Мальчики. Проба Штанге (задержка дыхания на вдохе)
МОНИТОРИНГ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Масса-ростовой индекс Кетле 2
Характеризует: степень гармоничности физического развития и телосложения. Длина тела или рост стоя измеряются с помощью ростомера или антропометра. Масса тела определяется взвешиванием на медицинских весах без обуви в спортивном костюме. Квадра́т числа х - это результат умножения числа на себя: х• х = м2. Например, рост 128см=1,28м. Квадрат числа будет равен 1,28·1,28=1,64 м2.
2)
Индекс массы тела=масса тела (кг): (длина тела стоя) (м
Массо-ростовой индекс Кетле 2(кг/м2)
Мальчики
Возраст(лет)
Оценка, баллы
5
4
3
2
1
гармоничное
гармоничное (-)
гармоничное (+)
дефицитмассы
тучное
15,0…17,0
13,1…14,9
17,1…18,9
<= 13
>=19
15,0…17,0
13,1…14,9
17,1…18,9
<= 13
>=19
15,0…17,0
13,1…14,9
17,1…18,9
<= 13
>=19
16,0…18,0
14,1…15,9
18,1…19,9
<= 14
>=20
16,0…18,0
14,1…15,9
18,1…19,9
<= 14
>=20
17,0…19,0
15,1…16,9
19,1…20,9
<= 15
>=21
18,0…20,0
16,1…17,9
20,1…21,9
<= 16
>=22
19,0…21,0
17,1…18,9
21,1…22,9
<= 17
>=23
19,0…21,0
17,1…18,9
21,1…22,9
<= 17
>=23
19,0…21,0
17,1…18,9
21,1…22,9
<= 17
>=23
20,0…22,0
18,1…19,9
22,1…23,9
<= 18
>=24
21,0…23,0
19,1…20,9
23,1…24,9
<= 19
>=25
21,0…23,0
19,1…20,9
23,1…24,9
<= 19
>=25
Девочки
Возраст(лет)
Оценка, баллы
5
4
3
2
1
гармоничное
гармоничное (-)
гармоничное (+)
дефицитмассы
тучное
15,0…17,0
13,1…14,9
17,1…18,9
<=13
>=19
15,0…17,0
13,1…14,9
17,1…18,9
<=13
>=19
15,0…17,0
13,1…14,9
17,1…18,9
<=13
>=19
16,0…18,0
14,1…15,9
18,1…19,9
<=14
>=20
16,0…18,0
14,1…15,9
18,1…19,9
<=14
>=20
17,0…19,0
15,1…16,9
19,1…20,9
<=15
>=21
18,0…20,0
16,1…17,9
20,1…21,9
<=16
>=22
19,0…21,0
17,1…18,9
21,1…22,9
<=17
>=23
19,0…21,0
17,1…18,9
21,1…22,9
<=17
>=23
20,0…22,0
18,1…19,9
22,1…23,9
<=18
>=24
21,0…23,0
19,1…20,9
23,1…24,9
<=19
>=25
22,0…24,0
20,1…21,9
24,1…25,9
<=20
>=26
22,0…24,0
20,1…21,9
24,1…25,9
<=20
>=26
Индекс Робинсона (двойное произведение)
Характеризует: состояние регуляции сердечнососудистой системы. Артериальное давление измеряется у обследуемого в положении сидя, стандартной манжеткой. В случае регистрации повышенного АД необходимо измерить через 10–15 сек в положении лежа. ЧСС определяется пальпаторно (путем ощупывания) или аускультативно (путем прослушивания) в положении сидя. После чего проводится обсчет полученных данных. Результаты сравниваются по таблице.
Индекс Робинсона = ЧСС (уд/мин) АД сист. (мм рт.ст.): 100
верхнее давление
Индекс Робинсона (двойное произведение) (усл. ед.)
Мальчики
Возраст
(лет)
Оценка, баллы
высокий
выше
среднего
средний
ниже
среднего
низкий
<=70
71…79
80…101
102…111
>=112
<=70
71…79
80…105
106…113
>=114
<=70
71…79
80…108
109…116
>=117
<=70
71…77
78…107
108…115
>=116
<=70
71…79
80…105
106…113
>=114
<=70
71…77
78…102
103…110
>=111
<=70
71…76
77…100
101…107
>=108
<=70
71…79
80…108
109…117
>=118
<=70
71…78
79…108
109…114
>=115
<=70
71…80
81…108
109…116
>=117
<=70
71…80
81…107
108…115
>=116
<=70
71…80
81…107
108…115
>=116
<=70
71…80
81…107
108…115
>=116
Девочки
Возраст(лет)
Оценка, баллы
высокий
выше
среднего
средний
ниже
среднего
низкий
<=70
71…80
81…103
104…113
>=114
<=70
71…79
80…105
106…110
>=111
<=70
71…83
84…105
106…110
>=111
<=70
71…75
76…100
101…105
>=106
<=70
71…75
76…100
101…112
>=113
<=70
71…80
81…100
101…114
>=115
<=70
71…75
76…105
106…120
>=121
<=70
71…82
83…105
106…120
>=121
<=70
71…78
79…105
106…114
>=115
<=70
71…85
86…100
101…110
>=111
<=70
71…85
86…100
101…110
>=111
<=70
71…85
86…100
101…110
>=111
<=70
71…85
86…100
101…110
>=111
Индекс мощности Шаповаловой
Характеризует: развитие силы, быстроты и скоростной выносливости. Обследуемый лежит на гимнастическом мате, ноги согнуты в коленях под углом 90º, руки за головой, локти разведены в стороны, касаются пола, стопы зафиксированы или удерживаются партнером. По команде «Марш!» выполняется подъем туловища, сгибаясь до касания локтями бедер и возращаясь обратным движением в и.п. до касания пола лопатками, локтями, затылком, время выполнения упражнения 60 секунд.
Индекс Шаповаловой = (масса тела (г) количество сгибаний за 60 сек): (длина тела (см) 60)
Индекс Шаповаловой.
Индекс мощности Шаповаловой В.А. (усл. ед.)
Мальчики
Возраст (лет)
Оценка, баллы
1
2
3
4
5
низкий
ниже среднего
средний
выше среднего
высокий
<=59
60…69
70…92
93…103
>=104
<=63
64…74
75…97
98…108
>=109
<=63
64…88
89…99
100..110
>=111
<=69
70…92
93…139
140..162
>=163
<=97
98…112
113..153
154..168
>=169
<=101
102..117
118..158
159..170
>=171
<=114
115..137
138..182
183..204
>=205
<=114
115..137
138..182
183..204
>=205
<=128
129..157
158..216
217..245
>=246
<=134
135..169
170..240
241..275
>=276
<=194
195..219
220..270
271..295
>=296
<=199
200..224
225..275
276..300
>=301
<=199
200..224
225..275
276..300
>=301
Девочки
Возраст (лет)
Оценка, баллы
1
2
3
4
5
низкий
ниже среднего
средний
выше среднего
высокий
<=39
40…58
59…74
75…90
>=91
<=51
52…63
64…88
89…100
>=101
<=62
63…76
77…105
106..119
>=120
<=90
91…103
104..130
131..143
>=144
<=113
114..127
128..156
157..170
>=171
<=113
114..129
130..164
165..200
>=201
<=132
133..157
158..194
195..253
>=254
<=132
133..157
158..230
231..258
>=259
<=193
194..216
217..253
254..276
>=277
<=193
194..216
217..260
261..293
>=294
<=212
213..245
246..312
313..345
>=348
<=212
213..245
246..296
297..324
>=325
<=212
213..245
246..296
297..324
>=325
Индекс Руфье
Характеризует: выраженность реакции сердечнососудистой системы на стандартную физическую нагрузку. Проба выполняется следующим образом: в положении сидя у обследуемого подсчитывается пульс за 15 сек. (Р1), затем обследуемый выполняет: за 45 сек. 30 глубоких приседаний, руки вперед. После выполнения в положении сидя, подсчитывается пульс за первые 15 сек. отдыха (Р2) после 45 сек. отдыха подсчитывается пульс (Р3) за 15 сек. Оценка реакции сердечнососудистой системы на физическую нагрузку у детей осуществляет: ся по модифицированной таблице (А.А. Гусева) (приложение 6).
Индекс Руфье (ИР)= где Р1 – пульс за 15 сек. в покое, Р2 – пульс первые 15 сек. сразу после нагрузки, Р3 – пульс за последние 15 сек. первой минуты восстановления.
Индекс Руфье (усл. ед.)
Мальчики, девочки
Возраст (лет)
Оценка, баллы
1
2
3
4
5
низкий
ниже среднего
средний
выше среднего
высокий
>=22,5
22,4-17,5
17,4-15,5
15,4-12,6
<=12,5
7-8
>=21,0
20,9-16,0
15,9-14,0
13,9-11,1
<=11,0
9-10
>=19,5
19,4-14,5
14,4-12,5
12,4-9,6
<=9,5
11-12
>=18,0
17,9-13,0
12,9-11,0
10,9-8,1
<=8,0
13-14
>=16,5
16,4-11,5
11,4-9,5
9,4-6,6
<=:6,5
15-18
>=15,0
14,9-10,0
9,9-8,0
7,9-5,1
<=5,0
Индекс (проба) Ромберга
Координационная функция нервной системы определяется с помощью Индекса (пробы) М.Е. Ромберга. Проба Ромберга II. Пробу Ромберга часто используют при определении функционального состояния вестибулярного анализатора.
Ученик стоит так, чтобы ноги его были на одной линии, при этом пятка одной ноги касается носка другой, глаза закрыты, руки вытянуты вперед, пальцы несколько разведены. Время устойчивости определяется к потере равновесия. Дрожание пальцев рук, покачивания, а тем более быстрая потеря равновесия указывают на нарушение координации и, исходя из этого, останавливается секундомер.
Координационную пробу Ромберга следует применять до и после занятий. Уменьшение времени выполнения пробы Ромберга может наблюдаться при усталости, перенапряжении, перетренированности, в период заболеваний, а также при длительных перерывах в занятиях физкультурой.
Индекс (проба) Ромберга (усл. ед.) (Мальчики, девочки)
Возраст, класс
Уровень функционального состояния вестибулярного аппарата
Высокий уровеньразвитиявестибулярного аппарата
Выше среднего уровеньразвитиявестибулярного аппарата
Средний уровеньразвитиявестибулярного аппарата
Ниже среднего уровеньразвитиявестибулярного аппарата
Низкий уровеньразвитиявестибулярного аппарата
5 баллов
4 балла
3 балла
2 балла
1 балл
1–2 классы (6–7 л.)
>16
14-15
11-13
6-10
<5
3–4 классы (8–9 л.)
>25
23-25
16-22
11-15
<10
5–6 классы (10–11 л.)
>34
29-33
25-32
16-24
<15
7–8 классы (12–13 л.)
>45
40-44
30-39
21-29
<20
9 класс (14–15 л.)
>54
49-53
37-48
25-36
<24
10–11 классы (16–18 л.)
>58
53-57
41-52
27-40
<26
Оценка индекса осуществляется в баллах.
Проба Штанге
Заключается в выяснении продолжительности задержки дыхания в секундах. Во время задержки дыхания ноздри закрываются указательным и большим пальцами. Оценка пробы осуществляет: ся путем сравнения со стандартными величинами сигнальных отклонений аналогично антропометрическому профилю. Под базовой задержкой дыхания на вдохе понимается задержка с «нейтральным» давлением в легких, то есть когда давление внутри легких и давление снаружи грудной клетки одинаково. В таком состоянии грудная клетка максимально расслаблена. Задержка на вдохе выполняет: ся с объемом воздуха примерно равным 2/3 от максимально возможного вдоха. После 5-ти минут отдыха сидя сделайте 2-3 глубоких вдоха и выдоха, а затем, сделав полный вдох, задержите дыхание. Нос лучше зажать пальцами. Время от времени задержки дыхания до ее прекращения. Результаты этой пробы дают возможность косвенно определить емкость кислородтранспортной системы (изменения насыщенности крови кислородом) и интенсивности окислительно-восстановительных процессов. Проба Штанге относится к простейшим способам контроля функционального состояния дыхательной системы.
Мальчики. Проба Штанге (задержка дыхания на вдохе)
Возрас т, лет
Проба Штанге (задержка дыхания на вдохе)
Высокий уровеньфункционально го состояния дыхательной системы (ДС)
Выше среднего уровеньфункциональног о состояниядыхательной системы (ДС)
Средний уровеньфункционально го состояния дыхательной системы (ДС)
Ниже среднего уровеньфункциональног о состояниядыхательной системы (ДС)
Низкий уровень функциональног о состояниядыхательной системы (ДС)