Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Пожалуйста, не используйте этот листок в бытовых целях. Если он стал Вам не нужен - передайте его другому или верните в храм.

 

Храм Новомучеников и Исповедников Российских в Строгино

http://www.newmartyros.ru/

 

Праздник Преображения Господня. Золотое и голубое утро, в холодочке. В церкви – не протолкаться. Я стою в загородке свечного ящика.<…> [свечки] текут и текут из ящиков изломившейся белой лентой, постукивают тонко-сухо, прыгают по плечам, над головами, идут к иконам – передаются – к «Празднику!». Проплывают над головами узелочки – все яблоки, просвирки, яблоки.  
Обычаи и традиции Успенского поста

 

И.С. Шмелев «Лето Господне»  

 

 


Церковные службы, помимо собственно совершения Таинств и молитвословий, имеют свои особенности: на них совершается освя-щение различных предметов, меняется их время и порядок. В то же время многие праздничные дни наполнены различными уставными и народными традициями. Сохранение этих традиций, понимание смыс-ла совершаемых действий и развенчание ложных суеверий – очень важны в жизни православных христиан. Но важно помнить, что учас-тие во всех традициях и обычаях, присутствие в храме на службе или вне ее никак не заменит участия в церковных Таинствах, главным из которых является Причащение Тела и Крови Христовых. Именно в Таинствах содержащаяся в Церкви Благодать, Спасительная Сила Святого Духа, особым образом воздействует на человека.

 

Всенощное Бдение. Так называетсяторжественная служба, совершаемая накануне всех воскресных дней (в субботу), перед боль-шими общецерковными праздниками и некоторыми другими днями. Само название напоминает о первохристианских временах, когда христиане тайно собирались в катакомбах по ночам. В настоящее вре-мя полностью ночное Всенощное Бдение служится не во всех храмах.

 

Перед большими праздниками в конце Великой Вечерни совер-шается благословение хлебов, вина и елея. Этот обычай является на-поминанием, как о древних богослужениях, включавших в себя свое-образный перерыв для подкрепления сил, так и о чуде Иисуса Христа, накормившего несколько тысяч человек пятью хлебами и двумя рыба-ми (Лк.9,16). Позже, во время Утрени, вместе с помазанием, кусочки хлеба, смоченные в вине раздаются верующим. Это не следует путать с Причастием.

 

Во время Утрени совершается елеопомазание – помазание верующих освященным елеем (священник изображает на лбу каждо-го из прихожан крест), что символизирует излияние Божией милости. Этот момент иногда ошибочно называют Елеосвящением или Миропомазанием. На самом деле Причастие, Елеосвящение и Миро-помазание – это Таинства Церкви, ни одно из которых не совершается на Всенощном Бдении.

 

§ Просфора и Святая Вода. Утром, в конце каждой Литургии, в храме можно приобрести просфоры – небольшие квасные хлебы, используемые в богослужении. Часто можно набрать Святой Воды. Просфора употребляется с молитвой «На употребление просфоры и святой воды» натощак со Святой Водой или без, и требует аккурат-ного и благоговейного отношения.

 

С 14 августа до праздника Успения Пресвятой Богородицы (28 ав-густа) продолжается короткий, но строгий и значимый пост, посвященный Успению Пресвятой Богородицы. Успенский пост «сопровождают» три праздника в честь Господа Иисуса Христа.

§ Происхождение (Изнесение) Честных Древ Животворящего Креста Господня и Празднество Всемилостивому Спасу и Прес-вятой Богородице. (Спас на воде, 14 августа). Христос Всемилос-тивый, потому что нет такого прегрешения, которое Господь не простил бы человеку, если тот искренне просит у Него прощения. А Спас потому, что Своей смертью и Воскресением Он спас человека от власти греха и смерти.

Праздник был установлен в память одновременных побед благо-верного князя Андрея Боголюбского над волжскими булгарами и византийского императора Мануила над сарацинами. Обе победы совершились по усердным молитвам и сопровождались чудесными явлениями. В Константинополе под этот праздник «износили» для поклонения Честное Древо Креста на дороги и улицы для освящения мест и в отвращение болезней до Успения Пресвятой Богородицы. Отсюда и название Изнесение Честного Креста.

«Спасом на воде» праздник именуется из-за совершаемого в этот день чина малого освящения воды. Воду малого освящения желатель-но пить натощак, но можно и в течение дня, предварительно помолив-шись и с благоговением. Святой водой можно также помазывать боль-ные места и окроплять жилище. Святую воду можно употреблять некрещеным, а также окроплять ею животных. Традиционно именно в это время на Руси освящали новые колодцы и чистили старые, а также совершали крестный ход на реку или родник для освящения воды. Купание в такой воде, вопреки разным поверьям, как и на праздник Богоявления, грехи не смывает. Прощение грехов возможно лишь при искреннем покаянии в Таинстве Исповеди.

По преданию, именно в этот день (еще до установления празд-ника) было совершено Крещение Руси. Хотя сейчас это событие вспоминается в день памяти святого князя Владимира, 28 июля.

 

§ Преображение Господне (19 августа). Воспоминание таинствен-ного явления Божественного величия и славы Иисуса Христа перед тремя ближайшими учениками во время молитвы на горе Фавор, со-вершенное для их укрепления в вере незадолго до крестной смерти Христа. В Преображении Господнем явились и предстали перед Иисусом, беседуя с Ним, ветхозаветные пророки Илия и Моисей.

В день Преображения пост немного ослабляется, Уставом разре-шается вкушение рыбы.

§

Горкин со сторожем тащат с амвона знакомые корзины, подвигают «под окропление, поближе». Все суетятся, весело, — совсем не церковь. Священники и дьякон в необыкновенных ризах <…> По зеленой и голубой парче, если вглядеться сбоку, золотятся в листьях крупные яблоки и груши, и виноград, — зеленое, золотое, голубое: отливает. Когда из купола попадает солнечный луч на ризы, яблоки и груши оживают и становятся пышными, будто они навешаны. (И.С. Шмелев «Лето Господне»)
Перенесение из Эдессы в Константинополь Нерукотворного образа Господа Иисуса Христа (29 августа). По преданию Иисус Христос отер Свое лицо платом, на котором отпечаталось Его изображение, которое было отправлено апостолом Фадеем больному царю Авгарю в город Эдесса и тот был исцелен. Этот образ стал самой первой иконой. В 944г. Образ был перенесен в Константино-поль, с чем и связано установление празднования.

 

 

В народе эти три праздника получили соответственно названия Медовый, Яблочный и Ореховый (Хлебный) Спас. Эти названия неканонические и никак не связаны с содержанием Праздников. Но именно в эти дни сложилась традиция приносить для освящения первые плоды свежего урожая меда, яблок, орехов и хлеба в качестве благодарения Бога за подаваемую пищу.

Обычай приносить плоды на благословение был установлен еще в Ветхом Завете: «Начатки плодов земли твоей приноси в дом Господа, Бога твоего» (Исх. 23, 19) и сохранился в Христианстве. Конечно, такому важному событию в жизни земледельца, как сбор урожая, уделялось особое внимание. Как и во времена пророка Моисея, первый сноп пшеницы, первая корзина фруктов, первая чаш-ка меда приносились в Храм в дар Богу, в знак благодарности, с надеждой, что милость Божия пребудет с человеком и в дальнейшем. Конечно, этот дар не забирали домой, приношение оставалось в храме для причта и неимущих.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...