Износостойкость деталей машин
Помимо различного выбора материала и методов его упрочнения существует немало различных конструктивных приемов, позволяющих повысить срок службы элементов детали, работающих в условиях трения и изнашивания. Темп изнашивания можно снизить путём: снижения удельного давления на поверхности трения; равномерного распределения нагрузки по трущимся поверхностям; придания рабочим элементам деталей форм, приобретаемых в процессе изнашивания; правильного выбора смазки и принятия необходимых мер, предотвращающих попадание в зону трения грязи, пыли, абразива. В местах предполагаемого износа целесообразно предусматривать сменные вставки из закаленных сталей или других износостойких материалов. Для увеличения срока службы деталей трения рекомендуется применение компенсаторов износа трущихся пар, а также различных устройств, позволяющих автоматически поддерживать оптимальную величину зазора и оптимальные условия эксплуатации. Конструкция машины или узла должна обеспечивать возможность ремонта быстроразъемных деталей. Классификация смазочных материалов Тип смазочного материала, его эксплуатационные свойства и режим работы сопряжения определяют условия взаимодействия рабочих поверхностей при трении. Поэтому при анализе условий работы сопряжения различают смазки по физическому состоянию смазочного материала (газовая, жидкостная, твердая); по типу разделения поверхностей трения смазочным слоем (гидродинамическая, гидростатическая, газодинамическая, газостатическая, эластогидродинамическая, жидкостная, граничная, полужидкостная). Газовой называют смазку, при которой разделение поверхностей трения деталей осуществляется газовым смазочным материалом. Смазка этого вида для сопряжений дорожных и строительных машин не характерна.
Жидкостная смазка — смазка, при которой полное разделение поверхностей трения деталей осуществляется жидким смазочным материалом. Эту смазку используют для некоторых типов опор скольжения, подшипников и редукторов дорожных и строительных машин. Твердой называют смазку, при которой полное разделение поверхностей трения деталей, находящихся в относительном движении, осуществляется твердым смазочным материалом. Смазка этого вида в настоящее время еще не нашла широкого применения для сопряжений дорожных и строительных машин, но является весьма перспективной. Гидродинамическая {газодинамическая) смазка — это жидкостная (газовая) смазка, при которой полное разделение поверхностей трения осуществляется в результате давления, самовозникающего в слое жидкости (газа) при относительном движении поверхностей. Гидростатической (газостатической) называют жидкостную (газовую) смазку, при которой полное разделение поверхностей трения деталей, находящихся в относительном движении или покое, осуществляется в результате поступления жидкости (газа) в зазор между поверхностями трения под внешним давлением. Для этой смазки необходимы относительно сложные, дорогостоящие системы подачи смазочного материала, и для дорожных и строительных машин ее применяют редко. Эластогидродинамическая смазка — это смазка, при которой характеристики трения и толщина пленки жидкого смазочного материала между двумя поверхностями, находящимися в относительном движении, обусловлены упругими свойствами материалов тел, а также реологическими свойствами смазочного материала. Реологические свойства определяют характер течения и деформации смазочного материала, обладающего структурной вязкостью, и, таким образом, характеризуют процесс формирования смазочной пленки в зазоре.
Граничной называют смазку, при которой трение и износ между поверхностями, находящимися в относительном движении, обусловлены свойствами поверхностей и свойствами смазочного материала, отличными от объемной вязкости. Полужидкостной (смешанной) называют смазку, при которой частично осуществляется жидкостная смазка. Таким образом, смешанная смазка занимает промежуточное положение между жидкостной и граничной смазкой.
Моторные масла. Классификация и назначение Моторное масло — это не только смазочный материал для поршневых двигателей внутреннего сгорания. Это своеобразный элемент их конструкции, выполняющий в процессе эксплуатации двигателей ряд важнейших функций. Ресурс и надежность двигателей в значительной мере зависят от того, в какой степени применяемое моторное масло по всём характеристикам соответствует в данных эксплуатационных условиях предъявляемым требованиям. Любое несоответствие неизбежно влечет за собой существенные потери, обусловленные повышенными затратами на ремонт двигателей и вынужденными простоями транспортных средств. Современные моторные масла — это высоколегированные смазочные материалы очень сложного и тщательно сбалансированного состава. Их основой в большинстве случаев являются минеральные базовые масла, к которым добавляют минимум 5-6 различных присадок» придающих маслу необходимые новые свойства или значительно улучшающих природные свойства базового масла. Суммарное содержание присадок в маслах составляет 10-15% и более. В последнее время все чаще в качестве основы моторных масел используют синтетические компоненты или их смеси с минеральными базовыми маслами. Синтетические и частично синтетические моторные масла обладают рядом преимуществ, но они значительно дороже минеральных. Классификация. Классификация SAE Вязкость — важнейшая характеристика моторного масла. Именно по этой характеристике впервые были классифицированы моторные масла. Сегодня общепринятой служит классификация моторных масел по вязкости, установленная SAE (Society of Automotive Engineers) в стандарте SAE J-300 DEC-99 (см. таблицу 1). Классификация SAE содержит 11 классов, из которых 6 относятся к зимним маслам (SAE OW, 5W, 10W, 15W, 20W и 25W) и 5 — к летним (SAE 20, 30, 40, 50 и 60).
Всесезонные масла, пригодные для круглогодичного применения, имеют двойное обозначение, причем один класс, указываемый первым, дает зимнюю характеристику, а второй — летнюю, например SAE 5W-40, SAE 20W-50, SAE0W-3Q и т.п. Зимние масла характеризуют два максимальных значения низкотемпературной вязкости и нижний предел кинематической вязкости при 100'С. Летние масла характеризуют пределы кинематической вязкости при ЮО'С, а также минимальное значение динамической вязкости при 150*С и градиенте скорости сдвига 106с-1 Чем меньше цифра, стоящая перед буквой «W» (Winter — зима), тем меньше вязкость масла при низкой температуре и легче холодный пуск двигателя. Чем больше цифра, стоящая после буквы «W», тем больше вязкость масла при высокой температуре и надежнее смазывание двигателя в летнюю жару.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|