Основные виды брачных сценариев.
Идея сценарного подхода возникла в психодинамическом направлении и связана с именем Э.Берна. По мнению Э.Берна сценарий - это некая имеющаяся у индивида программа, в соответствии с которой он строит свою жизнь. «Брачный сценарий» - это сформированная в раннем возрасте неосознаваемая программа поведения, в соответствии с которой индивид выстраивает свою семейную жизнь. Согласно идее брачного сценария, развитие отношений супругов в браке обусловлено неосознаваемой тенденцией к повторению моделей семьи своих родителей или отношений с ближайшими родственниками [25]. В связи с этим выделяют следующие «брачные сценарии»: 1. Родительская модель. 2. Модель брата или сестры. Краткое содержание брачного сценария «родительская модель» заключается в следующем: 1. Ребенок учится у родителя своего пола супружеской роли. Её принятие выгодно и удобно. Отказ от неё лишает уверенности в себе. 2. Образ родителя противоположного пола существенно влияет на выбор партнера по супружеству. Если образ положительный, то выбор партнера в соответствии с ним создает предпосылки для гармоничного супружества. Если образ отрицательный, то выбранный партнер с подобными характеристиками становится источником негативных эмоций. 3. Модель родительской семьи определяет в основных чертах модель семьи, которую создают дети. В браке партнеров из противоположных по модели семей будут наблюдаться конфликты и борьба за власть. В соответствии с «моделью брата или сестры» индивид старается создать семью, в которой мог бы занять такое же положение, которое он занимал среди своих братьев или сестер. Например, старший брат, у которого была младшая сестра, может создать устойчивый союз с женщиной, которая также имела старшего брата. В соответствии с «моделью брата или сестры» рассматривают следующие супружеские связи:
1) комплементарные; 2) частично комплементарные; 3) некомплементарные. Комплементарность (взаимодополнительность) означает, что каждый из супругов хочет делать то, чего другой не хочет. 1. Комплементарный брак - это такой союз, в котором каждый из супругов занимает то же положение, которое он имел по отношению к братьям и сестрам в родительской семье. 2. Частично комплементарный - это союз, в котором супруги в родительских семьях имели несколько типов связей со своими братьями и сестрами, и из которых хотя бы одна совпадает с таковой у партнера. 3. Некомплементарный брак - это союз, в котором супруги занимали одинаковое положение в родительской семье, например: были старшими или единственными детьми в семье. В рамках системного подхода рассматривается другая точка зрения на комплементарный брак [24; 36]. Считается, что выраженная комплементарность супружеских отношений создает дисфункциональную подсистему, отличающуюся ригидностью и жесткой фиксацией ролей. А это обуславливает низкую способность семьи приспосабливаться к переменам (в частности, связанным с прохождением разных стадий жизненного цикла семьи и нормативных кризисов) и снижает её адаптивный потенциал. И именно способность молодых супругов к автономному функционированию помогает им избежать эмоциональной реактивности и поляризованных (комплементарных) отношений, например: преследователь - дистанцирующийся; агрессивный - покорный; независимый - требовательный и т.д. Таким образом, как считают семейные психологи и психотерапевты, работающие в русле системного подхода, комплементарные отношения предполагают взаимное приспособление партнеров, в отличие от симметричных отношений, основанных на равенстве и сходстве.
12.Типы семейного воспитания (А. Е. Личко и Э.Г. Эйдемиллер, А.Я. Варга Из классификаций, сопоставляющих особенности формирования личности детей и стили семейного воспитания, наиболее интересной, детализированной представляется классификация, предложенная А. Е. Личко и Э.Г. Эйдемиллер для подрост ков [15, 22]. Авторы выделили следующие отклонения в стилях семейного воспитания: Гипопротекция. Характеризуется недостатком опеки и контроля. Ребенок остается без надзора. К подростку проявляют мало внимания, нет интереса к его делам, часты физическая заброшенность и неухоженность. При скрытой гипопротекции контроль и забота носят формальный характер, родители не включаются в жизнь ребенка. Невключенность ребенка в жизнь семьи приводит к асоциальному поведению из-за неудовлетворенности потребности в любви и привязанности. Доминирующая гиперпротекция. Проявляется в повышенном, обостренном внимании и заботе, чрезмерной опеке и мелочном контроле поведения, слежке, запретах и ограничениях. Ребенка не приучают к самостоятельности и ответственности. Это приводит либо к реакции эмансипации, либо к безынициативности, неумению постоять за себя Потворствующая гиперпротекция. Так называют воспитание «кумира семьи». Родители стремятся освободить ребенка от малейших трудностей, потакают его желаниям, чрезмерно обожают и покровительствуют, восхищаются его минимальными успехами и требуют такого же восхищения от других. Результат такого воспитания проявляется в высоком уровне притязаний, стремлении к лидерству при недостаточных упорстве и опоре на свои силы. Эмоциональное отвержение. Ребенком тяготятся. Его потребности игнорируются. Иногда с ним жестоко обращаются. Родители (или их «заместители» -- мачеха, отчим и пр.) считают ребенка обузой и проявляют общее недовольство ребенком. Час то встречается скрытое эмоциональное отвержение: родители стремятся завуалировать реальное отношение к ребенку повышенной заботой и вниманием к нему. Этот стиль воспитания оказывает наиболее отрицательное воздействие на развитие ребенка. Жестокие взаимоотношения. Могут проявляться открыто, когда на ребенке срывают зло, применяя насилие, или быть скрытыми, когда между родителями и ребенком стоит «стена» эмоциональной холодности и враждебности.
Повышенная моральная ответственность. От ребенка требуют честности, порядочности, чувства долга, не соответствующих его возрасту. Игнорируя интересы и возможности подростка, возлагают на него ответственность за благополучие близких. Ему насильно приписывают роль «главы семьи». Родители надеются на особое будущее своего ребенка, а ребенок боится их разочаровать. Часто ему перепоручают уход за младшими детьми или престарелыми. Помимо этого выделяются также следующие отклонения в стиле родительского воспитания: предпочтение женских качеств (ПЖК), предпочтение мужских качеств (ПМК), предпочтение детских качеств (ПДК), расширение сферы родительских чувств (РРЧ), страх утраты ребенка (ФУ), неразвитость родительских чувств (НРЧ), проекция собственных нежелательных качеств (ПНК), внесение конфликта между супругами в сферу воспитания (ВК). А.Я. Варга и В.В. Столин выделяют четыре типа родительского отношения [16, с. 144-152]:
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|