Толкование норм морали. Специфика.
НОРМЫ МОРАЛИ Нормы морали - это своеобразные первоначальные "клеточки" нравственности, из которых складывается здание нравственной системы общества. Нравственность проявляется в виде определенных, постоянно воспроизводящихся в обществе правил поведения, или норм.
Структура. Структура нормы морали: 1. диспозиция - предписание определенного поведения (деяния или недеяния): "не убий", "возьми", "верни", "наслаждайся", "проживи жизнь незаметно", "будь независим", "подчиняйся только нравственному долгу" и т.п. 2. область определения - круг лиц, к которым предписание потенциально или актуально обращено. Различают единичные требования, особенные нормы (например, этика врача, юриста) и всеобщие (универсальные) нормы, обращенные к каждому человеку. 3. гипотеза - указание на те условия, при которых должно исполнять предписанное нормой действие. Ввиду такого структурного элемента, как гипотеза, нормы морали делятся на: · категорические (действительные при любых условиях): не убий, не укради и т.д.; · нормы, сообразованные с возможностями людей и ситуацией.
Норма морали предполагает определенные меры воздействия, которые общество способно применять к нарушителю, выраженные в норме веления. В нравственности санкции выступают, как правило, в виде осуждения, порицания, неприятия общественным мнением, совестью самого человека аморальных поступков, т.е. идеально. Источники. Источниками норм морали могут выступать обычай, традиция, этическая доктрина или авторитет (Будда, Сократ, Иисус Христос, Магомет и др.), общественное мнение, наконец, сам человек, как говорил Кант, его самообязывающий разум.
Классификация норм морали по источнику(Кант): 1. гетерономные – устанавливают человеку внешние обязанности, имеющие внешний источник свое долженствования. 2. автономные – самопредписания, самовеления, имеющие источником автономию воли.
В этике под источником моральных норм подразумеваются: 1. те исторические, объективные, материальные условия, которые вызвали к жизни те или иные нормы морали. 2. нравственное сознание определенной исторической эпохи (нормы формируются, артикулируются, озвучиваются самосознанием определенного исторического времени). В этом отношении источником нравственных норм выступают мифология, этические воззрения великих моралистов, общественное мнение. 3. норма может быть выведена из другой, более общей нормы как ее следствие, импликация.
Выражение.
Норма выражает долженствование, а не описывает сущее (Норма морали – прескрипция, суждение о фактах - дескрипция.) Относительно предписания, выраженного в норме, мы не можем сказать, какой реальности (фактам) оно соответствует.
Нормы морали " не являются ни истинными, ни ложными", а обладают значением действительности или недействительности, правомерности или неправомерности.
Норма (и выражающее ее нормативное суждение) может быть действительной или правомерной, если: · существует некая "более высокая" норма(высшая норма), из которой первая(низшая норма) выводится как следствие; · она постулируется как высшая норма определенного нравственного, нормативного порядка. Т.о., основанием действительности одной нормы может быть лишь действительность другой нормы. Правда, иногда возникает впечатление, будто действительность нормы можно обосновать тем фактом, что она установлена какой-либо властной инстанцией: человеческой или надчеловеческой. Например, действительность Десяти заповедей в христианской этике обосновывают тем фактом, что их дал на горе Синай Бог Яхве, или что врагов должно любить потому, что Иисус, Сын Божий, предписал это в Нагорной проповеди. Однако с деонтической точки зрения основанием действительности нормы служит не тот факт, что, например, Бог в определенное время и в определенном месте установил определенную норму, но молчаливо подразумеваемая норма, согласно которой должно исполнять заповеди Бога.
Поиск основания действительности нравственной нормы, ответа на вопрос, почему я должен ее выполнять, должен закончиться нормой, которая - как последняя и наивысшая - постулируется, говоря иначе, принимается как высший нравственный принцип. - В свою очередь, высшая нравственная норма или принцип является системообразующим началом некоей этической системы. - Все нормы, которые можно вывести из одной и той же основной нормы, образуют определенную нормативную систему, которая характеризуется целым рядом существенных особенностей: непротиворечивостью, неантиномичностью, связанностью норм, которые в нее входят, и др. Пример: "не лги", "не обманывай", "не лжесвидетельствуй", "исполняй данное обещание" можно вывести из нормы, предписывающей правдивость.
По выраженному в нормах предписанию, области определения, значения (смысла), действительности во времени и пространстве нормы морали бывают: 1. Сравнимые: имеют в своем составе общий термин - область определения (субъект) или прескрипцию. Сравнимые нормы бывают: · Совместимые (связанные) – выражают одно и то же веление полностью или хотя бы в некоторой части. · Несовместимые – выражают противоположные (одновременно не могут быть правомерными, но могут быть одновременно неправомерными) или противоречащие (одновременно не могут быть ни правомерными, ни неправомерными) веления. Совместимые нормы делятся на: Равнозначащие (эквивалентные) – выражают одно и то же веление в различной форме ("Каждый человек имеет право на жизнь" и "Никто не обязан умирать"). Следует подчеркнуть, что если норма действительна и правомерна, то эквивалентная ей норма также действительна и правомерна. Подчиненные – имеют общую прескрипцию, а область определения (субъект) одной нормы включает в себя область определения другой нормы (одна норма – подчиняющая (общая норма), другая – подчиненная(конкретное требование)).
При действительности и правомерности общей нормы и частное требование будет действительным или правомерным.
2. несравнимые – нет ("Все врачи должны исполнять клятву Гиппократа" и "Все родители должны заботиться о своих детях" и т.п.)
В сфере нормативного мышления тем не менее могут возникать ситуации, когда, несмотря на несовместимость и противоположность, оба нормативных суждения имеют значение правомерности. Говоря иначе, для нормативного мышления не является исключением антитетика или антиномия норм, когда при правомерности одной нормы противоположная норма также является вполне правомерной и действительной. Так же антитетика норм возникает в силу их принадлежности к различным нормативным системам, в рамках которых каждая из норм является вполне правомерной и обоснованной (Кант совершенно правильно определил, что могут существовать два вполне оправданных нормативных порядка, один из которых основан на принципе счастья, другой - на принципе долга или добродетели). Методологическую основу разрешения антиномий практического разума сам Кант видел в разграничении "логики морали" и "логики чувств", "логики долга" и "логики склонностей и влечений".
Толкование норм морали. Специфика.
Одна и та же норма может формулироваться по-разному в различных языках и кодексах, но ее содержание и смысл можно рассматривать как некоторую абстракцию, взятую отдельно от ее языкового, знакового выражения. Поэтому объектом этического толкования являются нормы морали, а предметом толкования - их содержание и смысл. Уяснение этого содержания и смысла достигается различными способами: Способ этического толкования - относительно самостоятельная совокупность приемов анализа норм. Выделяют грамматическое, логико-деонтологическое, систематическое, историко-социологическое и телеологическое толкования.
Грамматическое толкование -набор приемов, направленных на уяснение морфологической и синтаксической структуры нормативного высказывания, выражающего норму, выявление значения отдельных слов и терминов, употребляемых союзов, предлогов, знаков препинания, грамматического смысла всего нормативного суждения.
Логико-деонтологическое толкование - использование законов и правил деонтической логики для уяснения подлинного смысла нравственной нормы, который не совпадает с ее буквальным изложением.
Систематическое толкование - это уяснение содержания и смысла моральной нормы исходя из ее места, которое она занимает в той или иной этической системе. Так, практически все этические воззрения включают в себя норму ненасилия, однако в различных этических системах она приобретает различные вес и значение.
Историко-социологическое толкование заключается в изучении социально-исторических условий возникновения той или иной нормы морали. В этом плане весьма показательны исследования, проведенные Ницше, Монтескье, Вебером и др.
Телеологическое (целевое) толкование направлено прежде всего на установление подлинных целей, которые ставились при формулировании и обосновании тех или иных нравственных норм.
В зависимости от сферы действия норм морали различается: Нормативное толкование -изначально предназначено для распространения на неопределенный круг лиц и случаев. Оно имеет, как правило, абстрактный характер, т.е. не привязано к конкретной жизненной ситуации. Казуистическое толкование - напротив, вызывается вполне определенным случаем и рассчитано на рассмотрение именно данного конкретного дела.
Специфика моральных норм вырисовывается в истории этической мысли через целую серию теоретических антиномий и противоречий.
Нормы создаются людьми, но в процессе их жизнедеятельности объективируются, отчуждаются, начинают выступать как нечто существующее независимо от человека; и каждое последующее поколение должно вновь распредметить эти нормы, сделать их внутренним мотивом своего поведения. Поэтому нормы морали, рассмотренные на различных ступенях и стадиях этого процесса, могут выступать в теоретическом сознании в виде взаимоисключающих дефиниций и определений.
Суммируя взгляды на специфику норм морали, можно сказать следующее: 1. нормы морали, в отличие от других регуляторов поведения, побуждают человека к совершенству, в широком смысле слова добру. 2. нормы морали возникают как результат свободной, волевой активности человека, а не как результат известного рода естественной причинности. 3. нормы морали не утилитарны, не являются средством достижения какого-либо полезного результата. Словом, не полезность определяет выбор нравственных норм, а, напротив, нормы морали определяют, какие практические цели человек должен ставить перед собой. В этом отношении нормы морали носят безусловный характер. 4. нормы морали побуждают, обязывают человека жить сообща с другими людьми согласно "золотому правилу" нравственности, они также очерчивают для человека сферу безусловно запретного поведения. 5. нормы морали носят автономный, а не гетерономный характер, в отличие от других видов норм. Говоря другими словами, моральные нормы в своем обязующем значении являются самообязательствами человека, моральные нормы не допускают разведения субъекта и объекта нравственных требований. Общность или отдельные индивиды, устанавливающие и санкционирующие нравственную норму, как правило и являются той общностью и теми индивидами, которые эту норму исполняют.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|