Перцептивная сторона общения.
Примерный перечень вопросов к экзамену Вопросы к экзамену по дисциплине «Социальная психология» Для студентов 3 курса специальность 031000 педагогика и психология 1. Предмет, структура и взаимосвязи социальной психологии. 2. Методы социально-психологического исследования. 3. Объект социальной психологии. Природа и функции социальной психики. 4. Становление и развитие социальной психологии. 5. Теоретические и эмпирические источники социальной психологии. 6. Любовь, дружба и межличностная синзитивность 7. Психологическое содержание понятий «социальные убеждения» и «социальные суждения». 8. Социальные установки. Составляющие и выработка установок. Изменение установок. 9. Социальные стереотипы их типы и свойства. 10. Социальные предрассудки и суеверия. Причины предрассудков. 11. Социально-психологические аспекты командообразования. 12. Сущность понятия «общение». Основные характеристики общения. 13. Структура взаимодействия в общении. Содержание структуры взаимодействия 14. Конфликт. Коррекция и управление конфликтом. 15. Социально-психологические механизмы общения. 16. Структура социального общения (коммуникативная, интерактивная, перцептивная сторона общения). 17. Механизмы взаимопонимания в ситуациях межличностного взаимодействия. 18. Практические проблемы оптимизации общения (обратная связь, коммуникативные барьеры, эффективное слушание). 19. Теории межличностного взаимодействия. 20. Понятие социальной перцепции. Особенности социального восприятия и источники перцептивных ошибок. 21. Общественное мнение и общественное настроение. 22. Казуальная атрибуция как перцептивный механизм.
23. Мотивы социального поведения человека. 24. Понятие этнической группы. Психология этносов. 25. Характеристика социально-психологического конфликта. 26. Структура социально-психологического конфликта. 27. Особенности и предупреждение педагогических конфликтов. 28. Понимание личности в социальной психологии. 29. Процесс социального развития личности. Социально-психологические параметры анализа личности. 30. Понятие социализации и её сущность. 31. Структура психологической власти в малой группе. 32. Социальная дифференциация и стратификация. Социальный статус. 33. Социальная нормативность и её структура. 34. Социальная роль. Ролевые отношения и ролевое поведение личности. 35. Психология освоения социальных норм. 36. Процессы интеграции и дезинтеграции в малой группе. Групповая сплочённость. 37. Совместимость и срабатываемость в межличностных отношениях 38. Стресс как психологическое состояние личности в условиях социальной напряжённости 39. «Я»- концепция лидера. Психологические потребности и мотивы лидера. 40. Поведение лидера в группах. Психологические типы лидеров. 41. Понятие социально-психологической ситуации. Классификация социально-психологических ситуаций. 43. Социальная напряжённость и её психологическая характеристика. 44. Понятие «малая группа». Классификация малых групп. 45.Характеристика содержания понятия «групповая динамика». Элементы групповой динамики. 46. Руководство в малой группе. Модели руководства. 47. Массовая коммуникация. Функции массовой коммуникации. 48. Структура межличностных отношений в группе. Влияние группы. 49. Толпа. Виды и условия образования толпы. 50. Масса и её психологические характеристики. 51. Понятие и типы экстремальной ситуации. Способы адаптации к экстремальной ситуации. 52. Стратегии поведения в жизненных ситуациях (социальные, личностно-ориентированные, соматически ориентированные формы поведения).
53. Социальная напряжённость и её психологическая характеристика. 54. Социально-психологический климат и условия его формирования. 55. Мода, субкультура, массовый ажиотаж как специфические социально- психологические явления. 56. Структура психологической власти в малой группе. 57. Теории лидерства. 58. Социальные и межличностные отношения. Формы межличностных отношений. 59. Типы межличностного общения. 60. Толпа и коллективное бессознательное. Влияние толпы на психику человека
Социальная психология в системенаучного знания. План 1. Предмет и объект социальной психологии. 2. Теоретические и эмпирические источники социальной психологии, 3. Современная социальная психология: • современная социальная психология США • современная социальная психология Западной Европы • социально- психологические проблемы в русской науке на современном этапе развития. 4. Тенденции развития социальной психологии. Вопросы для обсуждения: Подходы к определению предмета социальной психологии? Что представляет собой "социальная психика" как предмет социальной психологии? Творческая работа студентов. Сочинение на тему: "Социально - психологические проблемы современного общества". Конспектирование литературы: 1. Андреева Г. М. Предмет социальной психологии и ее место в системе научного знания // Хрестоматия по социальной психологии. - М., 1995. 2. Ильин В.А. Использование психосоциального подхода для изучения социально-психологических процессов в современном обществе // В.п. –2007. - №2. – С. 109. Литература 1. Будилова Е. А. Социально- психологические проблемы в русской науке. - М., 1983. 2. Прикладная социальная психология / Под ред. А. Н. Сухова, А. А. Деркача. – М., 1998. – С..38-56. 3. Руденский Е. В. Социальная психология: курс лекций, - М., 1998. 4. Современная социальная психология: Тексты / Под ред. Г. М. Андреевой. - М., 1984. 5. Шевандрин Н. И. Социальная психология в образовании. - М., 1995. 6. Хрестоматия по социальной психологии. - М., 1995. Раздел 2. Психология социального взаимодействия. Общение как социально- психологическое явление. План 1. Понятие общения в социальной психологии.
2. Коммуникативная, интерактивная, перцептивная стороны общения. 3. Функции общения (прагматическая, формирующая, подтверждение, организации и поддержания межличностных отношений, внутриличностная). 4. Типы межличностного общения (императивное, манипулятивное, диалогическое). Задания: 1. Определить особенности общения, при помощи комплекса методик проведя самотестирование. 2. Собрав данные, составить характеристику, в которой постараться проанализировать особенности проблемы общения и внести практические рекомендации по оптимизации общения. Диагностические материалы: 1. Тест "Общительный ли Вы человек?" 2. Личностный опросник Айзенка. 3. Методика диагностики доминирующей стратегии психологической защиты в общении В. В. Бойко. 4. Методика диагностики "помех" в установлении эмоциональных контактов В. В. Бойко. Литература 1. Андреева Г. М. Социальная психология. - М., 1998. 2. Злобина П. Г. Общение как фактор развития личности. - Киев, 1981. 3. Леонтьев. А. А. Психология общения. - М., 1994. 4. Общение и оптимизация совместной деятельности. / Под ред. Г. М. Андреевой. - М., 1987. 5. Шевандрин Н. И. Социальная психология в образовании. - М., 1995.
Особенности человеческой коммуникации. План. 1. Создание общего информационного поля. 2. Каналы передачи информации. 3. Практические проблемы оптимизации общения (обратная связь, коммуникативные барьеры, эффективное слушание). 4. Целенаправленное коммуникативное воздействие. Проблемы и тонкости педагогического воздействия. Задания для студентов: 1. Ознакомиться с диагностическими методами, направленными на оценку коммуникабельности. 2. Провести самотестирование. 3. Дать когнитивный анализ полученных результатов и внести рекомендации по развитию навыков общения. Практическая работа: 1. Тест «Общительный ли вы человек?» 2. Тест, «Какой вы собеседник?» 3. Тест для самоанализа коммуникативных качеств.
Вопросы для обсуждения: 1. Каково содержание понятия «коммуникативная деятельность общения»?
2. Каким образом реализуется социальная представленность в коммуникативной деятельности? 3. Каким образом реализуется индивидуально- личностная представленность в коммуникативной деятельности? 4. Какие факторы влияют на успешность или неуспешность приёма и передачи словесной или несловесной информации?
Литература 1. Андреева Г.М. Социальная психология. - М., 1997. 2. Битянова М.Р. Социальная психология. - М., 2001. 3. Руденский Е.В. Социальная психология. - М.,1997 4. Шибутани Т. Социальная психология. - М.,1996. 5. Еникеев М.И. Общая и социальная психология. - М., 1995. 6. Прикладная социальная психология / Под ред. А.Н. Сухова, А.А. Деркача. - М., 1998. 7. Шевандрин Н.И. Социальная психология. - М., 1995. 8. Жуков Ю.М. Диагностика и развитие компетентности в общении. - М., 1990.
Перцептивная сторона общения. План. 1. Понятие социальной перцепции. 2. Казуальная атрибуция как перцептивный механизм. 3. Особенности социального восприятия и источники перцептивных ошибок. 4. Механизмы социального познания (стереотипизация, эмпатия, идентификация и т.д.). 5. Самоподача и проблема открытости. Практическая работа: · Цель: приобрести навыки анализа перцептивной стороны общения посредством проективного материала. · Выполнить два рисунка: «Я такой, как есть» и «Я такой, каким хочу быть». Рисунки не подписываются, техническая сторона изображения не важна. Рисунки перемешиваются, затем произвольно берутся и демонстрируются. Все участники группы по очереди рассказывают, что они видят на рисунке, но не формально описывая его, а передавая свои ощущения от рисунка, например, каким, рисовавший видит себя, что хотел бы изменить в себе. Автор рисунка себя не обнаруживает, даёт возможность его определить. Затем автор рассказывает, что он хотел выразить этим рисунком, отмечает понравившиеся ему высказывания о рисунке, близкие его собственным ощущениям. · Обсуждение: - Какие отзывы о рисунках понравились, а какие - нет? - Что показалось интересным или необычным в дополнениях к рисункам? - Какие стороны авторов раскрываются в их дополнениях к рисункам? Конспектирование: 1. Саенко Ю.В. Психологические аспекты изучения суеверия // В.п. – 2006.- № 6.-С. 85.
Литература 1. Андреева Г.М. Социальная психология. - М., 1997. 2. Арронсон Элиот Общественное животное. Введение в социальную психологию. – М., 1998. 3. Битянова М.Р. Социальная психология. - М., 2001. 4. Майерс Дэвид Социальная психология. - М., 1996. 5. Руденский Е.В. Социальная психология. - М.,1997 6. Шибутани Т. Социальная психология. - М.,1996
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|