Психика человека и ее основные функции.
Психология как наука. Этапы развития психологии. Психология-наука о душе, где психо- душа, логия- наука. Впервые этот термин ввел Аристотель более 2 тыс лет назад- это первый этап развития психологии Вторым этапом в развитии психологии середина 19в. В это время впервые создается научно-психологическая лаборатория, которая пытается изучить психику человека. Третий этап (конец 19в) происходит изучение и наблюдение за поведением человека, изучается его сознание. Четвертый этап начало-середина 20в происходит развитие психологии в двух направлениях западное (теоретическое) И совецкое (практическое) Пятый этап конец 20 века по настоящее время. Началось активное развитие как науки, выделились следующие отрасли психологии: 1.общая психология- изуч общее законы развития психики человека 2.возрастная – изуч психологию людей на разных возрастных этапах. 3. социальная – изуч психику человека в системе общественных отношений 4.деференциальная- различия между людьми 5. психология труда – изучает психику человека в его профессиональной деятельности 6. психодиагностика – изуч человека с помощью тестовых методик. Психология- это наука о развитии механизма проявления и функционирования психики человека. Объект, предмет, задачи психологии. Объектом психологии выступает психика, предметом – основные закономерности порождения и функционирования психической реальности. Предмет психологии – это конкретные факты психической жизни (Гиппенрейтер), психические явления, характеризуемые качественно и количественно, что породило и различие подходов к их изучению. Задачи психологии: 1. Изучение психологических фактов и их закономерностей (то есть объяснение фактов, раскрытие законов, которым подчиняются эти явления), а также установление механизмов психической деятельности (то есть установление порядка и взаимодействия в работе конкретных психических и психофизиологических структур, осуществляющих тот или иной психических процесс).
2. Психология ставит своей задачей установить основные законы психической деятельности, проследить пути ее развития, вскрыть лежащие в ее основе механизмы и описать те изменения, которые происходят в этой деятельности. Методы психологического исследования. 1.Наблюдение- это целенаправленное восприятие определенных явлений, предметом наблюдения, могут быть слова, поступки, действия, невербальные средства общения. 2.Опрос – это обращение человека с вопросами позволяющими выявить тот или иной психологический фактор (бывает опрос письменный и устный) 3. Тестирование- предъявление испытуемому системы заданий позволяющих выявить уровень способностей человека. 4.Эксперемент – создание или моделирование определенных ситуаций 5.Анализ письменных источников информации документ(характеристика, резюме)
Сознание. Сознание и бессознательное. Сознание — это одна из форм, в которой объективная действительность отражается в психике человека. Согласно культурно-историческому подходу, характерной особенностью сознания является то, что промежуточным звеном между объективной реальностью и сознанием являются элементы общественно-исторической практики, позволяющие строить объективные (общепринятые) картины мира. Бессозна́тельное состоя́ние - состояние, противоположное сознательному состоянию, при котором человек не осознаёт окружающей действительности (как во сне) и/или не реагирует на внешнюю стимуляцию. Собственно сон, как правило, не относят к бессознательному состоянию.
Индивид, индивидуальность, личность. Индивид (от лат. individuum — неделимое): человек, обладающий только ему свойственными характеристиками, как внешнего, так и внутреннего характера. Индивид (индивидуум) — человек взятый вне своих индивидуальных (внутренних) особенностей. Индивидуа́льность (от лат. individuum — неделимое, особь) — совокупность характерных особенностей и свойств, отличающих одного индивида от другого; своеобразие психики и личности индивида,неповторимость, уникальность. Индивидуальность проявляется в чертах темперамента, характера, в специфике интересов, качеств перцептивных процессов. Индивидуальность характеризуется не только неповторимыми свойствами, но и своеобразием взаимосвязей между ними. Предпосылкой формирования человеческой индивидуальности является, в первую очередь, среда, где он растет, ассоциации, накопленные им в детстве, воспитание, особенности строения семьи и обращении с ребенком. Личность –это пожизненно формирующаяся индивидуальная совокупность психофизиологических черт от которых зависит мышление и поведение. Психика человека и ее основные функции. Психика- это свойство человеческого мозга отражать окружающий мир. Функции: 1.Отражение воздействий окружающей действительности. Психическое отражение действительности имеет свои особенности. Во-первых, это не мертвое, зеркальное, однонаправленное отражение, а сложный и постоянно изменяющийся процесс, которому присущи и противоречия. Во-вторых, при психическом отражении объективной действительности любое внешнее воздействие (т. е. воздействие объективной действительности) всегда преломляется через ранее сложившиеся особенности психики, через конкретные состояния человека. Поэтому одно и то же внешнее воздействие может по-разному отражаться разными людьми и даже одним и тем же человеком в разное время и при разных условиях. В-третьих, психическое отражение — это правильное, верное отражение действительности. Возникающие образы материального мира являются снимками, слепками, копиями существующих предметов, явлений, событий. Субъективность психического отражения, характерное для человека активное преобразование отражаемого ни в коей мере не отрицают объективную возможность правильного отражения окружающего мира.
2.Регуляция поведения и деятельности. Психика, сознание человека, с одной стороны, отражают воздействия внешней среды, адаптируются к ней, а с другой — регулируют этот процесс, составляя внутреннее содержание деятельности и поведения. Последние не могут не опосредоваться психикой, так как именно с ее помощью человек осознает мотивы и потребности, ставит перед собой цели и задачи деятельности, вырабатывает способы и приемы достижения результатов. Поведение же при этом выступает как внешняя форма проявления психики. 3.Осознание человеком своего места в окружающем мире. Эта функция психики, с одной стороны, обеспечивает правильные адаптацию и ориентацию человека в объективном мире, гарантируя ему эффективное осмысление всех реалий этого мира и адекватное к ним отношение. С другой стороны, с помощью психики, сознания человек осознает себя как личность, наделенную определенными индивидуальными и социально-психологическими особенностями, как представителя конкретного общества, социальной группы, отличающегося от других людей и находящегося с ними в своеобразных межличностных отношениях.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|