Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Клинико-психологическая характеристика дисгармонии психического развития в детском и подростковом возрасте




В международной классификации болезней (10-й пересмотр) выделена специальная рубрика (F90-F98) под названием «Пове­денческие и эмоциональные расстройства, начинающиеся обычно в детском возрасте». К ним относятся:

F 90 — Гиперкинетические расстройства, которые проявляют­ся у ребенка с раннего возраста и характеризуются чрезмерно ак­тивным поведением, но с недостаточной настойчивостью.

F 91 — Расстройства поведения, характеризующиеся стойким типом диссоциального, агрессивного или вызывающего поведения. F 92 — Смешанные расстройства поведения и эмоций, прояв­ляющиеся в сочетании стойкого агрессивного, диссоциального или вызывающего поведения с явными или заметными симптома­ми депрессии, тревоги или других эмоциональных нарушений. F 93 — Эмоциональные расстройства, специфические для дет­ского возраста, проявляющиеся в невротических расстройствах, возникших в детском или подростковом возрасте.

F 94 — Расстройства социального функционирования с нача­лом, специфическим для детского и подросткового возраста. Это наиболее гетерогенная группа расстройств, для которых общими являются нарушения в социальном функционировании, начинаю­щиеся в период развития ребенка.

F 95 — Тикозные расстройства, где преобладающим проявле­нием является какая-нибудь разновидность тика.

F 98 — Другие поведенческие и эмоциональные расстройст­ва, начинающиеся обычно в детском и подростковом возрасте.

К ним относятся неорганический энурез, неорганический энко-през, расстройства питания, стереотипные двигательные расст­ройства и пр.

К дисгармонии психического развития относятся психопатии и психопатическое развитие личности у ребенка. Как правило, ди­агноз психопатии не ставится в детском возрасте, и традиционно эти состояния называются психопатическими синдромами, кото­рые приводят к выраженным нарушениям поведения.

В. В. Ковалев определяет психопатические синдромы как отно­сительно устойчивые сочетания аномальных свойств личности, воз­никшие в результате нарушения ее формирования под влиянием различных эндогенных и экзогенных факторов. К экзогенным фак­торам могут быть отнесены и психогении, т. е. различные психиче­ские травмы, с которыми сталкивается ребенок (Ковалев, 1985).

Механизмы психического дизонтогенеза, лежащие в основе нарушений формирования личности при психопатических синд­ромах, неоднозначны. Систематика психопатий представляет зна­чительные трудности. Это связано с рядом факторов, к которым относятся:

— многообразие психопатических вариантов развития личности;

— промежуточное положение психопатических вариантов разви­тия личности между нормой и психическими заболеваниями.

Кроме того, большое значение имеют и социальные факторы, определяющие личностную структуру и не укладывающиеся в клиническую терминологию.

Этиология психопатий обширна, она может быть связана либо с генетическими, наследственными факторами, либо с эндогенными вредностями, действующими на ранних этапах онтогенеза. Некото­рые виды психопатий могут иметь как наследственное, так и экзо­генное происхождение. Возможно формирование психопатий под влиянием длительно действующих и деформирующих развитие личности ребенка средовых факторов, например, ранняя психичес­кая депривация, острые и пролонгированные психогении и пр.

В отечественной психиатрии классификация психопатий по­строена по этиологическому принципу. Г. Е. Сухарева выделя­ет три группы психопатий: конституциональные, органические и смешанные.

Конституциональные психопатии, как правило, имеют наслед­ственное происхождение. К ним относятся психопатическое раз­витие по шизоидному, эпилептоидному, циклоидному, психа­стеническому и истерическому типу. Рассмотрим кратко каждый из них.

Дисгармоничное развитие детей с психопатическим синдро­мом по шизоидному типу проявляется в сочетании повышенной чувствительности с отсутствием непосредственности, жизнерадо­стности, внешней сухостью по отношению к своим родным и близким. Ядерным свойством их личности является аутизм. Им свойственна своеобразная асинхрония психического развития уже с раннего детства. Развитие речи обгоняет развитие моторики, в связи с чем у детей затруднены навыки самообслуживания. В иг­рах дети предпочитают одиночество или общение со взрослыми и более старшими детьми. У большинства детей с психопатичес­ким развитием по шизоидному типу наблюдается преобладание интеллектуальных интересов. Они предпочитают точные науки, несмотря на склонность к аутизму, их аутистические установки не проявляются в полном отрыве от окружающих, как это имеет ме­сто при шизофрении. Для них свойственно замещающее общение. Например, вместо общения с детьми они предпочитают общение со взрослыми, а вместо игры наблюдается ранняя фиксация на ин­теллектуальных интересах.

Психопатическое развитие у детей по эпилептоидному типу проявляется в стойких характерологических особенностях в виде эмоциональной вязкости, напряженности эмоций и влечений, в склонности к немотивированным колебаниям настроения, в по­лярности эмоций.

Циклоидный тип психопатического развития отличается выра­женной склонностью к немотивированным колебаниям настрое­ния от пониженного субдепрессивного до повышенного маниа­кального. В детском возрасте это проявляется в преобладании повышенного фона настроения, в склонности к озорству, в чрез­мерной общительности, которые сменяются подавленностью, апа­тией и пр.

Психопатическое развитие по психастеническому типу в дет­ском возрасте проявляется в повышенной мнительности, в навяз-

чивых страхах, в тревожности. В более старшем возрасте наблю­даются навязчивые сомнения, опасения, ипохондричность, повы­шенная мнительность.

Истерическое психопатическое развитие наиболее часто встре­чается в детском возрасте, чем остальные формы. Оно проявля­ется в выраженном эгоцентризме, в повышенной внушаемости, в демонстративном поведении. В основе данного варианта психопа­тического развития лежит психическая незрелость. Она проявля­ется в жажде признания, в неспособности ребенка и подростка к волевому усилию, что составляет сущность психической дисгар­монии.

Психопатическое развитие по неустойчивому типу может на­блюдаться у детей с психофизическим инфантилизмом. Их отлича­ет незрелость интересов, поверхностность, неустойчивость привя­занностей, импульсивность. У таких детей отмечаются затруднения в длительной целенаправленной деятельности, для них характерна безответственность, нестойкость моральных принципов, социально-отрицательные формы поведения. Этот вариант психопатического развития может быть как конституционального генеза, так иорга-нического.

Психопатическое развитие по органическому типу обусловле­но ранним поражением нервной системы во внутриутробном пе­риоде, при родах или в первые годы жизни. Нередко оно сочета­ется с задержкой психомоторного развития ребенка. Г. Е. Сухарева выделяет две основные группы органических психопатий: возбу­димые (эксплозивные) и бестормозные.

При первом (возбудимом) типе наблюдаются немотивирован­ные колебания настроения в виде дисфории. В ответ на малейшие замечания у детей и подростков возникают бурные реакции про­теста, уходы из дома, школы.

Для органических психопатов по бестормозному типу харак­терны повышенный фон настроения, эйфория, некритичность. Все это является благоприятным фоном для формирования пато­логии влечений, к импульсивным сексуальным эксцессам, к бро­дяжничеству.

При анализе психопатического развития в детском возрасте необходимо учитывать биологические и социальные факторы.

Роль неблагоприятных социальных факторов проявляется в декомпенсации психических состояний у детей с психопатичес­ким развитием. И наоборот, благоприятные социальные факторы могут сглаживать патологические черты личности у ребенка и подростка.

Динамика формирования психопатических синдромов прохо­дит в три этапа. На первом этапе появляются отдельные патоло­гические реакции у ребенка, которые носят неустойчивый харак­тер. Например, реакция негативизма, протеста в подростковом возрасте. На следующем этапе появляются более длительные па­тологические состояния: высокая аффективность, склонность к бродяжничеству и пр.

На третьем этапе наблюдается формирование психопатии как стойкой девиации поведения. Например, клептомания, патология сексуальных влечений и пр.

К типу дисгармоничного развития кроме психопатий относит­ся также патологическое формирование личности. Если причиной психопатий, как правило, являются наследственные или другие биологические факторы, то при патологическом формировании личности основными факторами являются неблагоприятные усло­вия воспитания, длительная психотравмирующая ситуация в се­мье (Личко А. Е., 1983; Ковалев В. В., 1979).

В патогенезе патологического формирования личности основ­ная роль принадлежит двум факторам: закреплению патологиче­ских реакций (протест, негативизм, отказ и др.), которые пред­ставляют собой форму ответов на психотравмирующую ситуацию и становятся устойчивыми, и непосредственному воспитанию та­ких черт характера, как возбудимость, неустойчивость, истерич­ность в результате прямой стимуляции отрицательным примером.

Отклонения темпа полового созревания также рассматри­ваются как особый вид дисгармоничного развития (Лебедин­ский В. В., 1985). При задержке полового развития церебрально-органического генеза может наблюдаться недоразвитие моторики, эмоционально-волевой сферы при высоком уровне вербализации. Причем эти особенности могут носить временный характер. Ус­коренное половое созревание вследствие церебрально-органичес­кой патологии мозга также приводит к аномалии психического

развития. К его проявлениям относится односторонняя взрос­лость интересов, связанная с ранним пробуждением сексуальнос­ти, а также аффективность, взрывчатость, ограниченность позна­вательной активности, примитивность.

В. В. Лебединский на основе патопсихологического анализа описывает несколько видов дисгармонии психического развития у подростков. Это дисгармония внутри эмоционально-волевой сферы, что проявляется в асинхронии развития элементарных и высших эмоций. У такого подростка наблюдаются динамичес­кие расстройства, проявляющиеся в повышенной возбудимости, лабильности, вязкости и пр. Дисгармония между интеллектуаль­ной и эмоционально-волевой сферой у подростка проявляется в том, что высокий уровень развития интеллекта у него не регу­лирует эмоционально-волевую сферу, и последняя оказывает большее влияние на интеллектуальное развитие подростка, чем при нормальном развитии (Лебединский, 1985).

Патопсихологические исследования дисгармонии психичес­кого развития имеют важное значение при анализе ее структуры и особенностей, но далеко недостаточное. Необходимы комплекс­ные клинико-психологические исследования. В работах К. С. Ле­бединской с соавторами на основе комплексных клинико-пси-хологических исследований подростков с нарушениями в аф­фективной сферы выделены три основных типа нарушений по­ведения у них:

— с преобладанием явлений психической неустойчивости;

— с преобладанием явлений аффективной возбудимости;

— с преобладанием расторможенности влечений (Лебедин­ская, Райская, Грибанова, 1988).

Нарушение поведения первого типа тесно связано с незрело­стью эмоционально-волевой сферы и интеллектуальной сферы подростка, задержкой полового и физического созревания. Асин-хронию психического развития авторы связывают с незрелостью структуры личности и стремлением таких подростков к имитации внешних форм поведения, соответствующих их паспортному воз­расту. Асинхрония усугубляется также требованиями к подрост­ку со стороны взрослых, которые ориентируются на паспортный возраст подростка и не учитывают его психическую незрелость.

. 279

Нарушение поведения по типу повышенной аффективности j связано с ускоренным темпом полового созревания и наличием у подростков установок на более взрослый образ жизни. Асинхро-ния проявляется в несоответствии физической зрелости с интел­лектуальной. Это способствует формированию аффективной воз­будимости у подростка. Неблагоприятными средовыми факторами, способствующими повышению возбудимости, является авторитар­ный стиль воспитания, жестокость, принуждения подростка.

Нарушение поведения по типу расторможенное™ влечений авторы связывают с ускоренным темпом полового и физическо­го созревания, установкой на образ жизни, обеспечивающий реа­лизацию потребностей, связанных с влечениями. Асинхрония развития проявляется в диссоциации между ранним появлением влечений и незрелостью эмоционально-волевой сферы. Авторы подчеркивают, что это наиболее тяжелый тип нарушения поведе­ния, и неблагоприятные средовые факторы могут способствовать формированию асоциального поведения.

Таким образом, дисгармоническое психическое развитие — это тип дизонтогенеза, основой которого является врожденная или ра­но приобретенная диспропорциональность развития психики ре­бенка, преимущественно в эмоционально-волевой сфере. Этот вид дизонтогенеза клинически определяется как психопатия или па­тологическое развитие личности. Дисгармоничность психики пер­вично обусловлена нарушениями в эмоционально-волевой сфере ребенка, при первично сохранном интеллекте. Для таких больных характерна неадекватная реакция на внешние средовые раздражи­тели, вследствие чего нарушается поведение ребенка и его адап­тация к окружающей среде. Парциальный дефект аффективно-во­левой сферы негативно отражается на особенностях мышления у этих больных. Это проявляется в аффективной окраске интел­лектуальных функций и способствует их искажению, формирова­нию сверхценных идей. В зависимости от клинической формы данного вида дизонтогенеза наблюдаются различные нарушения эмоционально-волевой сферы. При психопатическом развитии от­мечается повышенная возбудимость, патологическая лабильность или, наоборот — инертность, вязкость, вялость аффекта, недоста­точность высших эмоций. Сохранный интеллект ребенка не регу-

лирует эмоционально-волевые процессы у ребенка или подрост­ка. При патохарактерологическом развитии наблюдается парци-альность эмоционально-волевого дефекта, что чаще проявляется в сензитивности, эмоциональной лабильности, тревожности или повышенной возбудимости и эгоцентризме.

Все перечисленные выше особенности детей с психопатиями и патологическим развитием личности проявляются в их поведе­нии, которое характеризуется наличием протестных, демонстра­тивных или агрессивных реакций, страха и негативизма. Ребенку становится трудно приспособиться к обычным дисциплинарным требованиям, нарушается процесс его социализации, что в свою очередь в значительной степени усугубляет его личностную дис­гармонию.

В подростковом возрасте происходит интенсивное преобразо­вание психики подростка. Существенные сдвиги наблюдаются в формировании интеллектуальной деятельности, что проявляется в стремлении к познанию, формировании абстрактного мышле­ния, в творческом подходе к решению задач. Интенсивно форми­руются волевые процессы. Подростку свойственны настойчи­вость, упорство в достижении поставленной цели, способность к целенаправленной волевой деятельности. Активно формирует­ся сознание. Этому возрасту свойственна дисгармоничность пси­хического развития, которая часто проявляется в акцентуирован-ности характера. По данным А. Е. Личко, акцентуированность (заостренность) отдельных черт характера у учащихся разных ти­пов школ варьирует от 32 до 68 процентов от общего континген­та (Личко, 1983).

Акцентуации характера — это крайние варианты нормального характера, но в то же время они могут быть предрасполагающим фактором для развития неврозов, невротических, патохарактеро-логических и психопатических реакций.

В многочисленных исследованиях психологов показано, что степень дисгармоничности у подростков различна, а акцентуиро­ванность характера имеет разные качественные особенности и по-разному проявляется в особенностях поведения подростков.

Традиционно при классификации акцентуаций характера ис­пользуется два основных подхода: клинический (психиатрический)

и психологический. Клинический подход разработан А. Е. Личко. Автор на основе клинико-психиатрического анализа выделил 11 ■ типов акцентуаций характера в подростковом возрасте: гипертим-ный тип, циклоидный, лабильный, астено-невротический, сензи-тивный, психастенический, шизоидный, эпилептоидный, истероид-ный.

В классификации К. Леонгарда, разработанной на основе пси­хологического анализа личности, предлагаются следующие типы акцентуаций характера: гипертимный, дистимический, эмотив-ный, тревожный, интровертированный, возбудимый, демонстра­тивный, неустойчивый, аффективно-лабильный, педантичный и др. (Леонгард, 1981).

Типы акцентуаций характера весьма сходны и частично совпа­дают с типами психопатий. Различия между акцентуациями харак­тера и психопатиями основываются на диагностических критериях, разработанных в трудах П. Б. Ганнушкина (1998) и О. В. Кебрико-ва (1971). Обычно акцентуации развиваются в период становления характера и сглаживаются с повзрослением индивида. Особенности характера при акцентуациях могут проявляться не постоянно, а лишь в некоторых ситуациях, в определенной обстановке, и почти не обнаруживаются в обычных условиях. Социальная дезадаптация при акцентуациях либо вовсе отсутствует, либо бывает непродолжи­тельной.

В динамике акцентуаций характера А. Е. Личко выделяет две основные группы динамических изменений:

Первая группа — это переходящие, транзиторные изменения характера.

Вторая группа — относительно стойкие изменения характера.

Транзиторные изменения характера проявляются в подрост­ковом возрасте в аффективных реакциях различного вида. А. Е. Личко выделяет следующие виды аффективных реакций:

1. Интрапунитивные реакции, которые представляют собой разряд аффекта путем аутоагрессии — нанесение себе поврежде­ний, покушений на самоубийство, причинение себе вреда разны­ми способами.

2. Экстрапунитивные реакции подразумевают разряд аффек­та путем агрессии, направленной на окружающих, а именно: напа-

дение на обидчиков или «вымещение злобы» на случайных лицах или попавших под руку предметах.

3. Импунитивная реакция проявляется в том, что аффект раз­ряжается путем безрассудного бегства из аффектогенной ситуа­ции, хотя это бегство никак не исправляет ситуацию.

4. Демонстративные реакции, когда аффект разряжается в «спектакль», в разыгрывании бурных сцен, в изображении по­пыток самоубийства и т. п.

Кроме аффективных реакций при транзиторных акцентуациях особенности поведения могут проявляться как в виде делинквентно-сти, т. е. в проступках и мелких правонарушениях, в аддикции, в по­бегах из дома или бродяжничестве; транзиторных сексуальных девиа­циях (ранняя половая жизнь, гомосексуальная направленность и пр.).

Во второй группе наблюдаются стойкие изменения характера, что проявляется: в переходе «явной акцентуации» в скрытую, латент­ную; в формировании под воздействием неблагоприятных условий среды психопатических черт характера («краевые психопатии» по О. В. Кебрикову); трансформации типов характера (Личко, 1983).

Рассмотрим содержательные характеристики каждого типа акцентуаций характера, представленные в классификации Леонгар­да (1981).

Гипертимный тип

Основными характеристиками этого типа акцентуации харак­тера является оптимизм, усиленная жажда деятельности, высокая активность у подростков. При слабовыраженной акцентуации у подростка наблюдаются такие особенности, как общительность, устойчивое, хорошее настроение, уверенность в себе, активное стремление к деятельности, организаторские способности. При резко выраженной акцентуации характера по гипертимному типу у подростка могут проявляться такие дезадаптивные качества, как легкомыслие, неразвитость этических норм и правил, безответствен­ность, склонность к азартным увлечениям, побегам, ранней алкого­лизации и ранним сексуальным связям. Гипертимные подростки конформно чувствуют себя в группе сверстников, инициативны, свободолюбивы. В ситуации ограничения проявляют еще большую гипертимность, склонны к асоциальным поступкам.

Дистимический тип

Особенностями этого типа акцентуации являются периодиче-. ские колебания настроения и жизненного тонуса у подростков. В период подъема настроения подростки этого типа коммуника­бельны, активны. В период спада настроения они немногословны, пессимистичны, начинают тяготиться шумным обществом, стано­вятся унылыми, теряют аппетит, страдают бессонницей.

Подростки этого типа акцентуации конформно чувствуют се­бя среди небольшого круга близких людей, которые их понимают и оказывают поддержку. Важным для них является наличие дли­тельных, устойчивых привязанностей, увлечений.

Эмотивный тип

Подростки этого типа характеризуются изменчивостью наст­роений, глубиной переживаний, повышенной чувствительностью. Эмотивные подростки обладают развитой интуицией, чувстви­тельны к оценкам окружающих. Они конформно чувствуют себя в кругу семьи, понимающих и заботливых взрослых, постоянно стремятся к доверительному общению со значимыми для них взрослыми и сверстниками.

Тревожный тип

Основной чертой этого типа акцентуации является тревожная мнительность, постоянный страх за себя и своих близких. В дет­стве у подростков тревожного типа часто наблюдается симбиоти-ческая связь с матерью или другими родственниками. Подрост­ки испытывают сильный страх перед новыми людьми (учителя, соседи и пр.). Они нуждаются в теплых, заботливых отношени­ях. Уверенность подростка, что ему окажут поддержку, помощь в неожиданной, нестандартной ситуации, способствует развитию инициативы, активности.

Интровертироеанный тип

У подростков этого типа наблюдается склонность к эмоциональ­ной отгороженности, замкнутости. У них, как правило, отсутствует стремление установить близкие, дружеские отношения с окружаю­щими. Они предпочитают индивидуальные виды деятельности.

У них наблюдается слабая экспрессивность, стремление к одиноче­ству, заполненному чтением книг, фантазированием, хобби. Нужда­ются в теплых, заботливых отношениях со стороны близких. Их психологический комфорт возрастает при принятии взрослым и поддержке их самых неожиданных увлечений.

Возбудимый тип

При этом типе акцентуации характера у подростков наблюда­ется несбалансированность между возбудительными и тормозны­ми процессами. Подростки возбудимого типа, как правило, нахо­дятся в состоянии дисфории, что проявляется в подавленности с угрозой агрессивности по отношению ко всему внешнему миру. В этом состоянии возбудимый подросток подозрителен, затормо­жен, ригиден, склонен к аффективной вспыльчивости, импульсив­ности, немотивированной жестокости по отношению к близким. Возбудимые подростки нуждаются в теплых эмоциональных от­ношениях с окружающими.

Демонстративный тип.

Подростки этого типа отличаются ярко выраженным эгоцент­ризмом, постоянным желанием быть в центре внимания, желанием «произвести впечатление». Для них характерна коммуникабель­ность, высокая интуиция, умение приспосабливаться. При благо­приятных условиях, когда «демонстративный» подросток оказыва­ется в центре внимания и принят окружающими, он хорошо адаптируется, способен к продуктивной, творческой деятельности. При отсутствии таких условий наблюдается дисгармония личност­ных свойств по истероидному типу — привлечение к себе особого внимания демонстративным поведением, проявляется склонность ко лжи и фантазированию как защитный механизм.

Педантичный тип

Как подчеркивает Леонгард, педантичность как акцентуиро­ванная черта характера проявляется в поведении личности. «По­ведение педантической личности не выходит за пределы разумно­го, и в этих случаях часто сказываются преимущества, связанные с тенденцией к основательности, четкости, законченности» (С. 64).

Главными чертами этого типа акцентуации характера в подростко­вом возрасте являются нерешительность, склонность к рассужда-тельству. Такие подростки очень аккуратны, добросовестны, раци­ональны, ответственны. Однако у некоторых подростков при повышенной тревожности наблюдается нерешительность в ситу­ации принятия решений. Их поведение отличается некоторой ри­гидностью, эмоциональной сдержанностью. Таким подросткам свойственна повышенная фиксация на своем здоровье.

Неустойчивый тип

Основной характеристикой этого типа является выраженная сла­бость волевых компонентов личности. Безволие проявляется преж­де всего в учебной или трудовой деятельности подростка. Однако в процессе развлечений такие подростки могут проявлять высокую активность. У неустойчивых подростков наблюдается также повы­шенная внушаемость, в связи с чем их социальное поведение в зна­чительной степени зависит от окружения. Повышенная внушаемость и импульсивность на фоне незрелости высших форм волевой дея­тельности нередко способствует формированию у них склонности к аддиктивному (зависимому поведению): алкоголизм, наркомания, компьютерная зависимость и пр. Неустойчивая акцентуация прояв­ляется уже в начальных классах школы. У ребенка полностью отсут­ствует желание учиться, наблюдается неустойчивое поведение. В структуре личности у неустойчивых подростков наблюдается не­адекватная самооценка, что проявляется в неспособности к самоана­лизу, соответствующей оценке своих поступков. При надлежащем контроле возможно исключить появление неструктурированного по­ведения. Неустойчивые подростки склонны к подражательной дея­тельности, что дает возможность при благоприятных условиях сфор­мировать у них социально приемлемые формы поведения.

Аффективно-лабильный тип

Важной чертой этого типа является крайняя изменчивость на­строения. Частые перемены настроения сочетаются со значитель­ной глубиной их переживания. От настроения данного момента за­висит самочувствие подростка, его трудоспособность. На фоне колебания настроения возможны мимолетные конфликты со свер-

стниками и взрослыми, кратковременные и аффективные вспыш­ки, но затем следует быстрое раскаяние. В период хорошего наст­роения лабильные подростки общительны, легко приспосаблива­ются к новой обстановке, отзывчивы на просьбу. У них хорошо развита интуиция, они отличаются искренностью и глубиной при­вязанности к родным, близким, друзьям, глубоко переживают от­вержение со стороны эмоционально значимых лиц. При доброже­лательном отношении со стороны педагогов и окружающих такие подростки чувствуют себя комфортно, проявляют активность.

Психологическая диагностика типа акцентуации характера име­ет важное значение для дифференцированного подхода к психоло­гической коррекции, однако недостаточно ориентироваться только на данный параметр. Важное значение имеет анализ Я-концепции личности подростка и способов его психологической защиты.

В современной психологии Я-концепция рассматривается как многоуровневая система, состоящая из трех основных блоков: описательный, как образ Я, отношенческий как отношение к себе или к отдельным своим качествам, и самооценочный как приня­тие себя. Я-концепция как интегрированное понятие включает в себя не только представление индивида о себе в настоящем, но и то, что он о себе думает, как смотрит на свою деятельность и возможность развития в будущем (Берне Р., 1991). Как отмеча­ет Берне, выделение описательной и оценочной составляющих позволяет рассматривать Я-концепцию как совокупность устано­вок, направленных на самого себя. Применительно к Я-концепции выделяются три главных элемента установки:

1. Когнитивная составляющая установки — это образ «Я», включающий представление индивида о самом себе.

2. Эмоционально-оценочная составляющая — это самооценка. Аффективная оценка образа «Я» может различаться по интенсивно­сти, так как конкретные черты образа «Я» могут вызывать более или менее сильные эмоции, связанные с их принятием или осуждением.

3. Потенциальная поведенческая реакция, то есть те конкрет­ные действия, которые могут быть вызваны образом «Я» и само­оценкой (Берне, 1991).

Я-концепция личности является важным регулятором ее по­ведения в соответствующих условиях. Она включает в себя две

большие подсистемы: личностную и социальную идентичность. Личностная идентичность относится к самоопределению в терми- ' нах физических, интеллектуальных и нравственных личностных черт. Социальная идентичность определяется принадлежностью человека к различным социальным категориям: расе, националь­ности, классу, полу и т. д. Наряду с личностной идентичностью, социальная идентичность оказывается важным регулятором са-1 мосознания и социального поведения.

Адекватно осознанное и последовательное эмоционально-цен- j ностное отношение личности к себе является центральным звеном ее внутреннего психического мира, создающим его единство и це­лостность. Эмоционально-ценностное отношение личности к се­бе возникает на основе переживаний, включенных в рациональные моменты самосознания. Разнообразные чувства, эмоциональные состояния, пережитые человеком в разное время, в разных жизнен­ных обстоятельствах в связи с размышлением о себе, понимание самого себя и т. д. составляют тот эмоциональный «фонд» лично- сти, который в дальнейшем оказывает существенное влияние на гармонизацию личности, на особенности ее поведения.

В психологии традиционно различаются два вида образа j «Я» — «Я-реальное» и «Я-идеальное». Рассматривая структуру Я- концепции, Р. Берне замечает, что образ «Я» и самооценка подда­ются лишь условному концептуальному различению, поскольку в психологическом плане они неразрывно взаимосвязаны. Образ и оценка своего «Я» предрасполагают индивида к определенному поведению; поэтому глобальную Я-концепцию можно рассматри­вать как совокупность установок индивида, направленных на са- мого себя. Автор выделяет следующие основные составляющие «Я-концепции».

1. Реальное «Я» — установки, связанные с тем, как индивид | воспринимает свои актуальные способности, роли, свой актуаль-1 ный статус, то есть его представления о том, каков он на самом я деле.

2. Зеркальное (социальное) «Я» — установки, связанные! с представлениями индивида о том, как его видят другие.

3. Идеальное «Я» — установки, связанные с представлениями I индивида о том, каким он хотел бы стать.

Идеальное в отличие от реального «Я» складывается из целого ряда представлений, отражающих сокровенные чаяния и устремле­ния индивида. Эти представления бывают оторваны от реальности. Как отмечает Хорни, большое расхождение между реальным и иде­альным «Я» нередко ведет к депрессии. Идеальное «Я» связано с усвоением культурных идеалов, представлений и норм поведения, которые становятся личными идеалами благодаря механизмам со­циального подкрепления. Реальное «Я» позволяет принимать решения и брать на себя ответственность за них. Оно ведет к под­линной интеграции и здоровому чувству целостности, тождества (Хорни К., 1993).

Итак, ориентируясь на концепцию Бернса, рассмотрим когни­тивные, эмоционально-оценочные и поведенческие составляющие образа «Я» у подростка.

Когнитивный компонент включает в себя знания подростка о своих возможностях, в том числе и физических. Это и восприя­тие подростком своего внешнего облика, своего тела, своих физи­ческих качеств (сила, выносливость, ловкость и пр.). Когнитивный компонент не только формирует представление подростка о самом себе, но и включает отношение к себе, отражает его уровень самоува­жения. Развитие этого компонента образа «Я» в значительной сте­пени зависит от социального окружения подростка, особенностей его воспитания и жизненного опыта. Например, у подростков, роди­тели которых постоянно фиксируют внимание на его недостатках (физических, интеллектуальных, личностных), наблюдается иска­женная самооценка, которая в значительной степени негативно от­ражается на его поведении.

Эмоционально-оценочный компонент самооценки отражает ре­зультаты сравнения знаний подростка о себе с другими. Аффектив­ная оценка представлений подростка о своих возможностях может об­ладать различной интенсивностью. Конкретные негативные или позитивные характеристики образа «Я» могут вызывать у ребенка бо­лее или менее сильные эмоции, связанные с принятием или осужде­нием себя. Важное значение на формирование эмоционального ком­понента самооценки играют обобщенные знания подростка о себе в процессе общения и деятельности. Негативная эмоциональная оцен­ка подростком себя нередко приводит к аддиктивному (саморазруша-

ющему поведению), что может проявляться в наркомании, алкоголи­зации, табакозависимости, в склонности к азартным играм и пр.

Поведенческий компонент образа «Я» включает в себя конкрет-ные действия, которые могут быть вызваны образом «Я» и само­оценкой. Это очень важный компонент в адаптации подростка к окружающей действительности.

В многочисленных исследованиях развития «Я-концепции» ' в подростковом возрасте выделяются следующие факторы, суще­ственно влияющие на ее содержательные характеристики:

— Особое место в формировании «Я-концепции» подростка занимает активное половое развитие. Психофизические из­менения у подростка, связанные с половым созреванием, разрушают уже сформировавшийся образ «Я» и требуют построения нового телесного «Я».

— Когнитивная перестройка, которая проявляется в качествен­ных изменениях в развитии мышления. У подростка появля­ется склонность к предварительному мысленному решению, новое отношение к интеллектуальным задачам. Подросток, в отличие от ребенка, начинает анализ задачи с попыток вы­яснить все возможные отношения, создает различные пред­положения, создает различные предположения об их связях, затем проверяет свои гипотезы.

— Новый уровень овладения социальным опытом проявляет­ся в формировании качественно иных отношений в систе­ме «я и общество». Эти отношения направлены на усвоение норм человеческих взаимоотношений.

— Способность подростков моделировать свою деятельность и предвосхищать ее результаты отражается на их поведении, которое становится более упорядоченным, целенаправлен­ным и волевым.

Метаморфозы тела, которые начинаются в период полового со­зревания, негативно сказываются на эмоциональном самочувствии подростков. Возникает тревожность, озабоченность, неудовлетво­ренность своим внешним обликом. Беспокойство по этому поводу продолжает нарастать в течение всего подросткового периода. Сна- i чала подросток переживает диспропорции, затрагивающие отдель-: ные части образа тела (ступни, ноги, руки), затем общий образ те-

ла (рост, масса) и позже диспропорции таких социально значимых частей тела, как лицо, конечности (Исаев, 1996). Большую озабо1-ченность испытывают мальчики в связи с развитием половых орга­нов, а девочки — с ростом молочных желез. Высокая чувствитель­ность к телесному образу «Я» у подростков, неудовлетворенность им нередко приводит к аффективным реакциям, таким как депрес­сивный фон настроения, ипохондрии, фобии, эмоциональная изо­ляция, фрустрированность, агрессивность и пр.

Совокупность ощущений, представлений и переживаний подро­стка по поводу своего физического облика может искажать образ «Я». Искажение образа «Я» проявляется в подростковом возрасте по-разному. У некоторых подростков определяющим фактором, ис­кажающим <<Я-концепцию», является слабая рефлексия, что прояв­ляется в недостаточном осознании своих

Поделиться:





©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...