Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

В духовно- нравственном развитии подростков.

РУССКАЯ ТРАДИЦИОННАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

 

 

Каждый народ, живя в определённом географическом и духовно-нравственном пространстве, тысячелетиями выстраивал свои способы существования в нем. Это не могло не сказаться на всех сферах человеческой деятельности, в том числе и на развитии телесных возможностей, поскольку главным инструментом борьбы за существование, особенно на раннем этапе эволюции, всегда являлось именно тело и его здоровое функционирование.

Наши предки понимали движение, как неотъемлемое качество жизни. Культуру движения, впрочем, как и культуру мышления или психическую культуру, необходимо воспитывать и она имеет четкие свои расовые очертания. Еще более сильной спецификой обладают национальные способы движения, региональные и так далее, доходя до личности каждого отдельно взятого человека. Начнем с того, что каждый этнос обычно имеет в своем составе несколько разновидностей биомеханических моделей. Так сложилось, что самые разнообразные типы человеческих тел имеют общие особенности и типичные отличия друг от друга. Это обстоятельство можно расценивать как приспособленческую реакцию организма к конкретным условиям проживания. На практике это выглядит примерно так. Поставьте рядом китайца и японца. Несмотря на их принадлежность к одной расе, они по внешнему виду, в том числе и по манере двигаться, сразу же установят, что относятся к разным народам. А вот европеец может их запросто перепутать, так как для него они «все на одно лицо».

Вообще, физкультура как самоцель, движение ради движения приводит к тому, что мотировка, толкающая человека вперед, постепенно ослабевает. Когда все возможные рекорды установлены, все титулы получены, и все возможные деньги заработаны, - человеку остается только жить прошлым и перебирать пыльные реликвии. В плане развития физического потенциала это – тупик. Другой результат имеет практика боевого применения тела. В русской традиции боевая культура настолько тесно связана с культурой движения и такими крепкими узами, что отделить одно от другого практически невозможно. Когда тело всесторонне развито, подготовлено к стрессам и сильным нагрузкам, оно становится инструментом выживания в ситуациях, когда, казалось бы, шансы на выживание иллюзорны. Физическая культура становится только подготовительным этапом к вхождению в пространство боевого применения и, соединяясь с искусством владения оружием, превращается в воинскую культуру (4, с.54-59).

Системы боя существовавшего на Руси, построены на фундаменте архитипичных, т.е. исторически сложившихся, движений. Именно они заложили ядро русской двигательной культуры. Основой физической подготовки русского человека служил тяжелый физический труд, условия быта и природные условия, а не заботливо оберегаемая и развиваемая система обучения с тысячелетними традициями и институтом наставников. Спасительным единственным звеном стала игровая и праздничная традиция, а так же профессиональный навык. Например, пастух, привыкший действовать кнутом и крючковатой клюкой, так же успешно мог применять свои навыки в бою, не говоря уже о крестьянах и ремесленниках, для которых кулачный бой и борьба на протяжении многих веков оставались практически единственным развлечением.

Постоянный физический труд, разнообразие видов состязательной культуры, при их идейном и функциональном единстве, а также солидный фундамент из общеразвивающих игр и забав, органично вплетающийся через танцевальную культуру в боевой навык, и создают явление, обозначенное как комплекс русской физической культуры.

Суть нашей культуры в эстетическом начале, красоте, в неотрывности от народного прикладного творчества. Она тесно связанна с природой, традиционностью и преемственностью опыта предшествующих поколений. Музыкальный и песенный фольклор, обрядовая символика, игрища и тризны, тесно вплетены в будни и праздники русского человека, крестьянской общины и семьи. Тысячелетний опыт убеждал—«где красота, там и благо», вырабатывая доверие ко всему прекрасному. И в труде, и в бою быстрота и сила красивы, потому что – естественны.

К.Д. Ушинский в своей книге «О народности в общественном воспитании» (1857) пишет: «Есть одна только общая для всех прирожденная наклонность, на которую всегда может рассчитывать воспитание: это то, что мы называем народностью… Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа.… Всякая живая историческая народность, есть самое прекрасное создание Божие на Земле и воспитанию остается только черпать из этого богатого и чистого источника» (3, с.3).

В условиях постоянного переселения народов и непрекращающихся войн каждый славянский мальчик знал, что он должен вырасти воином, кем бы он ни был потом; а каждый отец знал, что он должен вырастить воина-сына. На этом принципе и строилось славянское воспитание в его духовном и физическом начале. Рассмотрим подробнее.

Задача каждого русского воина – утвердить на земле Правду. Для этого ему необходимо убить зверя Кривды в себе и вокруг себя, только после этого он сможет войти в Царствие Небесное. Сделать это может только человек, способный на самопожертвование, лишенный корысти и эгоизма. Как может воин победить Кривду? Только следуя по пути Правды. Совесть – естественный закон, заложенный в нас изначально, как закон самосохранения и продолжения рода. Согласно традиции логическое обоснование – оправдание поступка – является не правдой, ибо правда, выраженная в совести, - это абсолютная данность, естественное и реальное ощущение, как жажда или бодрость. Послушайте со-весть, т.е. весть. Весть свыше.

В русско-славянском язычестве развитие человечности – в человеке рассматривалась как непрерывная цепь поступков, из прошлого в будущее, из жизни в жизнь. Выбор поступка в каждой ситуации – это выбор своего шага на лестнице восхождения к Богу. Жизнь вообще рассматривалась как путь по лестнице, и каждый поступок либо поднимет человека на ступень или несколько ступеней к Свету, либо опускает его вниз – к Тьме. Поэтому особое место в нашей традиции занимало понятие Подвига. Смысл и обязательное условие подвига вообще – самоотречение и жертвенность. Не шажка по лестнице, а сильного сдвига, прыжка вверх.

Во главу угла мировоззрения русских воев ставилась любовь, причем любовь активная, эмоциональная, любовь к своему Богу, своей вере, родной земле, женщине, роду – вот опора русского воинства. Именно стремление защитить Отечество, веру, мать, любимую от поругания и глумления – вот в чем вечная сила русского витязя, и чем сильнее он любит женственное, рождающее начало своей земли, тверже становится мужчина на поле брани, тем сильнее ему помогает мать сыра земля.

Само собой, что идеология бойца, ориентированного на защиту, а не на нападение, очень высоко поднимала значение созидательного труда. Труд считался залогом Правды, а трудовое движение – движением праведного боя.

На кулачных состязаниях детские бои предваряли бои взрослых, и старшее поколение имело возможность наблюдать рост мастерства молодежи. Если «дядьки» считали, что тот или иной юнец созрел для перевода в «партию», то несколько мужчин приходили вечером на юношескую «беседу»1. Проходя несколько раз перед парнями, как бы выбирали – кого забрать с собой. И хотя все было давно решено, каждый кандидат должен был понервничать. Эта часть ритуала вводилась для того, чтобы каждый юноша задумался: достоин я уже или нет, и если нет, то почему (налицо рефлексия, т. е. толчок к ее развитию). Следующим действием обряда был собственно «перевод». Остановившись перед выбранным бойцом, мужики набрасывали ему на шею вышитый рушник, затягивали его на шее и, взявшись за концы, уводили парня из «беседы». Накидывание полотенца на шею петлей значило, что юноша повязан со своим родом и готов идти по пути отцов, и в следующий момент он уже идет по пути Мужчины, из детства в зрелость, из «беседы» в «партию»2. Далее, молодые люди проходили жесткие экзамены на посвящение в мужчины-воины. Наряду с указанными выше знаниями и навыками они должны были уметь хорошо плавать; долго находиться под водой, дыша через камышовую трубку; знать тактику и технику засад, а также пройти испытание на выживание (1, с.11-12). Такой обряд назывался инициацией. Хотелось бы отметить, что в этапах формирования личности русского человека (и не только русского, а любого представителя архаичной культуры), отсутствует понятие переходного возраста – подростковости. Юноша был ребенком, но вот он прошел обряд инициации, где показал всем и в первую очередь себе, что он уже вырос, и после этого он – Мужчина. С этого момента к нему относятся как к взрослому, предъявляют те же требования, дают те же права и столько же спрашивают. Годы неопределенной переходности, «еще не взрослый, но уже не ребенок», заменены несколькими днями испытаний, в конце которых мальчик «умирал» в своём детстве. При таких испытаниях будущего воина оставляли одного, вдалеке от жилья, без пищи и тяжелого оружия. Сюжеты русских народных сказок, когда герой должен пройти через многочисленные испытания, - не что иное, как отражение ритуала посвящения в мужчины - инициации. Таким образом, происходил «естественный отбор» среди подростков. Полноправными членами общества становились лишь те, кто достиг необходимого физического, психического и духовного развития, для выполнения возлагаемых обществом социальных функций. Если же подростку не удавалось пройти испытания, то его оставляли «ребенком» до следующего проведения обряда.

Отсюда можно предположить, что обряд инициации явился результатом традиционной культуры как инструмент не только социального регулирования, но и воспитания молодого поколения. Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что обряд инициации выполняет еще и терапевтическую функцию, помогая мальчику-подростку справиться с трудностями переходного возраста и даёт толчок в его психическом развитии.

Подводя итоги можно сказать, что традиционное воспитание заключается в обучении трем основным принципам жизни. Здравый смысл – это целесообразность. Здравая психика – это уравновешенность. Здоровое тело – соразмерность (2, с.12).

 

 

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

1. Логачёв В. Каждый отец вырасти воина-сына // Русский стиль, боевые искусства.—М.: «БОЯРА», 1993, с.10-11.

2. Терехова М.Ф. Воспитательное значение спортивных традиций. ТИПФК, 1963, № 8.

3. Ушинский К.Д. О народности в общественном воспитании.—М., 1857, с. 3.

4. Шатунов М.В. Русская драка ногами.—М.: «ТЕРРА—Книжный клуб»,1999.

 

1 «Беседа»-- детские объединения, где мальчики играли, боролись, а так же изучали воинские премудрости под руководством опытного «дядьки». «Бесед» в каждой деревне могло быть от двух до пяти.

2 «Партия»-- крупная боевая структура крестьянской общины, своего рода мужская воинская корпорация. Обычно одна деревня имела одну «партию». В её функции входило решение значимых для всех вопросов, осуществление правопорядка и регулирование отношений с другими общинами.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...