавершенное производство, выраженная в сопоставимых ценах.
Товарная продукция – валовая продукция за минусом внутризаводского оборота и незавершенного производства.
Реализованная продукция - стоимость реализованной продукции, отгруженной и оплаченной покупателями.
Воспользуйтесь поиском по сайту: