Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Характеристика общей психологии как науки: объект, предмет, задачи.




Слово «психология» образовалось из греческих слов «психе» (душа) и «логос» (учение, наука), и оно впервые появилось в XVII в. в работе немецкого философа Христиана Вольфа. Отметим основные этапы развития психологии как науки: I этап – психология как наука о душе II этап – психология как наука о сознании III этап – психология как наука о поведении IV этап – современность – психология как наука, изучающая объективные закономерности, проявления и механизмы психики.

Психология представляет собой науку о самом сложном понятии, что пока известно человечеству - психики;

Психология имеет уникальное практическое значение для любого человека, так как она позволяет глубже познать самого себя, свои возможности, достоинства и недостатки, а значит, и изменять себя, Предметом психологии являются: психика, ее механизмы и закономерности. Обьектом изучения психологии является человек. Задачи психологии:1) научиться понимать сущность психических явлений и их закономерности;2) научиться управлять ими;3) выявляя закономерности формирования личности,

2. Основные формы проявления психики и их взаимосвязь (психические процессы, состояния, свойства). Психика и сознание. Отражательная и регулятивная функции психики. Психология изучает психические явления: психические процессы, психические состояния и психические свойства.

Психические процессы описывают три основные стороны душевной жизни человека: познание, чувство и волю. К познавательным процессам относятся ощущение, восприятие, память, мышление, воображение, с помощью которых мы узнаем мир и самого себя. Особое место среди познавательных процессов занимает внимание, которое присутствует во всех процессах и позволяет сконцентрироваться, сосредоточиться на чем-либо. Чувства, эмоции отражают переживание человеком своего отношения к явлениям окружающего мира, событиям своей внутренней жизни, определяют то, насколько они важны именно для него, для его жизни. Воля, произвольность обеспечивает сознательную регуляцию поведения. Психические состояния - относительно устойчивые психические явления. К психическим состояниям относятся бодрость, утомление, скука, радость, тревога, апатия и др. Психические состояния отражают воздействие на человека определенных событий внешней и внутренней жизни. Психические свойства - особенности, отличающие человека или группу людей от других. К психическим свойствам относятся особенности личности человека, его направленность, качества личности, черты характера, темперамент, способности. Психические процессы, психические состояния и психические свойства не существуют отдельно друг от друга, они взаимодействуют и могут переходить друг в друга. Например, любопытство как выражение познавательного процесса, может переходить в состояние интереса и закрепляться в таком качестве личности, как любознательность. Психика – это функция мозга, на основе которой регулируется жизнедеятельность организмаОсновным понятием психологии является понятие психического образа. Психический образ - это информационная модель действительности, используемая высшими животными и человеком для регуляции своей жизнедеятельности. Психика выполняет отражательную (отражательные способности) и регулятивную функции (регуляция деятельности). Содержанием психики являются идеальные образы объективно существующих явлений. Но эти образы возникают у различных людей своеобразно. Они зависят от прошлого опыта, знаний, потребностей, интересов, психического состояния и т.д. Психика присуща человеку и животным. Однако психика человека, обозначается еще и понятием " сознание ". Высшей формой психики является сознание человека, которое возникло в процессе общественно-трудовой практики. Сознание неразрывно связано с языком, речью. Но понятие психики шире, чем понятие сознания, так как психика включает в себя сферу подсознания и надсознания. Благодаря сознанию, человек произвольно регулирует свое поведение.Выделяют три основные функции психики: отражение окружающей действительности, сохранение целостности организма, регуляция поведения. Данные функции взаимосвязаны между собой и по сути являются элементами интегративной функции психики, которая заклю­чается в обеспечении адаптации живого организма к условиям окружающей среды.

3. Основные отрасли психологии и место психологии в системе наук. Взаимосвязь психологии с другими науками. Психологическая наука на современном этапе развития представляет собой сложную и разветвленную систему научных дисциплин. Отдельные области психологии тесно связаны между собой.Можно выделить следующие области психологии:1) общая психология исследует наиболее общие закономерности психической деятельности взрослого нормального человека;2) возрастная психология изучает закономерности психического развития человека, психических свойств личности;3) педагогическая психология исследует психологические основы и закономерности обучения и воспитания и непосредственно связана с возрастной психологией;4) юридическая психология изучает проблемы, связанные с психологическими аспектами следствия, анализа свидетельских показаний, требований к допросу и т. д.;5) военная психология занимается психологией человека в военной обстановке в условиях боя.Психология связана с различными областями науки и практики.

Прежде всего, это философия. Это объясняется тем, что очень долгое время психология была частью философии и только после стала самостоятельной наукой. Но это не разрушило связь этих двух наук. И сейчас существует ряд проблем, которые рассматриваются с позиции, как психологии, так и философии.На втором месте стоит социология. Существует немало вопросов, которые совместно решают психологи и социологи. К таким проблемам относятся: взаимоотношения людей, национальная психология, психология экономики и политики государства. Сюда же следуют отнести проблемы социализации и социальных установок, их формирования и преобразования.Тесно связаны науки психология и педагогика. Это можно объяснить тем, что воспитание и обучение детей не может не учитывать психологические особенности личности.Еще одним предметом, с которым связана психология, является история. Одним из известных примеров взаимосвязи истории и психологии является использование в психологии исторического метода.Психология тесно связана с общественными науками и с техническими науками. Прослеживается связь психологии с медицинскими и биологическими науками. Связь психологии с этими науками обусловлена двойственной природой человека как социального и одновременно биологического существа.

Понимание предмета психологии в основных зарубежных психологических школах: психоанализ. Понимание предмета психологии в основных зарубежных психологических школах: бихевиоризм, гештальтпсихология,гуманистическая,когнетивная психология.

Психоанализ – это одно из направлений в психологии, основанное австрийским психиатром и психологом 3. Фрейдом в конце XIX в.3. Фрейд прошел два основных этапа. На 1-м этапе была разработана динамическая модель психики, включающая представление о трех ее сферах: сознание, предсознание и бессознательное. На 2-м этапе психоанализ превращается в учение о личности, в которой выделяются три структуры: Оно, Я и Сверх-Я. Структура Оно содержит врожденные бессознательные инстинкты (инстинкт жизни и смерти). Структура Я образуется под влиянием внешнего мира и находится под двусторонним влиянием Оно и Сверх-Я. Структура Сверх-Я- носитель морально этических норм.Однако очень немногие последователи 3. Фрейда были согласны с ним в том, что сексуальные влечения определяют всю жизнь человека. Данное направление получило дальнейшее развитие в трудах А. Адлера, К. Юнга, Э. Эриксона, К. Хорни, А. Ассоджиолли, Э. Фромма и др. Так, А. Адлер создает свой вариант психоанализа – индивидуальную психологию, в которой центральное место занимает проблема целевой детерминации поведения человека, смысла жизни, условиям возникновения у личности комплекса неполноценности.Важнейшим в концепции Э. Эриксона является понятие «психосоциальная идентичность»: устойчивый образ Я испособы поведения личности, которые вырабатываются в течение жизни и являются условием психического здоровья. Но при значительных социальных потрясениях (война, катастрофы, насилие, безработица и др.) психосоциальная идентичность может быть потеряна. Основную роль в формировании данного личностного образования играет Я, которое ориентируется на ценности и идеалы общества.К. Юнг, один из учеников 3. Фрейда, создал свой вариант психоанализа – аналитическую психологию. К. Юнг приходит к выводу о существовании и проявлении в психологии человека коллективного бессознательного. В начале 20 в. возникает направление, которое видит свой объект не в сознании, а в поведении человека. Поведенческая психология получила особое развитие в США. Появление нового направления ознаменовалось выходом статьи американского психолога Джона Уотсона «Психология, как ее видит бихевиорист» (1913 г.). Бихевиоризм — это прагматическое направление в психологии. Цель бихевиористов сводилась к тому, чтобы превратить психологию в область знания, способную «управлять поведением и предсказывать его».Основная гипотеза бихевиоризма — в поведении человека нет ничего врожденного, поведение есть цепь реакций на внешнюю стимуляцию, управляемое по формуле «стимул—реакция». И таким образом, под руками бихевиористов психологическая наука превратилась в «психологию без психики».Уотсон утверждал, что манипулируя внешними раздражителями, можно «изготовить» человека любого склада, с любыми константами поведения.Но уже в 30-е годы психологи стали понимать, что анализируя психику человека, необходимо принимать во внимание, с одной стороны, роль социальной среды, а с другой — отношение к ней индивида: не только его внешние реакции, но и его мотивы, настроения, установки. Видный американский психолог Роберт Вудворте — один из создателей функциональной психологии (1869—1962), Отклонив предложенную бихевиоризмом схему «стимул—реакция», он включал в нее промежуточное звено — организм и его установки, разработав учение о мотивации.Так началась реформа поведенческой психологии. Ее возглавили Эдвард Толмен и Кларк Халл, а новое направление получило название «необихевиоризм». Необихевиористы считали что между реакцией и стимулом стоят «промежуточные переменные», под которыми понимается совокупность познавательных и побудительных факторов (мотивы действий). Но введение новой переменной не помогло объяснить сами психологические механизмы человеческого поведения, и в частности научения и даже научения животных.Таким образом, бихевиоризм на протяжении всей своей истории выступал под лозунгом превращения психологии в естественную науку о поведении организма.Главный порок бихевиоризма и необихевиоризма — механистическая философия человека, согласно которой детерминанты поведения крысы идентичны детерминантам поведения человека в «лабиринте жизни». Но как показывают результаты, эта методология оказалась несостоятельной.В противовес бихевиоризму развивается еще одно направление в психологии — гештальтпсихология. Гештальтисты утверждают, что сознание — целостная структура, от общей организации которой зависят ее отдельные компоненты.В группу молодых ученых, занимающихся проблемами гештальта, вошли М. Вертгеймер, В. Келер, К. Коффка. Гештальтисты подвергли критике бихевиористскую теорию. Очень долгое время объектом исследования молодой экспериментальной психологии являлось ощущение. Категория образа стала предметом исследования гештальтпсихологии. Немецкое слово гештальт означает «форма», «целостная конфигурация». Во время зарождения гештальтизма особую остроту приобрела проблема целого и части. Рубин, изучил феномен «фигуры и фона». Фигура воспринимается как замкнутое, выступающее вперед целое, отделенное от фона, тогда как фон кажется простирающимся позади. Об их различии убедительно говорят так называемые двойственные изображения, когда рисунок, например, воспринимается то как ваза, то как два профиля.

Трактуя интеллект как поведение, направленное на решение проблем, Келлер провел свои знаменитые опыты над человекообразными обезьянами. Создавалисьситуации, в которых подопытное животное для достижения цели должно было найти обходные пути.

Гештальтпсихология потерпела крах, поскольку в своих теоретических построениях разъединила образ и действие Связь гештальта с реальным предметным действием оставалась загадочной. Неспособность соединить эти две важнейшие категории, разработать единую схему психической реальности явилась причиной распада школы гештальтпсихологии в предвоенные годы.

Гуманистическая психология – направление в психологии, предметом изучения которого является целостный человек, развитие и самоактуализация личности.Гуманистическая психология сформировалась как психологическое течение в начале 1960-х гг., противопоставляя себя, с одной стороны, бихевиоризму, с другой стороны, психоанализу.Основные методологические принципы и положения гуманистического направления сводятся к следующему:– человек целостен;– каждый человек уникален– человек открыт миру;– человеческая жизнь должна рассматриваться как единый процесс становления и бытия человека;– человек обладает потенциалом к непрерывному развитию и самореализации;– человек есть активное, интенциональное, творческое существо.Основными представителями данного направления являются А. Маслоу, В. Франкл, Ш. Бюлер, Р. Мэй, Ф. Бэррон и др.A. Маслоу известен как один из основателей гуманистического направления в психологии. Согласно его концепции у человека с рождения последовательно появляются семь классов потребностей:– физиологические потребности, такие как голод, жажда, половое влечение и т. д.;– потребности в безопасности – потребность чувствовать себя защищенным;– потребности в принадлежности и любви – потребность принадлежать к общности, находиться рядом с людьми;– потребности уважения– потребность в достижении успеха, авторитет– познавательные потребности – потребность знать, уметь, понимать, исследовать;– эстетические потребности – потребность в гармонии, красоте;– потребности самоактуализации – потребность в реализации своих целей, способностей.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...