Функции семьи и роль отдельных поколений.
Семья, как любая система, реализует ряд функций, составляющих иерархию, отражающую как специфику культурно-исторического развития семьи, так и своеобразие этапов жизненного цикла семьи. Функции семьи включают: хозяйственно-бытовую, репродуктивную, функцию воспитания детей, сексуально-эротическую, функцию духовного общения, функцию эмоциональной поддержки и принятия или так называемую психотерапевтическую функцию, функцию социального контроля и опеки (в отношении несовершеннолетних и недееспособных членов семьи) (Э. Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис, 1999). Значение функции эмоциональной поддержки и принятия, включая эмпатию и привязанность, как реализацию аффилиативной потребности человека, значительно возросло за последние десятилетия. Функции семьи не соположены и неравнозначны, они образуют иерархическую систему. Иерархия функций определяется Историей Семьи как социально-культурного феномена и историей конкретной семьи. Иерархия меняется в зависимости от исторического времени, социо-культурного окружения и от стадии жизненного цикла семьи. Специфика современной семьи определяется, по меньшей мере, четырьмя особенностями: 1. В современной семье особую роль играет родительство. В древней истории самоценность детей и детства была крайне низкой. И. С. Кон (1988) приводит в качестве иллюстрации, подтверждающей это положение, периодизацию развития родительско-детских отношений в истории общества А. Ллойд-Демоза. С точки зрения автора “психогенной теории истории” можно выделить шесть стадий развития родительско-детских отношений, каждая из которых определяет специфику родительства как института первичной социализации человека: инфантицид, “бросающий” стиль воспитания, амбивалентный стиль, “навязчивый” стиль, социализирующий и помогающий стиль воспитания. Примеры инфантицида как массового явления детоубийства, мы находим в библейских сюжетах — избиение младенцев. В античные времена в Древней Спарте практиковалось “отбраковывание” физически неполноценных детей, которые не могли стать хорошими воинами. В Средние века детей воспитывали вне семьи — отсюда само название родительского стиля воспитания — “бросающий стиль”. Низшие социальные слои отдавали детей “в люди” — на обучение ремеслам в мастерских, добывать себе “хлеб насущный”, власть и богатство имущие сразу же после рождения передавали детей на руки кормилицам, отправляли их в монастыри для получения образования, посылали на воспитание к отдаленным родственникам и друзьям и т. п. Эмоциональная близость и любовь родителей к детям вовсе не считались добродетелью или ценностью. “Домострой”, как основное руководство по воспитанию детей того времени, не возлагал на родителей обязанности любить детей, хотя дети и обязаны были проявлять беспрекословное послушание, уважение и любовь к родителям. Амбивалентный стиль воспитания отражал изменение взглядов на ребенка — хотя за ним и признавалось наличие души, но сам ребенок метафорически рассматривался “чистой доской”, а значит легкой добычей дьявола. Основным педагогическим методом становилась “лепка” души ребенка по образцу, принимаемому родителями. “Навязчивый” стиль воспитания, присущий 18 веку, характеризуется навязчивым стремлением к тотальному контролю в воспитании, где уже не только поведение, но и сознание ребенка, внутренний мир его переживаний становился предметом вмешательства и диктата со стороны родителей. Социализирующий стиль воспитания представляет собой переход к новой системе воспитания детей, где главной задачей родителей становится подготовка ребенка к самостоятельной жизни и воспитание и тренировка качеств и способностей, необходимых для перехода на новую статусную позицию — позицию взрослого. Помогающий стиль воспитания, знаменует собой переход родителей на принципиально новую гуманистическую позицию. Отношение родителей к ребенку преобразуется в отношение к личности, равной себе и заслуживающей уважения и права на свободный выбор своего жизненного пути. Коренная перестройка социального предназначения воспитания и смысла родительства является завоеванием второй половины 20 века. Здесь особое значение в родительско-детских отношениях занимают эмоциональная и духовная близость, эмпатия, родительская любовь становится приоритетной ценностью семейной жизни.
В современном обществе в условиях, когда период детства все удлиняется, именно на родителей возлагается ответственность за воспитание и обучение детей. Правовую, материальную и морально-нравственную ответственность за детей родители несут вплоть до приобретения детьми статуса взрослого члена общества — до окончания школы, а в определенных аспектах — и до завершения высшего образования. 2. Основой супружеского союза в современной семье является любовь, эмоциональное принятие и поддержка. Еще в 19 веке супруги считали любовь желательным, но отнюдь не непременным условием заключения семейного союза и жили по принципу “стерпится — слюбится”, соглашаясь с тем, что “браки заключаются на небесах”. Сегодня супруги рассматривают семью без любви как величайшее несчастье, личностную нереализованность и, не желая мириться с этим, готовы — еще одна крайность современной семьи — разорвать семейные узы даже при относительно благополучном функционировании семьи и наличии детей в семье. Интересно, что в значительном числе случаев инициаторами расторжения брака здесь становятся женщины, хотя именно для женщин вероятность заключения повторного брака относительно мала. 3. Семейная система является достаточно открытой — в современном обществе легко вступить в брак, но также легко и развестись. Правовые, этические, религиозные, социально-психологические барьеры для расторжения брака сведены сегодня к минимуму. Супруги вправе свободно определять дальнейшую судьбу семьи, исходя из приоритетной для них системы ценностей. Возрастают свобода и ответственность личности за принятие решения о создании и сохранении семьи, судьба семьи в полной мере начинает определяться личностным выбором каждого из супругов.
4. Современная семья изменилась и по составу — произошел переход от расширенной семьи к нуклеарной. Нуклеарная семья — родители и дети — становится наиболее типичным вариантом семейной системы. Вместе с тем в ряде регионов России по-прежнему сохраняется преобладание расширенной семьи. Расширенная семья — многопоколенная — включает не только супругов и их детей, но и прародителей, а также других родственников. Конкретные границы расширенной семьи определяются, в основном, этническими и культуральными особенностями. На фоне доминирования нуклеарного типа семьи у нас нередко встречаются «территориально расширенные» семьи. Как правило, у молодых супругов еще нет своей жилплощади, они еще не приобрели полной финансовой самостоятельности, проживают в одной квартире с родителями и в значительной мере полагаются на их помощь.
Общепринятой классификации семейных функций нет, однако между ними существуют взаимозависимость и взаимодополняемость. К основным функциям семьи можно отнести: - репродуктивную— биологическое воспроизводство и сохранение потомства, продолжение рода; - воспитательную— духовное воспроизводство населения. Семья формирует личность ребенка, оказывает систематическое воспитательное воздействие на каждого члена в течение всей жизни; - хозяйственно-бытовую — поддержание физического состояния семьи, уход за престарелыми; - экономическо-материальную— поддержание одними членами семьи других: несовершеннолетних, престарелых, нетрудоспособных; - функцию организации досуга — поддержание семьи как целостной системы; содержание и формы проведения досуга зависят от уровня культуры, национальных традиций, индивидуальных склонностей и интересов, возраста членов семьи, ее доходов;
- функцию социального контроля — ответственность членов семьи за поведение ее членов в обществе, их деятельность; ориентирующую основу составляют ценности и элементы культуры, признанные во всем обществе или в социальных группах. Нормально функционирующая семья – это семья, которая ответственно и дифференцированно выполняет свои функции, вследствие чего удовлетворяется потребность в росте и изменениях как семьи в целом, так и каждого ее члена. Функции семьи.. Жизнедеятельность семьи, непосредственно связанная с удовлетворением потребностей ее членов, называется функцией семьи. «Функций семьи столько, сколько видов потребностей в устойчивой, повторяющейся форме она удовлетворяет» (Соловьев Н. Я., 1977). Выполнение семьей ее функций имеет значение не только для ее членов, но и для общества в целом. Воспитательная функция семьи состоит в том, что удовлетворяются индивидуальные потребности в отцовстве и материнстве; в контактах с детьми и их воспитании; в том, что родители могут «реализоваться» в детях. В ходе выполнения воспитательной функции семья обеспечивает социализацию поколения, подготовку новых членов общества. Хозяйственно-бытовая функция семьи заключается в удовлетворении материальных потребностей членов семьи (в пище, крове и т. д.), содействует сохранению их здоровья: в ходе выполнения семьей этой функции обеспечивается восстановление затраченных в труде физических сил. Эмоциональная функция семьи - удовлетворение ее членами потребностей в симпатии, уважении, признании, эмоциональной поддержке, психологической защите. Данная функция обеспечивает эмоциональную стабилизацию членов общества, активно содействует сохранению их психического здоровья. Функция духовного (культурного) общения — удовлетворение потребностей в совместном проведении досуга, взаимном духовном обогащении, она играет значительную роль в духовном развитии членов общества. Функция первичного социального контроля — обеспечение выполнения социальных норм членами семьи, в особенности теми, кто в силу различных обстоятельств (возраст, заболевание и т. п.) не обладает в достаточной степени способностью самостоятельно строить свое поведение в полном соответствии с социальными нормами. Сексуально-эротическая функция — удовлетворение сексуально-эротических потребностей членов семьи. С точки зрения общества важно, что семья при этом осуществляет регулирование сексуально-эротического поведения ее членов, обеспечивая биологическое воспроизводство общества.
С течением времени происходят изменения в функциях семьи: одни утрачиваются, другие появляются в соответствии с новыми социальными условиями. Качественно изменилась функция первичного социального контроля. Повысился уровень терпимости к нарушениям норм поведения в сфере брачно-семейных отношений (рождениям внебрачных детей, супружеским изменам и т. п.). Развод перестал рассматриваться как наказание за недостойное поведение в семье. Нарушения функций семьи — это такие особенности ее жизнедеятельности, которые затрудняют или препятствуют выполнению семьей ее функций. Способствовать нарушениям может весьма широкий круг факторов: особенности личностей ее членов и взаимоотношений между ними, определенные условия жизни семьи. Например, причиной нарушений воспитательной функции семьи может стать и отсутствие у родителей соответствующих знаний и навыков, и нарушения в их отношениях (конфликты по вопросам воспитания, вмешательство других членов семьи и т. д.). Роль старшего поколения в семье У прародителей, как у самого старшего поколения в семье, уже сложившиеся и устоявшиеся жизненные принципы и ценности. Ценности общества, семейные ценности, происходящее вокруг они соотносят с индивидуальным опытом, анализируют, оценивают и, таким образом, закрепляют свою позицию и взгляд по отношению к окружающим событиям, явлениям и т. д., что в свою очередь, «обеспечивает их прагматическую результативность» Социализирующая роль прародителей определяется ролевыми установками старшего поколения в семье. О.В. Краснова называет следующие ролевые установки: материально обеспечивать семью; воспитывать внуков; продолжать профессиональную деятельность; помогать по хозяйству; передавать профессиональные знания; сохранять семейные традиции. Выполняя эти роли и функции, пожилые люди чувствуют свою значимость. О.В. Краснова, А.Г. Лидерс, Т.Д. Марцинковская, А.С. Спиваковская и др. говорят о том, что для пожилых людей очень важно наличие в семье внуков и участие в их воспитании. Активная позиция старшего поколения в жизнедеятельности семьи повышает авторитет пожилого человека в семье, «ведет к осознанию им своей полезности и облегчает социальную адаптацию в пенсионный период» В современном обществе по причине занятости родителей все чаще в воспитании детей принимают участие прародители. Бабушка и дедушка нередко берут на себя ответственность за семью и становятся главными воспитателями внуков. В современной семье из-за возникающих различных социальных проблем прародители иногда полностью вынуждены заменить ребенку родителей и взять на себя функцию родительства. Прародители оказывают влияние на формирование подрастающей личности ребенка в процессе общения с ним. Чем более значимым для ребенка является взрослый, тем большее влияние на формирование личности он оказывает. Таким образом, прародителям отводится серьезная роль в обществе, семье и многопоколенных взаимоотношениях. Мы видим роль старшего поколения в передаче жизненного и социального опыта последующим поколениям. Именно прародители — хранители семейных традиций, обычаев, семейных ценностей. Они способны передать накопленный жизненный опыт последующим поколениям, своим детям и внукам. Общение прародителей во взаимодействии с семейным социумом, представителями разных поколений помогает сохранить активную жизненную позицию старшего поколения, что способствует успешной трансляции, передаче и сохранению семейных ценностей. Типы семей. Критериями типологии семьи являются состав семьи, особенности главенства, характер общения и взаимодействия в семье. В зависимости от состава семьи выделяют нуклеарную, расширенную, неполную и функционально неполную семьи. Нуклеарная (ядерная семья) включает супругов и их детей. Если семья бездетна, то состав нуклеарной семьи ограничивается супругами. Нуклеарная семья — типичный вид семьи 20 века, сменивший патриархальную семью, включающую несколько поколений близких и дальних родственников, объединенных общностью экономических интересов и территориальной общностью. Расширенная нуклеарная семья — нуклеарная семья, дополненная прародителями, и, возможно, другими близкими (по интенсивности общения и взаимодействия) родственниками (сиблинги супругов, дяди и тети, т. е. сиблинги прародителей и т. д.) Неполная семья — семья, в которой в силу развода или смерти, отсутствует один из супругов. Типичный вариант неполной семьи — это мать с ребенком (детьми). Характер функционирования неполной семьи в значительной степени зависит от причины отсутствия второго супруга. Так, разведенный супруг по-прежнему сохраняет свою родительскую роль и принимает участие в материальном обеспечении детей, по-прежнему выполняя роль “кормильца”. Однако умерший отец окружен в семье ореолом уважения и любви, в то время как “разведенный отец” в большинстве случаев подвергается открытому или молчаливому осуждению, а его встречам с ребенком нередко чинятся препятствия матерью. Еще одним видом неполной семьи является “материнская семья”, в состав которой входят мать и ребенок (дети), рожденные вне брака по сознательному намерению матери. Таким образом, наиболее типичный вариант неполной семьи — это вариант семьи без отца. Неполная семья в силу ролевой перегрузки оставшегося члена семьи должна быть включена в группу риска. Функционально неполная семья — нуклеарная семья, полная по формальному составу, в которой один из супругов не может постоянно выполнять свои функции. Причины, препятствующие реализации супругом своих семейных ролей могут быть различны: тяжелое или хроническое заболевание, специфика профессиональной деятельности, длительное отсутствие супруга. Определенные профессии, сопряженные с длительными командировками (геологи, военные моряки, машинисты, летчики, проводники), вахтовым методом труда (нефтяники, строители, полярники), нестандартным и “рваным” временным графиком и высоким уровнем эмоциональной напряженности труда (артисты, работники радио и телевидения, врачи скорой помощи и больниц, учителя) не могут в полной мере реализовать себя в жизни семьи. Функционально неполная семья также должна быть отнесена к группе риска, а психологическая помощь такой семье направлена на разумное планирование функциональных обязанностей и поиск путей гармоничного сочетания самореализации личности в профессиональной деятельности и в семье. Искаженная семья — семья, в составе которой место одного (или обоих) супругов занимает другой член семьи. Примером такой семьи может быть семья, включающая бабушку, дедушку и внука, родители которого умерли, либо находятся в разводе, и каждый проживает отдельно. Другим примером может стать семья, в которой тетя одна воспитывает племянника и т. д. В зависимости от особенностей распределения ролей, главенства и характера взаимодействия выделяют традиционную, эгалитарную, демократическую и двухкарьерную семью. Традиционная авторитарная семья характеризуется единоличным главенством супруга авторитарного типа и традиционным распределением ролей с четкой дифференциацией мужских и женских семейных ролей. Эгалитарная семья — семья без главенства и четкого распределения ролей и обязанностей, с аморфной и неоформленной ролевой структурой. Как правило, эгалитарная семья — это молодые супруги без детей. Рождение детей требует от супругов структурирования позиций и распределения ролей, поэтому на смену эгалитарному типу приходит традиционный или демократический. Демократическая (партнерская) семья характеризуется равноправием супругов, совместным главенством с разделением функций, гибкостью в распределении ролей и обязанностей и готовностью к изменению ролевой структуры семьи на основе учета интересов каждого из партнеров и семьи в целом. «Двухкарьерная» семья — семья, в которой ценности карьеры и профессиональной самореализации значимы для обоих супругов, и признаются в равной мере приоритетными как для самого себя, так и для супруга. Двухкарьерная семья представляет собой молодой тип семьи, обусловленный процессами изменения места женщины в производстве и социально-политической жизни общества. Двухкарьерная семья — это демократическая семья, характеризующаяся единством ценностей и карьерными устремлениями обоих супругов. Семья как малая группа. В науке сложилась традиция изучения семьи и как социального института, и как малой группы. Деятельность социальных институтов направлена на удовлетворение фундаментальных, жизненно важных социальных потребностей, к которым относятся: коммуникации в обществе, производство товаров и услуг и их распределение, воспроизводство членов общества и их социализация, социальный контроль и порядок, безопасность членов общества, социальная стабильность. Обычно выделяют пять основных социальных институтов, существующих в любом современном обществе: семья, экономика, политика, образование и религия. Каждый из них специализируется на решении принципиально важной для выживания и нормального функционирования общества проблемы. Выступая существенным элементом структуры общества, семья осуществляет воспроизводство его членов и их первичную социализацию. Никакое другое объединение людей не обладает такой мощной способностью самовоспроизводства. Семья образует первичную окружающую среду в развитии индивида. Она формирует у ребенка представление о социальных связях и с момента рождения включает его в них. Семья в значительной мере приобщает ребенка к основным общечеловеческим ценностям, моральным и культурным стандартам поведения. Малая группа — это малочисленная по своему составу социальная группа, члены которой объединены общими целями и задачами и находятся в непосредственном устойчивом личном контакте друг с другом, что является основой для возникновения как эмоциональных отношений, так и особых групповых ценностей и норм поведения. По-прежнему остается открытым вопрос о признании за диадой права именоваться малой группой. Решение этого вопроса является принципиальным для психологии семьи. Известный американский социальный психолог Д. Майерс предлагает недвусмысленное определение: группа — это двое или более лиц, которые взаимодействуют друг с другом, влияют друг на друга дольше нескольких мгновений и воспринимают себя как «мы». А.И. Антонов настаивает на трактовке семьи как малой группы с присущими ей свойствами, не сводимыми к свойствам индивидов или пар. В этом случае диаду «мать — ребенок», возникшую после развода, следует воспринимать как осколочную форму семьи. Семья относится к разряду первичных групп. Ей присущи интимные, лицом к лицу, отношения между людьми. Такая группа обеспечивает процесс первичной социализации и опосредует вхождение индивида в другие группы. Мнения и представления членов первичной группы имеют особое значение в формировании сознания и самосознания ребенка.
©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|