Главная | Обратная связь
МегаЛекции

ПЕНСИОННЫЙ ФОНД И ЕГО РОЛЬ В УПРАВЛЕНИИ ДЕЦЕНТРАЛИЗОВАННЫМИ ФИНАНСАМИ





Необходимость управления финансами пенсионного обеспечения в Российской Федерации, диктуемая нуждами социального, ориентированного в первую очередь на поддержку и защиту наименее защищенных граждан, а также специфическими задачами, выполняемыми ими, обусловило необходимость образования специализированных фондов, аккумулирующих их. В науке к настоящему времени сформировались основные принципы их формирования, так в зависимости от их целевого назначения внебюджетные фонды подразделяют на экономические и социальные. Согласно ст. 13 БК РФ государственный внебюджетный фонд - фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ и предназначенный для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь. Расходы и доходы государственного внебюджетного фонда формируются в порядке, установленном федеральным законом, либо в ином порядке, предусмотренном в БК РФ. Общие принципы и правовой статус государственных внебюджетных фондов, а так же их состав закреплены в ст. ст. 143 и 144 БК РФ.

Одним из институтов финансовой системы РФ являются государственные внебюджетные фонды денежных средств, создание которых позволяет аккумулировать значительные денежные ресурсы и направлять их на решение определенных социально-экономических целей и задач. Пенсионный фонд – один из наиболее значительный из существующих внебюджетных фондов, относимых к категории социальных. Т.о. для управления финансами пенсионного обеспечения в Российской Федерации создан специализированный фонд - Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР). В соответствии с Положением о Пенсионном фонде Российской Федерации, утвержденным постановлением Верховного Совета (в ред. Указа Президента РФ от 24.12.1993 N 2288; Федерального закона от 05.05.1997 N 77-ФЗ)[1].

ПФР (является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и своим наименованием, местонахождение - город Москва) признан самостоятельным финансово-кредитным учреждением, обеспечивающим: целевой сбор и аккумуляцию страховых взносов; финансирование расходов, связанных с выплатой в соответствии с действующим на территории Российской Федерации законодательством, межгосударственными и международными договорами государственных пенсий, в том числе гражданам, выезжающим за пределы Российской Федерации[2]; пособий по уходу за ребенком в возрасте старше полутора лет; оказания материальной помощи престарелым и нетрудоспособным гражданам; организацию работы по взысканию с работодателей и граждан, виновных в причинении вреда здоровью работников и других граждан, сумм государственных пенсий по инвалидности вследствие трудового увечья, профессионального заболевания или по случаю потери кормильца; капитализацию средств ПФР, а также привлечение в него добровольных взносов (в том числе валютных ценностей) физических и юридических лиц; контроль с участием налоговых органов за своевременным и полным поступлением в ПФР страховых взносов, а также контроль за правильным и рациональным расходованием его средств; организацию и ведение индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц в соответствии с Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования", а также организацию и ведение государственного банка данных по всем категориям плательщиков страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации (России); (в ред. Федерального закона от 05.05.1997 N 77-ФЗ) межгосударственное и международное сотрудничество Российской Федерации по вопросам, относящимся к компетенции ПФР; участие в разработке и реализации в установленном порядке межгосударственных и международных договоров и соглашений по вопросам пенсий и пособий; изучение и обобщение практики применения нормативных актов по вопросам уплаты в ПФР страховых взносов и внесение в Верховный Совет Российской Федерации предложений по ее совершенствованию; проведение научно - исследовательской работы в области государственного пенсионного страхования; разъяснительную работу среди населения и юридических лиц по вопросам, относящимся к компетенции ПФР. ПФР вправе принимать участие в финансировании программ социальной защиты пожилых и нетрудоспособных граждан.



Руководство этим фондов, заключающееся в определение перспективных и текущих задач, утверждение бюджета[3] и сметы расходов (включая фонд оплаты труда), назначение и освобождение от должности исполнительного директора и его заместителей, издает нормативно – правовые акты по предметам деятельности и др.вопросы, осуществляется правлением ПФР и его постоянно действующим исполнительным органом - исполнительной дирекцией[4]. В состав входят по должности председатель, первый заместитель, заместители председателя правления и исполнительный директор ПФР, а также управляющие двенадцатью отделениями ПФР, могут входить представители общественных, религиозных и государственных организаций, объединений, учреждений и предприятий, деятельность которых связана с защитой интересов пенсионеров, инвалидов и детей. В работе могут принимать участие с правом совещательного голоса управляющие отделениями ПФР по республикам в составе Российской Федерации, руководители министерств и ведомств Российской Федерации, Банка России. Контроль деятельности исполнительной дирекции ПФР и его региональных органов осуществляет ревизионная комиссия. Работники системы ПФР приравниваются Положением по условиям медицинского и бытового обслуживания к работникам аппарата соответствующих органов исполнительной власти.

Таким образом, внебюджетные фонды денежных средств - один из институтов финансовой системы Российской Федерации, создание которых позволяет аккумулировать значительные денежные ресурсы и направлять их на решение определенных социально-экономических целей и задач. Образование внебюджетных фондов позволяет влиять на процесс производства путем финансирования наиболее важных отраслей, осуществлять различные мероприятия социального характера путем выплаты пенсий, пособий, решать природоохранные задачи и т. д. Внебюджетные фонды образуются в соответствии с законодательством Российской Федерации, которое определяет также и порядок их расходования. Наиболее значимым и крупным является Пенсионный фонд, правовой режим которого определен Положением о Пенсионном фонде РФ, утвержденным постановлением Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. Средства этого фонда направляются на выплату пенсий и некоторых видов пособий. Пенсионный фонд - это самостоятельный орган управления финансами пенсионного обеспечения, средства которого не входят в состав федерального бюджета. В настоящий момент Пенсионный фонд РФ подчиняется Правительству Российской Федерации, перед которым ежегодно отчитывается о результатах своей деятельности.

Средства бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации являются федеральной собственностью, не входят в состав других бюджетов и изъятию не подлежат. Бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и отчет о его исполнении утверждаются ежегодно по представлению Правительства Российской Федерации федеральными законами в порядке, определяемом Бюджетным кодексом Российской Федерации. Так, Федеральным законом от 19.12.2006 N 236 - ФЗ «О Бюджете Пенсионного Фонда Российской Федерации на 2007 год» утвержден бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации (далее - Фонд) на 2007 год по доходам в сумме 1 845 094,0 млн. рублей, из них 1 725 289,6 млн. рублей в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий (в том числе 88 245,9 млн. рублей - средства федерального бюджета на покрытие дефицита бюджета Фонда), и по расходам в сумме 1 727 799,9 млн. рублей, из них 1 718 871,0 млн. рублей в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий[5].

В составе бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации отдельно учитываются суммы страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии, средства, направляемые на инвестирование, выплаты за счет средств пенсионных накоплений, а также расходы бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации, связанные с формированием и инвестированием средств пенсионных накоплений, ведением специальной части индивидуальных лицевых счетов и выплатой накопительной части трудовой пенсии.

 Пенсионный фонд формируется на федеральном уровне, в республиках, входящих в состав федерации, краях, областях, что позволяет осуществлять выплаты всем пенсионерам независимо от места их прежней работы и места

жительства[6].

К источникам образования Пенсионного фонда относятся:

* страховые взносы работодателей; страховые взносы граждан РФ;

* ассигнования из федерального бюджета, выделяемые на выплату пенсий и различных видов пособий; средства, возмещаемые Пенсионному фонду Фондом занятости населения РФ в связи с назначением досрочных пенсий безработным, добровольные взносы и др.

В соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1995 г.1 установлены следующие тарифы страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации: - для работодателей, для граждан, использующих труд наемных работников в личном хозяйстве, - в размере 28%; - для работодателей-организаций, занятых в производстве сельскохозяйственной продукции,- в размере 20,6% выплат, начисленных работникам в виде оплаты труда по всем основаниям, включая выполнение работ по договорам подряда и поручения; -для индивидуальных предпринимателей, иностранных граждан, частных детективов, частных охранников, нотариусов, адвокатов, аудиторов - в размере 5% дохода, полученного от их деятельности. Если указанные категории плательщиков используют наемный труд, то они уплачивают страховые взносы в размере 28%; - для работающих граждан - в размере 1% дохода, полученного от их деятельности.

От уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд освобождаются общественные организации инвалидов и пенсионеров, а также находящиеся в собственности этих организаций предприятия, объединения и учреждения, созданные для осуществления их уставных целей. Вместе с тем граждане, работающие в этих общественных организациях, в том числе работающие пенсионеры, уплачивают страховые взносы в размере 1% заработка независимо от получаемой пенсии. Не платят страховые взносы воинские формирования РФ по денежному довольствию военнослужащих, рядового и начальствующего состава, органы внутренних дел и федеральные органы налоговой полиции.

Страховые взносы предприятиями, учреждениями и организациями уплачиваются один раз в месяц вместе с перечислением налогов с заработной платы. В таком же порядке юридические лица начисляют и удерживают обязательные страховые взносы с работающих граждан, включая работающих пенсионеров. Крестьянские (фермерские) хозяйства отчисляют страховые взносы по результатам деятельности за год не позднее 1 апреля следующего года. Граждане, использующие труд наемных работников в личном хозяйстве, вносят страховые взносы ежемесячно. По истечении установленных сроков невнесенные платежи считаются недоимкой и взыскиваются в бесспорном порядке с начислением пени.

Страховые взносы по своей экономической природе отличаются от налогов и носят не фискальный, а компенсационный характер. В составе современной трехуровневой структуры обязательных платежей только две – страховая и накопительная части носят индивидуальный характер и возвращаются гражданину. Другая часть (6% ЕСН), направляемая на формирование базовой части пенсии, распределяется между всеми пенсионерами страны, при этом нарушается страховой принцип возврата страховых сумм. А данный пенсионный механизм выполняет не свойственные пенсионному страхованию функции поддержки малоимущих категорий граждан. Положения принятых в целях проведения пенсионной реформы в РФ федеральных законов соответствуют конвенциям и рекомендациям Международной организации труда, применяемым в мировом сообществе.

Однако действенность предусмотренных механизмов особенно в среднесрочной перспективе вызывает сомнение, что, в первую очередь, связано с тем, что основу пенсионного обеспечения продолжает составлять распределительная модель, основанная на солидарности поколений. Об этом свидетельствует механизм распределения страхового взноса. Так, для финансирования базовой части трудовой пенсии направляется 6% от совокупных годовых доходов работников, а оставшиеся 14% из 20% пенсионных платежей - на финансирование страховой части трудовой пенсии (и накопительной - для лиц, которым она предусмотрена).

Таким образом, пенсия в современной системе разделена на две основные составляющие: базовую и страховую (накопительную). При этом базовая пенсия, предоставляемая в равном размере для всех застрахованных, не является страховой по сути и играет роль социальной пенсии.

Страховая часть трудовой пенсии по действующему законодательству - это пенсии, выплачиваемые в рамках системы с использованием условно- накопительных счетов. При этом на индивидуальном счете каждого работника пенсионные права фиксируются и индексируются в соответствии с принятыми правилами, однако реальной аккумуляции средств не происходит. Несмотря на свой квазинакопительный характер, подсистема страховой части трудовой пенсии остается распределительной, то есть текущие пенсии выплачиваются за счет текущих страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. 

 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В силу масштабности государственной программы пенсионного обеспечения в условиях нашей страны, а также ее сложности из-за особенностей накопленных за советский период пенсионных обязательств, современная пенсионная система России играет огромную роль не только в социальной и общественно-политической жизни всего государства, но и в его  и перераспределение денежных ресурсов в региональном и отраслевых аспектах, на стабильность и сбалансированность финансовой системы государства. Действующая система пенсионного обеспечения предусматривает возможность функционирования как государственного, так и негосударственных пенсионных фондов, аккумулирующих средства, используемых для финансирования выплаты пенсии и иных выплат. Основной принцип – финансирование государственного пенсионного обеспечения из средств федерального бюджета, в котором аккумулируются поступившие социальные платежи (налоги), бюджет негосударственных пенсионных фондов создаются путем отчислений в соответствии с пенсионными договорами, заключаемыми с участниками системы. Переход со страховых на налоговые механизмы мобилизации обязательных платежей во внебюджетные фонды в 2001 году является основной предпосылкой создания низкой доходной базы ПФР.

 


 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ:

 

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // "Российская газета", N 237, 25.12.1993.

2. Закон РФ от 12.02.1993 N 4468-1(ред. от 21.12.2006) "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" // Первоначальный текст документа опубликован в издании "Ведомости СНД РФ и ВС РФ", 04.03.1993, N 9, ст. 328. "Российской газете" - 26.12.2006

3. Федеральный закон от 19.12.2006 N 234-ФЗ "О бюджете фонда социального страхования Российской Федерации на 2007 год" (принят ГД ФС РФ 06.12.2006) // "Парламентская газета", N 216-217, 22.12.2006,

4. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 07.05.1998 N 75-ФЗ (ред. от 16.10.2006) "О НЕГОСУДАРСТВЕННЫХ ПЕНСИОННЫХ ФОНДАХ" (принят ГД ФС РФ 08.04.1998) // "Российская газета", N 90, 13.05.1998, "Российской газете" - 18.10.2006

5. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 15.12.2001 N 167-ФЗ(ред. от 27.07.2006)"ОБ ОБЯЗАТЕЛЬНОМ ПЕНСИОННОМ СТРАХОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"(принят ГД ФС РФ 30.11.2001) // Первоначальный текст документа опубликован в изданиях "Собрание законодательства РФ", 17.12.2001, N 51, ст. 4832,

6. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 17.12.2001 N 173-ФЗ(ред. от 03.06.2006)"О ТРУДОВЫХ ПЕНСИЯХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"(принят ГД ФС РФ 30.11.2001) // Первоначальный текст документа опубликован в изданиях

"Парламентская газета", N 238-239, 20.12.2001,

7. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 24.07.2002 N 111-ФЗ (ред. от 02.02.2006) "ОБ ИНВЕСТИРОВАНИИ СРЕДСТВ ДЛЯ ФИНАНСИРОВАНИЯ НАКОПИТЕЛЬНОЙ ЧАСТИ ТРУДОВОЙ ПЕНСИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" (принят ГД ФС РФ 26.06.2002) // Первоначальный текст документа опубликован в изданиях

"Собрание законодательства РФ", 29.07.2002, N 30, ст. 3028, использована редакция из информационной базы «Консультант – плюс»

8. РАСПОРЯЖЕНИЕ Правительства РФ от 01.06.2006 N 793-р <СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ФИНАНСОВОГО РЫНКА НА 2006 - 2008 ГОДЫ> // "Собрание законодательства РФ", 09.06.2006, N 24, ст. 2620

9. ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВС РФ от 27.12.1991 N 2122-1 (ред. от 05.08.2000) "ВОПРОСЫ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (РОССИИ)" (вместе с "ПОЛОЖЕНИЕМ О ПЕНСИОННОМ ФОНДЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (РОССИИ)", "ПОРЯДКОМ УПЛАТЫ СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ РАБОТОДАТЕЛЯМИ И ГРАЖДАНАМИ В ПЕНСИОННЫЙ ФОНД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (РОССИИ)") // Первоначальный текст документа опубликован в издании

"Ведомости СНД и ВС РСФСР", 30.01.1992, N 5, ст. 180, использована редакция из информационной базы «Консультант - плюс»

10. Постановление Правительства РФ от 12.02.1994 N 101 (ред. от 02.08.2005) "О фонде социального страхования Российской Федерации" // "Собрание актов Президента и Правительства РФ", 21.02.1994,

N 8, ст. 599,

11. Миляков Н.В. Финансы: Учебник. – 2 – е изд. – М.: ИНФРА – М, 2004. – 543 с. – (Высшее образование).

12. Рогачев Д.И. Метод права социального обеспечения. Дис. На соискание ученой степени кандидата юридических наук. М. 2002

13. Милецкий Владимир Петрович. Социальное государство: эволюция теории и практика (политико-социологический анализ). Санкт – Петербург, 1998

Е.Ю. Грачева, Э.Д. Соколова. Финансовое право России. Учебное Пособие Для Вузов Москва. 1997

14. Климова Е.С.. Пенсионный фонд россии в условиях реформирования пенсионной системы. АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук. Тюмень - 2005

 


[1] Постановление ВС РФ от 27.12.1991 N 2122-1(ред. от 05.08.2000)"Вопросы Пенсионного Фонда Российской Федерации (России)" (вместе с "Положением О Пенсионном Фонде Российской Федерации (России)", "Порядком уплаты страховых взносов работодателями и гражданами В Пенсионный Фонд Российской Федерации (России)") // СПС Консультант - плюс

[2] Предприятия, организации, учреждения, в том числе банки, обязаны представлять уполномоченным ПФР в районах и городах, ревизионной комиссии ПФР необходимые документы и сведения, относящиеся к деятельности ПФР, за исключением сведений, составляющих коммерческую тайну, перечень которых устанавливается законодательством.

[3] Бюджеты (финансовые планы) Пенсионного фонда на соответствующий год после их принятия публикуются для всеобщего сведения.

[4] Указом Президента РФ от 20.03.2001 N 318 введена государственная регистрация нормативных актов, затрагивающих права и обязанности граждан, устанавливающих правовой статус организаций или носящих межведомственный характер, издаваемых Пенсионным фондом России.

 

[5] "Парламентская газета", N 216-217, 22.12.2006,

[6] Е.Ю. Грачева, Э.Д. Соколова. Финансовое Право России Учебное Пособие Для Вузов Москва 1997. с.50





Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015- 2020 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.