Социально-экономическое значение неравенства
ДОХОДОВ НАСЕЛЕНИЯ
Возрастание неравенства - как фактор нестабильности. Соотношение доходов 10 % наиболее обеспеченных и 10 % наименее обеспеченных групп населения в наиболее развитых европейских странах колеблется от 1:6 до 1:8. У нас это соотношение постоянно растет, достигнув в 1999 году 1:15. Эксперты ООН полагают, что уже после пропорции 1:10 общество вступает в зону социальной нестабильности. Правительство пытается модернизировать экономику, так как для вывода страны из кризиса необходимо преодолеть спад производства и уменьшить инфляцию. Решающим фактором преодоления инфляции и улучшения жизни населения является осуществление социальных программ, увеличение объема производства и предложение товаров и услуг на рынке.1 Регулирование социальной дифференциации предполагает решение двух основных задач: стимулирование экономической деятельности и обеспечение социальной стабильности общества. Эффективная социальная политика – необходимый и очень важный компонент социально-экономического реформирования в России. От нее не только непосредственно зависит благосостояние населения, но и его отношение, принятие или неприятие, поддержка или противодействие всей политике государства, самому процессу реформ в России.2 Расходы общества на образование и здравоохранение должны быть существенно увеличены. При ограниченности бюджетных ресурсов главным принци- 1 см.: Камаев В.Д. Экономическая теория. –М.: Владос. ИМПЭ. 1999.-С.18. 2 см.: Скаржинский М.И. Социальная политика. Преходная экономика России (Беседа девятая) // В помощь учителю средней школы.- Кострома.2000.
пом финансирования социальных программ станет адресность. Это предполагает переход в перераспределение социальных расходов в пользу самых уязвимых групп населения при одновременном сокращении социальных трансфертов, обеспеченным семьям.
Сегодня соотношение обратное – 73 % социальной помощи государства распределяется среди граждан, чей совокупный семейный доход выше прожиточного минимума. В сфере высшего образования и здравоохранения необходимо последовательно переходить на финансирование по принципу: деньги следуют за учеником, за пациентом. Другими словами, в основе расходования государственных средств должен быть выбор гражданина, который пользуется бесплатным медицинским обслуживанием и образованием. Таким образом, мы уйдем от финансирования большой части вузов, дающих образование, которое не пользуется спросом. В то же время вузы, захлебывающиеся от наплыва студентов, получат больше возможностей развиваться, которых они не имеют сейчас из-за хронического недофинансирования. Правительство примет нормативные акты, которые установят возможность финансирования за счет средств родителей, иных внебюджетных источников преподавания дополнительных предметов и оказания дополнительных образовательных услуг в средней школе, не включенных в нормативы бюджетного обеспечения. Уровень медицинской помощи, которую люди привыкли получать, требует серьезных затрат. Отказаться от него нельзя. Но необходимо эффективнее расходовать средства. В частности, развивать систему медико-социального страхования по принципу подушевого финансирования. Это потребуетоптимизации структуры медицинских услуг, в том числе и разработкиминимальныхсоциальных норм обеспечения населения лекарствами по доступным ценам. Адресный принцип социальной помощи применим и к жилищным субсидиям, субсидиям по нуждаемости. Во главу угла ставится персональный учет и персональное распределение государственных субсидий в социальной сфере. Важный момент — максимальный учет региональных особенностей. Вся система социальной помощи должна быть увязана с соответствующими трансфертами из федерального бюджета.
Первоочередные меры правительства на 2000 — 2001 годы — это конкретный план действий на ближайшие полтора года. Самая главная проблема сейчас — это претворение плана, в жизнь.
Отношение людей к нестабильности и неравенству распределения Доходов В период 1997-1999гг. имела место тенденция опережающего роста численности "бедных" по сравнению с изменением численности "обеспеченных". Это значит, что несколько снизившийся "разрыв" в денежных доходах в то же время может обернуться социальной катастрофой в условиях значительного нарастания "бедности". Снижение коэффициента дифференциации свидетельствует лишь о том, что в доходы "обеспеченных" начинают в большей мере включаться доходы относительно более благополучных групп лиц из общего постоянно увеличивающегося числа "бедных". При весьма неблагоприятном положении в сфере распределения денежных доходов в обществе происходит увеличение группы "бедных" и происходит "размывание" среднего класса, т.е. "середняки" перетекают в группу "бедных". Суммарное число "бедных и низкообеспеченных" не сокращается, а число "обеспеченных", т.е. лиц с душевым денежным доходом больше двух прожиточных минимумов, уменьшается. При этом для многих из группы "бедных" в условиях стагнирующего производства и свертывания социальных программ переход, хотя бы и постепенный, в группу "обеспеченных", маловероятен. По данным таблицы 9 большую вероятность вырваться из "бедности" имеют семьи без детей, что и подталкивает людей к решению не иметь детей. Таблица 9
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|