Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Иммунный процесс и орган иммунитета

РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ.

ИММУННАЯ СИСТЕМА

Цель: прививать студентам коммуникативные умения и навыки, способствующие пониманию, восприятию и продуцированию профессиональных текстов.

 

Задачи обучения:

- формировать знания о синтаксических особенностях научного стиля речи;

- совершенствовать знания о способах выражения причинно-следственных, условных, временных и др. значений в простом и сложноподчиненном предложениях;

- учить определять жанры и подстили научного стиля речи;

- учить определять структуру текста, делить его на микротемы;

- учить заменять простые предложения с причастным и деепричастным оборотами сложноподчиненными предложениями;

- прививать навык постоянного самосовершенствования;

- совершенствовать навык работы в команде.

 

Основные вопросы темы

Речевой этикет. Оформление истории болезни.

Anamnesis morbi

Пример оформления истории болезни у больного М., 46 лет, находящегося на лечении в стационаре в течение 4-х дней с пневмонией

Считает себя больным с 21 декабря, когда после длительного переохлаждения к вечеру поднялась to до 39.2о С, знобило, появилась боль в правой половине грудной клетки при дыхании. Самостоятельно принимал парацетамол, что снижало to до 37,8оС. 22 декабря вызвал терапевта на дом. После осмотра в связи с выявлением изменений в легких был направлен на госпитализацию.

В тот же день поступил в терапевтическое отделение 7-й городской клинической больницы. При поступлении предъявлял жалобы на сухой кашель, боли в правой половине грудной клетки при кашле, при дыхании, на повышение to тела до 39оС. В стационаре были проведены обследования: общий анализ крови, общий анализ мочи, ЭКГ рентгенография легких. Была выявлена пневмония.

Проводится лечение: цефазолин в/м 2 р/д, в/в инъекции и таблетки (названия лекарственных препаратов не знает). На фоне лечения отмечается снижение to до 37,2оС, уменьшение болей в правой половине грудной клетки, изменение характера кашля (выделяется небольшое количество слизисто-гнойной мокроты).

 

 

ЗАДАНИЯ

Задание 1

Сделайте сообщение на утренней врачебной конференции о больной, поступившей в больницу во время Вашего дежурства. (Используйте материал предыдущего задания).

 

Задание 2

Прочитайте вопросы, ответы на которые необходимо получить при расспросе.

Anamnesis vitae

(история жизни)

 

Содержание раздела Возможные вопросы для пациента
Перенесённые заболевания – в хронологическом порядке, начиная с детского возраста, особо указать на перенесение туберкулёза, гепатита, венерических заболеваний, ВИЧ-инфекции (социально - опасных болезней).   Травмы и операции.   Аллергологический анамнез – аллергические реакции (крапивница, отек Квинке, анафилактический шок, сенная лихорадка) на медикаменты, пищевые продукты, бытовую химию, бытовую и библиотечную пыль.   Профилактические прививки (в том числе отводы по медицинским показаниям)   Гемотрансфузии   Лечение гормональными препаратами Чем Вы болели в детстве? Какие ещё заболевания у Вас были? Болели ли Вы туберкулёзом, гепатитом, венерическими заболеваниями, ВИЧ-инфекцией? Были ли у Вас операции (какие и когда)?   Были ли у Вас травмы?   Были ли у Вас сыпь на коже, отёк лица, потеря сознания на приём лекарственных препаратов, на шоколад, цитрусовые, клубнику? Есть ли у Вас аллергия на что-либо? На что именно?   Проводились ли Вам в детстве прививки (если нет, то почему не проводились)?   Переливали ли Вам кровь (плазму)? Как Вы перенесли?   Принимаете ли Вы постоянно гормональные препараты? Лечитесь ли Вы гормональными препаратами?
Обще биографические сведения – детство, пубертатный период. Служба в армии.   В какой семье Вы родились? Каким по счёту ребёнком Вы родились? Когда Вы начали говорить и ходить? Как Вы учились в школе? Часто ли Вы болели в детском возрасте? Где Вы учились после школы, служили ли Вы в армии? В каких войсках и где Вы служили? Почему Вы не служили в армии?
Производственный анамнез – начала трудовой деятельности, характер работы на всем протяжении жизни, выход на пенсию. Производственные вредности. Условия труда в период, непосредственно предшествующий заболеванию В каком возрасте началась Ваша трудовая деятельность, где и кем Вы работали на протяжении жизни? В каком возрасте Вы вышли на пенсию? С какими производственными вредностями Вы сталкивались? Где и кем Вы работали перед началом заболевания?
Бытовой анамнез – материальные условия, жилищные условия, питание, особенности отдыха, занятия физкультурой и спортом. Как Вы оцениваете среднемесячные доход на одного члена семьи?   Где Вы живёте? На каком этаже?   Как Вы оцениваете коммунальные условия? Как Вы питаетесь? Употребляете (едите) ли мясо, рыбу, фрукты и овощи? Есть ли у Вас какие-нибудь любимые продукты питания? Как Вы отдыхаете после работы и во время отпуска?   Занимаетесь ли Вы физкультурой и спортом?
Привычные интоксикации – курение, приём алкоголя и наркотиков.   Гинекологический анамнез (у женщин) – менструации, беременности, роды, аборты, выкидыши, время наступления климакса и его характеристика Вы курите? Как много Вы курите?   Вы принимаете алкоголь?   Какие виды спиртных напитков Вы предпочитаете? В каком количестве?   Употребляете ли Вы наркотики?   В каком возрасте наступили менструации? Они регулярные?   Какова их продолжительность и обильность? Бывают ли болезненные менструации? Сколько было у Вас беременностей? Сколько из них закончилось родами? Когда у Вас наступил климакс? Как он протекал?
Брачно-семейные отношения (у мужчин и женщин), состояние здоровья супруга Есть ли у Вас муж (жена)?   Какие отношения у Вас в семье?   Сколько у Вас детей?   Какое здоровье у мужа (жены)?
Семейный анамнез – состояние здоровья ближайших родственников, в случае их смерти – возраст и причина смерти Какие болезни у ваших матери и отца, братьев и сестёр? В каком возрасте умер Ваш отец (мать)?   Какова причина смерти?

 

Задание 3

ü Прочитайте вопросы врача пациенту о младенческом периоде жизни при сборе анамнеза.

- В срок или преждевременно Вы родились?

- Каким ребёнком Вы родились, первым или нет?

- Сколько лет было родителям в момент Вашего рождения?

- Каким было вскармливание: молоком матери или искусственное?

- Когда прекратилось вскармливание молоком матери?

- Когда Вы начали говорить?

- Когда Вы начали ходить?

- Какие инфекционные заболевания Вы перенесли в младенческом возрасте: желтуха, коклюш, скарлатина, дифтерия?

- Где Вы жили в этот период: в городе или деревне?

- Какими были жилищные условия?

- Какими были материальные условия в тот период?

 

Задание 4

Разыграйте ролевую игру.

Один из вас врач, другой пациент. Составьте диалоги врача и пациента, если собирается анамнез: О детском периоде жизни больного; О юношеском периоде жизни больного. Врача интересует состояние здоровья в этот период, место жительства, жилищные условия, характер питания, физическое и психическое развитие, перенесённые заболевания.

 

Задание 5

ü Прочитайте пример написания Anamnesis vitae.

Пример написания Anamnesis vitae пациентки Д., 67 лет, находящейся на лечении по поводу артериальной гипертензии Из перенесенных заболеваний указывает ветряную оспу и краснуху в детстве, частые ОРВИ, в возрасте 36 лет. Перенесла пневмонию. Туберкулёзом, гепатитом, венерическими заболеваниями, ВИЧ-инфекцией не болела. В возрасте 54 лет перенесла холецистэктомию, в 60 лет была закрытая черепно-мозговая травма.

Аллергических реакций в виде крапивницы, отека Квинке, анафилактического шока на медикаменты, пищевые продукты и бытовые аллергены не было. Отмечает насморк во время цветения берёзы. Профилактические прививки проведены вес в детском возрасте без осложненний. Гемотрансфузии не проводились. Гормональными препаратами не лечилась.

Родилась в г.Иваново в семье рабочих 3-м по счету ребёнком (всего 5 детей). Возраст, когда начала ходить и говорить, не помнит. В физическом и психическом развитии от сверственников не отставала. Училась хорошо. Закончила 10 классов. В детстве часто болела простудными заболеваниями. После школы закончила ИвГУ (филологический факультет). Трудовую деятельность начала в 23 года. Вся трудовая деятельность прошла в школе. Работала учителем. На пенсии с 60 лет (прекратила работать). Из производственных вредностей отмечает эмоциональные перегрузки.

Материально обеспечена удовлетворительно. Живет в 2-х комнатной квартире со всеми удобствами на 2 этаже. Питается регулярно. Мясо, фркуты и овощи употребляет регулярно. Любит подсаливать пищу. В свободное время любит читать и смотреть телевизор. Физкультурой и спортом не занимается.

Не курит, алкоголь и наркотики не употребляет.

Менструцации – с 13 лет, были регулярными, продолжительностью 4-5 дней, необильными, безболезненными. Было 2 беременности, закончившиеся родами. Климакс – в 50 лет, протекал с приливами и подъёмами АД.

Живёт с мужем. Сын и дочь живут отдельно. Психологический климат в семье удовлетворительный. У мужа – хронически бронхит (курит).

Отец умер в возрасте 75 лет от рака лёгких. Мать умерла в возрасте 80 лет, страдала гипертонической болезнью. У двух сестёр – гипертоническая болезнь. У брата – хронический гастрит.

 

Задание 6

ü Разыгрывайте ролевую игру. Один из вас врач, другой пациент. Составьте диалоги врача и пациента на основании информации.

 

Задание 7

ü Прочитайте текст

Иммунный процесс и орган иммунитета

Что такое иммунитет с точки зрения биологии? В первую очередь под этим подразумевается невосприимчивость к какой-либо инфекционной болезни, проявляющаяся потому, что человек либо уже переболел этой болезнью, либо ему была сделана соответствующая прививка, либо он обладает естественной, врожденной невосприимчивостью к инфекции. Такое понимание иммунитета существовало 30-40 лет назад.

А как же чужое сердце? Именно реакция на чужое сердце, а раньше на чужую почку, чужие эритроциты, чужие молекулы и заставили ученых пересмотреть свои взгляды на иммунитет только как на восприимчивость к инфекции.

В 1965 году известный советский иммунолог член-корреспондент АМН СССР профессор Рэм Викторович Петров предложил следующее определение иммунитета: «Иммунитет - это способ защиты организма от живых тел и веществ, несущих на себе признаки генетической чужеродной информации».

В этом определении уже учтены и микробы, и чужое сердце, и чужие молекулы. Иммунитет - защитное средство организма, а иммунология - наука, изучающая механизмы иммунитета и способы управления им.

У этой науки счастливая судьба: хотя она и молода (возникла в конце прошлого века), заслуги ее признаны всем миром, потому что именно иммунология избавила человечество от многих инфекционных заболевании (например, оспы, полиомиелита). А сейчас эта наука переживает период бурного развития. В последние 10-15 лет ученые очень интенсивно изучают инфекционный иммунитет, в результате чего возникла неинфекционная или тканевая иммунология. Болезни новорожденных и проблема несовместимости крови, возможность замены больных органов здоровыми (трансплантационный иммунитет), раскрытие противоопухолевого иммунитета, выяснение причин аутоиммунных (т.е. направленных против собственных тканей организма) процессов - таков далеко не полный перечень важнейших проблем неинфекционной иммунологии.

Известно, что каждой функции организма соответствует и определенное структурное образование – орган или система органов. Так, сердце, артерии, капилляры и вены обеспечивают функцию кровообращения, пищеварительный тракт и пищеварительные железы – функцию переваривания пищи и т.д.

Несколько иначе обстоит дело с органом иммунитета. Соответственно органа в привычном, анатомическом, значении этого слова нет: участки лимфоидной ткани, ответственной за иммунитет, рассредоточены по всему организму. Самые крупные скопления лимфоидной ткани – селезенка и лимфатические узлы.

Кроме того, лимфоидная ткань есть и в ряде других органов: вилочковой железе (тимусе), костном мозге, аппендиксе, миндалинах. Каждый из этих органов играет в иммунитете свою специфическую и очень важную роль, во многом еще не раскрытую.

Особенность органа иммунитета заключается также и в том, что он, кроме иммунологической, выполняет кроветворную и защитную функции. Все три функции лимфоидной ткани тесно связаны между собой. Иммунный процесс складывается из трех основных этапов: информации органа иммунитета об антигене (чужом белке), его переработки и выдачи иммунологического ответа.

Первую информацию об антигене получает ближайший к месту его проникновения в организм лимфатический узел, а если антиген вводится непосредственно в кровь, - селезенка. Здесь антиген, попавший в организм в виде твердых частиц (микробы, вирусы), задерживается. Появление антигена в селезенке или лимфатическом узле служит сигналом к образованию макрофагов – крупных подвижных фагоцитов (фагоциты – «пожирающие клетки», выполняющие роль «мусорщиков» организма, - были открыты выдающимся русским ученым И.И. Мечниковым). Макрофаги образуются из крупных соединительных клеток – ретикулярных клеток. Макрофаги принимают участие в переработке антигена, то есть они обеспечивают второй этап иммунного процесса. Дело в том, что «твердый» антиген не может вызвать иммунологического ответа до тех пор, пока он не будет переведен в жидкое (коллоидное) состояние. Эту задачу как раз и берут на себя макрофаги, обладающие способностью к внутриклеточному пищеварению. Как показали исследования, переработка антигена макрофагами не только в его «растворении», но и в образовании прочного комплекса между антигеном и РНК макрофага. Предполагают, что этот комплекс «РНК-белок» предает информацию об антигене на другие клетки лимфоидной ткани, а именно на лимфоциты, которые после ряда превращений трансформируются в плазматические клетки.

Р.В.Петров очень удачно сравнил организм с государством, а силы иммунитета - с его армией. Центральная фигура армии иммунитета – малый лимфоцит. Почему малый? Да потому, что это действительно небольшая клетка, в десять раз меньше обычной клетки печени. А кроме того, существует еще и большой лимфоцит.

По словам известного американского биолога Ф.М.Бернета, «малые лимфоциты» - вездесущие клетки в организме. Они составляют 30-40 % всех лейкоцитов крови, являются наиболее типичной клеткой тимуса, лимфатических узлов, селезенки. Громадное число таких лимфоцитов можно обнаружить в слизистой зева и кишечника, заметные их количества «странствуют» почти по всем тканям организма. Есть основания полагать, что малый лимфоцит может трансформироваться во все другие типы лимфоидных клеток. Как уже говорилось, малые лимфоциты после серии превращений трансформируются в плазматические клетки. Отличительной особенностью плазматических клеток является образование и выделение белка. Чем ближе плазматическая клетка к зрелости, тем более выражена эта особенность. Зрелые плазматические клетки представляют собой как бы одноклеточные белковые железы, непрерывно вырабатывающие и выделяющие в окружающую среду (в лимфу и кровь) иммунный белок, гамма-глобулин.

Специализирующаяся на синтезе гамма-глобулина плазматическая клетка резко отличается от лимфоцита: ее цитоплазма занимает значительную часть клетки, в то время как лимфоцит почти лишен цитоплазмы. В селезенке и лимфоузлах много переходных между лимфоцитом и плазматической клеткой форм: плазмобластов и лимфобластов. Созревание плазматических клеток и выделение гамма-глобулина – завершающий этап иммунного процесса.

Итак, армия иммунитета – лимфоидные клетки, главные подразделения – лимфоузлы и селезенка.

 

ü Выпишите из текста предложения с причинными, условными, сопоставительными конструкциями. Подберите к ним синтаксические синонимы.

ü Трансформируйте предложения с причастными оборотами в СПП с придаточным определительным.

ü Что изменилось в восприятии предложений? Определите тип научного текста.

 

Задание 8

ü Переделайте предложения, превратив придаточные предложения причины в придаточные следствия, придаточные следствия - в придаточные причины.

Гипс плохо застывал, поэтому не создавал полной неподвижности костей. Во время эпидемий полиомиелита на один случай приходится 200 стертых и бессимптомных форм, поэтому человек, сам того не подозревая, становится распространителем инфекций. Надо регулярно чистить зубы и полоскать рот после еды, потому что ежедневно на зубах появляется белый налет.

 

Задание 9

ü Произведите замену обстоятельственных предложений деепричастными оборотами.

Врач решил оперировать больного, потому что других вариантов спасения жизни пациента не было. Зубной камень снимается с трудом, потому что он прочно соединен с поверхностью зуба. Гипсовая повязка обладает высокими лечебными свойствами, потому что хорошо защищает рану от загрязнения и инфицирования, способствует гибели находящихся в ней микробов.

 

Задание 10

ü Прочитайте текст

Зачем человеку тимус?

Какую функцию в организме человека выполняет тимус? Всего 15-20 лет назад об этом никто не знал. А сейчас говорят иногда о новой науке - тимологии. История изучения этого органа похожа на детектив.

У позвоночных, а значит и у человека, есть довольно крупный орган – тимус. Как и полагается в детективах, у него есть ещё два «имени»: вилочковая и зобная железа. Известно, что тимус расположен в грудной клетке между грудиной и трахеей, над сердцем. Тимус развивается так же, как обычно развиваются другие железы: уже на первом месяце существования зародыша образуются четыре выроста глоточной кишки, которые, объединяясь попарно, образуют типичную железу, соединённую водными протоками с будущим пищеводом. Вскоре эти протоки исчезают, а сама ткань тимуса приобретает рыхлую структуру. В ней появляются в огромном количестве клетки другого типа – лимфоциты, которые оттесняют клетки железы в её центр (эту часть называют мозговым веществом тимуса).

Вес вилочковой железы у новорождённого ребенка 10-15 граммов. Заметим для сравнения, что селезёнка новорождённого весит 11 граммов, сердце - 24 грамма, а щитовидная железа - 4,6 грамма. То есть тимус у ребёнка – весьма заметный орган.

После рождения ребёнка тимус продолжает расти медленнее, чем другие части тела. В 9-12 лет вес его достигает максимума – 30-40 граммов, после чего рост прекращается, и в 25-27 лет он начинает медленно атрофироваться. У пожилых людей на его месте развивается жировая ткань, в толще которой остаются едва заметные островки мозгового вещества. Кстати, взвесить тимус было не просто. Он, как и принято в детективе, маскировался под второстепенное действующее лицо. При вскрытии умерших от разных причин детей или молодых людей вилочковая железа оказывалась маленькой и сморщенной. Это состояние железы ошибочно считали нормальным.

И только после специальных исследований на животных выяснилось, что тимус сморщивается и резко уменьшается в размерах вследствие заболевания: только при мгновенной смерти тимус в момент вскрытия остается такого же размера, как и в здоровом организме. Это было непонятно, но говорило о важности тимуса. Какова же его функция? Ученые предположили, что раз максимальное развитие тимуса приходится на период быстрого роста организма, то, возможно, эта железа вырабатывает какой-то гормон роста. С другой стороны, развитие тимуса прекращается в момент полового созревания – может быть, тимус сдерживает развитие половых желёз? Если эти предположения верны, можно было ожидать, что у животного с удалённым тимусом замедлится рост, будет наблюдаться раннее половое созревание. И что же? Опять все шло, как в детективе: исследователей ждало разочарование. У собак, кошек, крыс удаляли тимус, а оперированные животные, казалось, и не замечали потери такого крупного органа. Исследование зашло в тупик. Прошли десятки лет, прежде чем вилочковая железа снова оказалась в центре внимания медиков и биологов.

Почему? Стало ясно, что лимфоциты – основная сила армии иммунитета.

Тимус же прямо нафарширован лимфоцитами! В эмбриональном периоде первые лимфоциты обнаруживаются в тимусе, к моменту рождения тимус – самый большой лимфоидный орган. Беспозвоночные лишены тимуса – и у беспозвоночных нет специфического иммунитета (т.е. выработки определенных антител в ответ на чужеродный белок).

Исследователи опять использовали метод удаления тимуса. Только на этот раз сразу же после рождения, до того, как организм приобретает способность к иммунитету.

Результаты были удивительными: у новорождённых мышей, лишённых тимуса, не развивалась лимфатическая система, не вырабатывались антитела, в крови содержалось очень мало лимфоцитов, да и те не проявляли никакой активности. Если тимус удаляли у взрослого молодого животного, то эффект обнаруживался тоже, но не сразу: лишь через несколько месяцев у него наступало ослабление иммунитета.

Исследования продолжались – и вместе с ними появлялись новые удивительные сведения о тимусе. Например, известно, что если в кровь попадает чужеродный белок, то все лимфоциты в лимфоузлах и селезёнке начинают делиться, превращаясь в плазматические клетки, которые синтезируют антитела.

Ничего подобного не происходит с лимфоцитами тимуса: они прямого участия в реакции против чужеродного белка не принимают. Однако, если чужеродный белок ввести прямо в тимус, то его лимфоциты делают то, что им положено: превращаются в плазматические клетки и вырабатывают антитела.

Из этих наблюдений был сделан такой вывод. Видимо, существует какой-то барьер, не пропускающий в тимус белковые вещества. Поэтому лимфоциты тимуса просто «не знают» о том, что в крови появляется чужой белок, и, естественно, на него не реагируют. До сих пор было известно, что таким барьером в организме окружены только самые важные органы – мозг, глаз. Следовательно, тимус занимает в организме совершенно особое положение.

Какое? На этот вопрос пытались ответить многие учёные, в том числе создатель очень интересной теории иммунитета Ф.М.Бернет.

Согласно этой теории, плазматические клетки, способные продуцировать антитела, образуются из лимфоцитов. Они очень разнообразны – каждая из них производит свой особый тип антител. Лимфоциты впервые образуются в тимусе. Те из них, которые вырабатывают антитела к собственным тканям организма, здесь же и уничтожаются (вот почему антитела в дальнейшем не борются с тканями своего организма!). Другие же лимфоциты расселяются из вилочковой железы в другие органы. И если теперь в организм попадёт чужеродный белок, это вызовет реакцию именно тех лимфоцитов, которые способны выработать соответствующие антитела. Они начинают размножаться и превращаться в плазматические клетки.

Таким образом, в этой картине иммунитета тимусу отведена очень важная роль: тимус – штаб лимфоидной армии.

 

ü Определите тему, основную мысль текста, его стиль.

ü С помощью каких языковых средств обеспечивается смысловая связь между предложениями, между абзацами?

ü Произведите синтаксический разбор двух сложных предложений.

ü Сформулируйте вопросы к тексту.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...