Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Биогенетическая и социогенетическая теории воспитания

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им.М.Акмуллы»

 

 

Факультет Социально-гуманитарный

Кафедра Социальной педагогики

Дисциплина Социальная педагогика

4 курс ОЗО

 

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ ВОСПИТАНИЯ

 

РЕФЕРАТ

Преподаватель:

 

УФА - 2010

 

Содержание

 

 

Введение …………………………………………………………………………… 3

1. Биогенетическая и социогенетическая теории воспитания..…………………..5

2. Поведенческая теория воспитания, гуманистическая педагогика...………......9

3. Культурно-историческая концепция Л.С.Выготского…………………….......11

Заключение ………………………………………………………………………...13

Список литературы. ……………………………………………..………………..14

Введение.

В научной психологической литературе, посвященного проблемам развития, обучения и воспитания детей очень мало теоретической разработки проблем воспитания, в том числе и теорий воспитания. Многие считают вопрос о воспитание не психологическим, а педагогическим, на имеющим для психологии теоретического значения.

Словом, отношение к понятию «воспитание» можно охарактеризовать примерно так: «Воспитание — проблема практическая, беспокоиться о теоретической разработке проблемы воспитания должны в педагогике, а не в психологии. Пси­хологи должны сказать свое слово в теории развития, а на психоло­гической теории развития можно уже строить педагогическую теорию воспитания» [108, 2].

Под теориями воспитания имеются в виду концепции, объяс­няющие происхождение, формирование и изменение личности, ее поведения под влиянием воспитания. В качестве научной базы для таких теорий выступают психологическая теория развития личности, социальная психология, возрастная психология.

В частности, современные концепции воспитания разрабатываются на основе философских учений или психологических теорий, таких как:

психоаналитическая теория (А. Гезелл, З. Фрейд, А. Фрейд,Э. Эриксон);

когнитивная теория (Ж. Пиаже, Л. Кольберг, Д. Дьюи);

поведенческая (бихевиористская) теория (Д. Локк, Д. Уотсон,Б. Скиннер);

биологическая (генетическая) теория (К. Лоренц, Д. Кеннел);

социоэнергетическая (культурно-родовая) теория (Л. С. Выготский);

гуманистическая психология (А. Маслоу, К. Роджерс и др.).

У Р.С.Немова представлены следующие теории воспитания:

1. Биогенетическая теория воспитания.

2. Социогенетическая теория воспитания.

3. Воспитание характера человека.

4. Воспитание базисных и вторичных черт личности.

5. Воспитание поведения.

Современная наука включает многочисленные теории и концепции воспитания, их различие обусловлено разными представлениями ученых-исследователей о человеке, формировании и развитии ребенка как личности.

 

 

Биогенетическая и социогенетическая теории воспитания

К тому времени, когда психология оформилась в качестве само­стоятельной отрасли научного знания, в философии и педагогике уже сформировались основные подходы к проблеме воспитания. Правда, и в ту пору, в конце XIX в., и до наших дней, до начала XXI, эта пробле­ма была и остается остро дискуссионной.

Эти позиции, уходящие корнями в глубокую древность, получили достаточно полное оформление в Новое время — в теориях Джона Локка и Жана Жака Руссо. Локк в своих педа­гогических рассуждениях уподобил новорожденного tabula rasa (чистой доске), на которой воспитателям надлежит начертать соответствующее содержание. При этом он не отрицал врожденной предрасположенно­сти конкретного человека к тому или иному кругу способностей. Решающая роль в теории Джона Локка отводится воспитанию, кото­рое выступает источником всех качеств зрелой личности.

В противоположность взглядам Локка, французский философ Рус­со в своем знамени­том произведении «Эмиль, или О воспитании» отстаивал представле­ние о первичности «естественной природы» ребенка, которая практи­чески не требует руководства. Роли воспитания Руссо полностью не отрицал, однако настаивал на его «природосообразности», то есть не­обходимости следовать естественному ходу развития внутренней при­роды самого ребенка.

Важно отметить, что обе названные теории были сформулированы в ходе философских рассуждений, оставались чисто умозрительными и не были подкреплены никакими научными изысканиями.

Психологические теории отли­чались большим разнообразием. Одна из психологических теорий воспитания, распространенная в форме систе­мы убеждений в обыденном сознании, не имеет много сторонни­ков среди ученых. Она утверждает, что личностные качества че­ловека в основном передаются по наследству и мало изменяются под влиянием условий жизни. Данная теория была названа биогенной. В свое время, преимущественно до XVIII—XIX вв., она была довольно популярной среди философов, врачей педагогов и ока­зала существенное влияние на те концепции воспитания, которые появились на рубеже XIX и XX вв. Ею, в частности, пользо­вались З.Фрейд, Уи.Макдауголл, Э.Кречмер и другие. В те годы, когда они публиковали свои основные работы, как бы само собой разумеющимся считалось, что если не все, то по крайней мере значительная часть характеристик личности воспитанию не под­лежит, поскольку они являются врожденными.

Вторая теория по смыслу представляет собой как бы полную противоположность первой. В отличие от только что рассмот­ренной,на­зовем последнюю социогенной, имея в виду лежащую в основе этой теории идею о почти исключительной социальной детер­минированности личностных качеств человека. Данная теория утверждает, что все, что есть личностного в человеке, возника­ет при его жизни под влиянием социальных условий и в прин­ципе поддается воспитанию, начиная от темперамента и кончая нравственными чувствами и установками. Хотя данная теория в целом, наверное, ближе к истине, чем предыдущая, против нее также можно выдвинуть ряд контраргументов. Основные из них следующие. Во-первых, некоторые свойства личности, по крайней мере темперамент, не могут быть воспитаны, по­скольку они напрямую зависят от генотипа и определяются им (темперамент, в частности, зависит от врожденных свойств нерв­ной системы человека). Во-вторых, из психиатрии и психопа­тологии известны факты, свидетельствующие о связи болезнен­ных состояний организма с изменениями в психологии личности больного человека. Например, при психических заболеваниях типа истерии и шизофрении наблюдаются существенные изме­нения в эмоционально-мотивационной сфере личности боль­ного, которые не компенсируются воспитанием. То же самое касается наркомании, хронического алкоголизма и многих дру­гих психосоматических болезней. Следовательно, далеко не все в личности зависит только от воспитания, многое определяется и состоянием организма.

В качестве научной базы биогенетического и социогенетического законов выступает теория развития личности. В мировой психологии есть и продолжают разрабатываться не­сколько различных теорий развития психики. Они различаются в за­висимости оттого, как трактуют структуру психики и условия, опреде­ляющие ее преобразование. Если говорить о большинстве концепций, то можно отметить два характерных для них общих положения.

Первое — это положение о двух группах факторов, от которых за­висит развитие психики: а) природные задатки, т. е. некие индиви­дуальные врожденные предпосылки, дающие толчок, или, наоборот, их отсутствие, препятствующее развитию психических функций, и б) внешнее окружение, в котором вращается человек (ребенок) и от которого получает определенные стимулы развития или, наоборот, если это окружение неблагоприятно, то под его давлением развитие замедляется (наиболее четко эта точка зрения выражена у немецкого психолога В. Штерна и австрийско-немецкого психолога К. Бюлера). Некоторые психологи выделяют особую, третью, группу факто­ров — личностную активность, отличную от природных задатков (американский психолог Г. Олпорт). Все концепции, относящиеся к данному направлению, в принципе стоят на безупречных позици­ях — развитие зависит от внутренних и внешних условий — и в этом смысле они вне критики.

Под внешним окружением представители всех психологических направлений всегда имеют в виду действующие в данном обществе социальные нормы и специфическую культуру народа (наиболее известные психологи, стоящие на этих позициях, — это американские ученые К. Брунер, М. Мид, швейцарские психологи Ж. Пиаже, К. Г. Юнг, российский психолог Л. С. Выготский, его ученики и по­следователи).

Второе общее положение, характеризующее большинство теорий психического развития, — это положение о том, что существуют не­которые универсальные законы развития психики, которые объеди­няют развитие человеческого индивида (онтогенетическое разви­тие) и развитие человеческого рода (филогенетическое развитие). Более отчетливо эта идея была высказана американским психоло­гом С. Холлом в его «теории рекапитуляции», согласно которой онтогенетическое развитие психики отдельного ребенка совершает краткое, сжатое во времени, повторение признаков исторических форм развития человечества, т. е. психическое развитие ребенка в он­тогенезе воспроизводит филогенез человека как вида, человека во­обще. Эта теория не имеет достаточного числа приверженцев. Об­наружилась несостоятельность ее попыток прямого сопоставления стадий психического развития ребенка с конкретными и часто произ­вольно выделяемыми этапами развития общества, и поэтому теория эта ничего не дает для решения насущных проблем «живого челове­ка». Но тем не менее в отечественной психологии в работах А. Н. Ле­онтьева 60-х годов была поставлена проблема психического развития как процесса присвоения индивидом общечеловеческого опыта: «Это процесс, который имеет своим результатом воспроизведение индиви­дуумом исторически сформировавшихся человеческих свойств, спо­собностей и способов поведения». Такое воспроизведение предпо­лагает, что «ребенок должен осуществить по отношению к ним такую практическую или познавательную деятельность, которая адекватна (хотя, разумеется, и нетождественна) воплощенной в них человечес­кой деятельности». Это тоже признание связи развития психики с развитием общества, но оно не совпадает с упомянутой теорией пси­хологической рекапитуляции, полностью заимствованной из теории биологической рекапитуляции. Развитие А. Н. Леонтьев рассматри­вает не как автоматическое повторение исторического процесса, а как процесс его воспроизводства в деятельности самого ребенка, но в деятельности лишь адекватной той, которая в истории общества сформировала эти свойства, способности и способы поведения че­ловека.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...