Процесс ролевой игры живого действия
Определение
Ролевые игры живого действия (РИЖД) — массовый вид ролевой игры, в которой игроки действуют за вымышленных или реальных персонажей в различных сюжетных обстоятельствах, разыгрывают их в форме свободной импровизации и совместно создают сюжет игры. При этом главные аспекты РИЖД — живое/физическое взаимодействие (а не чисто вербальное общение, как в настольно-словесных играх), театральный тип отыгрыша ролей, наличие игровой атрибутики (костюмов, оружия, доспехов, крепостей и прочих объектов материальной культуры игры). В ролевой игре живого действия все происходит в реальности — хоть это и игровая реальность со свойственными ей ограничениями и условностями.
Глядя на фотографии с игры, словно смотришь в открытые окна других миров. Что это за люди, какие у них судьбы, к чему они стремятся?.. Воины с игры?Тени Империи? (1998).
Что это такое?
Как и все прочие ролевые игры, кроме социально-адаптивных детских ролевых игр, РИЖД — хобби, сочетающее в себе несколько ключевых элементов и удовлетворяющее несколько важных потребностей. Главные из них: потребность в самоактуализации, творческой реализации, в общении и ярких впечатлениях.
Пожалуй, именно живые ролевые игры среди всех РИ (а возможно, среди всех хобби вообще) являются самым высокоорганизованным и сложным видом игровой деятельности, который включает играющих в наиболее комплексный — социально-групповой, соревновательный, творческий, терапевтический и т.д. — процесс.
По массовости РИЖД — далеко не самое распространенное увлечение. Точной статистики не существует, но примерная оценка показывает, что практически любое заметное сообщество (любители авторской песни, байкеры и т.п.) куда больше, чем ролевое. Два других направления ролевых игр (компьютерные и настольно-словесные) — неизмеримо более массовые увлечения.
Это легко объяснимо — как компьютерные, так и настольно-словесные игры требуют на порядок меньше ресурсов, времени и сил. Компьютер, диск — и сиди, расстреливай монстров, строй цивилизации. Кубики, компания друзей — и убивай драконов, зачищай подземелья.
С РИЖД не все так просто. Мало того, что на полигонную игру нужно куда-то ехать (порой в другой конец страны) и жить в палатках на природе, в туристических условиях. Но даже если она проходит в родном городе, требуется серьезная подготовка к игре — обязательства, которые возьмет на себя не каждый человек.
Мало кто будет всерьез шить средневековые костюмы, самостоятельно делать историчный доспех (!), тренироваться в клубе или спортзале, закупать туристическое снаряжение, писать мастерам, общаться с игроками, собирать команду и создавать командные традиции, символику, культуру — в общем, тратить месяцы ради 2-3-4 дней игры. Для большинства людей такой подход вообще в диковинку. Впрочем, среднестатистическому гражданину экстремальными кажутся и прочие активные увлечения: дайвинг, КВН или альпинизм.
Казацкое войско — кто скажет, что эти ребята не настоящие казаки? Игра?Огнем и мечом? (2005) по одноименному роману Г. Сенкевича.
Со временем число людей, вовлеченных в ролевое движение, растет, качественный уровень обеспечения игр также возрастает — и постепенно культура РИ живого действия становится понятнее обывателю, налет сумасшествия, неформальства и хипповости с нее исчезает. Это соответствует действительности, потому что в РИЖД играют совершенно разные люди.
Игры, которые проводятся опытными группами мастеров и игроков — временами ярче, чем спектакли государственных театров, эффективнее, чем профессиональные тренинги, увлекательнее, чем хорошие книги, и слаженнее, чем военные учения и маневры.
Безусловно, у ролевых игр живого действия большие перспективы — в организации досуга детей, подростков и взрослых, в проведении сложных военных учений, бизнес- и социально-ориентированных тренингов, реалити-шоу нового поколения — и т.д.
Виды РИЖД
Ролевые игры живого действия можно разделить на три типа, различные по месту проведения и, соответственно, по своему формату. Это — полевые РИ (полигонные), павильонные(кабинетные) и городские (в том числе,?игры по жизни?).
Павильонная игра проходит в закрытом помещении (комната, квартира, этаж здания, и т.п.) или, куда реже, в нескольких закрытых помещениях, объединенных небольшим участком открытого пространства (несколько корпусов, пансионат, пионерский лагерь). Формат такой игры диктует некоторые ограничения: в малом пространстве не играет много людей, здесь особо не повоюешь, не закрутишь политической командной многоходовки.
Поэтому в павильонных играх реализуются, прежде всего, театральная и интеллектуальная составляющие. Их сюжеты, как правило, тоже ограничены: это космический корабль, летящий к звездам, отель, выходы из которого перекрыла снежная буря, замок барона в осаде, подземная атомная база — и т.д. И вся игра строится на внутреннем взаимодействии людей в ограниченном пространстве (порой, десятков людей в нескольких комнатах!). Конечно, это не обязательные условия. Но чаще всего, павильонки — игры информационные, игры детективного жанра или с сильным детективным уклоном и урезанной боевой составляющей.
Изучить павильонные игры можно на сайте Кабинетки.ру, также в интернете достаточно информации и о других павильонных играх. Еще рекомендуем заглянуть на сайт?Последней смены? — игры в пионерском лагере.
Главные преимущества: компактность, высокая плотность событий, возможность эскалации напряжения и создания выраженной игровой атмосферы, возможность удачно использовать декоративный антураж (помещения, вещи).
Главные недостатки вытекают из достоинств. Это — краткость (больше суток павильонку играть трудно), отсутствие времени и места для побочных линий, трудность в реализации боевых действий (хорошую драку в трехкомнатной квартире не устроишь), трудность в повторном введении в игру?мертвых?. Главный недостаток: ограниченность возможностей в построении сюжета. Эпичность и массовость, свойственные большинству популярных источников, в павильонку можно вместить лишь фрагментарно — например, сыграть не по всему роману?Ведьмак?, мир которого подробно описан А. Сапковским в семи томах и насчитывает порядка трех сотен одних только поименованных персонажей, а по какому-то локальному сюжету из серии, например, замку или магической школе.
Среднее количество участников павильонной игры — 10-50 человек.
Обычная продолжительность: 5-8 часов.
Кельтская мифология оказала огромное влияние на мировую культуру. Яркие и красивые образы были созданы участниками игры по ирландскому фольклору. Павильонная игра?Павия?(2005).
Полевая игра проходит на природе или, например, в пионерском лагере с прилегающей территорией — чтобы было где развернуться. Так как в игре задействованы сотни людей, и между их лагерями (зачастую враждующими между собой) должно быть пространство для передвижения, маневра и размещения сторонних поселений, игра занимает довольно большую территорию (т.е., собственно, — полигон).
Полигонные игры — самые распространенные и массовые из РИЖД. Их формат наиболее разнообразен и позволяет моделировать практически любые сюжеты и ситуации. От небольшой игры в проклятую деревню, где в зловещей атмосфере все дожидаются кошмарной ночи и прихода мертвецов, до полномасштабного отыгрыша, скажем, событий фильма "Гладиатор". От книги "Властелин Колец" со всеми ее сюжетными линиями и персонажами до исторических реалий времен Александра Македонского, который собрал войска, чтобы покорить весь мир (т.е., в игровом масштабе — весь полигон).
Главное достоинство полигонной игры — возможность погрузиться в игровую реальность настолько, что настоящее (не игровое) отходит на второй план, иногда полностью перекрывается игровым. Такое состояние увеличивает интенсивность эмоциональных переживаний, творческого и социального взаимодействия — т.е. в конечном итоге повышает эффективность игры, как актуализаторской и терапевтической деятельности.
Безусловно, живая ролевая игра куда в большей степени, чем компьютер или модульза столом, позволяет ощутить саму суть?отыгрыша? (roleplaying) и все сильные стороны этого процесса, его преимущества по сравнению с другими видами отдыха. Ведь главное в ролевой игре — органичная вера в происходящее, совмещенная с подспудным знанием, что?все понарошку?. Это состояние достигается нелегко — но оно стоит усилий (месяцев подготовки и затрат на саму игру). Находясь в нем, человек играющий получает эмоциональную разрядку, заряд впечатлений,?прочищение мысли? и прочие эффекты психологической разгрузки и обновления, которые остаются с ним надолго. Повышается работоспособность, стрессоустойчивость, творческая активность.
То есть, эффект примерно такой же, как от хорошей туристической поездки и одновременно — от прочтения отличной книги. Но на удачной игре это состояние и острее, и куда многограннее. Ведь РИ включает в себя и социальное взаимодействие, и переживания опасностей, борьбы, достижений своего персонажа и близких людей — при этом в отличие от реальных опасностей, которые могут случиться в поездке, это менее деструктивный стресс, так как играющий всегда помнит, что происходящее вторично по отношению к реальности.
Недостатками полигонной игры являются: сложность организации, сложность контроля над происходящим непосредственно на игре, неоднозначность и не идеальность систем моделирования сложных процессов (магии, массовых боевых действий, игровой экономики и тому подобного).
Среднее количество участников — от 100 человек в малых играх, 300-400 человек в средних, до нескольких тысяч в самых больших.
Обычная продолжительность: от 2-3 дней до недели (редко больше).
Королевские мушкетеры пришли с визитом в Бастилию.?Война и мир? (2003).
Крепости, выстроенные специально для игры. Их можно штурмовать и оборонять согласно игровым правилам. Сверху вниз:?Черный отряд? (2006) и?Хоббитские игрища? (2002).
Городская ролевая игра по сути является гибридом полигонного и павильонного форматов. Действие разворачивается в городе, но не в пределах одного помещения, а в определенном районе или даже без территориальных ограничений. Игроки живут обыденной жизнью, но при этом решают чисто игровые задачи, уделяя этому столько времени, сколько могут.
Естественно, для этого вида игры подходят далеко не все сюжеты. Но в качестве сюжетного базиса идеально ложатся современные городские темы (?Ночной дозор?,?Горец?, политическая игра о выборах, ?Секретные материалы?,?Зачарованные? и так далее), а также темы будущего (киберпанк, борьба секретных служб и корпораций и тому подобное).
Преимущества городских игр: независимость от временных рамок (игра может идти неделю, месяц, год), невысокий уровень затрат для игроков и, в большинстве случаев, для мастеров, высокая степень интеграции окружения в игру (множество аспектов, в которых очень удобно использовать дома, общественный транспорт и различные городские службы).
Недостатки городских игр: узость сюжетов и трудности во взаимодействии с населением (истории о людях, машущих палками в общественных местах или стреляющих друг в друга из игрушечных пистолетов, стали уже анекдотическими).
Среднее количество участников: 50-200 человек.
Обычная продолжительность: от 3 до 10 дней.
Для всех видов ролевой игры живого действия одинаково главное: участники совместно разыгрывают и создают исторической, фантастической, политической или другой сюжет. Всякий раз это новый сюжет, с новыми участниками, событиями, акцентами, поворотами. И даже если игра несколько раз происходит по одному и тому же источнику (по книге, фильму или историческим реалиям), каждый раз получается самостоятельная история, отличная от всех других.
Достоверно и артистично сыграть можно даже совершенно фантастических персонажей. Тяжелый боевой киборг, игра?Киберпанк? (2001).
Процесс ролевой игры живого действия
Если вы до сих пор не представили себе, что такое ролевая игра, и как она проходит — примеры отчетов (т.е. описаний событий с точки зрения участника/персонажа прошедшей полигонной игры). Четыре отчета разных персонажей с одной из первых полигонных игр в России —?Хоббитские Игрища — 1990 г?. Первый отчет, второй отчет, третий, четвертый, плюсфотографии с этой игры. А также отчеты с игр?Ведьмак: нечто большее? (плюс фотографии с игры),?Пути Кармы? (плюс фотографии).
Также отсылаем вас к статье?Ролевые игры живого действия: основные аспекты РИЖД?.
Огнедышащий Дракон. Те, кто видели его воочию, говорят, что это было жуткое и завораживающее зрелище. Но даже на фотографии видно — красиво и страшно. Игра?Его Величество Дракон? (2005).
Воспользуйтесь поиском по сайту: