Биогенетическая и социогенетическая теории воспитания
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им.М.Акмуллы»
Факультет Социально-гуманитарный Кафедра Социальной педагогики Дисциплина Социальная педагогика 4 курс ОЗО
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ ВОСПИТАНИЯ
РЕФЕРАТ Преподаватель:
УФА - 2010
Содержание
Введение …………………………………………………………………………… 3 1. Биогенетическая и социогенетическая теории воспитания..…………………..5 2. Поведенческая теория воспитания, гуманистическая педагогика...………......9 3. Культурно-историческая концепция Л.С.Выготского…………………….......11 Заключение ………………………………………………………………………...13 Список литературы. ……………………………………………..………………..14 Введение. В научной психологической литературе, посвященного проблемам развития, обучения и воспитания детей очень мало теоретической разработки проблем воспитания, в том числе и теорий воспитания. Многие считают вопрос о воспитание не психологическим, а педагогическим, на имеющим для психологии теоретического значения. Словом, отношение к понятию «воспитание» можно охарактеризовать примерно так: «Воспитание — проблема практическая, беспокоиться о теоретической разработке проблемы воспитания должны в педагогике, а не в психологии. Психологи должны сказать свое слово в теории развития, а на психологической теории развития можно уже строить педагогическую теорию воспитания» [108, 2]. Под теориями воспитания имеются в виду концепции, объясняющие происхождение, формирование и изменение личности, ее поведения под влиянием воспитания. В качестве научной базы для таких теорий выступают психологическая теория развития личности, социальная психология, возрастная психология.
В частности, современные концепции воспитания разрабатываются на основе философских учений или психологических теорий, таких как: психоаналитическая теория (А. Гезелл, З. Фрейд, А. Фрейд,Э. Эриксон); когнитивная теория (Ж. Пиаже, Л. Кольберг, Д. Дьюи); поведенческая (бихевиористская) теория (Д. Локк, Д. Уотсон,Б. Скиннер); биологическая (генетическая) теория (К. Лоренц, Д. Кеннел); социоэнергетическая (культурно-родовая) теория (Л. С. Выготский); гуманистическая психология (А. Маслоу, К. Роджерс и др.). У Р.С.Немова представлены следующие теории воспитания: 1. Биогенетическая теория воспитания. 2. Социогенетическая теория воспитания. 3. Воспитание характера человека. 4. Воспитание базисных и вторичных черт личности. 5. Воспитание поведения. Современная наука включает многочисленные теории и концепции воспитания, их различие обусловлено разными представлениями ученых-исследователей о человеке, формировании и развитии ребенка как личности.
Биогенетическая и социогенетическая теории воспитания К тому времени, когда психология оформилась в качестве самостоятельной отрасли научного знания, в философии и педагогике уже сформировались основные подходы к проблеме воспитания. Правда, и в ту пору, в конце XIX в., и до наших дней, до начала XXI, эта проблема была и остается остро дискуссионной. Эти позиции, уходящие корнями в глубокую древность, получили достаточно полное оформление в Новое время — в теориях Джона Локка и Жана Жака Руссо. Локк в своих педагогических рассуждениях уподобил новорожденного tabula rasa (чистой доске), на которой воспитателям надлежит начертать соответствующее содержание. При этом он не отрицал врожденной предрасположенности конкретного человека к тому или иному кругу способностей. Решающая роль в теории Джона Локка отводится воспитанию, которое выступает источником всех качеств зрелой личности.
В противоположность взглядам Локка, французский философ Руссо в своем знаменитом произведении «Эмиль, или О воспитании» отстаивал представление о первичности «естественной природы» ребенка, которая практически не требует руководства. Роли воспитания Руссо полностью не отрицал, однако настаивал на его «природосообразности», то есть необходимости следовать естественному ходу развития внутренней природы самого ребенка. Важно отметить, что обе названные теории были сформулированы в ходе философских рассуждений, оставались чисто умозрительными и не были подкреплены никакими научными изысканиями. Психологические теории отличались большим разнообразием. Одна из психологических теорий воспитания, распространенная в форме системы убеждений в обыденном сознании, не имеет много сторонников среди ученых. Она утверждает, что личностные качества человека в основном передаются по наследству и мало изменяются под влиянием условий жизни. Данная теория была названа биогенной. В свое время, преимущественно до XVIII—XIX вв., она была довольно популярной среди философов, врачей педагогов и оказала существенное влияние на те концепции воспитания, которые появились на рубеже XIX и XX вв. Ею, в частности, пользовались З.Фрейд, Уи.Макдауголл, Э.Кречмер и другие. В те годы, когда они публиковали свои основные работы, как бы само собой разумеющимся считалось, что если не все, то по крайней мере значительная часть характеристик личности воспитанию не подлежит, поскольку они являются врожденными. Вторая теория по смыслу представляет собой как бы полную противоположность первой. В отличие от только что рассмотренной,назовем последнюю социогенной, имея в виду лежащую в основе этой теории идею о почти исключительной социальной детерминированности личностных качеств человека. Данная теория утверждает, что все, что есть личностного в человеке, возникает при его жизни под влиянием социальных условий и в принципе поддается воспитанию, начиная от темперамента и кончая нравственными чувствами и установками. Хотя данная теория в целом, наверное, ближе к истине, чем предыдущая, против нее также можно выдвинуть ряд контраргументов. Основные из них следующие. Во-первых, некоторые свойства личности, по крайней мере темперамент, не могут быть воспитаны, поскольку они напрямую зависят от генотипа и определяются им (темперамент, в частности, зависит от врожденных свойств нервной системы человека). Во-вторых, из психиатрии и психопатологии известны факты, свидетельствующие о связи болезненных состояний организма с изменениями в психологии личности больного человека. Например, при психических заболеваниях типа истерии и шизофрении наблюдаются существенные изменения в эмоционально-мотивационной сфере личности больного, которые не компенсируются воспитанием. То же самое касается наркомании, хронического алкоголизма и многих других психосоматических болезней. Следовательно, далеко не все в личности зависит только от воспитания, многое определяется и состоянием организма.
В качестве научной базы биогенетического и социогенетического законов выступает теория развития личности. В мировой психологии есть и продолжают разрабатываться несколько различных теорий развития психики. Они различаются в зависимости оттого, как трактуют структуру психики и условия, определяющие ее преобразование. Если говорить о большинстве концепций, то можно отметить два характерных для них общих положения. Первое — это положение о двух группах факторов, от которых зависит развитие психики: а) природные задатки, т. е. некие индивидуальные врожденные предпосылки, дающие толчок, или, наоборот, их отсутствие, препятствующее развитию психических функций, и б) внешнее окружение, в котором вращается человек (ребенок) и от которого получает определенные стимулы развития или, наоборот, если это окружение неблагоприятно, то под его давлением развитие замедляется (наиболее четко эта точка зрения выражена у немецкого психолога В. Штерна и австрийско-немецкого психолога К. Бюлера). Некоторые психологи выделяют особую, третью, группу факторов — личностную активность, отличную от природных задатков (американский психолог Г. Олпорт). Все концепции, относящиеся к данному направлению, в принципе стоят на безупречных позициях — развитие зависит от внутренних и внешних условий — и в этом смысле они вне критики.
Под внешним окружением представители всех психологических направлений всегда имеют в виду действующие в данном обществе социальные нормы и специфическую культуру народа (наиболее известные психологи, стоящие на этих позициях, — это американские ученые К. Брунер, М. Мид, швейцарские психологи Ж. Пиаже, К. Г. Юнг, российский психолог Л. С. Выготский, его ученики и последователи). Второе общее положение, характеризующее большинство теорий психического развития, — это положение о том, что существуют некоторые универсальные законы развития психики, которые объединяют развитие человеческого индивида (онтогенетическое развитие) и развитие человеческого рода (филогенетическое развитие). Более отчетливо эта идея была высказана американским психологом С. Холлом в его «теории рекапитуляции», согласно которой онтогенетическое развитие психики отдельного ребенка совершает краткое, сжатое во времени, повторение признаков исторических форм развития человечества, т. е. психическое развитие ребенка в онтогенезе воспроизводит филогенез человека как вида, человека вообще. Эта теория не имеет достаточного числа приверженцев. Обнаружилась несостоятельность ее попыток прямого сопоставления стадий психического развития ребенка с конкретными и часто произвольно выделяемыми этапами развития общества, и поэтому теория эта ничего не дает для решения насущных проблем «живого человека». Но тем не менее в отечественной психологии в работах А. Н. Леонтьева 60-х годов была поставлена проблема психического развития как процесса присвоения индивидом общечеловеческого опыта: «Это процесс, который имеет своим результатом воспроизведение индивидуумом исторически сформировавшихся человеческих свойств, способностей и способов поведения». Такое воспроизведение предполагает, что «ребенок должен осуществить по отношению к ним такую практическую или познавательную деятельность, которая адекватна (хотя, разумеется, и нетождественна) воплощенной в них человеческой деятельности». Это тоже признание связи развития психики с развитием общества, но оно не совпадает с упомянутой теорией психологической рекапитуляции, полностью заимствованной из теории биологической рекапитуляции. Развитие А. Н. Леонтьев рассматривает не как автоматическое повторение исторического процесса, а как процесс его воспроизводства в деятельности самого ребенка, но в деятельности лишь адекватной той, которая в истории общества сформировала эти свойства, способности и способы поведения человека.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|