Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Принципы и правила обучения




Общие закономерности обучения

Все закономерности, действующие в учебном процессе, подразделяются на общие и частные. Закономерности, охватывающие своим действием всю дидактическую систему, называются общими. Те же, действие которых распространяется на отдельный компонент системы, — частными. Общие закономерности процесса обучения характеризуются выделением генеральных или комплексных факторов, обусловливающих своим воздействием общую продуктивность обучения и вполне определенным, не допускающим ложных толкований выделением сущностей и фиксаций общих связей между ними. Среди общих закономерностей процесса обучения следующие: — Закономерность цели: цель обучения зависит от уровня и темпов развития общества, его потребностей и возможностей и от уровня развития и возможностей педагогической науки и практики. — Закономерность содержания: содержание обучения зависит от общественных потребностей и целей обучения, темпов социального и научнотехнического прогресса, возрастных возможностей школьников, уровня развития теории и практики обучения, от материально-технических и экономических возможностей учебных заведений. — Закономерность качества обучения: эффективность каждого нового этапа обучения зависит от продуктивности предыдущего этапа и достигнутых на нем результатов, характера и объема изучаемого материала, организационнопедагогического воздействия обучающих, обучаемости учащихся и времени обучения. — Закономерность методов обучения: эффективность дидактических методов зависит от знаний и навыков в применении методов, цели и содержания обучения, возраста учащихся, учебных возможностей учащихся, материально-технического обеспечения и организации учебного процесса. — Закономерность управления обучением: продуктивность обучения зависит от интенсивности обратных связей в системе обучения и обоснованности корректирующих воздействий. — Закономерность стимулирования: продуктивность обучения зависит от внутренних стимулов обучения и внешних стимулов.

 

Конкретные закономерности обучения

Сфера действия закономерностей обучения распространяется на отдельные компоненты учебного процесса. Современной науке известно большое количество конкретных закономерностей. В их числе следующие. Дидактические закономерности: Результаты обучения прямо пропорциональны продолжительности обучения.Продуктивность усвоения заданного объема знаний, умений обратно пропорциональна количеству изучаемого материала или объему требуемых действий. Результаты обучения зависят от способа включения учащихся в учебную деятельность; от применяемых методов; от применяемых средств; от способа расчленения учебного материала на подлежащие усвоению части Гносеологические закономерности: Результаты обучения прямо пропорциональны умению учащихся учиться. Продуктивность обучения прямо пропорциональна объему учебной деятельности учащихся. Продуктивность усвоения знаний, умений находится в прямой пропорциональной зависимости от потребности учиться. Психологические закономерности: Продуктивность обучения прямо пропорциональна интересу обучаемых к учебной деятельности; учебным возможностям учащихс; количеству тренировочных упражнений; интенсивности тренировки; уровню познавательной активности учащихся; уровню и стойкости внимания учащихся. Результаты усвоения конкретного учебного материала зависят от способности учащихся к овладению конкретными знаниями, умениями, от индивидуальных склонностей обучаемых. Обученность прямо пропорциональна обучаемости. Кибернетические закономерности: Эффективность управления находится в прямой пропорциональной зависимости от количества и качества управляющей информации, состояний и возможностей учащихся, воспринимающих и перерабатывающих управляющие воздействия. Социологические закономерности: Развитие индивида обусловлено развитием всех других индивидов, с которыми он находится в прямом или непрямом общении. Продуктивность обучения зависит от объема и интенсивности познавательных контактов Эффективность обучения зависит от качества общения учителя с учащимися. Организационные закономерности: Эффективность обучения зависит от организации. Результаты обучения прямо пропорциональны отношению учащихся к учебному труду, своим учебным обязанностям. Умственная работоспособность детей зависит от состояния здоровья, режима умственной деятельности, пола, возраста, времени года, дня недели, времени суток.

Принципы и правила обучения

Дидактика стремится открыть объективные законы, отражающие существенные и необходимые связи между явлениями и факторами обучения. Эти законы дают учителям понимание общей картины объективного развития дидактических процессов. Однако они не содержат непосредственных указаний для практической деятельности, а являются лишь теоретической основой для разработки и совершенствования ее технологии. Практические указания по обучению закреплены преимущественно в принципах и правилах их реализации. Дидактические принципы — это основные положения, определяющие содержание, организационные формы и методы учебного процесса в соответствии с его общими целями и закономерностями. В принципах обучения выражаются нормативные основы обучения, взятого в конкретноисторическом виде. Выступая как категории дидактики, принципы обучения характеризуют способы использования законов и закономерностей в соответствии с намеченными целями. Правила — это основанные на общих принципах описания педагогической деятельности в определенных условиях для достижения намеченной цели. Чаще всего это руководящие положения, которые раскрывают отдельные стороны применения того или иного принципа обучения. Правила — переходное звено от теории к практике. Они предписывают учителю выполнять в той или иной ситуации определенные действия, ориентируют его на соблюдение определенных требований. Действуя по правилам, учитель не должен задумываться над тем, какие научные положения лежат в их основе. Правила автоматически обеспечивают выполнение принципов обучения. Принципы реализуются через правила.

Правила имеют форму советов-напоминаний учителю о том, что нужно делать для возможно более полного выполнения требований принципа.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...