Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Научная теория. Основная терминология




Наука (см. ТЕМУ 1.1) включает в себя как деятельность по получению нового знания, так и ее результат — сумму знаний, лежащих в основе научной картины мира.

Задача науки состоит в объяснении наиболее общих количественно-формулируемых законов природы. Действием таких законов можно объяснить все явления, которые привычны и, казалось бы, не нуждаются в объяснении.

Метод науки — способ изучения реальной действительности; общие, необходимые принципы, на которых базируется данная наука.

Методика — путь исследования, теория, учение.

Теоретическое знание — основная форма знания. В нем собраны фундаментальные знания об изучаемом объекте.

Фактологическое знание — эта форма присуща любому виду знаний и не является научной. Его цель — описание форм проявления объектов такими, какими они предстают в чувственном восприятии, а также классификация и систематизация по определенным признакам.

Эмпиризм (от греч. empeiria — опыт) — философское направление, признающее чувственный опыт единственным источником знаний, наиболее достоверным.

Гипотеза — мнение о действительном положении вещей, выработанное под строгим надзором разума.

Научная теория — знания, опирающиеся на определенную научную форму и содержащие методы объяснения и предсказания некоторой предметной области. Форма достоверного научного знания о некоторой совокупности объектов, представляющая собой целостную систему утверждений и доказательств. Это отражение основных законов природы. Для науки характерны:

? диалектическое, т. е. отражающее развитие и всеобщую связь, сочетание процессов;

? дифференциация и интеграция (см. ТЕМУ 1.2.9);

? развитие фундаментальных и прикладных исследований.

В развитии науки чередуются экстенсивные (связанные с увеличением объема исследований, расширением их) и революционные периоды — целые научные революции, приводящие к изменению структуры науки и принципов ее познания, категорий, методов и форм ее организации.

 

СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ ТЕОРИИ

Структура (от лат. structura — строение, расположение, порядок) — совокупность устойчивых связей элементов. Структура — это относительно устойчивое единство элементов и их отношений в целостном объеме (см. ТЕМУ 5, 5.1, 5.2). Через понятие «структура» можно изучать чрезвычайно широкий круг явлений как материального, так и духовного миров. Структура является одним из аспектов понятия «система», если под системой понимается любой аспект науки.

Структура естественнонаучной теории

Для построения естественнонаучной теории необходимо:

1. Иметь определенный круг (банк) экспериментальных данных.

2. Выбрать различие опытных данных и экспериментальных закономерностей и создать на их основе модели и теории.

3. Осуществлять обратную связь между моделью и экспериментальными данными.

4. Сделать качественные выводы и сравнить их с экспериментальными данными.

5. Осуществлять корректировку модели.

6. Обязательно перевести модель на язык математики.

7. Провести аналогию с какой-либо теорией, выявить аналогичные связи, обнаруженные между экспериментальными закономерностями.

8. Определить физический смысл вводимых понятий. Все физические теории носят модельный характер и

требуют доказательства теоремы существования.

Основные способы построения естественнонаучной теории

Можно выделить два основных способа построения естественнонаучной теории:

1. Способ, связанный с предварительным построением модели из чувственно-наглядных элементов с последующим построением знаковой модели. Для реализации этого способа необходимо иметь банк экспериментальных данных, на основании которых строится математическая модель (см. ТЕМУ 2.2.1).

2. Способ, основанный на первоначальном построении знаковой модели с последующим нахождением ее физического смысла или практического применения (например, все прикладные вопросы математики).

Структура построения любой естественнонаучной теории определяется двумя основными факторами:

? выбором тех или иных основных посылок;

? типом логического вывода.

Если начальные положения неверны, то теория обречена на неудачу. Так, например, ошибались создатели космогонических теорий, беря за начало отсчета центр мира — Землю или Солнце. Результаты исследований должны быть завершены логическими выводами.

Процесс создания единой картины мира, интегрирующей данные различных наук, далеко не закончен. В настоящее время в сфере знания функционируют частные картины мира: физика, химия, биология и т. д., причем наиболее разработана картина мира, описывающая физическую реальность. Анализ категорий пространства и времени (см. ТЕМУ 15), с точки зрения их вхождения в различные естественнонаучные теории, даст возможность нащупать наиболее общие черты будущей естественнонаучной картины мира. Подходя к процессу познания как к единой картине знаний, нужно научиться представлять знания как систему, логически связывать общие и специфические закономерности и положения.

 

КУЛЬТУРА

Культура (от лат. cultura — возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание) — определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях.

В более узком смысле слово «культура» означает сферу духовной жизни людей. Она включает в себя предметные результаты деятельности человека, а также человеческие силы и способности, реализуемые в деятельности (знания, умения, навыки, уровень интеллекта, нравственного и эстетического развития, мировоззрение, способы и формы общения людей).

Каждая общественно-экономическая формация характеризуется определенным типом культуры, который меняется с переходом от одной общественно-экономической формации к другой; при этом наследуется все ценное из прошлого.

Развитие культуры, а значит, развитие любого общества зависит от множества факторов: производственно-экономических, социальных, политических, этнических, идеологических и т. д. Но всегда творцом культуры остается живой человек.

Процессы овладения культурой новыми поколениями и механизмы их приобщения к достижениям культуры изучаются специалистами. В настоящее время выявлено три типа трансляции культуры:

1. Способ приобщения культуры через обучение старшими поколениями младших. Этот тип культуры достаточно консервативен и господствует в традиционных обществах. Здесь люди неохотно включаются в процессы нововведений, не любят самостоятельности и инициативы. Творчество здесь не связано с созданием чего-то принципиального.

2. Обучение взрослых и детей у своих сверстников. В этом случае новации и нововведения, самостоятельное творчество характерны для людей любого поколения. При этом типе культуры формируется высокий творческий потенциал общества. Именно такая передача культурных достижений свойственна всем великим цивилизациям Земли. 3. Приобщение к культуре, когда старшие поколения учатся у своих детей. Молодежь значительно легче схватывает новшества, она не отягощена грузом прошлого опыта, ее характеризует склонность к переменам и у нее достаточно высоко развит творческий потенциал (подростки, например, гораздо быстрее осваивают компьютер, чем люди старшего поколения; то же относится и к современной радио-, теле-и видеопродукции). К такому виду культур переходит все большее количество народов, в том числе и Россия делает шаги в направлении от традиционной трансляции культуры к формированию современного творческого потенциала.

Интересен взгляд современных исследователей: они рассматривают цивилизацию как нечто внешнее по отношению к человеку, противостоящее ему и на него воздействующее, в то время как культура всегда является внутренним достоянием человека, показывает меру его развития и служит как бы символом его духовного богатства. Сегодня все больше приверженцев получает триада: «человек, человечество, человечность», т. е. все определеннее проявляется стремление уравнять ритмы истории и ритмы жизни человека и человечества, приподнять ценности гуманизма. В настоящее время коренные изменения в культуре происходят на протяжении жизни уже одного поколения. Потеря национального культурного разнообразия равноценна утрате разнообразия генетического и очень опасна для будущего человечества. Люди должны научиться жить вместе, что может стать основой новой морали и новых отношений в мире человечества. Единство человечества и национальное разнообразие — две стороны одной и той же медали.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...