Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Износостойкость деталей машин




Помимо различного выбора материала и методов его упрочнения существует немало различных конструктивных приемов, позволяющих повысить срок службы элементов детали, работающих в условиях трения и изнашивания.

Темп изнашивания можно снизить путём: снижения удельного давления на поверхности трения; равномерного распределения нагрузки по трущимся поверхностям; придания рабочим элементам деталей форм, приобретаемых в процессе изнашивания; правильного выбора смазки и принятия необходимых мер, предотвращающих попадание в зону трения грязи, пыли, абразива.

В местах предполагаемого износа целесообразно предусматривать сменные вставки из закаленных сталей или других износостойких материалов. Для увеличения срока службы деталей трения рекомендуется применение компенсаторов износа трущихся пар, а также различных устройств, позволяющих автоматически поддерживать оптимальную величину зазора и оптимальные условия эксплуатации. Конструкция машины или узла должна обеспечивать возможность ремонта быстроразъемных деталей.

Классификация смазочных материалов

Тип смазочного материала, его эксплуатационные свойства и режим работы сопряжения определяют условия взаимодействия рабочих поверхностей при трении. Поэтому при анализе условий работы сопряжения различают смазки по физическому состоянию смазочного материала (газовая, жидкостная, твердая); по типу разделения поверхностей трения смазочным слоем (гидродинамическая, гидростатическая, газодинамическая, газостатическая, эластогидродинамическая, жидкостная, граничная, полужидкостная).

Газовой называют смазку, при которой разделение поверхно­стей трения деталей осуществляется газовым смазочным материа­лом. Смазка этого вида для сопряжений дорожных и строитель­ных машин не характерна.

Жидкостная смазка — смазка, при которой полное разделение поверхностей трения деталей осуществляется жидким смазочным материалом. Эту смазку используют для некоторых типов опор скольжения, подшипников и редукторов дорожных и строитель­ных машин.

Твердой называют смазку, при которой полное разделение по­верхностей трения деталей, находящихся в относительном движе­нии, осуществляется твердым смазочным материалом. Смазка этого вида в настоящее время еще не нашла широкого применения для сопряжений дорожных и строительных машин, но является весь­ма перспективной.

Гидродинамическая {газодинамическая) смазка — это жидкостная (газовая) смазка, при которой полное разделение поверхностей трения осуществляется в результате давления, самовозникающего в слое жидкости (газа) при относительном движении поверхностей.

Гидростатической (газостатической) называют жидкостную (газовую) смазку, при которой полное разделение поверхностей трения деталей, находящихся в относительном движении или по­кое, осуществляется в результате поступления жидкости (газа) в зазор между поверхностями трения под внешним давлением. Для этой смазки необходимы относительно сложные, дорогостоящие системы подачи смазочного материала, и для дорожных и строи­тельных машин ее применяют редко.

Эластогидродинамическая смазка — это смазка, при которой характеристики трения и толщина пленки жидкого смазочного материала между двумя поверхностями, находящимися в относи­тельном движении, обусловлены упругими свойствами материа­лов тел, а также реологическими свойствами смазочного матери­ала. Реологические свойства определяют характер течения и де­формации смазочного материала, обладающего структурной вяз­костью, и, таким образом, характеризуют процесс формирования смазочной пленки в зазоре.

Граничной называют смазку, при которой трение и износ меж­ду поверхностями, находящимися в относительном движении, обусловлены свойствами поверхностей и свойствами смазочного материала, отличными от объемной вязкости.

Полужидкостной (смешанной) называют смазку, при которой частично осуществляется жидкостная смазка. Таким образом, сме­шанная смазка занимает промежуточное положение между жид­костной и граничной смазкой.

 

Моторные масла. Классификация и назначение

Моторное масло — это не только смазочный материал для поршневых двигателей внутреннего сгорания. Это своеобразный элемент их конструкции, выполняющий в процессе эксплуатации двигателей ряд важнейших функций. Ресурс и надежность двигателей в значительной мере зависят от того, в какой степени применяемое моторное масло по всём характеристикам соответствует в данных эксплуатационных условиях предъявляемым требованиям. Любое несоответствие неизбежно влечет за собой существенные потери, обусловленные повышенными затратами на ремонт двигателей и вынужденными простоями транспортных средств.

Современные моторные масла — это высоколегированные смазочные материалы очень сложного и тщательно сбалансированного состава. Их основой в большинстве случаев являются минеральные базовые масла, к которым добавляют минимум 5-6 различных присадок» придающих маслу необходимые новые свойства или значительно улучшающих природные свойства базового масла. Суммарное содержание присадок в маслах составляет 10-15% и более. В последнее время все чаще в качестве основы моторных масел используют синтетические компоненты или их смеси с минеральными базовыми маслами. Синтетические и частично синтетические моторные масла обладают рядом преимуществ, но они значительно дороже минеральных.

Классификация.

Классификация SAE

Вязкость — важнейшая характеристика моторного масла. Именно по этой характеристике впервые были классифицированы моторные масла. Сегодня общепринятой служит классификация моторных масел по вязкости, установленная SAE (Society of Automotive Engineers) в стандарте SAE J-300 DEC-99 (см. таблицу 1). Классификация SAE содержит 11 классов, из которых 6 относятся к зимним маслам (SAE OW, 5W, 10W, 15W, 20W и 25W) и 5 — к летним (SAE 20, 30, 40, 50 и 60).

Всесезонные масла, пригодные для круглогодичного применения, имеют двойное обозначение, причем один класс, указываемый первым, дает зимнюю характеристику, а второй — летнюю, например SAE 5W-40, SAE 20W-50, SAE0W-3Q и т.п.

Зимние масла характеризуют два максимальных значения низкотемпературной вязкости и нижний предел кинематической вязкости при 100'С. Летние масла характеризуют пределы кинематической вязкости при ЮО'С, а также минимальное значение динамической вязкости при 150*С и градиенте скорости сдвига 106с-1

Чем меньше цифра, стоящая перед буквой «W» (Winter — зима), тем меньше вязкость масла при низкой температуре и легче холодный пуск двигателя. Чем больше цифра, стоящая после буквы «W», тем больше вязкость масла при высокой температуре и надежнее смазывание двигателя в летнюю жару.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...