Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Характеристика классного коллектива




темперамент психологический тренинг агрессия

В исследуемом коллективе 30 учащихся. Из них 13 мальчиков и 17 девочек. Дети подросткового возраста 14-15 лет. Ученики учатся вместе с 01.09.2007 года, их классный руководитель Процанова Ольга Павловна, учитель русского языка и литературы. Классный руководитель имеет педагогический стаж 25 лет и соответствующее образование, высшую категорию.

Данный коллектив имеет одного ярко выраженного лидера. Это девушка, дочка учителя по английскому языку, в этой школе. Лидер хорошо учится, играет на саксофоне, посещает театральную студию, принимает участие в общешкольных мероприятиях. Умеет налаживать контакты с людьми разного возраста и пола, очень общительна и отзывчива, с уважением относится к одноклассникам. Официальной старосты в коллективе нет. Внутри коллектива уже сформировались несколько группировок. Актив класса представлен 4 учащимися. Пассив класса многочислен, состоит из различных микрогрупп. Отклоняющее поведение и некая агрессивность объединяет трех мальчиков. Ребята зачастую становятся организаторами или участниками потасовок, конфликтов. Еще в классе есть ученики, находящиеся в изоляции: 2 мальчика и 2 девочки. В целом структура классного коллектива и в отношения в нем соответствующие возрастным нормам школьников.

В коллективе, есть возможность пронаблюдать и зарождение мужской дружбы, взаимопомощь, взаимовыручку, и проявление жадности и неприязни, хитрости и заговоров, унижение более слабых. Преобладание девочек сказывается на эмоциональных моментах, творческих посиделках, украшениях в классной комнате. Отчужденность «мальчишек - робинзонов» связана с их низкой успеваемостью, некой неопрятностью, и физической агрессивностью. Ребята - представители асоциальных семей, у них нет навыков нормального общения со сверстниками. Даже между собой, имея «одинаковые беды», не могут найти позитивных точек соприкосновения. Именно поэтому одноклассники стараются избегать общения, и как следствие, конфликтов и побоев. 1 девочка является в классе «новенькой», она пришла в коллектив лишь в конце прошлого учебного года, и пока ей трудно стать полноценным членом коллектива. Девочке не достает решительности и уверенности в себе. Дополнительно к этому, ей тяжело дается обучение, девочка несколько отстает от своих сверстников. Еще одна девочка испытывает трудности в общении со сверстниками из-за заниженной самооценки.

Классный руководитель уделяет большое внимание развитию групповой сплоченности коллектива и формированию положительных черт характера. Ольга Павловна опирается, прежде всего, на свою любовь к детям, учитывает их возрастные особенности и интересы. Позитивным результатом считает полноценное развитие личности учеников, качественное усвоение ими программы и самоудовлетворенность. Несомненно, педагог пользуется авторитетом среди детей и родителей. Этому свидетельствуют совместные мероприятия, проводимые часто и весело, журнал мероприятий и отзывов, положительная атмосфера.

% учащихся учатся «отлично», 40% - «хорошо и отлично», 25% -«хорошо и удовлетворительно» и 25% - «удовлетворительно». Дисциплина во время уроков нормальная. Замечания учащиеся преимущественно получают за неподготовленность к определенному виду работы (линейки, ручки, карандаша, и др.). В таких случаях на помощь приходит взаимовыручка. Жизнь коллектива вне учебных занятий достаточно активна - это проведение внеклассных мероприятий, организация субботников, походов и экскурсий, посещение спортивных площадок, поездок в другие города, совместные походы в театр и кино.

Безусловно, коллектив и личность ребенка в учебно-воспитательном процессе тесно соприкасаются, оказывая как положительное, так и отрицательное взаимодействие друг на друга. Например: творческие способности учащихся удачно реализовываются и развиваются во внеклассных мероприятиях, праздниках. А несформированность положительных навыков общения некоторых учащихся является причиной конфликтов и драк, возникающих в данном коллективе.

В заключение следует отметить, что данный коллектив является традиционным представителем ученического класса общеобразовательной Российской школы. Возникающие недостатки связаны с субъективным особенным подбором контингента, семей. Наличие детей различных культурного, материального и интеллектуального уровней подтверждает общедоступность образования, но, как правило, сопровождается рядом сложностей, с которыми приходится сталкиваться педагогу в повседневной работе. Следует отметить, что отношения между учителем и детьми доброжелательные, уважительные, дети любят педагога, в свою очередь и учитель организовывает и поддерживает благоприятный климат в коллективе, проявляя любовь, заботу, интерес к каждому ученику. Ученический коллектив обеспечивает единство, дружбу, школьников.

В исследовании использовались: метод наблюдения, опрос, анкетирование, личные беседы.

 


Заключение

 

Во время педагогической практики был проведен ряд мероприятий.

1. Занятия факультатива «Характер и темперамент человека», рассмотрели понятия - характер, темперамент, сходства и различие.

2. Психологический тренинг «Индивидуальность» для школьников. Рассмотрели представление о понятии «индивидуальность». Узнали, что каждый человек является индивидуальностью. Способствовали развитию интереса к своему внутреннему миру и внутреннему миру окружающих. Содействовали развитию навыков самоанализа.

. Беседа с родителями на тему: «Подростковая агрессия». Была проведена презентация и обсуждение данной темы.

. Осуществлено исследование психологической характеристики классного коллектива.

. Впечатления от проведенных занятий факультатива.

Очень важным фактором, способствующим моим успехам, явилось доброжелательное, участвующее отношение педагогов. Никто не отказывал мне в помощи, некоторые преподаватели давали ценные советы, помогали при разработке уроков, присутствовали на занятиях. Родители учеников тоже отнеслись с пониманием, со стороны учеников я тоже получила поддержку и одобрение. Они проявляли дисциплинированность, уважение и заинтересованность. Естественно, такое отношение значительно облегчило мою задачу при проведении занятий. Несомненно, в организации уроков и управлении коллективом учеников, мне помогли знания, полученные при изучении возрастной, социальной, педагогической психологии и других дисциплин.

Конечно, приходилось сталкиваться с некоторыми трудностями. В любом классе есть чрезмерно активные ученики, привыкшие быть в центре внимания. К таким ученикам нужно было найти подход, и, в большинстве случаев, мне удавалось справиться с этой задачей. Также, во время проведения уроков, я отметила для себя, что очень важно следить за грамотностью своей речи, не допускать просторечных выражений, слов-паразитов, но при этом не усложнять речь непонятными для учеников терминами, т.е. содержание преподаваемого материала должно соответствовать возрастным и образовательным особенностям группы. Речь должна быть последовательной, четкой и доступной для восприятия. Кроме того, нужно всегда быть готовым к возникновению у учеников вопросов. Игнорировать их нельзя, так как можно потерять интерес, доверие и уважение класса. Чтобы быть готовым к различного рода непредвиденным обстоятельствам и неожиданным вопросам, очень важно тщательное планирование и обдумывание всех аспектов при подготовке учебного материала.

2. Впечатление от проведенных занятий тренинга «Индивидуальность».

На тренинг был приглашен психолог школы, как наблюдатель (за моей работой). Отзыв: внешний вид Чуриловой Виктории приятный, привлекательный, манера поведения уверенная, дружелюбная. Жесты открытые. Речь во время объяснения четкая, правильная, слова-паразиты отсутствуют. Лексика речи соответствует возрастным особенностям детей, термины объясняются. Виктория Эдуардовна умело организовала коллективную деятельность: класс разбит на группы, каждый получил свое задание, были задействованы все участники, группы выдали свой результат, класс обсудил выступление представителей групп и коллегиально пришли все к общему мнению, сделали правильный вывод. Тренинг получился эффективным, меткие замечания Виктории Эдуардовны, юмор, доброжелательность позволили наполнить занятие положительными эмоциями. По отзывам учеников, занятие доставило удовольствие.

Собственная оценка качества преподавания и впечатление.

Перед проведением тренинга очень волновалась. В этом классе учиться моя дочь, поэтому было волнительно в двойне. Боялась, что дети зададут вопрос, а я не смогу на него ответить. Но потом сказала себе, я ведь не энциклопедия, я могу чего-то не знать, нужно быть искренней, ведь дети это чувствуют. Обстановка в классе была дружелюбная, дети старались не шуметь, наверное потому что на задней парте сидел их психолог. Но после прошествии 10 мин, я и ребята стали чувствовать себя более раскованно и уже общались как друзья, сразу стало шумновато. Пришлось один раз попросить ребят не шуметь. Сначала на мои вопросы отвечали все хором, так что их было не разобрать, и я попросила их высказываться по одному. Вообще дети стали раскованней. Некоторые мальчики были не сдержанные, вскакивали с места. В принципе была нормальная рабочая обстановка, обсуждение, и спор. Мне даже она больше понравилась, чем если бы они сидели по струнке, как роботы сидящие за партой. Я обратила внимание и на лидеров класса, и на тихонь. Сказка про «Фею» понравилась и заставила многих задуматься. «Значит, мы все личности»:- говорили они:«и все по-своему индивидуальны». Это их радовало.

Я думаю, им понравилось, потому что они просили еще каких-нибудь рассказов и тестов и игр. И понравился еще больше, если бы этот урок был проведен вместо урока математики. Им очень нравиться, когда к ним приходит их школьный психолог, но случается это очень редко. Но вот у них предмет обществознание очень похож на введение в психологию для детей, потом, дома, я не отрываясь прочитала весь учебник. Основы психологи давались в простой, понятной для их возраста форме. Мне очень понравилось.

Для первого раза преподавания тренинга, думаю, я неплохо справилась. Это был колоссальный опыт для меня, а также отличная тренировка для будущего.

3. Впечатления от проведенной беседы «Агрессия среди подростов» с родителями учеников 8 «а» класса.

Форму проведения беседы выбрала показ презентации, потому что это более понятно, чем просто лекция. Составление презентации не вызвало труда благодаря интернету. После презентации начали обсуждение этой темы, завались вопросы. Было просто и легко, так как происходило это на классном собрании. Только пришлось немного бороться вначале со своим волнением. Выступать на публике мне еще немного сложно.

4. Впечатление от исследования классного коллектива.

В этом классе учиться моя дочь, поэтому я можно, сказать знакома с ними с 1 класса. Информация легла слоями и от разговоров с дочерью и от бесед и совместного проведения времени с классом, в каких либо поездках, мероприятия. Личные наблюдения тоже очень помогли в описании и составлении психологической характеристики класса. Это задание было очень интересным, оно выработало у меня навыки ведения беседы, научило правильно наблюдать, анализировать, давать объяснения различным, фактам, событиям, различным проявлениям личности.

В целом, я оцениваю свою практику как успешную. Мне удалось реализовать все намеченные цели и задачи, приобрести бесценный практический опыт и навыки работы с классным коллективом с учетом его психологической структуры и уровня развития;

углубить свои знания в психологии и педагогике;

сформировать умения по организации продуктивного взаимодействия с классом на уроке и вне его (установление личных контактов, навыки сотрудничества, диалогового общения и т.п.);

развить умение выявлять, анализировать и учитывать при организации учебно-воспитательного процесса общие психологические закономерности;

умение подмечать и анализировать возникающие в классном коллективе ситуации, требующие педагогического вмешательства;

умение грамотно анализировать (с психологической, педагогической и методической точек зрения).

 


 

Список использованной литературы

 

1. Некрасов С.Д., Шлыкова Ю.Б. Психологическая практика в школе: метод. рекомендации. Краснодар: Кубанский гос. университет, 2011 г.

2. Давыдова В.И., Трофимчук О.М. Руководство для начинающих деятельность педагога-психолога. Челябинск 2010 г.

.   Васильева З.И., Практикум по педагогической практике. М. 2008 г.

.   Вачков И.В. Психология тренинговой работы: Содержательные организационные и методические аспекты ведения тренинговой группы. М. 2007 г.

.   Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. М. 2005 г.

.   Зимняя И.А. Педагогическая психология. Ростов на Дону 1997 г.

.   Ляудис В.Я. Методика преподавания психологии СПб,. 2008 г.

8. З.Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология: Учебное пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов. - М.: Педагогическое общество России, 2004 г.

9. www.flogiston.ru <http://www.flogiston.ru>, www.psihology.net <http://www.psihology.net>, www.psilib.ru <http://www.psilib.ru>.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...