Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Понятие и значение заочного производства

Шевчук Л.

Заочное производство наряду с приказным является одной из форм сокращенного производства, предусмотренных ГПК РФ. Однако в отличие от приказного производства оно не носит самостоятельного характера, а возникает из общего искового производства и может быть вновь возвращено в его рамки.

Заочное производство не применяется при рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публично-правовых отношений. Также его правила не могут быть применены по делам особого производства, поскольку в них отсутствует спор о праве и заявителю не противостоит ответная сторона.

Заочное производство — подвид искового производства, характеризующийся упрощенной процедурой разрешения дел, связанной с рассмотрением дела в отсутствие ответчика при соблюдении условий, оговоренных в законе.

На практике нередки случаи, когда ответчик не является в суд и тем самым затягивает процесс. Заочное производство как раз и является одним из средств, позволяющих эффективно бороться с недобросовестным ответчиком. Таким образом, заочное решение ограничивает возможности ответчика использовать процессуальные средства защиты против иска и представляет собой своеобразную санкцию против ответчика, извещенного о судебном заседании надлежащим образом, но не явившегося в него без уважительных причин.

В целом применение заочного производства способствует ускорению разрешения дел, а также решению проблемы перегруженности судов.

Статья 233 ГПК РФ предусматривает ряд оснований для рассмотрения дела в порядке заочного производства.

Первым основанием является неявка ответчика в судебное заседание (что касается других лиц, участвующих в деле, то их неявка в судебное заседание не служит основанием для проведения заочного производства). Однако в данном случае важны причины этой неявки. Если они уважительные, то дело не может быть рассмотрено в порядке заочного производства.

В законе отсутствует перечень причин, считающихся уважительными. На практике же к таковым обычно относят: болезнь ответчика, подтвержденную медицинскими справками; болезнь или смерть близких родственников (также подтвержденные соответствующими документами), служебную командировку, невозможность по объективным причинам прибыть в судебное заседание (например, вследствие прекращения транспортного сообщения в результате теракта, природного катаклизма или техногенной катастрофы) и др.

Несомненно, уважительной причиной неявки в судебное заседание является неизвещение или ненадлежащее извещение ответчика о месте и времени проведения судебного заседания.

Просьба ответчика рассмотреть дело без его участия не позволяет применять заочную форму производства.

Итак, неявка ответчика в судебное заседание может являться основанием для рассмотрения дела в порядке заочного производства только при наличии следующих условий:
1) ответчик был извещен о времени и месте судебного заседания;
2) ответчик не сообщил об уважительных причинах своей неявки;
3) ответчик не просил суд о рассмотрении дела в его отсутствие.

Если в деле участвует несколько ответчиков, то его рассмотрение в порядке заочного производства возможно только в случае неявки всех ответчиков. Явка в суд хотя бы одного ответчика или представителя одного из ответчиков делает невозможным ведение заочного производства по делу.

Вторым основанием рассмотрения дела в порядке заочного производства является согласие истца. При этом истец не вправе изменить в проводимом судебном заседании предмет или основание иска, увеличить размер исковых требований. Если он это сделает, то заседание откладывается, о чем извещается ответчик. Данное правило направлено на защиту прав ответчика и является гарантией практической реализации принципов состязательности и процессуального равноправия сторон, закрепленных в ст. 12 ГПК РФ.

В новом судебном заседании при наличии обоих законных оснований дело может быть рассмотрено в порядке заочного производства.

Указанные выше положения, а также право ответчика на кассационное обжалование заочного решения и на подачу заявления о его отмене суд должен разъяснить истцу.

Если в деле участвует несколько истцов, то для применения процедур заочного производства обязательно согласие каждого из них.

В случае если явившийся в судебное заседание истец (или соистец) не согласен на рассмотрение дела в порядке заочного производства, суд откладывает рассмотрение дела и направляет ответчику извещение о времени и месте нового судебного заседания.

При наличии обоих оснований: неявки ответчика в суд (когда он был извещен надлежащим образом, но не сообщил об уважительных причинах своей неявки и не просил суд о рассмотрении дела в его отсутствие) и согласия истца суд выносит определение о рассмотрении дела в порядке заочного производства.

 

72. Понятие и значение судебного приказа.

 

Судебный приказ - судебное постановление, вынесенное судьей единолично на основании заявления о взыскании денежных сумм или об истребовании движимого имущества от должника (ст. 121 ГПК РФ).

Институт судебного приказа введен в ГПК лишь в 1995 году в целях более оперативного разрешения гражданско-правовых споров в тех случаях, когда нарушенное право является внешне бесспорным.

Судебный приказ, являясь разновидностью судебного постановления,

обладает рядом специфических признаков, а

именно:

1) выносится не в результате судебного разбирательства, а в

результате приказного производства;

2) выносится только по основаниям, указанным в ст. 122

ГПК РФ;

3) вынесению судебного приказа не предшествует рассмотрение

дела по существу, он выдается исключительно на основе

представленных суду письменных документов;

4) состоит только из вводной и резолютивной части. Описательная

часть в нем полностью отсутствует, а мотивировка ограничивается

только указанием на закон, на основании которого

удовлетворены требования;

5) может быть отменен тем же судьей, который его вынес.

Это возможно в случае, когда должник, не имея возможности

по уважительной причине сделать это ранее, заявит свои возражения

относительно исполнения судебного приказа;

6) одновременно представляет собой исполнительный документ

и непосредственно предъявляется к исполнению. В отношении

его применяются все правила исполнительного

производства, относящиеся к исполнительному листу в соответствии

с Федеральным законом «Об исполнительном производстве»

Значение судебного приказа: •

обеспечение принудительного исполнения бесспорного права; •

защита прав и законных интересов кредитора в упрощенной процессуальной форме; •

повышение ответственности граждан за принятые на себя обязательства; •

усиление превентивной функции права.

73. Порядок выдачи и основания к отказу в выдаче судебного приказа. Отмена судебного приказа.

Согласно ст. 122 ГПК судебный приказ может быть выдан по требованиям, основанным на:

1) нотариально удостоверенной сделке;

2) сделке, совершенной в простой письменной форме;

3) протесте векселя в неплатеже, неакцепте и недатировании акцепта, совершенном нотариусом.

Судебный приказ может быть выдан также по требованиям о взыскании:

1) алиментов на несовершеннолетних детей, не связанным с установлением отцовства, оспариванием отцовства (материнства) или необходимостью привлечения других заинтересованных лиц;

2) с граждан недоимки по налогам, сборам и другим обязательным платежам;

3) начисленной, но не выплаченной работнику заработной платы;

4) расходов, произведенных в связи с розыском ответчика, или должника и его имущества, или ребенка, отобранного у должника по решению суда, а также расходов, связанных с хранением арестованного имущества, изъятого у должника, и хранением имущества должника, выселенного из занимаемого им жилого помещения, заявленным органом внутренних дел, налоговым органом, подразделением судебных приставов.

Перечень требований, по которым может быть выдан судебный приказ, является исчерпывающим.

Судья отказывает в принятии заявления о вынесении судебного приказа по основаниям, предусмотренным статьями 134 и 135 ГПК РФ.

Кроме того, судья отказывает в принятии заявления в случае, если:

1) заявлено требование, не предусмотренное статьей 122 ГПК РФ;

2) место жительства или место нахождения должника находится вне пределов Российской Федерации;

3) не представлены документы, подтверждающие заявленное требование;

4) из заявления и представленных документов усматривается наличие спора о праве;

5) заявленное требование не оплачено государственной пошлиной.

Об отказе в принятии заявления о вынесении судебного приказа судья в течение трех дней со дня поступления заявления в суд выносит определение.

Судебный приказ по существу заявленного требования выносится в течение пяти дней со дня поступления заявления о вынесении судебного приказа в суд.

Судебный приказ выносится без судебного разбирательства и вызова сторон для заслушивания их объяснений.

Судья отменяет судебный приказ, если от должника в установленный срок поступят возражения относительно его исполнения. В определении об отмене судебного приказа судья разъясняет взыскателю, что заявленное требование им может быть предъявлено в порядке искового производства. Копии определения суда об отмене судебного приказа направляются сторонам не позднее трех дней после дня его вынесения.

 

74.​ Понятие и процессуальные особенности производства по делам, возникающим из публичных правоотношений.

Производство по делам, возникающим из публичных правоотношений, – вид гражданского судопроизводства по рассмотрению и разрешению дел, возникающих как из административных, так и из конституционных, гражданских, налоговых и других правоотношений.

Особенности производства по делам, возникающим из публично-правовых отношений.

1. Предметом судебного рассмотрения являются публично-правовые, властные отношения, возникающие между государством в лице его различных органов, должностных лиц, с одной стороны, и физическими лицами - с другой.

2. Субъектом может быть только дееспособное лицо.

3. Лицо, возбуждающее процесс путем подачи жалобы, заявления на действия административного органа, - должностного лица, именуется заявителем, противоположная сторона - заинтересованным лицом.

4. Отсутствует возможность заключения мирового соглашения, предъявления встречного иска, замены ненадлежащего истца.

Дела, возникающие из публичных правоотношений, рассматриваются судьей единолично, если федеральным законом не предусмотрено иное. Производство по данным категориям дел проводится по правилам, предусмотренным для искового производства. При рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, не применяется правило заочного решения, что обусловлено распределением обязанности по доказыванию и статусом сторон.

Согласно ст. 245 Гражданского процессуального кодекса к делам, возникающим из административно-правовых отношений, относятся:

1. Об оспаривании нормативно-правовых актов полностью или в части, если рассмотрение этого дела не отнесено законом к ведению иных судов;

2. Об оспаривании решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

3. О защите избирательных прав или права на участие в референдуме граждан РФ.

4. Иные дела, возникающие из публично-правовых отношений и отнесенные законом к ведению суда.

75.​ Производство по делам об оспаривании решений и действия (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

Гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы (ч. 1 ст. 254 ГПК РФ).

Юридические лица также имеют право на обжалование в суд решений и действий (или бездействия) органов государственной власти, местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц.

На практике многие служащие правоохранительных органов, имеющие доступ к секретной информации, государственной тайне, обращаются в суд за разрешением на выезд за пределы РФ. Так возникают конфликтные ситуации на местах. ГПК РФ предусмотрена норма, которая гласит, что данное заявление подлежит оставлению без удовлетворения.

Гражданский процессуальный кодекс РФ определяет категории решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, которые могут быть обжалованы в порядке гражданского судопроизводства (ст. 255 ГПК РФ). К таким решениям, действиям (бездействию) относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:

1) нарушены права и свободы гражданина;

2) созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;

3) на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность, или он незаконно привлечен к ответственности.

В гражданском процессуальном праве имеют место сроки давности, и, как правило, они регулируются положениями ГК РФ. Общий срок давности составляет 3 года.Гражданский кодекс РФ в ст. 208 предусматривает требования, на которые общий срок давности не устанавливается вообще или в пределах иного времени. В ч. 1 ст. 197 ГК РФ предусмотрено, что для отдельных видов требований законом могут быть установлены специальные сроки исковой давности, сокращенные или более длительные по сравнению с общим сроком исковой давности.

Для обращения в суд с заявлением о возбуждении производства по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих ГПК РФ устанавливает специальные сроки исковой давности. Часть 1 ст. 256 ГПК РФ указывает, что гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение 3 месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод. При этом в суде он должен доказать, что данное решение, действие (бездействие) не было ему известно ранее. Однако пропуск трехмесячного срока обращения в суд не является основанием для отказа в принятии заявления. Причины пропуска срока выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании и могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявления.

Гражданским процессуальным кодексом РФ также установлены специальные срокирассмотрения и разрешения дел об оспаривании решений, действий (бездействия), которые составляют 5 дней. В течение 5 дней суд с участием гражданина, руководителя или представителя органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего рассматривает заявление по существу и выносит решение.

Если же суд признает заявление гражданина или юридического лица обоснованным, то принимает решение, которым обязует соответствующий орган или лицо устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина, юридического лица или препятствие к осуществлению прав и свобод. В течение 3 дней со дня вступления в законную силу судебного решения суд направляет свое решение для исполнения, которое должно быть исполнено в течение 3 месяцев с извещением об исполнении судебного решения суда, гражданина, юридического лица, чье право было нарушено или созданы препятствия для реализации своих прав и свобод.

76.​ Производство по делам о признании недействующими нормативных правовых актов полностью или в части.

 

Основанием для возбуждения производства по делам о признании недействующими нормативных актов полностью или в части является заявление.

Правом на подачу заявления обладают (ст. 251 ГПК РФ):

1. гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией РФ, законами и другими нормативными правовыми актами;

2. прокурор в пределах своей компетенции с заявлением о признании нормативного акта противоречащего закону в части или полностью;

3. Президент РФ;

4. Правительство РФ;

5. законодательный (представительный) орган субъекта РФ;

6. высшее должностное лицо субъекта РФ;

7. орган местного самоуправления;

8. глава муниципального образования, считающий, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным актом нарушена их компетентность.

Не подлежат рассмотрению в суде в порядке, предусмотренном настоящей главой, заявления об оспаривании нормативных правовых актов, проверка конституционности которых отнесена к исключительной компетенции Конституционного Суда РФ согласно ФКЗ «О Конституционном Суде РФ».

К заявлению об оспаривании нормативного акта приобщается копия оспариваемого нормативного акта или его части с указанием, каким средством массовой информации и когда опубликован этот акт. Подача заявления об оспаривании нормативного акта не приостанавливает действие нормативного акта, который оспаривается. Заявление об оспаривании нормативного правового акта рассматривается в течение 1 месяца со дня его подачи с участием лиц, обратившихся в суд с заявлением, представителя органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт, и прокурора. Отказ лица, обратившегося в суд, от своего требования не влечет за собой прекращения производства по делу. Признание требования органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, принявшими оспариваемый нормативный правовой акт, для суда не обязательно (ст. 252 ГПК РФ).

Решение суда о признании нормативного правового акта или его части недействующими вступает в законную силу и влечет за собой утрату силы этого нормативного правового акта или его части, а также других нормативных правовых актов, основанных на признанном недействующим нормативном правовом акте или воспроизводящих его содержание. Такое решение суда или сообщение о решении после вступления его в законную силу публикуется в печатном издании, в котором был официально опубликован нормативный правовой акт. В случае, если данное печатное издание прекратило свою деятельность, такое решение или сообщение публикуется в другом печатном издании, в котором публикуются нормативные правовые акты соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица (ст. 253 ГПК РФ).

77.​ Производство по делам о защите избирательных прав или права граждан Российской Федерации на участие в референдуме.

 

Правом на обращение в суд с заявлением по делам о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ обладают:

1) избиратели;

2) участники референдума;

3) кандидаты и их доверенные лица;

4) избирательные объединения и их доверенные лица;

5) политические партии и их региональные объединения;

6) иные общественные объединения;

7) инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители;

8) иные группы участников референдума и их уполномоченные представители;

9) наблюдатели;

10) прокурор;

11) Центральная избирательная комиссия РФ;

12) избирательные комиссии субъектов РФ;

13) избирательные комиссии муниципальных образований;

14) окружные, территориальные, участковые избирательные комиссии;

15) соответствующие комиссии референдума.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» избирателем признается гражданин РФ, который обладает активным избирательным правом.

В конституционном праве разграничивают активное и пассивное избирательное право. Активным правом обладает гражданин, который избирает, пассивным правом обладает гражданин, которого избирают.

Гражданин РФ, достигший возраста 18 лет, имеет право избирать, голосовать на референдуме, а по достижении возраста, установленного Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов РФ, – быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления. Гражданин РФ, который достигнет на день голосования возраста 18 лет, вправе участвовать в предусмотренных законом и проводимых законными методами других избирательных действиях, других действиях по подготовке и проведению референдума.

Не имеют права избирать, быть избранными, участвовать в референдуме граждане, признанные судом недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда (ст. 4 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ»).

В связи с правовой природой избирательных прав и прав на участие в референдуме гражданина РФ ГПК РФ устанавливает сроки обращения и рассмотрения заявлений (ст. 260 ГПК РФ):

1) заявление в суд может быть подано в течение 3 месяцев со дня, когда заявителю стало известно или должно было стать известно о нарушении законодательства о выборах и референдумах, его избирательных прав или права на участие в референдуме;

2) заявление, касающееся решения избирательной комиссии, комиссии референдума о регистрации, об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов), инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума, может быть подано в суд в течение 10 дней со дня принятия избирательной комиссией, комиссией референдума обжалуемого решения;

3) заявление об отмене регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть подано в суд не позднее чем за 8 дней до дня голосования;

4) после опубликования результатов выборов, референдума заявление о нарушении избирательных прав или права на участие в референдуме граждан РФ, имевшем место в период избирательной кампании, кампании референдума, может быть подано в суд в течение 1 года со дня официального опубликования результатов соответствующих выборов, референдума.

В период избирательной кампании, кампании референдума заявление, поступившее в суд до дня голосования, должно быть рассмотрено и разрешено в течение 5 дней со дня его поступления, но не позднее дня, предшествующего дню голосования, а заявление, поступившее в день, предшествующий дню голосования, в день голосования или в день, следующий за днем голосования, – немедленно. В случае, если факты, содержащиеся в заявлении, требуют дополнительной проверки, заявление должно быть рассмотрено и разрешено не позднее чем через 10 дней со дня его подачи.

Заявление о неправильности в списках избирателей, участников референдума должно быть рассмотрено и разрешено в течение 3 дней со дня его поступления в суд, но не позднее дня, предшествующего дню голосования, а в день голосования – немедленно. Заявление, касающееся решения избирательной комиссии, комиссии референдума об итогах голосования, о результатах выборов, референдума, должно быть рассмотрено и разрешено в течение 2 месяцев со дня его поступления в суд. Решение по заявлению об отмене регистрации кандидата (списка кандидатов) принимается судом не позднее чем за 5 дней до дня голосования. Решение по заявлению об отмене регистрации инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума принимается судом не позднее чем за 3 дня до дня голосования. Решение по заявлению о расформировании избирательной комиссии, комиссии референдума принимается судом не позднее чем через 14 дней, а в ходе избирательной кампании, кампании референдума – не позднее чем через 3 дня со дня поступления заявления в суд.

В процессе рассмотрения и разрешения дела по существу не могут быть применены в качестве мер по обеспечению иска:

1) наложение ареста на избирательные бюллетени, бюллетени для голосования на референдуме, списки избирателей, участников референдума, иные избирательные документы, документы референдума или их изъятие;

2) запрещение избирательным комиссиям, комиссиям референдума осуществлять установленные законом действия по подготовке и проведению выборов, референдума.

Что касается обжалования судебных решений, вынесенных по данным категориям дел, то кассационная жалоба на решение суда или частная жалоба на определение суда могут быть поданы в течение 5 дней со дня принятия судом решения или определения (ст. 261 ГПК РФ).

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...