Конституционные основы местного самоуправления в РФ
Тема: Правовые основы местного самоуправления
Понятие и состав правовой базы местного самоуправления
Эффективное функционирование системы местного самоуправления во многом определяется уровнем развития его правовой базы.
Правовая база местного самоуправления — это система законодательных и иных нормативных актов, на основе которых оно функционирует.
Состав правовой базы местного самоуправления РФ
Формирование правовой базы местного самоуправления (см. рис.) основано на разграничении полномочий между уровнями власти и соподчиненности правовых норм. Поскольку установление общих принципов организации местного самоуправления является, согласно Конституции, предметом совместного ведения РФ и ее субъектов, оно предполагает издание федеральных законов и принятие в соответствии с ними законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ. Региональные законы позволяют конкретизировать положения федеральных законов применительно к местным условиям, однако они не могут противоречить Конституции РФ и федеральным законам. Муниципальные правовые акты не могут противоречить федеральным правовым актам и правовым актам субъектов РФ.
Правовая база местного самоуправления находится в стадии формирования. Но в системе правовых знаний уже выделилась особая отрасль права — муниципальное право. Оно регулирует правовые отношения, возникающие в процессе организации и деятельности местного самоуправления. Это комплексная отрасль права, появившаяся на стыке нескольких отраслей: конституционного права, административного права, финансового права, земельного права, экологического права и других отраслей права. Комплексный характер муниципального права отражает многогранный характер муниципальной деятельности.
Конституционные основы местного самоуправления
Конституционные нормы обладают высшей юридической силой в отношении всех других законодательных актов любого уровня. В сводном виде основные положения Конституции РФ по вопросам местного самоуправления представлены в таблице:
Конституционные основы местного самоуправления в РФ
Предмет регулирования
Статьи
Содержание конституционных норм
Глава 1. Основы конституционного строя
Статус местного самоуправления
3, п. 2
Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления
В РФ признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти
Муниципальная собственность
8, п. 2
В РФ признается и защищается муниципальная собственность
9, п. 2
В муниципальной собственности могут находиться земля и другие природные ресурсы
Глава 2. Права и свободы человека и гражданина
Основные права и свободы
Определяют деятельность органов местного самоуправления
24, п. 2
Органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом
32, п. 2
Право граждан избирать и быть избранными в органы местного самоуправления
Право граждан на индивидуальные и коллективные обращения в органы местного самоуправления
Право на жилище
40, п. 2
Органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище
40, п. 3
Обязанность предоставления жилья малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, бесплатно или за доступную плату из муниципальных жилищных фондов
Право на медицинскую помощь
41, п. 1
Бесплатная медицинская помощь в муниципальных учреждениях здравоохранения за счет соответствующих бюджетов, страховых взносов, других поступлений
Право на образование
43, п. 1
Общедоступное и бесплатное дошкольное, основное общее и среднее профессиональное образование в муниципальных образовательных учреждениях
43, п. 2
Бесплатное высшее образование в муниципальном образовательном учреждении на конкурсной основе
Глава 3. Федеральное устройство
Установление принципов организации местного самоуправления
72, п. 1, пп. «н»
Установление общих принципов организации местного самоуправления отнесено к совместному ведению РФ и субъектов Федерации
Глава 8. Местное самоуправление
Сфера деятельности
130, п. 1
Обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью
Форма осуществления
130, п. 2
Осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления
Территории
131, п. 1, п. 2
Осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций. Изменение границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление, допускается с учетом мнения населения
Структура органов
131, п. 1
Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно
Задачи и функции
132, п. 1
Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения
Выполнение государственных полномочий
132, п. 2
Органы местного самоуправления могут в законодательном порядке наделяться отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству
Гарантии прав
Местное самоуправление гарантируется правом на судебную защиту, на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, запретом на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией РФ и федеральными законами
Конституция РФ признает и гарантирует местное самоуправление, провозглашает его право на муниципальную собственность, включая собственность на землю и другие природные ресурсы, самостоятельное решение вопросов местного значения, самостоятельное формирование, утверждение и исполнение местного бюджета. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления, как упоминалось, не входят в систему органов государственной власти. Это необходимо трактовать не как утрату ими властной природы, а как невозможность органов государственной власти выступать в качестве вышестоящей инстанции по отношению к органам местного самоуправления.