Беременность как первый этап материнства
Одним из важнейших этапов становления материнства является период беременности. Его содержание определяется изменениями самосознания женщины, направленными на принятие новой социальной роли и формирование чувства привязанности к ребенку. По характеру преобладающего переживания многие исследователи делят период беременности на три этапа: 1) принятие женщиной решения о сохранении или прерывании беременности, 2) начало движения плода, 3) подготовка к родам и появлению ребенка в доме. В период после рождения происходит психологическое принятие ребенка как независимой личности и адаптация к нему. Каждая беременность сопровождается нормативным семейным кризисом и оканчивается принятием нового члена семьи. В соответствии с темой нашей работы подробно рассмотрим первый обозначенный период беременности, во время которого принимается решение о сохранении плода или избавлении от него, т.е. отказ от материнства. Медицинское определение беременности: беременность - физиологический процесс в организме женщины при котором из оплодотворенной яйцеклетки развивается плод. Психологический, гуманистический, культурологический подходы, да даже бытовой, считают, что рождение ребенка никогда не было чисто биологическим феноменом (хотя были попытки редукции функции материнства исключительно к биологическому началу, в частности, в фашистской Германии). Но это исключение, окончившееся крахом. Что касается современности, то рождение ребенка является событием, вовлекающим не только родителей ребенка, но и различные социальные и медицинские службы, государственные органы и коммерческие организации. Беременность с социокультурной и психологической точки зрения является первым этапом материнства, на протяжении которого вызревает не только плод, в утробе матери, но и вызревает сама мать, та часть личности женщины, которая в последующем будет выполнять материнские функции. Именно в период беременности актуализируются те установки, поведенческие и культурные стереотипы, которые будут определять тот или иной тип материнства.
Основоположник психоанализа З. Фрейд рассматривал беременность как реализацию женщиной комплекса кастрации. По Фрейду, прикладывая ребенка к груди, женщина компенсирует отсутствие у нее пениса - предмета подсознательной зависти к мужчине. Женская зависть реализуется тогда, «когда желание иметь пенис замещается желанием иметь ребенка; ребенок, таким образом, согласно эквивалентам древней символики, занимает место пениса». Поэтому, с позиций психоанализа рождение ребенка является для женщины важнейшим условием самореализации, завершением психосексуального развития. Оказывает саногенное влияние на психику некоторых невротичных женщин. Современный психолог психоаналитического направления Д. Пайнз, развивая представления Фрейда, полагает, что беременность сама способна порождать глубокие личностные конфликты, что связанно с кризисом самоидентичности женщины и амбивалентностью ее переживаний. Конфликтными точками в данном случае являются: отношения беременной и ее матери и отношение к ребенку. Причем, субъективно важным является не реальная мать, а внутренний интроецированный образ матери, и соответственно, влияние этого образа на внутренний мир беременной. То же самое можно сказать и о внутреннем образе ребенка. «Беременность – это важный этап решения задачи отделения от матери и индивидуализации, задачи, которую женщина решает всю свою жизнь. Когда в юности девушка вступает в свою собственную сексуальную жизнь, она подтверждает тем самым свои права на свое тело и ответственность за него».
С психоаналитической точки зрения аборт – показатель неспособности женщины стать матерью. У беременной женщины два варианта – она может «удерживать плод внутри себя, защищая его и позволяя ему месяц за месяцем расти и созревать, или же она может отвергнуть его выкидышем или абортом. Незавершенная беременность и отказ от рождения живого ребенка (по бессознательным мотивам (выкидыш) или в силу сознательного решения сделать аборт) для каждой женщины имеет индивидуальное значение». Для некоторых женщин, по мнению исследовательницы, сознательное или бессознательное желание забеременеть вовсе не имеет конечной целью материнство. Беременность для них может быть бессознательным средством подтверждения женской сексуальной идентичности или взрослости, физической зрелости. На эмоциональный исход беременности влияет взаимодействие фантазии и реальности в сознании беременной. «Плод представлен в фантазиях, сновидениях или реальности не как ребенок, а, скорее, как аспект плохого Собственного Я или как плохой внутренний объект, который следует изгнать. Анализ таких пациенток открывает нам их раннедетские отношения с матерью: они до предела заполнены фрустрацией, гневом, разочарованием и виной. Утрата плода в результате выкидыша или аборта для них, скорее, облегчение, а не потеря. Внутри них словно продолжает сидеть плохая мать и не разрешает своей дочери самой стать матерью». В психоанализе сложилась традиция рассмотрения беременности с одной стороны как вершины полоролевого и психосексуального развития женщины, а с другой стороны как состояния могущего порождать глубокий личностный кризис. Этот подход поддерживается в работах современных отечественных психологов. Так Н.В. Боровикова рассматривает беременность как акме женщины, расцвет ее женского потенциала. При этом в мотивационной структуре желательности и сохранения беременности исследователем выделяются как подсознательная мотивация, так и сознательные мотивы, определяемые культурно - историческим временем как сохранение отношений с партнером, соответствие социальным ожиданиям.
Процесс беременности имеет медицинскую, эмоциональную и социально-психологическую составляющие, которые Н.В. Боровикова называет «синдромом беременности», симптомы и новообразования которого, по ее мнению, имеют универсальный характер. Сюда относятся: осознания себя беременной, симптом принятия решения, симптом нового «Я», симптом эмоциональной лабильности, симптом противоречивого отношения к беременности, симптом принятия новой жизни в себе, симптом перинатальной дисморфофобии, симптом завышенных притязаний по отношению к другим. Исследователь считает, что синдром беременности переживается женщиной на бессознательном уровне и именно этот факт является основным источником негативных переживаний. «Знание о самой себе и о сопровождающих беременность соматических и психических состояниях создает благоприятный психоэмоциональный фон протекания беременности, способствует личному взрослению женщины, укреплению и обогащению ее психики новым уровнем психологических самооценок». В период беременности изменяется социальная позиция женщины как в макро - так и в микро-сообществе, она уже не активный член социума, уже не ребенок своих родителей, но еще и не мать, в ее отношениях с отцом ребенка требуются новые формы и роли, ей предписываются новые виды отношений с врачами и работниками социальных служб. Также беременность приносит изменения на когнитивном и экзистенциальном уровне. Состояние беременности является экзистенциальной ситуацией, затрагивающей все жизненные основания женщины, обуславливающей глубокие изменения самосознания, отношения к себе, другим, миру. В период беременности происходят переоценка ценностей и смысложизненных приоритетов, переориентация в плане выполняемых социальных ролей и взаимоотношений с другими людьми. Осознание и принятие факта беременности является отправной точкой для развития творческой адаптации к новой жизненной ситуации. Изменяется позиция в мире - женщина чувствует себя причастной к акту творения, выходит на уровень надличностных переживаний, становится Матерью (хотя данный уровень переживаний не всегда осознается, как таковой, однако он находит свое выражение в ощущении значительности собственной миссии и требовании признания этого факта от окружающих).
А.И. Захаров, Н.П. Коваленко полагают, что наибольшие изменения претерпевает эмоциональная сфера беременной женщины. «Именно эмоциональный стресс является основной причиной негативных нарушений в состоянии здоровья матери и плода». Беременность рассматривается как сложное психоэмоциональное состояние и вследствие этого для подготовки к роли матери и успешного прохождения беременности и родов, необходима своевременная психологическая поддержка беременных женщин, психокоррекция эмоционального состояния и активизация творческого потенциала. У беременной женщины часто отмечается эмоциональная дезадаптация (проявляется в колебаниях фона настроения). Уже сама по себе беременность является сильным физическим и эмоциональным стрессом, а если по каким-то причинам она нежелательна, то стресс, соответственно, будет ещё сильнее. Особо уязвимы беременные для воздействия психотравмирующих факторов. Психотравматизация касается тех ситуаций, которые в прошлом не были актуальны. Н.П. Коваленко называет следующие психологические факторы, способствующие эмоциональному стрессу при беременности: тревожность, мнительность, впечатлительность, эгоцентризм, страх боли. Как пишет Е.В. Фисун, «беременность сложное, психологически многогранное состояние… Происходящие с женщиной физические, гормональные, социальные изменения влияют на ее эмоциональное состояние, ее отношение к себе, будущему ребенку и окружающему миру». Для переживаний беременной женщины характерны колебания настроения, воскрешение прежних тревог, фантазий, незавершенных конфликтов. Женщина становится более сензитивной, нуждающейся в поддержке окружающих. Эмоциональный фон беременной женщины определяют многие факторы: - особенности психики, - отношения в браке, собственной семье, - семейная история (родительской семьи), - физическое состояние и самочувствие, - общественные нормы и ценности, - текущие события, происходящие во время беременности. Социальные неурядицы и проблемы могут вызвать острый стресс у беременной женщины, могущий показаться мужчине или небеременной женщине неадекватной реакций на раздражитель. В исследовании Е.Г. Ветчаниной, Г.В. Залевского, Г.Б. Мальгиной был отмечен важный факт, что в состоянии острого стресса у беременной фиксируется высокий уровень тревожности и психической ригидности. При наличии хронических стрессоров (психотравмирующие ситуации) характерны различные невротичные расстройства, высокая личностная тревожность, психическая ригидность, либо выраженная астенизация организма, реакция «ухода», отрицание проблем.
Не только психология, но и официальная медицина признает, что психоэмоциональное состояние женщины в период беременности меняется. Даже в случае благоприятного физиологического протекания беременности, спокойной и доброжелательной домашней обстановке, положительном отношении отца будущего ребенка и других членов семьи к факту беременности, характер женщины временно меняется. Она становится более беспокойной, озабоченной, мнительной. Это связано с функциональной перестройкой организма. Понимание особого психологического состояния женщины в период беременности отражено в Приказе «О совершенствовании акушерско-гинекологической помощи в амбулаторно-поликлинических учреждениях», где указывается, что «интерьер кабинета для проведения групповых занятий должен создавать у слушателей психологический комфорт». Таким образом, современное изучение беременности в различных научных парадигмах, разными специалистами, исходит из признания того, что изменения происходящие в женском организме во время беременности затрагивают все системы, в том числе и психологическую сферу. Д. Пайнз выделяет два типа индивидуального реагирования на беременность: у одних женщин сразу наступает пассивность и появляется ощущение высшей удовлетворенности, других наступает легкая депрессия и возрастает физическая активность. В отечественных исследованиях в рамках теории деятельности выделяет более сложная система стилей переживания беременности и система отношений. В качестве значимых выделены следующие отношения: отношение к себе (и в частности как очень важный аспект самоотношения отношение к собственному телу), к отцу ребенка, к вынашиваемому ребенку. О.С. Васильева и Е.В. Могилевская считают, что эти три типа отношений более всего влияют на протекание беременности, родов, эмоциональное состояние женщины и благополучие ребенка. В тех случаях, когда наблюдается отрицательная динамика этих видов отношений течение беременности и родов осложняется, в послеродовой период наблюдаются трудности в установлении контакта с ребенком и низкая мотивация самой заботиться о нем. Стиль переживания беременности включает: физическое и эмоциональное переживание момента идентификации беременности, переживание симптоматики беременности, динамика переживания симптоматики по триместрам беременности, преимущественный фон настроения по триместрам беременности, переживание первого шевеления, переживание шевелений в течение всей второй половины беременности, содержание активности женщины в третий триместр беременности. Г.Г. Филиппова выделяет 6 стилей: 1) Адекватный. Идентификация беременности без сильных и длительных отрицательных эмоций; живот нормальных размеров; соматические ощущения отличны от состояний не беременности, интенсивность средняя, хорошо выражена; в первом триместре возможно общее снижение настроения без депрессивных эпизодов, во втором триместре благополучное эмоциональное состояние, в третьем триместре повышение тревожности со снижением к последней неделе; активность в третьем триместре ориентирована на подготовку к послеродовому периоду; первое шевеление ребенка ощущается в 16-20 недель, переживается положительно, приятно по соматическому ощущению; последующие шевеления четко отличны от других ощущений, не характеризуются отрицательными соматическими и эмоциональными переживаниями 2) Тревожный. Идентификация беременности тревожная, со страхом, беспокойством, которые периодически возобновляются; живот слишком больших или слишком маленьких по сроку беременности размеров; соматический компонент сильно выражен по типу болезненного состояния; эмоциональное состояние в первый триместр повышенно тревожное или депрессивное, во втором триместре не наблюдается стабилизации, повторяются депрессивные или тревожные эпизоды, в третьем триместре это усиливается; активность в третьем триместре связана со страхами за исход беременности, родов, послеродовый период; первое шевеление ощущается рано, сопровождается длительными сомнениями, или, напротив, четкими воспоминаниями о дате, часе, условиях, переживается с тревогой, испугом, возможны болезненные ощущения; дальнейшие шевеления часто связаны с тревожными ощущениями, тревогой по поводу здоровья ребенка и себя, характерна направленность на получение дополнительных сведений, патронаж. 3) Эйфорический. Все характеристики носят неадекватную эйфорическую окраску, отмечается некритическое отношение к возможным проблемам беременности и материнства, нет дифференцированного отношения к характеру шевеления ребенка. Обычно к концу беременности появляются осложнения. Проективные методы показывают неблагополучие в ожиданиях послеродового периода. 4) Игнорирующий. Идентификация беременности слишком поздняя, сопровождается чувством досады или неприятного удивления; живот слишком маленький; соматический компонент либо не выражен совсем, либо состояние даже лучше, чем до беременности; динамики эмоционального состояния по триместрам либо на наблюдается, либо отмечается повышение активности и общего эмоционального тонуса; первое шевеление отмечается очень поздно; последующие шевеления носят характер физиологических переживаний, к концу беременности характеризуются как доставляющие физическое неудобство; активность в третьем триместре повышается и направлена на содержания, не связанные с ребенком. 5) Амбивалетнный. Общая симптоматика сходна с тревожным типом, особенностью являются резко противоположные по физическим и эмоциональным ощущениям переживания шевеления, характерно возникновение болевых ощущений; интерпретация своих отрицательных эмоций преимущественно выражена как страх за ребенка или исход беременности, родов; характерны ссылки на внешние обстоятельства, мешающие благополучному переживанию беременности. 6) Отвергающий. Идентификация беременности сопровождается резкими отрицательными эмоциями; вся симптоматика резко выражена и негативно физически и эмоционально окрашена; переживание всей беременности как кары, помехи и т.п.; шевеление окрашено неприятными физиологическими ощущениями, сопровождается неудобством, брезгливостью; к концу беременности возможны всплески депрессивных или аффективных состояний. Время беременности является, с одной стороны, наиболее продуктивным для личностного роста и развития сложившихся отношений, с другой стороны, наиболее опасным для развертывания негативных жизненных сценариев и деструктивных отношений, как у матери, так и у ребенка.
©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|