Методика определения психологических портретов личности
Екатеринбург - 2003 г. Содержание Стр.
1. Введение 3 - 4
Часть 1 1.1. Определение понятия гомосексуализм 5 - 7 1.2. Групповой портрет гомосексуалистов 8 -9 1.3. Совокупность условий и факторов влияния на формирование личности и стиля жизни гомо- сексуала 10 - 12 1.4. Проблемы психического здоровья у людей с нетрадиционной ориентацией 13 - 16 1.5. Психологические и социальные проблемы гомо- сексуалистов больных СПИДом 17 - 18 1.6. Христианство и гомосексуальность 19 -20 1.7. Возраст вступления в гомосексуальные связи 21 1.8. Воспитание детей в семьях гомосексуалов 22 - 23 1.9. Рождение детей в гомосексуальных семьях 24 - 25
Часть 2 2.1. Роль предрассудков 26 - 27
Часть 3 3.1. Мужской гомосексуализм 29 3.2. Женский гомосексуализм (лесбианство) 30 - 32 3.3. Бисексуалы 33
Часть 4 Методическая часть 34 - 46
Заключение 47 Список литературы 48 - 49 Приложение (Краткий словарь сексологических терминов) 50 - 54 Введение
За последние десять лет произошли значительные изменения в сексуальной идентификации населения развитых стран. Это, в частности, проявляется в открытом признании геями и лесбиянками своей гомосексуальной принадлежности, а также в том, что все большее число мужчин и женщин признают себя бисексуалами, в одних случаях отделяя, а в других - не отделяя себя от геев и лесбиянок. Однако это сопровождается значительным сопротивлением общества, поскольку бисексуальность воспринимается как угроза для идентичности геев и лесбиянок. В целом, по данным многочисленных исследований количество лиц с выраженной гомосексуальной ориентацией (не считая бисексуалов) колеблется в диапозоне 7-10%,хотя опыт транзиторных отношений имеет гораздо больший процент населения. Поэтому, необходимость в разработке и использовании корректных подходов к решению психологических вопросов гомосексуальности вполне очевидна. В данной курсовой не ставится задача изменить мировоззрение тех, кто счита- ет гомосексуальность аномалией. На протяжении ХХ века неоднократно делались попытки использовать те или иные формы "лечения" гомосексуальности, включая электросудорожную терапию, хирургические операции мозга, кастрацию, введение гормонов, различные психотерапевтические методы, в частности психоанализ и др. Однако ни один из перечисленных способов не привел к устойчивому изменению сексуальной ориентации.
Цели и задачи.
1. Определение понятия "гомосексуализм" и его разновидностей.
2. Определение его социального контекста.
3. Попытаться помочь читателям определиться в своих отношениях и чувствах к людям с нетрадиционной сексуальной ориентацией.
Часть 1.
1.1 Определение понятия "гомосексуализм".
Термин "гомосексуализм" происходит от греческого и латинского языка. В общераспространенном смысле он обозначает сексуальные отношения между двумя людьми одного и того же пола. Греческий префик "гомо" означает "тот же самый". Само слово "гомосексуа- лизм впервые было употреблено в 1869 году венгерским врачом Бенкертом. К сожалению, он ошибался, считая гомосексуализм врожденным, причудой природы. Он писал: " В дополнении к нормальному сексуальному побуждению в мужчине и женщине природа в своем независимом расположении духа наградила при рождении определенных индивидов мужского и женского полов гомосексуальным побуждением, ставя их, таким образом, в сексуальную зависимость, которая делает их психически и физически неспособными, даже если они крайне этого хотят, к нормальной эрекции. Это побуждение заранее вызывает прямой ужас у лиц противоположного пола, и жертва такой страсти находит для себя невозможным подавить то чувство, которое побуждают в нем индивиды его пола."
В 1862 году Карл Гейнрике Ульрикс ввел слово "урнинга" для лесбиянки и "урнинг" для инвертированного мужчины. Сами эти термины были производными от слова "уранос", означающего "небо", с тем значением, что любовь "урнинга" обладала более возвышенным качеством, чем обычное гетеросексуальное отношение. Ульрикс был одним из первых, уделившим много времени научному исследованию Проблемы сексуальной инверсии.
В 1869 году ученый Вестфаль ввел понятие "противоположно направленное сексуальное чувство", которое было принято и использовалось другими учеными Краффт-Эбингом и Моллем.
Эдвард Карпентер, английский сексолог, ввел термин "гомогенный", означа-
ющий" того же самого типа", как замену слова "гомосексуальный".
Французы и итальянцы пользовались термином "сексуальная инверсия", впервые предложенным Дж. А. Саймодсом в 1883 году. Психиатры же, имеющие дело с гомосексуализмом, проводят различие между скрытым и явным гомосексуализмом, более того, существует невообразимое множество градаций в пределах даже этих двух основных подразделений. Явные гомосексуалисты это люди, которые знают о своих гомосексуальных побуждениях, не делают никаких попыток скрывать свои намерения и будут делать сексуальные предложения лицам своего пола. Скрытые гомосексуалисты могут не знать о наличии подобных "стремлений" в этом направлении, они склонны подавлять эти побуждения, нежели чем давать всю волю своим гомосексуальным желаниям. Те индивиды, которые имели одно или более одного гомосексуального переживания, не могут считаться гомосексуалистами; Некоторые индивиды являются беспорядочно двуполыми в отличие от тех, кто прибегает к интимностям исключительно с членами своего пола. Кинзи ввел следующую гетеросексуальную-гомосексуальную оценочную шкалу:
0.- Полностью гетеросексуальный.
1.- Преобладающе гетеросексуальный, гомосексуальный только случайно.
2.- Преобладающе гетеросексуальный, но гомосексуальный более чем случайно.
3.- Равно гетеросексуальный и гомосексуальный.
4.- Преобладающе гомосексуальный, но гетеросексуальный более чем случайно.
5.- Преобладающе гомосексуальный, но гетеросексуальный только случайно.
6.- Полностью гомосексуальный.
Современные психиатры пользуются термином "сексуальные отклонения" взамен устаревшего термина "сексуальные извращения. Само слово "гомосексуалист" также является неудачным термином, обладающим множеством дополнительных смыслов для разных людей и приводящей к большой путанице. В наши дни многие психиатры склонны согласиться с Кларой Томпсон, которая в статье, озаглавленной " Изменение концепций гомосексуализма в психоанализе", пишет о том, что термин "гомосексуалист", как он использовался в психоанализе, превратился в разновидность корзинки для мусора, в которую свалены все формы отношений со всеми их чувствами, мыслями или же подавлениями любых из них. Короче говоря, все, что каким-либо образом имеет отношение к взаимоотношению, враждебному или дружественному, с индивидом того же пола, может быть названо гомосексуальным. Какую же мысль, при таких обстоятельствах, выражает аналитик для себя, для своей аудитории или для своего пациента, когда говорит, что у пациента имеются гомосексуальные наклонности? Этот термин мало, что проясняет даже для самого аналитика; когда он использует это термин в разговоре с пациентом, то его слова, вместо того, чтобы быть полезными, часто вызывает ужас, так как в обычной речи слово "гомосексуальный" имеет гораздо более специфический смысл и к тому же несет эмоциональную окраску.
Таким образом, мы видим, как вся проблема гомосексуализма нуждается в прояснении и научной оценке.
1.2. Групповой портрет "гомосексуалистов".
Многие люди уверены, что могут безошибочно распознать геев по женственной внешности, высокому голосу, мягким манерам и т.д. Это, конечно, иллюзия. Гетеросексуал может иметь женственную внешность и высокий голос и, тем не менее, быть гетеросексуалом, а мощное тело бодибилдера сплошь и рядом-оболочка, скрывающая застенчивую женственность и гомоэротизм. Среди американских геев и лесбиянок больше людей, имеющих собственное дело, и лиц называемых свободных профессий (18% против11% по С. Ш.А.). Мужчины - геи предпочитают работе на производстве индустрию развлечений и сферу обслуживания (актеры, шоумены, дизайнеры, продавцы и т.д.) В целом это весьма успешная социальная группа. Однако данные об уровне их доходов очень противоречивы. По одним источникам их годовой доход выше среднеамериканского, по другим - ниже, чем у гетеросексуальных мужчин той же профессии и квалификации. В отличие от старой литературы, предлагавшей наличие единого типа "гомосексуальной личности", современная психология считает, что гомосексуальные мужчины и женщины не образуют единого психологического типа, а их психические проблемы и свойства коррелируют с разными телесными и психическими чертами. Феминные, женственные мужчины по целому ряду качеств отличаются от более маскулинных, а невротизм и депрессии, суицидные наклонности и т.п., которые раньше приписывались всем гомосексуалистам, сильнее всего у гендерных дисфориков, которые уже в детстве и отрочестве были недовольны своим полом.
Столь же многообразны их эротические предпочтения и опыты сексуального поведения. Одно из главных отличий мужской сексуальности от женской состоит в ее экстенсивности: мужчины имеют значительно больше сексуальных партнеров, чаще меняют их, легче вступают в случайные безлюбовные связи и т. д. Это имеет под собой не только социальные (господствующее положение мужчин), но и биологические основания (биологическая функция самца-оплодотворить как можно больше самок, остальное его зачастую не касается). По этому критерию (количество и сменяемость партнеров) мужска гомосексуальность не только не выглядит женственной, но оставляет далеко позади даже самых завзятых гетеросексуальных донжуанов. В 1971 году каждый седьмой опрошенный немецкий гомосексуал имел в течение жизни свыше 600, а некоторые (среди 27-35-летних таких было 11%)- свыше тысячи партнеров. В 1987 году под влиянием эпидемии СПИДа среднее число партнеров за последний год перед опросом у немецких гомосексуалистов снизилось в два с половиной раза, доля мужчин и женщин, имевших в течение года от 51 до100 партнеров, уменьшилось с 8,4% до 5%, а имевших свыше 100 партнеров-с 5,7% до 1,7%, Соответственно изменились их представления и установки о норме. Тем не менее, если в 1981 году, больше пяти партнерш за последний год имели около 5% гомосексуальных студентов, то среди гомосексуалов таким числом партнеров мог похвастаться каждый второй.
1.3. Совокупность условий и факторов, влияющих на формирование личности и стиля жизни гомосексуала.
К сожалению, статистические данные не дают полного представления о типах личностей и стилях жизни людей с нетрадиционной сексуальной ориентацией. Сравнивая типы сексуальных отношений, нужно разграничивать их длительность, степень психологической интимности и ролевой диапозон - является ли данная связь только сексуальной или предполагает также общие интересы, совместную деятельность, проживание и т.д. Каждый из этих факторов в отдельности и все они вместе зависят не только от типа личности и ее запросов в данный момент, но и от целой совокупности условий. Например, молодой человек может быть по характеру романтиком-однолюбом, но, если у него нет собственного жилья, то провести в родительский дом и оставить на ночь парня очень трудно (немыслимо). Это заставляет его заниматься сексом в самых разных и не всегда удобных местах. Здесь существует целый ряд цивилизациоонных и одновременно психологических градаций: 1. Анонимный одноразовый секс в общественных туалетах, где партнеры большей частью даже не видят друг друга. 2. Сексуальные контакты с незнакомыми мужчинами и женщинами в банях, саунах, парках, на пляжах, в темных комнатах специальных баров и дискотек. 3. Одноразовый секс в более или менее комфортных условиях дома или гостинице. 4. Сексуальное партнерство, где люди связаны между собой только более или менее регулярным сексом. 5. Более или менее длительные, постоянные партнерские отношения, предполагающие какие-то взаимные обязательства. 6. Сожительство с общим проживанием и домохозяйством. 7. Юридически оформленное домашнее партнерство или однополый брак. Каждая из этих форм отвечает определенным потребностям и имеет своих поклонников и противников. Однополые пары подразделяются по степени их стабильности на постоянные и случайные, а по степени сексуальной исключительности - на закрытые (многамные) и открытые. Закрытые отношения предполагают одного постоянного партнера и полное отсутствие случайных связей. При открытых отношениях наличие постоянного партнера не исключает возможности каких-то иных, временных связей. Например, в Сан-Франциско в начале 1970-х годов 71% всех опрошенных геев (485 человек) и три четверти лесбиянок (211 человек) распределились по следующим 5-ти типам: 1. - Закрытые пары (67 мужчин и 81 женщина) напоминают счастливые браки. Это устойчивые, сплоченные пары, связанные взаимной любовью и общностью интересов. У них меньше всего сексуальных проблем, они не ищут случайных, временных партнеров на стороне, хорошо социально и психологически приспособлены, отличаются высоким самоуважением и значительно реже других гомосексуалов страдают от одиночества.
2. - Открытые пары (120 мужчин и 51 женщина) также живут совместно, но их партнерство не является сексуально-исключительным. Хотя они и привязаны друг к другу, но нередко развлекаются на стороне, испытывая в связи с этим различные тревоги. Их социальная и психологическая адаптированность несколько ниже, чем у первой группы, но значительно выше, чем у остальных гомосексуалов.
3. - Функционалы (102 мужчины и 30 женщин). Их сексуальная активность выше и количество партнеров больше, чем у остальных групп, но их контакты лишены эмоциональной вовлеченности, экстенсивны, часто безличны. Хотя в целом это энергичные, жизнерадостные и преуспевающие люди, их социально-психологическая адаптированность ниже, чем у первых двух типов. 4. -Дисфункционалы (66 мужчин и 16 женщин) больше всего подходят под классический стереотипный образ гомосексуала- невротика. Эти люди не в силах ни принять свою гомосексуальность, ни подавить ее. Для них характерны пониженное самоуважение и наличие множества внешних и внутренних конфликтов, для разрешения которых часто требуется психотерапевтическая помощь. 5. А сексуалы (110 мужчин и 33 женщины) - люди, которые категорически не принимают и всячески подавляют свою гомосексуальность, практически отказываясь от сексуальной жизни. Это крайне осложняет их эмоциональные отношения с другими людьми, заставляя скрываться, порождает чувство одиночества и всевозможные психосексуальные проблемы. Эти люди считают себя несчастными, часто обращаются к врачам и среди них самый высокий процент самоубийств. У гомосексуалов Восточной Германии в 1990 году постоянного партнера имели 56%, причем 48% из них вели общее хозяйство и еще 36% хотели бы его вести. У 35% 30-40-летних мужчин длительность сожительства была свыше трех, у 20% свыше пяти лет и у 10% -свыше 10 лет. В Англии в конце 1980-х годов партнерские отношения имели от 57 до 65% опрошенных геев, их средняя длительность составляла 4 года, максимальная- 38 лет.
1.4. Проблемы психического здоровья у людей с нетрадиционной сексуальной ориентацией.
Старая классическая психиатрия считала всех гомосексуалов психически больными. В 1970-х годах это мнение было опровергнуто, гомосексуальность перестали считать болезнью, и исключили из списка психиатрических диагнозов сначала Американской Психиатрической Ассоциации, а затем и Всемирной организации здравоохранения. Но отсутствие причинной связи между гомосексуальностью и психическими расстройствами не исключает того, что живущие в сложных условиях сексуальные меньшинства чаще, чем гетеросексуалы подвержены разного рода стрессам, что может отрицательно сказываться на их психическом здоровье, включая и склонность к суициду. Однако, научные данные на этот счет противоречивы. У женщин, независимо от их сексуальной ориентации, эмоциональные расстройства и тревожность встречаются чаще, чем у мужчин. По сравнению с гетеросексуальными женщинами, лесбиянки сильнее подвержены депрессии и имеют также более высокую алкогольную и наркотическую зависимость. Разницы в уровне других эмоциональных расстройств и тревожности между этими двумя группами женщин не выявлено. На эту тему следует рассмотреть два новых исследования о психическом здоровье и суицидности среди гомосексуалистов в сравнении с остальными людьми. Первое исследование является лонгитюдным. Его испытуемыми были 1007 новозеландских детей, которых наблюдали до наступления им 21-го года. 78 из них, которых исследователи определили как геев, лесбиянок или бисексуалов, оказались группой повышенного риска для суицидального воображения и поведения, депрессии, тревожности, поведенческих расстройств и никотиновой зависимости. Второе исследование сравнивает психические свойства 48-и пар американских монозиготных и 55-и пар дизиготных близнецов- мужчин, родившихся между 1949 и 1957 годами. Оказалось, что мужчины, которые имели сексуальных однополых партнеров после достижения 18-ти лет (таковых было 120 человек), совершали суицидные попытки в 6,5 раза чаще своих гетеросексуальных братьев, причем этот повышенный риск не объясняется ни общим состоянием их психического здоровья, ни наркотической зависимостью. Большие сомнения вызывает также объединение в одну группу гомосексуальных мужчин и женщин, психические свойства которых во многом различны. Эти данные серьезны и, вызывают научные споры. Старые противники "депатологизации" гомосексуальности, вероятно, усмотрят в них доказательство собственной правоты. Политически консервативные круги припишут психические трудности геев и лесбиянок вредному влиянию гомосексуального стиля жизни. Идеологи геевского движения, наоборот, отвергнут обе эти интерпретации, приписав всё социальному гнёту, который делает геев и лесбиянок несчастными и даже психически больными. На самом деле, пишет Бейли, любые поспешные выводы несовместимы с наукой. Он указывает несколько разных возможностей объяснения полученных данных.
1. Первая возможность - что повышенная склонность гомосексуалов к депрессии и суицидам является следствием "социального гнета". Во враждебном, гомофобском мире молодым людям трудно принять свою сексуальную ориентацию и это, естественно, вызывает у них невротические реакции.
2. Вторая возможность может быть дело не только в "социальном гнете", но и в том, что даже в условиях относительной терпимости индивиду трудно принять свои отличия от большинства в таком существенном вопросе. Геи гораздо более одиноки, чем гетеросексуалы, они чаще оказываются в стрессовых ситуациях, им труднее найти себе постоянного партнера и т.д. И это может способствовать эмоциональным расстройствам даже при отсутствии враждебности со стороны окружающих людей. Если это верно, то даже в самых благоприятных социальных условиях миноритарный статус геев и лесбиянок создает для них психологические трудности и некоторые из этих людей нуждаются в специальной психотерапевтической помощи.
3. Третья возможность - что гомосексуальность представляет собой отклонение от нормального развития и связана с некоторыми другими отклонениями, которые могут вести к психическим нарушениям. Можно не считать гомосексуальность психопатологией и, тем не менее, допускать, что эволюция в целом благоприятствует развитию гетеросексуальности, а гомосексуальность своего рода ошибка развития, связанная с какими-то другими нарушениями. Это может быть подкреплено тем, что гомосексуалы отличаются повышенной эмоциональной неустойчивостью, и т.д. Но это характерно не для всех гомосексуалов. Наиболее высокие уровни депрессии и тревожности обнаруживают те из них, кто имеет или имел в детстве какие-то симптомы гендерной дисфории.
4. Четвертая возможность связывает гомосексуальность с половыми, гендерными особенностями. Известно, что многие гомосексуалы по ряду поведенческих и психических черт отличают "гендерной неконформностью" (феминизированные мужчины и мужеподобные женщины), которая особенно сильно проявляется в детском возрасте, Самая влиятельная этиологическая теория гомосексуальности связывает это с нарушением половой норы пренатальных андрогенов.
5. Возможность подчеркивает влияние особенностей гомосексуального стиля жизни. Мужчины - гомосексуалы не больше других мужчин подвержены опасности ВИЧ-инфекции, но они оказались в группе повышенного риска, потому что а) пользовались рецептивным анальным сексом и б) имели связи с многочисленными партнерами. Точно также геи "Перепредставлены" среди мужчин с нарушениями питания, похожих на традиционно нервную женскую анорексию, не в силу своей гомосексуальности, а потому, что они, подобно женщинам, придают повышенное значение стройности фигуры, чаще увлекаются экзотическими диетами и методами похудения и так далее. Исследования соотношения гомосексуальности и психического здоровья должны быть продолжены, а их выводы - проверены на значительно больших выборках, которые позволили бы учесть: А) Гендерные различия. Недавние исследования суицидального поведения двух больших репрезентативных выборок американских студентов показали, что частота суицидных попыток коррелирует с гомосексуальностью у мальчиков, но не у девочек; Б) Возрастные различия. Данные о юношеской гомосексуальности, как и о юношеских самоубийствах, недаром анализируют отдельно от взрослых. В) Индивидуально-психологические различия, причем не только в уровне гомосексуальности, степени ее исключительности (по школам Кинзи или Клайна), но и в том, связана ли она и насколько тесно с общей гендерной неконформностью индивида. Плохим политикам и самоуверенным журналистам все всегда ясно. 11 октября 1999 года Евгений Лесин со страниц "Книжного обозрения" поведал миру, что алкоголизм, как известно это скрытый гомосексуализм, а любовь к нацисткой символике - это явный гомосексуализм. Ученым и врачам свойственно размышлять и сомневаться.
1.5. Психологические и социальные проблемы гомосексуалов больных СПИДом.
По сравнению с людьми, инфицированными при гетеросексуальных контактах или при переливании крови, ВИЧ - инфицированные и больные СПИДом гомосексулы гораздо сильнее выделяются в обществе и часто отгораживаются от него. ВИЧ - инфицированные и больные СПИДом гомосексуалы, создают для себя, наряду с венерологическими проблемами, дополнительные психологические, психосоциальные и социальные проблемы. Во-первых, они независимо от их иммунного статуса, отмечены своей принадлежностью к группе "гомосексуальных мужчин", (т.е. дискредитированы наклеенным обществом ярлыком). Во-вторых, они подвергаются "дополнительной" дискриминации как ВИЧ - инфицированные - больные СПИДом - независимо от их сексуальных предпочтений. В третьих, сочетание этих факторов усугубляет и без того много численные проблемы. ВИЧ - инфицированные гомосексуалы решают свои психологические проблемы индивидуально, в зависимости от личностных особенностей и предпочтительных способах разрешения ситуации. "Сколько существует различных людей, столько существует и жизненных ситуаций, в которых оказывается ВИЧ - инфицированный или больной СПИДом гомосексуал" - комментирует священник Aids Hilfe Гуйдо Свиттер. Он знаком со многими людьми, которые говорят, что, только заболев СПИДом, они научились жить счастливо и в полную силу. С другой стороны, встречаются ВИЧ - инфицированные с сильнейшей депрессией и склонностью к суициду. Скрываемая или отрицаемая гомосексуальность усугубляет психологический стресс, связанный с инфицированостью, и негативно влияет на психическое и физическое здоровье. Те гомосексуалы, которые обращаются за социальной помощью, лучше переносят психологический стресс при инфицировании. Конечно, из этого не следует, что у ВИЧ - инфицированных лиц не гомосексуальной ориентации непременно больше психологических проблем, связанных с ВИЧ - инфекцией, но многое указывает на то, что адекватное восприятие собственной гомосексуальности увеличивает шансы лучшей адаптации в ситуации заболевания СПИДом (ВИЧ - инфицирования) и помогает сохранить здоровье. ВИЧ - инфицирование и заболевание СПИДом актуальны не только для лесбиянок, гомосексуалистов и бисексуалов. Лесбиянки в значительно меньшей степени страдают от этих негативных явлений, чем гетеросексуалы - мужчины и женщины, за исключением тех случаев, когда переживают смерть своих друзей геев.
1.6. Христианство и гомосексуальность.
Ни одна из ведущих церквей не признает гомосексуальность в качестве естественной и здоровой формы человеческой сексуальности, за исключением "Общество друзей" ("Квареры"). Церковные ритуалы и службы не учитывают потребности лесбиянок и геев. Босвелл приводит примеры редких исключений из этого правила. Фактически существование и потребности лесбиянок и геев игнорируются ведущими церквями, какая-либо ценность их существования отрицается, а стиль жизни подвергается суровому осуждению. В лучшем случае служители церкви относятся к ним в соответствии с формулой: "Господь любит грешников, не ненавидит грех". Ватикан провозгласил, что "гомосексуалисты порочны по своей природе и греховны в своей любви". Это ненамного отличается от взглядов пророка Мохаммеда, считавшего, что "Аллах проклял того, кто вступает в этот греховный акт…". Подобная оценка гомосексуальности делает чрезвычайно проблематичным получение лесбиянками и геями какой-либо либо духовной помощи со стороны ведущих мировых конфессий". Христианство, представленное учениями и практиками главных церквей, как правило, обнаруживает неспособность решать вопросы человеческой сексуальности. Иудаизм и ислам, имеющие с христианством общие корни, ни в своих догматах, ни в религиозных практиках не оставляют места для духовности лесбиянок и геев. Большинство восточных религий также характеризуются нетерпимым отношением к гомосексуальности, и, как правило, обходят стороной проблемы сексуальности, исключая вопросы семьи и брака. Нельзя игнорировать тот же факт, что религия оказывает негативное воздействие на лесбиянок, геев, воспитанных в определенных традициях. Простое использование гуманистического подхода в ряд ли будет достаточным, поскольку не учитывает духовных потребностей человека. Весь процесс духовного развития необходимо рассмотреть с точки зрения конкретного человека и в случае необходимости критически пересмотреть его, применив систему взглядов и ценностей клиента и психотерапевта. Как уже отмечалось, ортодоксальные церкви отрицают ценность опыта лесбиянок и геев и не допускают их к церковным ритуалам. Также церкви, например, не венчают партнеров по гомосексуальному браку, даже если те считают себя их прихожанами и выражают желание пройти этот обряд. Церковь хоронит лесбиянок и геев, но при этом обряд отпевания не совершается. Гомосексуальные отношения заключают в себе угрозу для осуществления церквям контроля над отношениями их прихожан. В прошлом лесбиянки и гомосексуалисты отвечали на это тем, что попросту отказывались следовать религиозным взглядам, в частности христианским. Однако распространение СПИДа заставило их отстаивать ценность своего духовного опыта, а также право на участие в церковных ритуалах и церемониях. Большинство лесбиянок и геев при этом хотят не просто принять ортодоксальные религиозные представления и практики, отражающие их неповторимый опыт и стиль жизни. Также церкви, как американские "Церковь Достоинства", "Общинная Церковь Метрополии", Движение лесбиянок и геев - христиан в США, а также "Церковь поисков", действующая в Великобритании, являются лишь отдельными образцами происходящих изменений. Публикации Джона Макрила и Элизабет Стюарт представляют собой великолепные примеры новой системы религиозных представлений.
1.7. Возраст вступления в гомосексуальные связи.
В Великобритании возраст вступления в разрешенные законом гомосексуальные связи снижен с 21 до 18 лет. Это произошло в результате активного лоббирования интересов сексуальных меньшинств и политических компаний, проводимых гомосексуальным сообществом. Оно добивалось установления возрастной "Планки", равной той, что установлена для гетеросексуалов, то есть 16 лет. Неравенство лишь способствует снижению самооценки молодых людей и мешает представителям социальных служб оказывать им необходимую помощь. До сих пор не было проведено никаких исследований влияния сексуальных отношений на психическое и физическое здоровье молодых людей до 18 лет. Учитывая, что при обследовании 151 чел - подростка средний возраст вступления в сексуальные отношения составлял 14 лет, в то время как средний возраст определения ими себя в качестве геев составлял 19 лет (а "обнаруживают" себя еще позднее - в 21, 6 года). Койл (Coyle, 1994) указывает на высокую вероятность стресса, переживаемого молодыми геями.
1.8. Воспитание детей в семьях гомосексуалов.
Многие лесбиянки и геи имеют детей, а потому есть смысл разобраться, каким образом они приходят к этому решению. Лесбиянки и геи - в зависимости от конкретной ситуации - сталкиваются с различными проблемами, что заставляет их искать способы решения, вряд ли приемлемые для гетеросексуалов. Некоторые женщины становятся лесбиянками после того, как в течение ряда лет жили с мужчинами. Возможно, это связано с тем, что раньше у них не было возможности получить гомосексуальный опыт. Они также могут стать лесбиянками, осознав, что гетеросексуальные отношения их больше не устраивают, поскольку характеризуются неравноправием мужчин и женщин. Будучи матерями, лесбиянки, сталкиваются с определёнными проблемами, которые им предстоит решать в ходе психотерапии. Некоторые из них связаны с построением гомосексуальных отношений, с проявлением враждебного отношения со стороны общества, а также с реакциями ребенка, бывшего партнера или мужа. Многие геи и мужчины - бисексуалы живут с женщинами. Кто-то из них "обнаруживает" свою гомосексуальность, кто-то нет. В период женитьбы некоторые мужчины еще не осознают своей сексуальной идентичности становятся геями в последующем. Другие знают, что они геи (бисексуалы), но не хотят демонстрировать свою гомосексуальность. Поэтому нередко гомосексуалы имеют детей. Геи могут переживать стресс, если мать ребенка проявляет враждебность или иные гомофобические реакции. В этом случае их общение с детьми осложняется. Отчасти это связано с сексисткими стереотипами в отношении мужского поведения и воспитания детей и вызванной ими гомофобией. Некоторые мужчины, чтобы получить возможность общения с детьми обращаются в суд, даже если речь идет о периодических контактах. Вплоть до последнего времени суды ущемляли права лесбиянок и геев, назначая над ребенком опеку, и хотя в настоящее время много меняется, по прежнему отмечаются случаи, когда они утрачивают свои права на детей. Иногда бывшие партнеры женщин пытаются убедить детей в том, что у матерей имеются "сексуальные проблемы", оказывая этим негативное влияние на сексуальное развитие детей. В отдельных случаях они заходят так далеко, что сообщают о сексуальной ориентации женщины там, где она предпочла бы ее скрыть, и создают тем самым дополнительные психологические трудности, как для детей, так и для матери. В дальнейшем наличие этих психологических трудностей может рассматриваться бывшими партнерами в качестве свидетельства неспособности женщины обеспечить ребенку комфортные условия жизни. Реакции ребенка зависят от его возраста, психического состояния, пола, системы ценностей, привязанности к отцу, реакцией отца, от того, насколько ребенок знаком с нетрадиционными семьями и представителями сексуальных меньшинств. Дети не знают, как им следует вести себя в общении со сверстниками и учителями. Они могут испытывать чувство ревности к тем, новым людям, с которыми живут их мать и отец. Далеко не все дети реагируют на сложившиеся обстоятельства негативно. Их реакции могут быть разнообразными, в некоторых случаях дети взрослым оказывают поддержку. Мало того, что создание новой семьи чревато дополнительными нагрузками, оно осложняется ещё и отсутствием подходящих ролевых моделей. Многое зависит от того, кто будет новым партнёром отца или матери ребёнка, каковы установки этого человека, как всё это скажется на формирующейся сексуальной идентичности и роли родителей. Между ребёнком и новой партнёршей его матери происходит "борьба" за мать. Нельзя игнорировать проявления враждебного отношения к семье со стороны окружающих даже в тех случаях, когда клиент сам об этом не говорит. Многое зависит от того, удастся ли новой семье получить помощь со стороны друзей и родственников, а также со стороны окружающих к тому моменту, когда ребёнок разберётся в своих собственных установках и представлениях, связанных с воспитанием детей гомосексуальными парами.
1.9. Рождение детей в гомосексуальных семьях.
Желающие иметь детей лесбиянки и геи испытывают разнообразные чувства из-за того, что в своих взаимоотношениях с партнершами и партнерами не могут зачать ребенка. Способы
©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|