Глава 1. Структура естествознания
Стр 1 из 20Следующая ⇒ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ М. С. Кунафин КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ Учебное пособие (изд. второе, расширенное и дополненное) Уфа 2003
УДК 5 ББК 20 К 91
Кунафин М. С. Концепции современного естествознания: Учебное пособие. Изд-е. – Уфа, 2003. – с. - ISBN
В учебном пособии реализуются требования «Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования» (М., 1994 г.) к уровню подготовленности лиц, завершивших обучение по циклу естественнонаучных дисциплин. Книга составлена с расчётом того, чтобы каждый, кто пройдёт такое обучение, получил представление о методах естествознания, этапах его развития и основных научных концепциях. Учебное пособие предназначено для студентов высших учебных заведений и вместе с тем рассчитано на широкий круг читателей, интересующихся историей и перспективами современного естествознания, а также философским обоснованием естественнонаучных проблем.
Под редакцией д. филос. н., проф. А. Ф. Кудряшёва
РЕЦЕНЗЕНТЫ: д. филос. н., проф. В. Н. Финогентов (УГИС, Уфа); кафедра социально-гуманитарных дисциплин Уфимского юридического института
ISBN © Башкирский университет, 2003 г. ОГЛАВЛЕНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ
Особенностью любой книги, посвящённой предмету «Концепции современного естествознания», является то, что её содержание вряд ли будет полностью соответствовать содержанию самого предмета. Чтобы понять это, достаточно попытаться представить, что такое «современное естествознание»: сотни дисциплин, ставящих и решающих тысячи сложнейших проблем; десятки специальных научных языков, которыми пользуются миллионы лучших интеллектуалов нашей планеты; десятки и сотни концепций, гипотез, теорий, порой неимоверно сложных для понимания в силу своей специфичности; наконец, постоянно возрастающий поток информации в условиях дифференциации уже существующих отраслей знания. Разумеется, глупо пытаться «втиснуть» всё богатство современного естественнонаучного знания в пределы одной книги. Вполне очевидно, что всё это не может быть ни представлено в ней, ни освоено теми, кто изучает данный предмет. Для решения проблемы следует изначально принять некий философский «формат», то есть определённую схему, которая, сообразуясь с дидактическими целями курса, укладывает в себя лишь самое необходимое для создания представления о современном состоянии естествознания. Очевидно, что любая схема предполагает ограничения. В нашей книге, например, теряется возможность в полном объёме охарактеризовать особенности современных концепций в различных отраслях естествознания, но взамен возникает возможность выделить общие этапы и тенденции его развития, дать представление о структуре познавательных процессов. Таким образом, в книге, посвящённой предмету «Концепции современного естествознания», вполне реально попытаться изложить сведения об истории развития естествознания, структуре познания и о тенденциях развития современного естественнонаучного знания. Требовать большего означает не понимать того, что концепции современного естествознания в полном объёме не могут быть, во-первых, усвоены теми, кому они предназначены, а во-вторых, популярно и полно изложены в пределах какой-либо книги. Да и в чём смысл такого требования? Детальное знание неких естественнонаучных проблем для человека, который, возможно, никогда не будет заниматься ими впоследствии, вряд ли необходимо. Но для современного состояния дел жизненно важно, чтобы у каждого, тем более у человека, который когда-то обязательно будет принимать ответственные решения, было развито чувство «укоренённости» себя в мире. Укоренённости не только культурной, но и биологической, физической, «укоренённости» в чувстве родства со всем живым на планете. Созданию такого интеллектуального настроя и нравственного статуса философский «формат» «Концепций современного естествознания», несомненно, будет способствовать, так как, в конечном счёте, учебная цель предмета сводится к прояснению роли и значения естествознания в современном мире и, следовательно, к пониманию себя как неотъемлемой и зависимой части этого мира. Разнообразие тем, содержание книги и её структура ориентированы на создание устойчивого комплекса знаний, представляющих положение дел в современном естествознании. Содержание книги преследует цель дать общую картину естественнонаучного миропонимания, основанного на целостном историческом подходе и философских обобщениях. ВВЕДЕНИЕ Мы движемся вперёд в понимании мира. Его познание невозможно без усвоения накопленных знаний. Это нелёгкий труд, превратившийся в современном мире в процесс, длящийся всю жизнь. Освоение уже существующего знания и сотворение нового, по сути, единый неразрывный процесс. Естественно, что любое новое знание невозможно, если оно не основано на уже существующем знании. Поэтому столь важно освоение традиции. Традиция предполагает связь уже познанного и познаваемого. Столь необходимая связь между прошлым и будущим реализуется во многом благодаря систематизации и классификации. Коротко остановимся на структуре естествознания и его месте в общей классификации наук. Хотя мы и говорим ниже о естествознании как донаучном, преднаучном и научном, выделяя тем самым этапы развития собственно естествознания, но на самом деле вплоть до научного этапа, то есть до XVII века эволюция естествознания происходила в рамках натурфилософии. Вплоть до оформления естествознания как совокупности дисциплин, изучающих природу на основе математических принципов, оно развивалось как совокупность сведений об устройстве природе. Отсутствовали атрибуты, столь характерные для современного естествознания, - техника и математизация. Само понятие «естествознание» носит обобщающий характер. Очевидно, что оно лишь констатирует факт возникновения совокупности дисциплин, исследующих природу. В основании этой совокупности уже со времён Аристотеля лежит физика. Именно она почти до XX века определяла нормативы научно-исследовательской деятельности в области естествознания, и не только его. Разумеется, современное знание не может быть охарактеризовано только как естественнонаучное и даже как только научное. К началу XXI века вследствие интеграционных процессов, возникших в науке благодаря развитию кибернетики, общей теории систем, синергетики, вследствие глобализации информационных процессов, прежде очевидные и чётко определяемые границы естествознания были размыты. Тем не менее, в современной системе знания мы можем выделить, как минимум, четыре относительно самостоятельных типа: гуманитарное знание, техническое знание, математическое знание и естествознание. Наиболее специфичным среди этих типов знания является математика. Она одновременно универсальна для прочих типов знания и зависима от них, поскольку в любом случае имеет смысл, если только определяет и описывает закономерности безотносительно к предмету исследования. Сегодня вряд ли можно представить развитие техники, естествознания и даже гуманитарного знания без математики. Структура естествознания основана на общем определении естествознания как совокупности наук о природе («естестве»). Понятно, что это весьма расплывчатое определение, которое позволяет сводить воедино такие трудно сопоставимые дисциплины, как, например, биологию и геологию. Тем не менее, в самом общем смысле структура естествознания и классификация знания в целом может быть основана на этой посылке. Итак, в качестве общего определения структуры можно выдвинуть следующее: к естествознанию относятся дисциплины, предметом исследования которых являются закономерности природы. То есть, совокупностью химических закономерностей в природе занимается химия, совокупностью физических отношений в природе занимается физика, совокупностью биологических отношений в природе занимается биология и т. д. Конечно, при таком подходе возникает вопрос: можно ли вне связи с другими закономерностями, например, физическими выделять и рассматривать химические связи и, следовательно, возможна ли химия как дисциплина, основанная на исследовании только химических закономерностей? Сегодня мы понимаем, что это абстрактный подход, который, в конечном счёте, провоцирует дисциплинарную дифференциацию знания. В то же время подобный подход позволяет хотя бы относительно структурировать естествознание и выделить его в качестве отдельной совокупности наук среди других типов знания. Пользуюсь случаем, чтобы выразить искреннюю благодарность коллективу кафедры философии и методологии науки Башкирского государственного университета за поддержку и помощь при работе над книгой. Выражаю особую признательность научному редактору рукописи профессору А. Ф. Кудряшёву. Его рекомендации и произведённый им скрупулёзный анализ текста позволили улучшить структуру и содержание книги. Выражаю глубокую благодарность профессору В. Н. Финогентову, профессору Б. М. Миркину, профессору М. А. Фатыхову за рецензирование рукописи. Благодаря проделанному ими анализу рукописи в методологическом, биологическом и физическом аспектах удалось избежать многих неточностей и улучшить качество книги. Также выражаю искреннюю признательность профессору А. И. Селиванову, профессору А. В. Лукьянову, доценту Р. Р. Вахитову и доценту В. Е. Обухову, которые взяли на себя нелёгкий труд прочесть рукопись и высказали свои замечания и предложения. Хочу особо поблагодарить редактора Кузьмину Р. М. за тщательную корректуру текста книги. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ Содержание курса «Концепции современного естествознания» реализуется триединством данного учебного пособия, программы лекций и плана практических занятий. Учебное пособие, программа и план составляют полный комплект необходимого учебного материала для студентов. Содержание всех трёх компонентов приведено в полное соответствие друг с другом. Итак, изучение и усвоение курса «Концепции современного естествознания» требуют использования плана практических занятий, программы лекций и текста учебного пособия. Содержание книги, в соответствии с программой курса, разделено на девять глав, каждая из которых, в свою очередь, (за исключением первой главы, которая состоит из трёх вопросов – М. К.), разбита на пять вопросов и на раскрывающие эти вопросы параграфы. Содержание и смысл встречающихся в тексте слов со значком (*) раскрываются в находящемся в конце книги словаре терминов. Рекомендуется, в случае любых терминологических затруднений, прежде всего, заглянуть в этот словарь. Кроме этого, в конце книги находится «Летопись естественнонаучных открытий» в области физики, астрономии, биологии, химии. Это весьма объёмные справочники, предназначенные утолить «первый информационный голод» по интересующим вопросам. «Литература по главам» представляет собой тематизированное дополнение к содержанию рассматриваемой в данной главе темы. Она подобрана с таким расчётом, чтобы полностью «перекрыть» все возможные вопросы, могущие возникнуть при изучении материала. Кроме этого, литература по главам может и должна быть использована при подготовке к практическим занятиям. «Литература дополнительная» может быть использована по усмотрению читателя. Рекомендуется обращение к ней для расширения кругозора в различных аспектах естествознания. Её можно использовать при написании рефератов и при подготовке к экзамену и зачёту. Основная трудность при изучении материала учебника, как мне кажется, будет вызвана тем, что язык естествознания не может быть редуцирован (сведён) к естественному языку. Во всяком случае, эта процедура имеет чётко выраженные пределы, переходить которые нельзя без риска впасть в профанацию. Снять остроту этой проблемы призван упоминавшийся выше словарь терминов в конце учебника. И всё же читателя ожидает нелёгкая работа, ему понадобятся время и терпение для основательного освоения терминологии естествознания. Это то минимальное требование, которое необходимо предъявить. И оно понятно. Не зная соответствующего языка, нельзя достичь понимания предмета. Текст сложен и требует внимательного чтения. Читателю предстоит пройти длинный и непростой путь от изучения предмета естествознания в первой главе до проблем, связанных с иерархией мироздания в девятой главе. Содержание глав, входящих в книгу, развёртывает широкий спектр проблем, относящихся к истории естествознания, возникновению и становлению научной методологии, фундаментальным концепциям естествознания, к проблемам самоорганизации, жизни, к возникновению и становлению биосферы и человека, к современным глобальным проблемам. Содержание курса, излагаемого в этой книге, преследует следующие цели: 1. Получить представление о предмете естествознания, содержании и основных этапах истории его становления и развития. 2. Получить целостное и систематическое представление о концепциях современного естествознания. 3. Уяснить естественную и необходимую связь современного социально-гуманитарного знания с концепциями современного естествознания. ГЛАВА 1. структура ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ 1.1. Предмет естествознания Анализ понятия «природа». ô Неоднозначность понимания природы как объекта естественнонаучного исследования. ô Наука. ô Сочетаемость понятий «наука» и «естествознание». ô Естествознание донаучное, преднаучное и научное. ô Неисчерпаемость предмета естествознания. ô Специфика знания на донаучном и преднаучном этапах развития естествознания. ô Специфика знания на научном этапе развития естествознания.
Естествознание есть знание, накопленное науками о природе. Содержание понятия «естествознание» определяется суммой знаний, аккумулируемых понятиями «природа» и «наука». Важно различать философский и естественнонаучный аспекты понимания природы. Это различие сводится к тому, что естествознание стремится иметь дело с природой как объектом, то есть с её более или менее удачной конструкцией, а философия стремится понять природу как таковую. Также важно видеть исторический характер связи естествознания и науки. Естествознание древнее науки. Если природа - объект и выступает как внешнее по отношению к естествознанию, то внутреннее содержание естествознания составлено дисциплинами, обращёнными к отдельным частям - предметам природы - объекта. Совокупность дисциплин естествознания рассматривает сумму предметов - частей природы, но является ли получаемое ими знание действительным представлением природы? Различные этапы развития естествознания по-разному представляют природу. Причём отличие этих представлений друг от друга зависит от того, в какой степени в этом участвует наука. Естествознание без науки или естествознание, в малой степени ею обременённое в отличие от научного естествознания, и дисциплинарно, и образно очень по-разному представляют природу. 1.1.1. Анализ понятия «природа» Термин «естествознание» раскрывает историю становления знаний о природе с древности до наших дней. Понимание природы как объекта, к которому обращена познавательная деятельность человека в различные исторические эпохи, было разным. «Природа» древнегреческого мыслителя, «природа» римского натуралиста, «природа» «натуральной магии» XVI века, «природа» физика-теоретика XVII века и «природа» учёного- естествоиспытателя конца ХХ века не просто разное понимание одного и того же объекта. Речь идёт о разных объектах исследования, существование которых обусловлено функционированием исторически разных типов мышления. Если обобщить разноречивые, не доступные единой систематизации смыслы понимания природы, то можно получить примерно следующее представление о смысле понятия «природа», применимое к ней, начиная с Нового времени: · Природа - не однозначная, у всех перед глазами лежащая очевидность, на которую довольно было бы лишь указать пальцем, а сложная и запутанная идея. Это идея реальности, существующей вне нас и в то же время доступной нашему влиянию. · Природа противопоставляется человеку и его обжитому, осмысленному, домашнему миру как иное, чужое, самодовлеющее бытие, к которому необходимо установить адекватное отношение. · Природа и культура противопоставляются друг другу. Это фиксируется в радикальном различении науки и искусства, естественных и гуманитарных наук. В природе человек теперь имеет дело с принципиально дегуманизированным, трансцендентным бытием, которое подлежит бесконечному процессу познания. · Именно с Нового времени, в связи с таким пониманием процесса познания, впервые встаёт проблема оснований объективного знания, не зависящего от культурных предрасположенностей и предвзятостей мысли. Формируется идея внекультурного, сверхличного субъекта познания. · Возникает внутренняя несогласованность идеи природы с собой. Она одновременно определяется как предмет принципиально инородный человеку (предмет познания) и не менее принципиально как предмет однородный человеку (предмет практического освоения). Всякому естественнонаучному пониманию природы как всецело идеализируемой субстанции, противопоставляется гуманитарное понимание невместимости природы в формы человеческого освоения её. Научному пафосу познания и овладения противопоставляется художественный пафос вещественной самобытности природного[1]. Таким образом, можно сделать следующий вывод: исследование природы составляет смысл существования естествознания. В то же время это исследование должно исходить из понимания невозможности «прямого», «нечеловеческого» обращения к природе. Между ней и естествознанием всегда будет стоять человек со своей культурой, историей и языком. «Чистое», равно как и «абсолютное» знание - иллюзия. Более того, ставить вопрос так, значит ставить его философски, что нехарактерно для естествознания, которое изначально существует как механизм позитивного накопления и практической реализации полученного знания. 1.1.2. Естествознание донаучное, преднаучное и научное Наука обеспечивает получение нового знания, вырабатывает средства воспроизводства и развития познавательного процесса. Язык науки включает чёткое употребление понятий, определённость их связи, обоснование их следования, их выводимость друг из друга. Современное естествознание немыслимо без науки. Мы не зря называем его научным естествознанием, подчеркивая тем самым его основную специфику. Следовательно, мы вправе сделать вывод о том, что, возможно, естествознание не всегда было научным. И это действительно так. Выделение и оформление элементов науки происходит в конце первого тысячелетия до н. э. Родиной европейской науки традиционно считается Древняя Греция. Но как мы знаем, задолго до этой цивилизации, определившей облик Европы, существовали древние восточные царства, обладавшие существенными познаниями в астрономии, геометрии, арифметике и других областях знания. Более того, можно утверждать, что задолго до возникновения этих цивилизаций, с момента, когда возникают человеческие коллективы, появляется естествознание. Возникновение его столь же необходимо, как и, например, возникновение хозяйства, так как познавательная деятельность человека, обращённая к природе, не может привести ни к чему иному, кроме как к естествознанию. Однако приложимо ли к данному этапу возникновения естествознания понятие науки? Конечно, нет. Мы должны как-то иначе классифицировать эту стадию становления естествознания. Определим этот этап как донаучный. Он подразумевает отсутствие всех привычных для нас признаков науки. Познавательный процесс этого периода предстаёт в виде цикла. Общества этого периода, вырабатывая под воздействием многих обстоятельств тот или иной тип поведения и мышления, выбирают дальнейшее направление развития цивилизации. Например, биогенное направление развития цивилизации, фактически превращающее познавательный процесс в замкнутый цикл, функционирующий только на основе традиции. Это, естественно, приводило к консервации данных обществ. Даже ещё сегодня существуют эти реликтовые общества, которые практически не менялись на протяжении тысячелетий. Например, аборигены Австралии, индейские племена Амазонии, пигмеи экваториальной Африки. Другое направление - это техногенное направление развития цивилизации. Оно основано на переходе познавательного процесса из формы циклической в спиральную форму развития. В этом факте заложена возможность возникновения науки, так как традиция перестаёт играть роль одновременно и хранительницы и воспроизводительницы знания. Традиция хранит знание, которое постоянно обновляется на основе инноваций, приобретающих постоянно возрастающий вес в процессе познавательной деятельности. Хронологически, донаучную стадию развития естествознания можно считать завершённой с возникновением земледелия, орошения, письма, государств и т. д. Эти преобразования, собственно говоря, и происшедшие благодаря традиционно-инновационному характеру развития познавательной деятельности, настолько преобразили содержание донаучного естествознания, что можно говорить о наступлении качественно новой стадии развития. С чем это было связано? С тем, что в сфере познавательной деятельности возникли и стали развиваться элементы науки. Прежде всего, получаемое знание стало систематизироваться, дифференцироваться, возникли понятия. Наконец, то, без чего невозможна наука, - это счёт. Это этап преднаучного состояния естествознания, когда оно выходить на перепутье:
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|