Различие и взаимосвязь финансового и управленческого учета
Между управленческим и финансовым учетом существуют различия, обусловленные соответствующими целями учета, основные из них представлены в таблице.
Несмотря на различия, управленческий и финансовый учет — взаимно связанные подсистемы бухгалтерского учета организации. Общими для них являются: 1.единые объекты учета; 2.единый подход к выбору целей и задач учета; 3.общепринятые принципы учета; 4.однократное ведение первичной информации для составления отчетности; 5.информационная база учета используется для принятия управленческих решений; 6.использование общих методов (документация, инвентаризация, оценка и калькуляция, группировка объектов учета, отчетность подразделений, внутренняя и внешняя отчетность организации).
1.6. Законодательное и нормативное регулирование бухгалтерского учета в Российской Федерации Ведение бухгалтерского учета осуществляется в соответствии с нормативными документами, имеющими разный статус. Одни из них обязательны к применению, другие носят рекомендательный характер. В настоящее время в России сформирована 4-х уровневая система нормативного регулирования бухгалтерского учета: Первый уровень (законодательный) составляют законы и иные законодательные акты (Кодексы: налоговый, гражданский, бюджетный; Федеральные законы; указы Президента, постановления Правительства), которые регулируют постановку учета в организации. Данные документы устанавливают единые правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета в РФ. Например, Федеральный закон «О бухгалтерском учете» №402-ФЗ от 06.12.2011 г., который закрепляет обязательность ведения и организации бухгалтерского учета юридических лиц.
Второй уровень составляют положения по бухгалтерскому учету. Их разрабатывает Минфин РФ. Они устанавливают принципы, базовые правила ведения бухгалтерского учета отдельных объектов и на отдельных его участках, порядок составления и представления бухгалтерской отчетности. Например, ПБУ 6/01 «Учет основных средств», утвержденное приказом Минфина РФ от 30.03.01г. №26н; «Положение по ведению бухгалтерского учета и отчетности в РФ», утвержденное приказом Минфина РФ от 29.07.1998г. №34н. Третий уровень составляют различные инструкции, рекомендации, методические указания, которые издает Минфин РФ, ЦБ РФ, Федеральная комиссия по ценным бумагам (ФКЦБ). Они предназначены для интерпретации и детализации положений нормативных актов первого и второго уровня. Одним из важнейших документов этого уровня является План счетов бухгалтерского учета и инструкция по его применению. Например, «Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств», утвержденные приказом Минфина РФ от 13.06.95г. №49. Четвертый уровень занимают рабочие документы организации, формирующие направленность ведения бухгалтерского учета в методическом, техническом и организационном аспектах. На их основе, а также на основе общеустановленных правил и принципов формируется учетная политика организации, подходы к раскрытию бухгалтерской информации в отчетах. Такие документы разрабатывает сама организация. Например, рабочий план счетов, учетная политика, порядок документооборота, формы внутренней отчетности. Таким образом, система нормативного регулирования бухгалтерского учета в России должна обеспечить формирование полной и достоверной информации о финансово-хозяйственной деятельности организации, потребителями которой выступают различные ее пользователи.
Контрольные вопросы: 1. Понятие, цель и задачи бухгалтерского учета. 2. История возникновения бухгалтерского учета.
3. Основные нормативные документы, регулирующие бухгалтерский учет в Российской Федерации. 4. Понятие, цель и основные различия финансового и управленческого учета. 5. Значение бухгалтерского учета для управления предприятием.
Рекомендуемая литература: 1. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций. Инструкция по его применению. 2. Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете». 3. Адыкаева Е.Н. Теория бухгалтерского учета в схемах и таблицах: учебное пособие / Е.Н. Адыкаева. Новосибирск: Новосибирский гос. архитектурно-строительный ун-т, 2012. 4. Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет: Учебник. – М.: Инфра-М, 2012. 5. Соколов Я.В. Основы теории бухгалтерского учета. – М.: Финансы и статистика, 2012. 6. Соколов Я.В., Соколов В.Я. История бухгалтерского учета. – М.: Финансы и статистика, 2010. 7. Шеремет А.Д. Теория экономического анализа: учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению подготовки 521600 "Экономика" / А. Д. Шеремет. 3-е изд., доп. Москва: ИНФРА-М, 2011.
Интернет – ресурсы: 1. www.minfin.ru 2. www.glavbukh.ru 3. www.consultant.ru Тема 2. Принципы бухгалтерского учета, его предмет и объекты Краткий план лекции: 2.1. Принципы бухгалтерского учета и критерии их формирования. 2.2. Ключевые понятия (термины) бухгалтерского учета: активы, обязательства, капитал, доходы, расходы. 2.3. Предмет бухгалтерского учета, его объекты. 2.4. Классификация средств предприятия по составу, размещению и источникам образования.
2.1. Принципы бухгалтерского учета и критерии их формирования Организация бухгалтерского учета должна осуществляться на предприятии в соответствии с основными принципами. Все принципы бухгалтерского учета подразделяются на допущения и требования. Существует 4 допущения бухгалтерского учета: 1) допущение имущественной обособленности – означает, что активы и обязательства данной организации существуют обособленно от активов и обязательств ее собственников и других организаций. 2) допущение непрерывности деятельности организации – предполагает, что организация будет продолжать свою деятельность в обозримом будущем, и у нее нет необходимости ликвидации и, значит, обязательства будут погашаться в обычном порядке. 3) допущение последовательности применения учетной политики – означает, что выбранная организацией учетная политика применяется последовательно от одного отчетного года к другому. Изменение учетной политики возможно в случае изменения законодательства РФ или существенного изменения условий деятельности.
4) допущение временной определенности фактов хозяйственной деятельности (принцип начисления) – предполагает, что хозяйственные операции относятся к тому отчетному периоду, в котором они произошли, независимо от времени поступления денежных средств или их уплаты, связанных с этими операциями. К основным требованиям относятся: 1) требование полноты и достоверности – означает необходимость отражения в бухгалтерском учете всех хозяйственных операций в соответствии с требованиями законодательных и нормативных актов. 2) требование своевременности – означает необходимость отражения хозяйственных операций в том месяце, в котором они произошли. 3) требование непротиворечивости – означает тождество данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета. 4) требование осмотрительности – означает большую готовность к признанию в бухгалтерском учете расходов и обязательств, чем возможных доходов и активов, недопуская создания скрытых резервов. 5) требование нейтральности – бухгалтерская информация может быть признана нейтральной, если при ее формировании было исключено удовлетворение интересов одних групп пользователей информации в ущерб другим. 6) требование приоритета содержания перед формой – предполагает отражение в бухгалтерском учете фактов хозяйственной деятельности, исходя не столько из их правовой формы, сколько из экономического содержания фактов и условий хозяйствования. 7) требование рациональности – означает необходимость рационального экономического учета, исходя из условий хозяйственной деятельности, величины организации и объема информации для принятия решений. 8) требование существенности – предполагает формирование информации об отдельных активах, обязательствах, доходах и расходах обособленно в случае их существенности. Показатель признается существенным, если информация, которая в нем содержится, повлияет на принимаемое пользователем решение.
2.2. Ключевые понятия (термины) бухгалтерского учета: активы, обязательства, капитал, доходы, расходы К основным понятиям бухгалтерского учета, согласно нормативному регулированию, относятся: 1. Активы – это имущество организации, представляющее собой совокупность материальных ресурсов, денежных средств, причитающихся организации выплат (дебиторская задолженность), финансовых вложений и затрат, необходимых для осуществления хозяйственной деятельности организации. 2. Обязательства – представляют собой часть стоимости имущества организации, приобретенного в счет обязательства вернуть поставщику, банку или другому кредитору деньги или ценности, эквивалентные стоимости такого имущества. 3. Капитал – это имущество, которым располагает организация, в результате совокупности вложений ее собственников. 4. Доходы – это результаты хозяйственных операций, приводящие к увеличению собственного капитала. 5. Расходы – это результаты хозяйственных операций, приводящие к уменьшению собственного капитала. 6. Финансовые результаты – показатель хозяйственной деятельности организации, который возникает в результате сопоставления совокупности результатов хозяйственных операций, возникающих при осуществлении процессов деятельности.
2.3. Предмет бухгалтерского учета, его объекты Предметом бухгалтерского учета является производственно-хозяйственная и финансовая деятельность предприятия. Хозяйственная деятельность предприятий включает в себя: 1) хозяйственные процессы и хозяйственные операции (производство, реализация, снабжение). Хозяйственная деятельность организации представляет собой совокупность многообразных хозяйственных операций. Хозяйственные операции представляют собой отдельные действия, вызывающие изменения в объеме, составе, размещении и использовании средств, а также в составе и назначении источников этих средств. 2) расчетные отношения (с поставщиками, покупателями, банками, бюджетом и т.д.); 3) кругооборот средств, включающий в себя 4 стадии: процесс заготовления материальных ценностей, процесс производства продукции, процесс реализации готовой продукции, процесс обращения, включающий расчеты с бюджетом и другими организациями; 4) затраты труда и оплата труда; 5) движимое и недвижимое имущество; 6) источники формирования имущества (собственные, заемные и привлеченные). Все операции организации по степени влияния на собственный капитал подразделяются на следующие группы: 1. Операции, увеличивающие собственный капитал. Относятся те, в результате которых уменьшается или не изменяется сумма обязательств организации (например, безвозмездное получение имущества от другой организации по договору дарения); 2. Операции, уменьшающие собственный капитал. Относятся те, в результате которых увеличивается или не изменяется сумма обязательств организации (например, начисление налога на прибыль, подлежащего взносу в бюджет); 3. Операции, не оказывающие влияния на величину собственного капитала. Относятся те, в результате которых происходит одновременное увеличение или уменьшение активов организации и ее обязательств (например, перечислены в бюджет суммы налога на прибыль). Из совокупности хозяйственных операций складываются процессы деятельности организации. В зависимости от своего экономического содержания они подразделяются на: 1. Процесс создания и приобретения средств производства, то есть комплекс хозяйственных операций, связанных с обеспечением организации средствами труда для процесса производства. 2. Процесс заготовления материалов, то есть комплекс хозяйственных операций, связанных с обеспечением организации предметами труда для процесса производства. 3. Процесс производства – комплекс хозяйственных операций, связанных с превращением предметов труда в готовую продукцию. 4. Процесс продаж – комплекс хозяйственных операций по сбыту продукции и доведению ее до потребителя. Объектом бухгалтерского учета является любое явление, которое может быть объективно выражено в стоимостной оценке. Объектами или составными частями предмета являются: - имущество – активы организации; - обязательства организации – источники формирования имущества; - хозяйственные операции, осуществляемые организацией в процессе ее деятельности. 2.4. Классификация средств предприятия по составу, размещению и источникам образования Имущество, то есть активы организации, состоит из внеоборотных и оборотных активов, которые в свою очередь подразделяются на ряд активов. К внеоборотным активам относят: Основные средства – это стоимость движимого и недвижимого имущества, используемого в качестве средств труда при осуществлении финансово-хозяйственной деятельности организации в течение периода, превышающего 12 месяцев (здания, сооружения, рабочие и силовые машины и оборудование, транспортные средства и т.д.). Нематериальные активы – это долгосрочные активы, служащие более 12 месяцев, не имеющие физической основы, но имеющие стоимостную оценку и приносящие доход (исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности, патенты, торговые знаки; организационные расходы – штампы, бумага, как вклад в уставный капитал; деловая репутация). Доходные вложения в материальные ценности – это вложения организации в часть имущества, здания, помещения, оборудование и другие ценности, предоставляемые организацией за плату во временное пользование. Вложения во внеоборотные активы – это долгосрочные инвестиции организации в приобретение земельных участков и объектов природопользования, в строительство и приобретение основных средств, а также создание и приобретение нематериальных активов. Это затраты незавершенного строительства или стоимость неустановленного оборудования. Долгосрочные финансовые вложения – это инвестиции в акции акционерных обществ, в государственные и частные долговые ценные бумаги, уставные капиталы других организаций, предоставленные другим организациям займы, которые осуществляются на срок более 12 месяцев. К оборотным активам относят: Материально-производственные запасы – это сырье, материалы, готовая продукция, незавершенное производство, товары, расходы будущих периодов и т.д. Средства в текущих расчетах (дебиторская задолженность) – это задолженность других организаций или физических лиц данной организации (задолженность покупателей, подотчетных лиц, задолженность учредителей по взносам в уставный капитал, авансы выданные и т.п.). Краткосрочные финансовые вложения – это вложения организации в акции и облигации, займы, в том числе под векселя, денежные средства на срочных депозитных счетах банков и другие финансовые вложения со сроком погашения менее 12 месяцев, также к ним относятся собственные акции, выкупленные у акционеров для их последующей перепродажи или аннулирования. Денежные средства – это сумма денег в кассе, на расчетных, валютных и иных счетах в банках, готовая к дальнейшему обороту. Все имущество организации формируется за счет собственного капитала и обязательств организации. Собственный капитал – это чистая стоимость имущества, определяемая как разница между стоимостью активов организации и ее обязательствами. Уставный капитал – это совокупность вкладов (долей) учредителей, выраженная в денежной форме, при создании организации. Добавочный капитал – это внутренний источник средств организации, который образуется за счет изменения стоимости активов и целевого финансирования собственниками инвестиционных мероприятий (например, в результате переоценки основных средств, за счет эмиссионного дохода). Резервный капитал – представляет собой часть нераспределенной прибыли, зарезервированной на цели, установленные законодательством и учредительными документами организации (образуется, например, для покрытия возможных убытков в будущем). Целевое финансирование – представляет собой источник средств организации, предназначенный для осуществления мероприятий целевого назначения. Данные средства могут поступать от других организаций и лиц, из бюджетов различных уровней. Нераспределенная прибыль – это прибыль, оставшаяся в распоряжении организации с начала ее деятельности за минусом выплат собственникам, создания резервов и других выплат в соответствии с законодательством. Долгосрочные обязательства – это кредиты и займы (в том числе займы, привлеченные путем выпуска и размещения облигаций), срок погашения которых наступает не ранее чем через год. Кредиты выдаю банки, а займы – другие коммерческие организации. Краткосрочные обязательства – это кредиты, займы и кредиторская задолженность, срок погашения которых не превышает 1 года. Кредиторская задолженность – задолженность данной организации другим организациям или физическим лицам (задолженность поставщикам за полученные от них материальные ценности, задолженность перед работниками по заработной плате, задолженность по налогам и сборам, задолженность перед внебюджетными фондами).
Контрольные вопросы: 1. Классификация принципов бухгалтерского учета. 2. Предмет бухгалтерского учета. 3. Объекты бухгалтерского учета. 4. Виды активов организации. 5. Виды источников финансирования предприятия.
Рекомендуемая литература: 1. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций. Инструкция по его применению. 2. Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете». 3. Адыкаева Е.Н. Теория бухгалтерского учета в схемах и таблицах: учебное пособие / Е.Н. Адыкаева. Новосибирск: Новосибирский гос. архитектурно-строительный ун-т, 2012. 4. Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет: Учебник. – М.: Инфра-М, 2012. 5. Соколов Я.В. Основы теории бухгалтерского учета. – М.: Финансы и статистика, 2012. 6. Соколов Я.В., Соколов В.Я. История бухгалтерского учета. – М.: Финансы и статистика, 2010. 7. Шеремет А.Д. Теория экономического анализа: учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению подготовки 521600 "Экономика" / А. Д. Шеремет. 3-е изд., доп. Москва: ИНФРА-М, 2011.
Интернет – ресурсы: 1. www.minfin.ru 2. www.glavbukh.ru 3. www.consultant.ru Тема 3. Методы бухгалтерского учета и его элементы Краткий план лекции: 3.1. Понятие метода бухгалтерского учета. 3.2. Документирование хозяйственных операций. 3.3. Понятие бухгалтерского баланса. 3.4. Влияние хозяйственных операций на баланс. 3.5. Понятие бухгалтерского счета. Строение счетов. 3.6. Двойная запись. Корреспонденция счетов. 3.7. Синтетические и аналитические счета. 3.8. Оборотные ведомости по синтетическим и аналитическим счетам. 3.9. Классификация бухгалтерских документов, их стандартизация и унификация. 3.10. Виды проверок бухгалтерских документов. 3.11. Сущность и значение стоимостного измерения объектов бухгалтерского учета. 3.12. Виды оценок, применяемые в бухгалтерском учете. 3.13. Инвентаризация – как элемент метода бухгалтерского учета. 3.14. Виды инвентаризации, способы, порядок и техника ее проведения.
3.1. Понятие метода бухгалтерского учета. Учет активов, пассивов и кругооборота капитал организации осуществляется при помощи специфических способов бухгалтерского учета, совокупность которых представляет собой его метод. Метод бухгалтерского учета – это совокупность способов, обеспечивающая сплошное, непрерывное отражение и подсчет в денежном выражении объектов бухгалтерского учета. В бухгалтерском учете с помощью метода исследуются, осмысливаются и анализируются факты хозяйственной жизни.
В состав метода бухгалтерского учета включаются следующие элементы (способы, приемы): 1. Документация и инвентаризация. Применяются для получения первичных сведений обо всех происходящих в организации хозяйственных операциях. Документация – это совокупность носителей первичной информации, отражающая хозяйственную деятельность организации. Первичные документы обеспечивают доказательность бухгалтерского учета. Каждая хозяйственная операция обязательно оформляется первичным документом. Инвентаризация – это способ определения фактического наличия товарно-материальных ценностей на предприятии и сверка их с данными бухгалтерского учета. Позволяет проверить достоверность бухгалтерских данных. 2. Оценка и калькуляция. Применяются для стоимостного измерения объектов учета. Оценка – это способ выражения хозяйственных средств в денежном измерителе. Калькуляция – это способ определения себестоимости единицы продукции (работ, услуг) на основе данных бухгалтерского учета. 3. Счета и двойная запись. Применяются для группировки объектов бухгалтерского учета. Счета – это специальный способ группировки и текущего отражения изменений отдельных объектов бухгалтерского учета. Позволяют получить итоговые данные о каждом объекте или группе однородных объектов. Двойная запись – это метод отражения хозяйственных операций в системе бухгалтерских счетов дважды, то есть одна и та же сумма по конкретной хозяйственной операции одновременно отражается и по дебету и по кредиту взаимосвязанных счетов. 4. Балансовое обобщение информации и отчетность. Связаны с обобщением данных учета. Балансовое обобщение – позволяет сопоставить виды имущества (активы) с источниками их образования (пассивы). Может осуществляться путем составления бухгалтерских балансов, различных оборотных ведомостей, как в целях пользователей информации, так и контроля правильности отражения показателей. Отчетность – это единая система данных об имущественном и финансовом положении предприятия, представляющая собой совокупность экономических показателей, характеризующих деятельность предприятия за отчетный период. 3.2. Документирование хозяйственных операций Первичный учет – это сбор данных об отражаемой хозяйственной операции (подсчет, измерение, взвешивание) и занесение полученных данных в первичный документ. К первичным документам относятся такие, как: приходный и расходный кассовые ордера, счет, товарно-транспортная накладная, доверенность на получение материальных ценностей, платежное поручение, чек из чековой книжки и т.д. Согласно принципу непрерывности бухгалтерский учет осуществляется непрерывно с момента организации предприятия и все факты хозяйственной жизни находят отражение на счетах бухгалтерского учета на основании первичных документов. Первичный учет à Учетные регистры à Бухгалтерская отчетность à Анализ показателей бухгалтерской отчетности Первичный учет может вестись ручным и механизированным способами. Документация – это элемент метода бухгалтерского учета. Все хозяйственные операции, совершаемые в организации, оформляются документами. Они также используются для руководства и управления хозяйственной деятельностью, с их помощью осуществляется передача распоряжений от распорядителей к исполнителям. Именно поэтому бухгалтерский учет носит сплошной и непрерывный характер, а документы являются основным источником первичной информации и средством обоснования последующих учетных записей. Бухгалтерский (учетный) документ – это письменное свидетельство, которое подтверждает факт совершения хозяйственной операции или устанавливает материальную ответственность работников за доверенные им ценности.
3.3. Понятие бухгалтерского баланса Бухгалтерский баланс - одна из трёх форм бухгалтерской отчётности. Бухгалтерский баланс характеризует имущественное и финансовое состояния организации в денежной оценке на отчётную дату. По своему строению баланс представляет собой двухстороннюю таблицу. Левая часть, в которой отражается предметный состав, размещение и использование имущества организации, называется активом баланса. В бухгалтерском балансе актив признается тогда, когда в будущем вероятно получение организацией экономических выгод от этого актива и когда их стоимость может быть измерена с достаточной степенью надежности. Правая часть называется пассивом баланса и показывает величину средств, вложенных в хозяйственную деятельность организации, форму его участия в создании имущества. Эта величина рассматривается как обязательства за полученные ценности или ресурсы. Обязательства признаются в бухгалтерском балансе тогда, когда в результате исполнения соответствующего требования существует вероятность оттока хозяйственных средств, способного принести организации экономические выгоды, и когда величина этих выгод может быть измерена с достаточной степенью надежности. Существуют различные виды бухгалтерских балансов: · периодический (месячный, квартальный); · годовой; · вступительный - составляется при создании новой или при преобразовании ранее действующей организации; · соединительный - составляется при объединении нескольких организаций в одно юридическое лицо; · разделительный - составляется, когда из одной организации выделяется несколько самостоятельных организаций; · санируемый - составляется при приближении организации к банкротству; · ликвидационный - составляется с начала ликвидационного периода; · сводный - составляется путем объединения отдельных заключительных балансов организаций; в основном им пользуются министерства, ведомства и концерны; · сводно-консолидируемый - составляется путем объединения балансов юридически самостоятельных организаций, взаимосвязанных между собой экономически; такими балансами пользуются холдинговые компании (владеющие контрольными пакетами акций других компаний), головные организации со своими дочерними и зависимыми обществами; · баланс-брутто - бухгалтерский баланс, включающий регулирующие статьи (02 «Амортизация основных средств», 05 «Амортизация нематериальных активов»); · баланс-нетто - бухгалтерский баланс без регулирующих статей.
3.4. Влияние хозяйственных операций на баланс Процессы деятельности, которые совершаются в организациях, складываются из многочисленных элементов, каждый из которых – хозяйственная операция. Двойственность экономической природы всех учитываемых объектов приводит к тому, что каждая хозяйственная операция вызывает двойное изменение информации, отражаемой в балансе. Под влиянием хозяйственных операций активы и пассивы организации меняются. В связи с этим меняется и бухгалтерский баланс. Все изменения информации в бухгалтерском балансе можно сгруппировать в 4 типа: 1. Изменение происходит только в активе баланса. Одна статья в активе увеличивается, а другая уменьшается на одну и ту же сумму. Итог баланса не меняется. Пассив не затрагивается. 2. Изменение происходит только в пассиве баланса. Одна статья в пассиве увеличивается, а другая уменьшается на одну и ту же сумму. Итог баланса не меняется. Актив не затрагивается. 3. Равновеликое увеличение в активе и пассиве баланса. Итог баланса увеличивается на определенную сумму. 4. Равновеликое уменьшение в активе и пассиве баланса. Итог баланса уменьшается на одну и ту же сумму. К каким бы изменениям в балансе ни приводила хозяйственная операция, равенство итогов актива и пассива баланса сохраняется. Такая особенность баланса вытекает из содержания капитального уравнения бухгалтерского учета. 3.5. Понятие бухгалтерского счета. Строение счетов Счета бухгалтерского учета – это способ систематизации и текущего учета состояния и изменения хозяйственных средств, источников их образования и хозяйственных процессов для получения информации, необходимой для управления и контроля за ними. Счета открывают на каждый экономически однородный вид имущества или обязательств. Например, счет «Касса», счет «Основные средства». Счет имеет двустороннюю форму. Это объясняется тем, что увеличение или уменьшение хозяйственных средств записывают на счете раздельно. Поэтому счет состоит из двух частей. Одна часть предназначена для записи увеличения, а другая часть – для записи уменьшения. Левая часть счета называется дебет, а правая – кредит. Эти термины латинского происхождения (debet – он должен, credit – он верит). Наличие хозяйственных средств или источников на начало месяца называется начальным остатком или начальным сальдо. В течение месяца по дебету и кредиту счета отражают хозяйственные операции. В конце месяца подсчитывают общий итог по операциям отдельно по дебету и отдельно по кредиту. Эти итоги называются оборотами счета. В конце месяца сравнивают дебетовый и кредитовый обороты, а также сумму остатка на начало месяца и выявляют конечный остаток или конечное сальдо. Счета связаны с бухгалтерским балансом: они открываются на основании статей баланса и соответственно подразделяются на активные и пассивные. Счета, предназначенные для учета видов имущества, называются активными счетами (счет «Основные средства», счет «Расчетные счета»). Счета, предназначенные для учета источников образования имущества, называются пассивными счетами (счет «Уставный капитал», счет «Резервный капитал»). Закрытый счет означает, что данный счет не имеет конечного сальдо. Схема активного счета
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|