Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Предварительное расследование

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ........................................................................................................ 2

1. ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ РАССЛЕДОВАНИЕ........................................... 4

2. ОРГАНЫ ДОЗНАНИЯ................................................................................ 5

3. ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ ДОЗНАНИЯ............................................... 8

ЗАКЛЮЧЕНИЕ............................................................................................... 11

ЛИТЕРАТУРА................................................................................................. 12


ВВЕДЕНИЕ

 

 

Выявление и расследование преступ­лений — виды правоохранительной деятельности, между ко­торыми провести четкую грань практически крайне трудно. Вы­явить преступление — значит обнаружить (установить, зафиксировать, обозначить и т. д.) действие или бездействие, со­бытие, содержащее признаки, характеризующие его как преступ­ление, то есть действие (бездействие, событие), которое в уголовном законе (УК) описывается (квалифицируется) в качестве преступного.

Нередко выявление факта, содержащего признаки преступ­ления, не требует особых усилий. О нем становится известно как бы само собою: о его происшествии сообщают люди или органи­зации, которые потерпели негативные последствия от чьих-то вредоносных действий (подожжен и сгорел дом, похищено или повреждено имущество, причинены телесные повреждения или нанесен какой-то иной вред здоровью, лишен жизни знакомый или близкий человек, угнан автомобиль и т. д.). В этих случаях факт совершения преступления считается выявленным с того момента, когда о нем узнает от заинтересованных лиц соответ­ствующий государственный орган (чаще всего это милиция) и после проверки полученной информации убедится, что событие состоялось. И это должно быть зарегистрировано в установлен­ном порядке, что может послужить основанием для производст­ва в дальнейшем деятельности, именуемой расследованием.

Однако во многих случаях факт совершения преступления тщательно скрывается, и для его выявления требуются усилия компетентных органов. Чтобы выявить, скажем, банковские ма­хинации или махинации иных коммерческих организаций, при­чиняющие ущерб своим ничего не подозревающим вкладчикам или потребителям, нужно проводить требующую большого на­пряжения и высококвалифицированную работу. Не меньшего напряжения требует также определение судьбы внезапно исчез­нувшего человека, установление изощренно скрываемых шпион­ских акций и т. д. В таких случаях выявление признаков преступления требует от тех, кто этим занимается, специальной под­готовки, технической оснащенности и хорошо продуманной орга­низации. Оно протекает как система добротно спланированных действий, которые на определенном этапе трансформируются в расследование факта, содержащего признаки преступления. Та­кие действия в зависимости от конкретных обстоятельств и со­держания выявляемых фактов могут называться по-разному— разведывательными, контрразведывательными, а чаще всего опе­ративно-розыскными, поскольку последние имеют обычно дело с подавляющим большинством совершаемых преступлений.

Выявление преступления необязательно предшествует его расследованию. Сравнительно часто по ходу уже идущего рас­следования одного преступления обнаруживаются факты, свиде­тельствующие о других преступлениях. В таких случаях совсем невозможно четко отграничить выявление действий, содержа­щих признаки преступления, отих расследования.

Расследование уголовных дел часто называют предваритель­ным расследованием. Обусловлено это тем, что оно приводит к предварительным выводам и предшествует разбирательству в суде уголовных дел. Предварительное расследование представ­ляет собой деятельность особо уполномоченных государством органов по установлению события преступления, по розыску и изобличению виновного или виновных в совершении преступле­ния, по возмещению причиненного преступлением ущерба и принятию мер по устранению причин совершенного преступ­ления и предупреждению новых.[1]

 


ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ РАССЛЕДОВАНИЕ

 

 

Действующий УК устанавливает две формы предварительного расследования: предварительное следствие и дознание. При этом предварительное следствие рассматривается как обычная форма предварительного расследования, а дознание - как особая его форма, предусматривающая изъятия из обычного порядка производства предварительного расследования.

Основанием для такого разделения являются: 1) общественная опасность совершенного преступления, исходя из положений ст.15 УК. Предварительное следствие проводится по всем без исключения деяниям, относящимся к категории тяжких и особо тяжких преступлений; 2) состояние вменяемости субъекта уголовно-правовых отношений, исходя из которого ч.1 ст.434 УПК устанавливает обязательность производства предварительного следствия в отношении лица, совершившего запрещенное УК деяние в состоянии невменяемости, или лица, у которого после совершения преступления наступило психическое расстройство, делающее невозможным назначение наказания или его исполнение (ч.1 ст.434); 3) предметная (родовая) подследственность, предусматривающая производство дознания по отдельным видам преступлений небольшой и средней тяжести (ч.3 ст.150 УПК), и производство предварительного следствия по видам преступлений, указанным в ч.2 ст.151; 4) письменное указание прокурора о производстве дознания по УД об иных, кроме перечисленных в ч. 3 ст.150 УПК, преступлениях небольшой и средней тяжести.

В качестве специального основания производства предварительного следствия ч.4 ст.150 УПК предусматривает право прокурора на изъятие любого УД у органа дознания и передачу его следователю для производства предварительного следствия.

В отличие от УПК РСФСР новый УПК исключил из оснований производства предварительного следствия обязательность его проведения по всем без исключения УД о преступлениях, совершенных несовершеннолетними. Это решение обусловлено значительным расширением прав участников уголовного процесса, в том числе представителя несовершеннолетнего обвиняемого (подозреваемого), введением обязательности участия в УД защитника, если обвиняемый (подозреваемый) является несовершеннолетним (п.2 ч.1 ст.51 УПК), а также фактическим участием защитника в УД (с учетом совокупности положений ст.46, 47, 49, 51 и 52 УПК) с момента его возбуждения.

Одновременно ч.3 ст.150 УПК значительно (с 57 до 96) расширила перечень статей УК РФ о преступлениях небольшой и средней тяжести, по которым предусмотрено производство предварительного расследования в форме дознания.[2]

ОРГАНЫ ДОЗНАНИЯ.

 

 

Действующий УПК предусматривает два вида органов предварительного расследования: следователи и органы дознания. Статья 40 УПК определяет исчерпывающий перечень государственных органов и должностных лиц, которые уполномочены осуществлять в качестве органов дознания отнесенную к их компетенции уголовно-процессуальную деятельность. Согласно п.1 ч.1 этой статьи органами дознания являются органы внутренних дел и органы, наделенные правом проведения оперативно-розыскных мероприятий. В соответствии с Федеральным законом "Об оперативно-розыскной деятельности" таковыми помимо органов внутренних дел являются: органы федеральной службы безопасности; федеральные органы налоговой полиции; федеральные органы государственной охраны; органы пограничной службы; таможенные органы; служба внешней разведки РФ.

Впервые функциями органов дознания наделены судебные приставы разных уровней (п.2 ч.1 ст.40 УПК).

Наибольший объем в процессуальной деятельности органов дознания занимает производство предварительного расследования в форме дознания. Оно представляет собой определенную совокупность предусмотренных законом действий и решений органа дознания по уголовному делу. Процессуальные акты органа дознания имеют такое же юридическое значение, как и акты следователя.

Государственные органы и должностные лица, наделенные полномочиями органов дознания, осуществляют процессуальную деятельность наряду с основными функциями. Для всех органов дознания, кроме федеральных органов налоговой полиции, процессуальная деятельность производна от основных функций.

Все органы дознания обладают равными процессуальными полномочиями, но действуют в пределах своей компетенции.

К органам внутренних дел относятся: Министерство внутренних дел, министерства внутренних дел республик в составе РФ; главные управления, управления и отделы внутренних дел краев, областей, автономной области, автономных округов, районов, городов, районов в городах, городах федерального значения, закрытых административно-территориальных образованиях; управления (линейные: управления, отделы, отделения) внутренних дел на железной дороге, воздушном и водном транспорте; управления (отделы) на особо важных и режимных объектах; региональные управления по борьбе с организованной преступностью; Государственная противопожарная служба; иные подразделения, предприятия, учреждения и организации, созданные для осуществления задач, возложенных на органы внутренних дел.

Милиция является основным звеном в структуре Министерства внутренних дел. Она является универсальным органом дознания. Закон не ограничивает ее компетенцию определенными категориями уголовных дел как компетенцию других органов дознания. Милиция обязана принимать любые заявления (сообщения) о преступлениях и разрешать их в порядке, установленном уголовно-процессуальным законом. Милиция может действовать в качестве органа дознания по делу о любом преступлении. Милиция, по общему правилу, не должна подменять другой орган дознания, к компетенции которого относится решение вопроса о возбуждении уголовного дела и производстве дознания по первичному материалу о преступлении. Но если в силу сложившихся условий только милиция может принять меры к установлению и закреплению следов преступления, его пресечению (например, поджога дома), помешать преступнику скрыться, она в соответствии с возложенными на нее обязанностями по охране общественного порядка и борьбе с преступностью начинает действовать в качестве органа дознания. В этом же качестве милиция выполняет поручения и указания следователей по находившимся в их производстве делам, даже если они были возбуждены иными органами дознания.

Милиция подразделяется на криминальную милицию и местную милицию (общественной безопасности). Основными задачами криминальной милиции как органа дознания является предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, по делам о которых обязательно производство предварительного следствия, а также организация и осуществление розыска лиц, скрывающихся от расследования и суда.

Основными задачами местной милиции (общественной безопасности) как органа дознания является предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, по делам о которых производство предварительного следствия не обязательно (см. ст.8 и 9 Закона РСФСР "О милиции").

Процессуальными полномочиями органа дознания обладают начальники криминальной милиции и милиции общественной безопасности, а также территориальных и линейных отделов (отделений) милиции и их заместители. [3]

Начальники органов дознания (милиции) поручают проведение дознания и другой уголовно-процессуальной деятельности подчиненным дознавателям. В системе местной милиции (общественной безопасности) имеются подразделения дознания, состоящие из дознавателей и их начальников. Последние осуществляют организационное руководство дознавателями и не обладают правами органа дознания.

Следует заметить, что в систему МВД до 1 января 2002 г. входила также Государственная противопожарная служба (в соответствии с п.2 Положения о МВД[4]), которая в соответствии со ст.6 ФЗ "О пожарной безопасности" наделена полномочиями на производство дознания по УД, связанным с пожарами. Однако необходимо иметь в виду, что в соответствии с Указом Президента РФ от 9 ноября 2001 г. N 1309 ГПС МВД с 1 января 2002 г. преобразована в ГПС МЧС (ст.1 Указа). Поэтому п.4 ч.1 комментируемой статьи содержит прямое указание о включении ГПС в систему органов дознания.

 Командир воинской части, соединения, начальник военного учреждения действует в качестве органа дознания с момента поступления к нему заявления (сообщения) о преступлении или непосредственного обнаружения признаков преступления, по которому он вправе, при наличии основания, возбудить уголовное дело.

В ведомственном порядке Министерством обороны РФ предусмотрен порядок, в соответствии с которым командир воинской части, соединения, начальник военного учреждения своим приказом назначает из числа подчиненных офицеров дознавателей, которые и осуществляют дознание, а равно другую процессуальную деятельность, относящуюся к компетенции органов дознания.

Компетенция федеральных органов налоговой полиции как органов дознания ограничена делами о налоговых преступлениях (ст.10 Закона РФ "О федеральных органах налоговой полиции"). Полномочиями органов дознания обладают Департамент налоговой полиции РФ, Департамент управления налоговой полиции в республиках, управления, отделы Департамента налоговой полиции автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы, Санкт-Петербурга, органы налоговой полиции городов, районов Санкт-Петербурга, округов Москвы, межрайонные отделы управлений, отделов Департамента налоговой полиции (местные органы налоговой полиции).[5]

Кроме того, в исключительных случаях законодатель возлагает обязанность возбуждать уголовные дела и выполнять неотложные следственные действия на должностных лиц, указанных в ч.3 ст.40.[6]

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...