Культура Беларуси начала XX века.
В период между двумя революциями (1905-1917) начинается новый этап в развитии белорусской национальной культуры. Зарождается легальная печать на белорусском языке (газета «Наша Нива» в Вильно и др.). Важную роль в развитии национального искусства сыграли белорусские писатели Я.Купала, Я.Колас, М.Богданович, З.Бядуля. Белорусские писатели принимали участие в создании хоровых и театральных кружков. Богданович начинает выступать как музыкальный критик (статьи о проблемах оперного реализма М.Мусоргского, полемика с Б.Асафьевым.). В первом десятилетии XX в. появляется целая плеяда музыкально-театральных деятелей. Они активно собирают и изучают народные песни, открывают частные музыкальные училища, создают театральные и хоровые коллективы, общества любителей искусств. Начиная с 1905 г. в Беларуси повсеместно проводятся «вечеринки», в которых в концертном исполнении или в театральной форме звучали народные песни, танцы, стихи белорусских поэтов, массовые песни, частушки. Под влиянием этих «вечерок» зарождается белорусский профессиональный театр. Создателем его был Игнат Буйницкий (1861-1917). Землемер по профессии, он был подлинным артистом-самородком, прекрасным балетмейстером, режиссером, автором нескольких сот записей белорусских народных песен и танцев. В 1907 г. создал в Палевичах любительский театр. В 1910 г. театр стал профессиональным и получил название Первая белорусская труппа Игната Буйницкого. В репертуаре театра были пьесы Н.Кропивницкого, Э.Ожешки, К.Каганца, В.Дунин-Марцинкевича, А.Чехова. Часто между действиями вводились концертные интермедии, в которых развивались традиции батлеечных представлений с исполнением народных песен и танцев под аккомпанемент народных инструментов. Буйницкий впервые вывел «мужицкий» танец на сцену, показал неисчерпаемые возможности белорусского народного танца и песни. Музыкальные обработки делали С.Шимкус (тогда еще студент Петербургской консерватории) и польский композитор Л.Роговский (руководитель виленского музыкально-драматического кружка). Деятельность Буйницкого нашла поддержку среди прогрессивных писателей того времени Я.Купалы, Тетки, Ядвигина, Т.Гартного, З.Бядули. Театр существовал с 1907 по 1914 г., выступал не только по всей Беларуси, но и в городах Литвы, в Петербурге и Варшаве. В 1914 г. были предприняты попытки создания нового театра, но первая мировая война помешала осуществлению этих планов. Умер он в Молодечно.
Под влиянием театра Буйницкого Я Купала, тогда студент Петербургского университета, написал свое первое сценическое произведение – «Павлинка» (1912). Впервые «Павлинка» была поставлена в 1913 г. силами белорусских студентов Петербургского университета. Музыку написал С.Шимкус. В 1915 г. виленский музыкально-драматический кружок поставил пьесу В.Дунина-Марцинкевича «Сватовство» («Залеты»), музыку к которой подобрала и исполнила пианистка М.Кимонт. Среди музыкальных произведений, написанных в других жанрах, - «Белорусская сюита» для симфонического оркестра Л.Роговского (1910). Одним из наиболее популярных видов искусства в Беларуси в данный период было хоровое. В ряде городов открываются певческо-регентские курсы. В 1914 г. в Минске создается народный хор. Возрастает интерес к народной песне. Издаются сборники народных песен. Среди них собрания фольклориста-этнографа Е.Романова (Вильно), в 1910-1912 гг. в Петербурге изданы сборники З.Радченко и И.Бычко-Машко. После 1917 г. разворачивается активная работа по эстетическому воспитанию. Важную роль в этом сыграла организация народных консерваторий в Витебске (1918), Гомеле (1919) и Минске (1920). Желающих учиться было много. В Витебскую народную консерваторию, например, было подано около 2 тыс. заявлений. Концерты симфонического оркестра, руководимого Н.Малько, привлекали широкую аудиторию. Помимо симфонических концертов в Витебске проводились камерные вечера педагогов консерватории. Картину интенсивной художественной жизни города дополняли гастроли многочисленных театральных и концертных коллективов. Выступали Ансамбль Московского народного дома (оперы Чайковского, Даргомыжского, Серова, Верди, Бизе), Петроградский государственный балет, украинский музыкально-драматический театр Ю.Сагайдачного, хоровая капелла Д.Агренёва-Славянского и др.
В 1919 г. в Могилеве была открыта первая в Беларуси государственная музыкальная школа для детей. Активную деятельность развернуло в этот период «Первое товарищество белорусской драмы и комедии». Продолжал работу и хор В.Теравского, выступавший в воинских частях, школах и рабочих клубах. Большую музыкально-пропагандистскую и просветительскую работу вели первые белорусские композиторы. Старейший композитор Беларуси Н.Чуркин руководил всей музыкальной самодеятельностью Мстиславля (Могилевская губерния). В числе организаторов и педагогов Народной консерватории в Витебске был М.Анцев, получивший образование в Петербургской консерватории. Другой воспитанник Петербургской консерватории А.Туренков активно участвовал в музыкальной жизни Могилева и Гомеля. В хоровых кружках Полоцка работал композитор и хормейстер М.Матисон. После окончания гражданской войны в Беларуси развернулась систематическая работа по созданию музыкальных кадров. Для руководства художественной жизнью республики был организован в системе Наркомпроса отдел искусств Главполитпросвета. Этот отдел контролировал концертную жизнь, руководил массовой музыкальной работой в городе и деревне, отбирал репертуар для творческих коллективов и солистов, занимался вопросами музыкального образования. В 1921 г. открылись музыкальные школы в Витебске и Минске. Годом позже был создан первый в Беларуси музыкальный техникум на базе Витебской народной консерватории. Несколько позже были открыты музыкальные школы в Бобруйске, Полоцке, Орше и других городах. Интенсивно развивается в 20-е гг. концертная жизнь. Созданное в Витебске общество им. А.Рубинштейна проводило циклы симфонических концертов. В Могилеве был создан небольшой симфонический оркестр из педагогов и учащихся музыкальных школ. В Гомеле городской симфонический оркестр в 1923-1924 гг. провел цикл исторических концертов, на которых звучала музыка Бетховена, Шуберта, Шопена, Шумана, Листа, Глинки, Чайковского и Рахманинова.
С открытием в 1924 г. музыкального техникума в Минске, столица Беларуси становится главным центром развития национальной музыкальной культуры. Среди педагогов были прекрасные пианисты В. Семашко, Г.Петров, Е.Жив, Р.Мовшович; композиторы и теоретики Н.Аладов, М.Матисон, Я.Прохоров, Т.Шнитман; скрипач А.Бессмертный и др. В Беларуси в тот период еще не было своего оперного театра. Национальное оперное и хореографическое искусство формировалось в рамках драматического театра, открытый в 1920 г. Первый белорусский драматический театр (ныне театр Я.Купалы) имел балетную группу, хор и оркестр. В белорусском профессиональном творчестве 20-х гг. наиболее важную роль играл жанр вокальной музыки. Это был новый для Беларуси жанр. В дооктябрьский период имелись попытки создания лишь обработок народных песен. В коллективах художественной самодеятельности закрепилась традиция исполнения белорусских народных песен. Их обработками занимались Н.Чуркин, В.Теравский, Я.Прохоров, М.Матисон, Т.Шнитман, М.Анцев и др. Начиная с 20-х гг. много в жанре обработки работал Н.Аладов, который придерживался традиций кучкистов. Композитор стремился раскрыть внутреннее значение словесно- поэтических и музыкальных образов песни, сохранить ладовое своеобразие мелодии, углубить фортепианное сопровождение. Наибольшей популярностью в 20-е гг. пользовалась массовая хоровая песня. Наряду с песнями гражданской войны и революционными песнями, песни этого жанра исполнялись на концертах-митингах, в рабочей аудитории, на демонстрациях. Массовые песни часто создавались в виде бодрых маршей с чеканным ритмом. Их писали на разные темы. Многие были посвящены революционным праздникам. Например, «Первомайский гимн» Н.Чуркина, «Пролетарии всех стран» Г.Пукста, «Майский призыв» М.Матисона, «Первое мая» М.Анцев и другие.
Особенно много хоров было посвящено трудовому народу: хоры А.Туренкова «Кузнец», «Ковачи», хор Н.Чуркина «В кузнице» и др. Сольная песня 20-х гг. наиболее ярко представлена в творчестве Н.Чуркина. Композитор, в основном, обращался к поэзии Я.Купалы, рисующей прошлое белорусского народа («Я мужик – белорус», «За сохой бороной»), пейзажной лирике Я.Коласа («Весна», «Зима»). На тексты А.Кольцова и Н.Некрасова написаны хоровые произведения для детей. В жанре сольной и хоровой песни работал также Г.Пукст, А.Туренков, Н.Аладов отдавал предпочтение жанру романса. Круг тем довольно разнообразен – тема социального протеста, философского размышления, лирические признания, пейзажные зарисовки, народные поверья и т.д. Н.Аладов обращался к поэзии Я.Купалы, М.Богдановича, З.Бядули, М.Горького и др. Ряд любовно-лирических и философско-созерцательных романсов создали в 20-е годы Е.Тикоцкий, Г.Пукст, Н.Чуркин. Белорусские композиторы сознавали важность проблемы создания национального музыкального театра. В 20-е гг. предпринимаются попытки создания либретто для первых белорусских опер. В эту работу включаются белорусские писатели и музыканты. Еще в начале 20-х гг. литератор П.Шестаков написал либретто оперы «Освобождение труда». Активно работает музыкальный критик Ю.Дрейзин. Им были разработаны оперный сценарий по повести Я.Неманского «Ромео и Джульетта в Белоруссии», либретто оперы «Тарас на Парнасе». Ю.Дрейзин перевёл на белорусский язык либретто «Е.Онегина», «Русалки», «Фауста» и других опер. В 1928 г. Народный Комиссариат просвещения Белоруссии поручил национальным драматургам написать либретто на основе поэмы Я.Коласа «Сымон-музыка». Известный белорусский писатель З.Бядуля призывал к серьезной работе над национальным балетом, говорил о необходимости широкого обращения к богатому белорусскому музыкальному фольклору, а также к современной теме, теме борьбы старого и нового. К числу первых белорусских произведений для музыкального театра относятся оперы «Освобождение труда» Н.Чуркина, написанная в 1922 г. в классических традициях. Опера включала законченные вокальные номера - арии, ансамбли, песни и оркестровые эпизоды. В качестве одного из средств музыкальной характеристики героев композитор использовал лейтмотивы. Музыкальный стиль был связан с русской песенностью и революционными песнями.
Опера «Тарас на Парнасе» Н.Аладова была написана в 1927 г. В основе либретто Ю.Дрейзина положены две анонимные белорусские поэмы конца XVIII – начала XIX века: «Тарас на Парнасе» и «Энеида навыворот». Обе поэмы пародийно-сатирического характера, в интерпретации либреттиста превращаются в бытовую комедию с участием богов. Композитор стремился придать музыкальному языку оперы народно-национальный колорит. Он широко использовал белорусские народные песни, танцы и отдельные попевки. Принцип изложения народных тем в опере близок хоровым и сольным обработкам песен 20-х годов. В 20-е годы было создано несколько симфонических произведений: симфониетта B-dur Н.Чуркина (1925), Первая симфония, e-moll Е.Тикоцкого (1927), Вторая симфония, c-moll Н.Аладова, симфоническая поэма, концертная увертюра и фантазия Т.Шнитмана. Рукописи произведений Шнитмана и I симфония Тикоцкого были утеряны в годы Великой Отечественной войны, поэтому судить о них можно лишь по сведениям из печати. С самого начала работы в симфоническом жанре белорусские композиторы опирались на достижения русской классической музыки, стремились воплотить принципы программности. Темы симфонических произведений самые разнообразные. Тикоцкий стремился раскрыть тему исторического прошлого белорусского народа, героику борьбы в годы гражданской войны. В этих произведениях уже определились 3 направления белорусского симфонизма: эпический, драматический и жанровый. Основой мелодического языка симфонической музыки явилась крестьянская народная песня. Она представлена календарными и семейно-обрядовыми жанрами, многими видами бытовых песен (песни социального протеста, любовно-лирические, шуточные и балладные), хороводными и танцевальными образцами. В симфонических произведениях 20-х гг. встречаются драматургический принцип «сквозного развития» с применением лейттем, лейтритмов и тематических реминисценций (Аладов), используются полифонические приемы развития (Чуркин – подголосочная полифония, Аладов – имитационная). На протяжении 20-х гг. в жанре камерно-инструментальной музыки работали Н.Аладов, Н.Чуркин, И.Фидлон, Г.Пукст. Среди написанного – струнный квартет Фидлона, фортепианный квинтет Аладова, миниатюра для струнного квартета «Белорусская колыбельная» Чуркина и сюита для струнного квартета и фортепиано «Сымон-музыка» Г.Пукста. Все эти сочинения объединяет народно-национальная основа музыкального языка, использование подлинных народных напевов, а также стремление композиторов раскрыть внутренний мир человека на фоне окружающей его действительности. Отсюда роль жанрово-бытовых картин. В 20-е гг. в Беларуси появляется музыкальная критика. Среди музыкальных критиков выделяется Ю.Дрейзин. Его работа началась в Могилеве. В 1925 г. он переехал в Минск. Он принимал активное участие в музыкальной жизни Минска в качестве лектора, педагога, критика, выступал со статьями, посвященными юбилейным датам, рецензировал камерные и симфонические концерты, спектакли оперной студии минского музыкального техникума, писал о первых произведениях белорусских композиторов, уделял много внимания популяризации белорусской народной песни, подчеркивал ее основополагающую роль. В 20-е гг. начинается работа по изучению и пропаганде народного музыкального творчества. Продолжают собирать народные мелодии Н.Чуркин, записывают песни А.Егоров, М.Матисон, Н.Аладов, Г.Пукст и др. Важную пропагандистскую деятельность ведет хормейстер В.Теравский – автор многих гармонизаций и хоровых обработок. В целях популяризации белорусского музыкального фольклора по предложению Наркомата просвещения БССР в Москве в 1923 г. создается Белорусская песенная комиссия, в состав которой вошли композиторы и музыкальные деятели: М.Ипполитов-Иванов, А.Гречанинов, А.Никольский, Я.Прохоров, Н.Аладов и другие. Членами этой комиссии было создано 250 гармонизаций и обработок народных мелодий. Для проведения систематической работы по собиранию и изучению белорусских народных песен в 1925 г. при секции Института белорусской культуры была создана музыкальная подсекция. В 20-е годы в печати появляются песенные сборники и обработки белорусских народных мелодий А.Гриневича, В.Теравского, Н.Горецкого и А.Егорова. 10-20-е гг. в истории белорусского музыкально искусства исторически важный этап. В эти годы происходит становление профессионального искусства в самых различных формах музыкально-исполнительской, концертной и театральной жизни, музыкального творчества и образования, формируется национальная композиторская школа. Белорусские композиторы делают первые шаги в различных жанрах творчества. Закладывают основы симфонической, камерно-инструментальной музыки, жанров массовой песни и обработок народных мелодий, национального музыкального театра. Не все музыкальные произведения 20-х годов были безупречны в художественном отношении, не все выдержали испытание временем. Однако творческие завоевания этого периода определили дальнейшее развитие белорусской музыки, стимулировали дальнейший профессиональный рост национального искусства.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|